Витрувианский человек»: инженерный проект или высокое искусство. Леонардо да винчи
Содержание
- 1 Витрувианский человек»: инженерный проект или высокое искусство. Леонардо да винчи
- 1.1 «Витрувианский человек»: инженерный проект или высокое искусство
- 1.2 Художник, ученый, инженер — Леонардо да Винчи
- 1.3 Каноны
- 1.4 Геометрия
- 1.5 Расчеты
- 1.6 Символика
- 1.7 Плащаница
- 1.8 15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
- 1.9 Кем и для чего был создан «Витрувианский человек»
«Витрувианский человек»: инженерный проект или высокое искусство
«Витрувианский человек» — рисунок итальянского ученого Леонардо да Винчи, который был сделан им для книги римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, жившего в первом веке до нашей эры, труды которого в виде трактата «10 книг об архитектуре» занимали умы ученых всей Европы на протяжении многих веков.
Художник, ученый, инженер — Леонардо да Винчи
Картина «Витрувианский человек» была написана в 1492 году. Ее нельзя причислить к живописным полотнам знаменитого флорентийца, таким как «Дама с горностаем», написанная в 1490 году, незадолго до создания «Витрувианского человека», или «Тайная вечеря», увидевшая свет в 1498-м. И уж тем более сравнение невозможно с гениальной «Джокондой», созданной в период с 1505 по 1519 гг.
Каноны
Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:
- Ordinatio — абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas — красота, utilitas – польза, firmitas — прочность конструкции.
- Dispositio — основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
- Eurythmia — определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
- Symmetria — эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
- Decor — декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
- Distributio — описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.
Геометрия
Картина «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция — с разведенными в стороны ногами и руками — вписана в окружность, вторая — с разведенными руками и сведенными ногами — вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести — только опосредованно.
«Витрувианский человек» — самая известная картина Леонардо да Винчи после «Джоконды». Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека «ноги вместе, руки врозь» вписывается в геометрическую фигуру, которая называется «Квадрат древних», а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется «пупок», то есть место отхода пуповины при рождении человека.
Расчеты
Вот как выглядит «Витрувианский человек», значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа:
- Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
- Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
- Шесть ладоней равны длине локтя.
- Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
- Шаг равен одному локтю и одной ладони.
- Руки в размахе равны росту человека.
- Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
- Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
- Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
- Ширина плеч — 1/4 роста.
- Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
- Расстояние от локтя до подмышки — 1/8 роста.
- Длина руки — 2/5 роста.
- Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
- От бровей до линии волос — треть длины лица.
- Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.
Символика
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.
При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это «пупок» человека, как символ появления на свет. Второй — центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.
«Витрувианский человек» преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы «Модулор», отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и «Модулору» в его практическом применении.
Плащаница
Также существует предположение, что рисунок «Витрувианский человек» — это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.
Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня «Витрувианский человек», смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.
15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони. Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.
Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана Мона Лиза из 2156 катушек ниток
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кем и для чего был создан «Витрувианский человек»
В первом веке до новой эры римский архитектор Марк Витрувий Поллион написал трактат «Десять книг об архитектуре». Собственно трактат был посвящен не только архитектуре, но и другим наукам – так, в 10-й книге приводилось описание катапульт, баллист, водяных мельниц и машин для перемещения тяжести. Книга номер 3 описывала человека с точки зрения идеальных пропорций его тела.
Повторное открытие идеальных с точки зрения математики пропорций тела людей произошло в 15 веке в трудах ученых Италии, в число последних входил Леонардо да Винчи.
Смысл «Витрувианского человека»
В 1490-1492 годах в одной из записных книжек Леонардо появился рисунок, посвященный 3-й книге Витрувия. На картинке был нарисован обнаженный мужчина в 2 различных позах. Этот рисунок получил наименование «Витрувианский человек», он вошел в тройку наиболее популярных творений Леонардо в качестве художника наряду с «Джокондой» и «Тайной вечерей». В нынешнее время эскиз находится на хранении в венецианской Галерее (Музее) Академии.
Первое что бросается в глаза на картинке, имеющей размеры 24,5х 34,3 сантиметра, это то, что одна поза человека является вписанной в окружность, а вторая в квадрат. Эти фигуры выбраны неслучайно, еще в античном мире они считались идеальными с геометрической точки зрения. Получается, что окружность и квадрат лучше всего подходят для изображения пропорций человека.
Несложно заметить, что фигура с разведенными конечностями вписана в окружность. А вот обнаружить, что центром этой окружности является пуп мужчины — дело непростое. Когда ноги сведены, а руки разведены в стороны, человеческая фигура оказывается вписанной в квадрат. Точкой пересечения диагоналей этого квадрата является паховая область.
Установить кто послужил в качестве модели, когда Леонардо да Винчи рисовал своего Витрувианского человека так и не удалось, ведь сам художник и не собирался публиковать изображение, создав его «для себя» в одном из собственных дневников. Более того, специалисты в области искусства полагают, что, изображая человека, Леонардо отступил от его истинных размеров, поскольку целью ученого было нарисовать идеальные математические пропорции человеческого тела. Кстати, одной из версий искусствоведов является то, что на рисунке изображен автопортрет ученого.
В 2011 году исследование картинки, проведенное хирургом Королевского колледжа Лондона Хутаном Ашрафяном, дало совершенно неожиданные результаты. Если верить британскому ученому, то нарисованный на эскизе человек страдал от паховой грыжи. Это впоследствии и могло стать причиной смерти мужчины.
Полностью понять картину, созданную Леонардо да Винчи невозможно, если не прочитать заметки ученого о пропорциях, указанные книге Витрувия .
Рисунок сделан именно по его пропорциям, а архитектор их применял при строительстве собственных зданий.
«Модулор» Ле Корбюзье
В 1948 году архитектор из Франции Ле Корбюзье, имевший швейцарское происхождение, опубликовал книгу «Модулор» . Под словом «модулор» его автор имел в виду систему пропорций, основанных на измерениях человека и имеющих отношение к гармонии, механике и архитектуре.
Невооруженным взглядом несложно заметить, что многие выводы Ле Корбюзье основаны на трудах Витрувия и Леонардо да Винчи. Сам же модулор оказал большое влияние на архитектуру новейшего времени. Ле Корбюзье лично пользовался модулором для проектирования капеллы Роншан, многих зданий в Индии и иных строений.
Был ли Леонардо первым, кто изобразил Витрувианского человека?
В 2012 году благодаря научным работам, проведенным Клаудио Сгарби, стало известно, что впервые изображение Витрувианского человека создал Джакомо Андреа де Феррара. Джакомо был ученым и другом Леонардо, но проводили ли они исследование работ Витрувия совместно доподлинно неизвестно. В любом случае, заслуги да Винчи в раскрытии пропорций человеческого тела неоспоримы. Да и эскиз его во много раз детальнее, чем у предшественников и последователей.
Любой зритель сразу видит две различные позы Витрувианского человека, а на самом деле их гораздо больше. Но ведь и мерцающую улыбку «Джоконды» разглядеть удается далеко не сразу.
Гениальный художник разместил на своей картинке сразу 16 различных положений тела человека. Их мы предлагаем найти вам самостоятельно.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал Научпоп. Наука для всех . Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
Источники:
http://www.syl.ru/article/178283/new_vitruvianskiy-chelovek-injenernyiy-proekt-ili-vyisokoe-iskusstvo
http://kulturologia.ru/blogs/311215/27827/
http://zen.yandex.ru/media/id/5af18cff8c8be36795a8504e/5cb6ef4203be7000b456d638