Эдвард мунк направление в живописи. Загадочное полотно «Крик»
Крик, Эдвард Мунк, 1893
Образец экспрессионизма, картина “Крик”, как и многочисленные ее варианты, до сих пор является одним из самых загадочных шедевров мировой живописи. Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу. За всеми мудрствованиями пропадает главное – эмоции, которые вызывает эта картина, атмосфера, которую она передает и идея, которую каждый зритель может сформулировать для себя самостоятельно.
Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру? Ответы на эти вопросы могут быть разными, но все сойдутся в одном общем мнении – “крик” заставляет зрителя погрузиться в непростые размышления о себе самом и современной жизни.
Анализ картины “Крик”
Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.
Нерушимо ровным остается лишь мост, на котором стоят герои картины. Он противопоставлен тому хаосу, в который погружается мир. Мост – барьер, отделяющий человека от природы. Защищенные цивилизацией, люди разучились чувствовать, видеть и слышать. Две равнодушные фигуры вдали, никак не реагирующие на происходящее вокруг, только подчеркивают трагизм сюжета.
Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.
Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.
Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета – красный и синий, а также смешение двух этих цветов – и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.
Зритель решает для себя вопрос: что же первично в работе – крик или деформация. Что в основе работы? Пожалуй, отчаяние и ужас проявившиеся в крике и породили деформацию вокруг, отзываясь на эмоции человека, природа реагирует подобным образом. В деформации можно также усмотреть “крик”.
Исторические сведения о картине
Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости “Крика”. Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.
Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.
“Крик”, несущий проклятие каждому зрителю: мистика картины Эдварда Мунка
Значение и ассоциации со словом “крик”- знакомы всем, ведь, эти звуки человек слышит постоянно, на протяжении всей своей жизни: крик недовольного родителя, новорожденного, начальника, или, самое больное и опасное – крик души. Но, с чем ассоциируется данное слово у людей искусства?
Конечно же с работой талантливого норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка – “Крик”, созданная в период с 1893 по 1910 год .
Описание картины
Вообще, существует несколько вариаций этой работы: две выполнены маслом, одна – пастелью и еще одна в технике литографии.
Давайте разберем, что же изображено на полотне. Это реально существующий мост, находящийся неподалеку от Осло, и, данное место не назвать приятным и мирным. Там находилась бойня, а рядом с ней – дом для душевно больных, где некоторое время находилась на содержании сестра художника. А мост, изображенный на полотне – был излюбленным местом самоубийц.
В центре картины изображена кричащая в муках и отчаянии человекоподобная фигура, на фоне кроваво-красного неба, на заднем фоне виднеется крайне обобщённый пейзаж.
Создается крайне давящее впечатление от картины, которое усугубляется кроваво-красным закатом над фьордом. В тот год, когда было написано полотно, небо над Норвегией приобрело столь нехарактерный цвет из-за вулканического пепла, произошло извержение Кракатау.
Получается, что “Крик” – это сильная боль, отчаяние, собственное бессилие, и очень глубокие чувства, которые люди, как правило, просто не могут передать словами.
Так, Эдвард Мунк смог перефразировать всю тяжесть человеческого бытия, ангедонии и меланхолии в своем гнетущем и будоражащем образе.
Центральная фигура, каждым человеком воспринимается сугубо индивидуально, кто-то видит в ней мумию, кто-то эмбрион новорожденного, инопланетянина, а кто-то даже скелет.
На полотне, она закрывает уши руками, как будто пытаясь избавиться от невыносимого и громкого звука. Как писал сам Мунк: “Это был крик природы, а также оглушающего пространства вокруг него”
Волнообразные линии пейзажа, напоминают эхо, они повторяют закруглённые контуры головы фигуры и широко раскрытого рта — создается впечатление, что звук одновременно издается повсюду, со всех сторон.
Целостная, негативная эмоция главного объекта картины, как бы подминает под себя весь мир и пространство вокруг, приобретая вселенский размах.
Однако, возможно и обратное прочтение: трактовка, что человек агонизирует из-за раздающегося вокруг него, как выражался сам художник, “крика природы”.
Сам Мунк описывает озарение, которое на него нашло следующим образом: ” Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”
После этого он начал рисовать то, что всплыло в его подсознании, причем, картина “родилась” не с первой попытки.
Факты дурной славы известного полотна
1. Вселяет ужас и страх, вызывает панику, припадки.
Дурная слава полотна “Крик” – широко известна в кругах художников и деятелей искусства, да и не только. Многим, картина сама по себе вселяет ужас, страх, панику и чувство тревоги. Интересно, что многие исследования доказали пагубное влияние картины на психику и подсознательное человека, особенно, если человек сам по себе эмоциональный и восприимчивый.
2. Смерть работника по собственной неосторожности.
Известен такой факт, что, после того, как работник художественной галереи совершенно случайно уронил экспонат, у него появились нестерпимые головные боли, которые в конечном итоге довели его до самоубийства.
3.Зритель дотронулся до картины и сгорел заживо.
Один из посетителей музея, где находится один из вариантов картины, решил прикоснуться к великому полотну. Наказание не заставило себя ждать: не прошло и месяца, как в доме бедолаги произошел пожар, в котором он сгорел заживо.
4. Жизнь Эдварда – череда неприятностей.
Интересно, что жизнь самого Эдварда Мунка, в совокупности представляла собой череду трагедий, бед и потрясений. Нескончаемые смерти родных, болезни, и, конечно же, сумасшествие. Его мать умерла от туберкулеза, когда Мунку было всего 5 лет, а через 9 лет, умирает его сестра Софья , по причине тяжелой и затяжной болезни. Затем умер брат Андреас, а самой младшей сестре Мунка, был поставлен диагноз “шизофрения”. В начале 90-х годов Эдвард перенес крайне тяжелый нервный срыв, после которого ему также как и всем членам семьи установили диагноз “шизофрения”, и длительное время он проходил лечение электрошоком в психической лечебнице.
Конечно, это могли быть совпадения или череда простых несчастных случаев, но, доподлинно известно одно: “Крик” – это величайший шедевр, к которому необходимо уж если не прикоснуться, так обязательно просто увидеть своими глазами!!
Сейчас картина находится в Национальном Музее, в Осло, Норвегия.
Самые знаменитые картины Эдварда Мунка
Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической. В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира. Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.
Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:
Больная девочка (1886)
Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения. И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.
На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.
Вечер на улице Карла Юхана (1892)
Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам. Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей. Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.
Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.
Крик (1893)
Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.
На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.
Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.
Звёздная ночь (1893)
Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов. Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий. Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.
Смерть в больничной палате (1893)
Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.
В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.
Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …
Вампир (1893)
Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.
Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.
Тревога (1894)
Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.
Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.
Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.
Расставание (1896)
Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.
Танец жизни (1899)
Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара. Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине. Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.
Ребёнок и смерть (1898)
В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя. На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки. Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.
Брошь. Ева Мудоччи (1903)
После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.
Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.
Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.
Звёздная ночь (1922)
Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца. Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит. Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.
Послесловие
Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.
Источники:
http://muzei-mira.com/kartini_norvejskih_hudojnikov/1497-krik-edvard-munk-1893.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d4263c47cccba00add52525/5d5961dca660d700ad5f175d
http://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edvarda-munka.html