Что такое романтизм классицизм сентиментализм кратко. Внеклассный урок – литературные направления
Урок литературы в 9-м классе на тему “Русский сентиментализм”
Разделы: Литература
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, в тетрадях мы запишем только число, а вот тему – немного позднее, и поможете мне ее сформулировать вы сами.
Итак, на ряде предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведениями русской литературы 18века.
– К какому художественному методу относятся эти произведения? (Классицизм).
– Кого из писателей классицистов вы можете назвать? (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин).
– Только ли в литературе проявлялись принципы классицизма? (Нет. Еще в живописи, скульптуре, архитектуре).
– Верно. А сейчас взгляните еще раз на изображение знакомой вам скульптуры Федота Ивановича Шубина. “Бюст Толщина” (1775 год).
– Вспомните, какие черты классицизма отразились в этом скульптурном изображении?
- Изображен знатный человек, вельможа.
- Автор подчеркивает ум, волю этого государственного чиновника.
- Надменный вид, одет в пышные, парадные одежды; на нём парадный парик;
- Патриотическая идея (прославление лучших государственных мужей, которые продвигали Россию вперёд).
Учитель: И ещё один портрет, написанный в традициях классицизма (П. Н. Никитин “Портрет Г. И. Головкина”)- и здесь парадность, торжественность обстановки, изображается вельможа при чинах и орденах, на лице – строгость, суровость, надменность.
Всё это произведение 70-ых годов 18 века. А вот репродукция живописного полотна, созданного пятнадцатью годами позднее – “Портрет сестёр Гагариных” пера Боровиковского.
– Вписывается ли этот портрет в рамки классицизма? (НЕТ)
(- Кто изображён? (простые девушки, одетые в простые одежды)
Чем занимаются? (Занятия их просты и безыскусны-хотят исполнить песню, и аксессуары- гитары, ноты)
– Как одеты? ( Просто по домашнему)
– Каковы позы? (Естественные, непринуждённые, просто встали, а не перед зеркалом долго репетировали)
– Выражение лиц? Настроение? (Спокойное, умиротворённое)
– Каков фон? Цветовая гамма? (Фон – природа, цвета приглушены; снята парадность)
– Что здесь главное: разум или чувства девушек? Учитель: Итак, всё это говорит о том, что в живописи
намечается совершенно иной подход к изображению личности, человека.
Художник стал обращаться к внутреннему миру человека, его чувству, другим стал герой.
Тоже самое происходит и в литературе.
– Скажите, как ещё называют человека чувствительного?
-Верно. И новый художественный метод который пришел на смену классицизму, называется сентиментализм.
– Итак, какую темы мы запишем в тетради?
II. Лекция учителя с элементами беседы.
Основные положения (план) учащиеся записывают в тетради.
С. возникает, когда классицизм переживает 1-й кризис 60 годы 18 века. Первое произведения создают Херасков (“Слезная драма”), Эмин. Но С. сложился как направление в 90-е годы 18 века, когда в литературу приходит Н.М. Карамзин и становится его главою.
Произведение, в котором отражались все принципы Сентиментализма, стала повесть “Бедная Лиза”, (было много подражательных произведений: “Бедная Маша” (Татьяна, Генриетта)). В рамках этого художественного метода создают свои произведения Радищев, .
2. Принципы сентиментализма.
- Исходит не из культа разума, а из культа чувства.
- Изображение частной жизни частного человека (т.е. любовь, сердечные, душевные переживания). Объект – простой человек.
- Человек понимается как личность. Личностью становится тот, у кого высокие идеальные устремления (а значит пристальное внимание к внутреннему миру человека).
- Реформа языка (Карамзин).
– изгоняются старославянизмы, но нет и грубых просторечных слов. Ориентир – язык культурного общества. Привносится повышенный элемент чувствительности, а для передачи особых чувств нужен особый язык.
Так, например, частые восклицания, передающие сентиментальные чувства (Ох! Ах!); слова “пичужка”, “хижина”- подходят, “изба”- нет; можно “юноша”, но не парень.
