Джотто поцелуй иуды история создания. «Поцелуй Иуды» Джотто
Содержание
Джотто поцелуй иуды история создания. «Поцелуй Иуды» Джотто
-
-
-
-
-
- Добавить в библиотеку
- Мне понравилось
- Отслеживать автора
- Пожаловаться на книгу
Комментарий
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Настройки
Библейские сюжеты в живописи великих мастеров
Понравилась книга?
Отложите ее в библиотеку, чтобы не потерять
Понравилась книга?
Хотите получать уведомления о пополнении книги на смартфон, без регистрации ?
Push-уведомления?
С сайта https://litnet.com поступил запрос на отправку уведомлений:
Понравилась книга?
Хотите получать уведомления о пополнении книги на смартфон, не заходя на сайт ?
Читать без интернета?
Пользователи приложения читают книги нашего сайта без подключения к Интернету.
Джотто Ди Бондоне. Поцелуй Иуды
Джотто Ди Бондоне. Поцелуй Иуды.
Фреска. Капелла Скровеньи (дель Арена). Падуя. (1267-1337 гг.)
В Падуе, где на фундаменте римского театра в 1305 году богатым купцом была построена капелла дель Арена, которую по имени заказчика называют еще и капеллой Скровеньи, великий флорентиец Джотто ди Бондоне создал фрески, определившие пути дальнейшего развития живописи в Европе. Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто, родившийся около 1266 года, происходил, как утверждает легенда, из крестьянской или ремесленной среды. Вероятно, поэтому зрители впервые увидели в росписях, созданных на сюжеты из жизни Христа и Марии, лица и приземистые фигуры простолюдинов. Его герои решительно отличались от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства.
Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. В его композициях впервые появилась пространственная глубина, а объемы фигур были энергично моделированы при помощи светотени. Словом, Джотто был художником, который пробудил интерес мастеров искусства Италии к построению реального объема и пространства — некой сценической площадки, на которую он выводил своих очеловеченных героев.
Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости.
«Поцелуй Иуды» или «Лобзание Иуды» — сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Лк 22:47-48
«…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»
В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель.
На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда Искариот изображены в профиль. Они смотрят друг другу в глаза. Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколобый, уродливый Иуда. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологической глубины.
Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял… правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2 Цар.20:9-10). При этом исследователи пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство, т.е. желание скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или бессмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».
“Поцелуй Иуды» стал символом, выражающим высшую степень коварства человека и предательства. Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.
Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.
“ В «Поцелуе Иуды» Джотто выступает подлинным режиссером трагического сюжета евангельской истории: измены ученика своему учителю. Так же, как на театральных подмостках, где существует вторая самостоятельная жизнь, на фреске Джотто, в замкнутом пространстве композиции, вершится магия искусства, которая заставляет зрителя поверить в этот второй мир, столь же убедительный, как и сама жизнь. Джотто заставляет зрителя волноваться, негодовать, верить. Он всеми средствами стремится оживить сцену, занять место справа или слева от Христа и определить свою нравственную позицию.
В образах Джотто земной человек, исполненный сознания собственного достоинства, вновь стал славной темой изобразительного искусства. Таким образом, создавая типические, подлинно народные образы, Джотто, подобно его великому современнику Данте Алигьери, перестраивал взаимоотношения между художником, церковью, обществом и отдельной личностью. В его светлых, легких фресках, поражающих гармонией синих, розовых и охристых цветов, старинное предание обретало новое бытие и подвиги божественные становились человеческими. “(М. В. Алпатов).
Зачем Иуда поцеловал Христа на картине Джотто
Для искушённого зрителя, привыкшего к яркому колориту и чёткой перспективе, картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» на первый взгляд может показаться невыразительной и статичной. Тем не менее история данного произведения, как и его смысл, требуют более глубокого и детального рассмотрения.
Джотто ди Бондоне знаменит тем, что был первым художником, попытавшемся создать авторское, частное искусство, основанное на личных переживаниях автора. Он является крупнейшим предшественником Возрождения. Джотто ди Бондоне создал живописный язык, которым пользовались все художники вплоть до XIX века. Полотно «Поцелуй Иуды», наряду с фреской «Оплакивание Христа», стало ключевым в его творчестве, т.к. именно в нём острее, чем где-либо чувствуется мастерство художника и динамика всего действия.