– Скажите, а где, в чём, человек может наиболее открыто, доверительно написать о своих чувствах? (в письме, дневнике. )
– Верно, запишем 5-ый пункт: - Жанры Сентиментализма – дневники, письма, путевые заметки, мемуары, повести и романы, послания.
- Восхищение красотой природы.
III. Закрепление.
1. А теперь рассмотрим это на конкретном примере.
Сейчас Вы прослушаете стихотворение В. А. Жуковского “Песня”, которое является посланием, и постарайтесь доказать, что это действительно произведение сентиментализма.
Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение, а учащиеся должны подчеркнуть в тексте (на компьютере) приметы сентиментализма и устно провести итог своих наблюдений.
Заслушиваются несколько человек, обобщаются результаты наблюдений.
Учитель: Хорошо, молодцы.
А вспомните, в чём видел М. В. Ломоносов назначение поэта в стихотворении “Разговор с Анакриотом”? А Жуковский несколькими годами спустя воспевает возлюбленную, и делает это великолепно. Время меняет приоритеты.
– Подчеркнуть в тексте стихотворения приметы сентиментализма.
2. А сейчас перед вами на экранах мониторов сравнительная таблица “Классицизм и сентиментализм”.
Она заполнена частично. Восполните пробелы.
(Учащиеся продолжают парную работу, заполняют пустые графы таблицы).
Классицизм и сентиментализм
(сравнительная таблица-см. презентацию, Приложение1).
3. И последний этап вашей работы – выполнение тестовых заданий.
На экране – задание.
Тесты.
По теме: “Русский сентиментализм”
1. Какому из художественных методов соответствует “мир чувства”?
- А. Классицизму
- Б. Сентиментализму
2. Какой из художественных методов является продуктивным?
- А. Сентиментализм
- Б. Классицизм
3. В основу какого художественного метода положен принцип “подражания природе”?
- А. Классицизма
- Б. Сентиментализма
4. К какому идейно – эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения?
- “Бедная Лиза” Классицизм
- “Разговор с Анакреоном” Сентиментализм
- “Недоросль” Просветительский реализм
5. Кого из писателей принято считать главой русского сентиментализма?
- A. М. В. Ломоносова
- Б. Н. М. Карамзина
- B. А. Н. Радищева
6. Какому литературному направлению соответствуют следующие краткие характеристики:
- Рассудочность Классицизм
- Рационализм Сентиментализм
- Чувства Просветительство
7. Соотнести литературные жанры и художественные методы.
- А. Сатирические очерки, правовоспитательный авантюрный роман и басня;
- Б. Элегия, переписка, дневники, путешествие, очерк, повесть, роман, драма;
- В. Баллада, сказка.
Сентиментализм:
Романтизм:
Просветительский реализм:
8. Выбрать признаки, которые характеризуют сентиментализм.
- А. Главная задача – прославление государственности, культ разума.
- Б. Центром изучения является человек, конкретный, честный во всём разнообразии индивидуальной натуры, чаще принадлежащий к средним и низшим классам.
- В. Ценность человека обусловлена чаще принадлежностью к высшему классу.
4. В Живом Журнале Интернета есть Интернет- сообщество
любителей XVIII века. Его адрес вы видите на экранах монитора. Двоим ребятам было предложено ознакомится со страницами этого журнала и ответить на вопросы :
- О чём здесь можно узнать?
- Какие вопросы обсуждаются любителями “предпозапрошлого столетия”?
- Какие полезные ссылки можно найти на этом сайте?
Послушаем, каковы результаты их работы.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1. Читать повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”; найти в ней черты сентиментализма.
2. По желанию: сформулировать вопрос, который вы зададите в Интернет – сообществе любителей XVIII века или подготовить небольшую информацию для живого журнала на тему: “Что я узнал о русском сентиментализме” или “Что показалось мне интересным на уроке “Русский сентиментализм” ”.
3. Опережающее задание (по желанию; работа может быть в группе):
Подготовить слайд – шоу (или презентацию) на тему: “Русский романтизм” (живопись, скульптура, архитектура).
4. Индивидуальное задание: Используя Интернет-ресурсы, подготовить небольшое сообщение “Архитектура сентиментализма” (желательно с иллюстративным материалом).