Сюжет данной картины взят из Библии и широко известен многим. Иуда – персонаж, чьё имя стало нарицательным – один из наиболее приближённых к Христу учеников, предал его властям. На картине изображён момент «указывания» Иудой на своего Учителя – именно с помощью поцелуя враги Иисуса смогли его выделить среди других. Джотто ди Бондоне стремился передать момент абсолютного накала, отсчитывание тех долей секунд, после которых наступает катастрофа. Полотно передаёт то настроение, когда сторонний зритель понимает, что наступила точка невозврата – предательство совершено, величайшего из Мессий человечества ждут ужасающие пытки.
Примечательны эмоции и настроения героев картины. Джотто ди Бондоне активно использовал контраст между прекрасным и отвратительным – именно в этом контрасте изображены лица Христа и Иуды. И если в чертах Иуды можно прочесть подлость, страх и вместе с тем восхищение, то лицо Христа абсолютно спокойно. Учитель предателя точно знает о его поступке, он смиряется со своей судьбой и вместе с тем прощает несовершенство продавшего его человека.
Картина явно передаёт сумасшедшую динамику этого момента, хаос и суматоху. В толпе, окружающей главных героев, смешались как другие ученики Христа, так и поспевающие к нему стражи. Взметнувшиеся вверх факелы, мечи и ножи пытаются поразить «врага», тем не менее ни одна из сторон уже не способна во всеобщей давке отличить друзей от предателей.
В картинах ди Бондоне впервые появляются такие понятия, как перспектива и внутреннее пространство. Полотно «Поцелуй Иуды» выстроено, возможно, не совсем правильно с точки зрения перспективы, тем не менее оно передаёт объём. Композиция картины такова, что в первую очередь взгляд наблюдателя падает на ключевые фигуры – Иисуса и Иуды, – и лишь затем зритель обращает внимание на остальных людей. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха.
Колорит полотна очень многообразен и насыщен. Разноцветные одеяния героев придают картине реалистичности, законченности. Синее же небо, на котором делается акцент, точно скалой нависает над головами героев, готовясь обрушится на их плечи. Это «давление» воздуха не случайно – оно передаёт всю тяжесть и напряжение данного момента.
Произведение «Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне остаётся памятником подлинного страдания, где абсолютно нравственный герой, сталкиваясь с предательством и лицемерием, не находит иного выхода, кроме как простить предателя. Именно поэтому данная картина будет столь знаменита ещё долгое время – она завораживает каждого, кто обращает на неё свой взгляд.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Джотто поцелуй иуды история создания. «Поцелуй Иуды» Джотто
История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах.
Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.
Но «Поцелуй Иуды» Джотто (1303-1305 гг.) особенный.
Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная.
Судите сами. Ниже — миниатюра из псалтыри 12 века.
Миниатюра «Поцелуй Иуды». Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон
Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.
Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.
А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до «Поцелуя Иуды» Джотто.
Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия
У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.
Представьте, что подобные работы Джотто и видел.
Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное.
Посмотрите на его фреску.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Впервые художник делает фигуры объёмными.
Впервые появляется композиция.
Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких «впервые».
Как ему это удалось?
Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением.
Один случай из его жизни это подтверждает.
Характер Джотто
Вазари, биограф Эпохи Возрождения , пишет о вот такой истории из жизни мастера.
Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского.
Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим.
Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.
Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения». Начало 16 века. Лувр, Париж
Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.
В Риме же мастерство художника оценили по достоинству.
Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.
Эта история раскрывает характер Джотто.
Он был человеком дерзким, смелым, остроумным.
Явно с оригинальным взглядом на жизнь.
Это может обьяснить его склонность к новаторствам.
Джотто и Чимабуэ
Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.
Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия
У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.
Но все же Чимабуэ далеко до Джотто.
В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема.
А значит реалистичности.
Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу.
Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.
Новаторства Джотто. Композиция. Объём.
А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины.
Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра.
Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.
До Джотто о композиции и не помышляли.
Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными.
Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.
Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны.
Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.
Немой диалог Христа и Иуды
Лица его героев индивидуальны.
А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.
Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.
Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…
Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.
Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.
Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.
Святой Петр и раб с отрезанным ухом
А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Джотто считается отцом Возрождения. До него — столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек — главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий.
Источники:
http://litnet.com/ru/reader/bibleiskie-syuzhety-v-zhivopisi-velikih-masterov-b12249?c=86544
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b2b46abcb0ffb00a9d42bbf
http://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14061426/