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА
Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.
I. Проверка домашнего задания.
Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.
Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.
На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.
Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.
В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.
Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.
По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].
Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.
1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
Русский классицизм не был простым подражанием западному.
В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.
С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.
Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.
Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.
В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.
Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».
События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.
Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.
От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.
2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.
Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.
Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».
Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.
Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.
Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.
Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии. это мир. населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»
Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)
Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.
Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.
Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.
Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.
Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.
Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.
Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.
В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, И. А. Крылов и другие писатели. В сатирических журналах Н. И. Новикова, в комедиях Д. И. Фонвизина, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».
Главная черта реализма – умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.
Новый тип реализма сложился в XIX веке – это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.
Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин – великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистами были Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.
Ответить на вопросы :
Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической. – презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемСофья Вязмитинова
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.” — Транскрипт:
1 Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической эпохи Представляют особый тип героя Выражают определённое мировоззрение Выбирают характерные темы и сюжеты Работают в определённых жанрах Выделяются стилем художественной речи Выдвигают определённые жизненные и эстетические идеалы
2 Классицизм 17 – начало 19 вв. Русский классицизм – национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петра 1 Отличительные черты -Нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлечённость в изображении -надуманные образы, схематичные характеры – Назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных -использование языка, мало понятного простому народу -общенациональная, гражданская направленность – Установление иерархии жанров: «высокие» (оды, трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма), «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы) – Правило «трёх единств»: времени, места и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии)
3 Представители классицизма Русская литература: М. Ломоносов («Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года») Г. Державин (ода «Фелица») А. Сумароков (трагедии) Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль») Западноевропейская литература : П. Корнель, Вольтер, Мольер, Ж. Лефонтен
4 сентиментализм 2-ая половина 18 – начало 19 вв. Отличительные черты – Раскрытие человеческой психологии – Высшей ценностью провозглашается чувство – Интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту – Идеализация действительности, субъективное изображение мира – Идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой – Произведение часто написано от 1-го лица, что придаёт ему лиризм и поэтичность
5 Представители сентиментализма Русская литература: -В. Жуковский (ранние стихи) -Н. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») -А. Радищев (путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву» Западноевропейская литература: Ж.Ж.Руссо, Ричардсон, И. В. Гёте
6 Романтизм Направление, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту Отличительные черты – необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей – мечтательность, идеализация действительности, культ свободы – стремление к идеалу, совершенству – сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя – изображение героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой) – Контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного
7 Представители романтизма Русская литература – В. Жуковский (баллады Людмила», «Светлана», «Лесной царь» – К. Рылеев (поэмы ) – А. Пушкин (Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан») – М. Лермонтов (поэма «Мцыри») – Н. Гоголь (повести «Вечера на хуторе близ Диканьки») – – М. Горький (рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – Западноевропейская литература – Д. Байрон, И.В. Гёте, Шиллер, Гофман, П.Мериме, В. Гюго, В. Скотт
8 Реализм Направление в искусстве и литературе 19 – 20 вв., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни. Отличительные черты – В основе лежит конфликт: герой – общество – типичные литературные персонажи – Типичные приёмы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер) – Изображение определённой исторической эпохи, реальных событий – Изображение событий и героев в развитии – Все персонажи изображаются не отвлечённо, а во взаимодействии с окружающим миром
9 Представители реализма -А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») – А. Пушкин («Маленькие трагедии», «Евгений Онегин») – М. Лермонтов (роман «Герой нашего времени») – Н. Гоголь (поэма «Мёртвые души») – И. Тургенев (романы «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.) – Л. Толстой («После бала», «Воскресение», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» и др.) – Ф. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.)
10 Роды художественной литературы поэтические прозаические лирика эпос драма
11 Основные литературные жанры (лирика) ода стихотворение элегия песня дума послание эпиграмма
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530930/
http://infourok.ru/klassicizm-sentimentalizm-i-romantizm-v-russkoy-literature-stanovlenie-i-razvitie-realizma-2462267.html
http://www.myshared.ru/slide/1235431/