Энциклопедия сказочных героев: «Илья Муромец». Урок чтения «богатырская сказка про илью муромца
Содержание
Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»
Наталья Красник
Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»
• Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
• Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
• Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
• Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.
• Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.
• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
• Элементы одежды и оружия богатыря.
Ход занятия.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно.
1. Сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку:
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
А поговорим мы с вами о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри — это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (крепости).
2. Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.
— В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)
— Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)
2. Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.
На большом экране старинная русская изба в разрезе.
— Что внутри этой избы? (Русская печь)
Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь — Матушка».
— Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).
3. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.
Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)
— Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)
— Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).
С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем — разбойником)
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди — все мертво лежат.
Но срубил ему Илья буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
5. Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.
Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)
Сказитель играл на гуслях и приговаривал:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! (Убрать изображение гусляров.)
Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно.
6. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В. М. Васнецова?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?
Дети: Трех богатырей.
Воспитатель: Кто находится в центре?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?
Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.
Воспитатель: А кто слева? Кто справа?
Дети: Добрыня и Алеша Попович
Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?
Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.
Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?
Дети: Защита от стрел, копья.
Воспитатель: Что надето на голову?
Дети: Шлем, защита головы.
Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?
У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
8. Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?
Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.
Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)
Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому богатырю из сказок можно будет подарить ваш рисунок?
А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.
Как их можно украсить?
(Если на щите и кольчуге изобразить знак солнца, он поможет богатырю отражать удары врага, сохранит ему жизнь).
А что означали знаки растительности?
(Если меч украшали травой, деревьями, колосьями, значит, он должен был быть как живым, сильным, помогать в бою).
Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.
9. Подведение итогов
-О ком мы сегодня узнали?
— Что нового узнали?
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь — не шатается.
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Викторина «Живые слова» по былинам «Как Илья Муромец богатырём стал», «Про прекрасную Василису Микулишну» Д/игра «Живые слова» (по былине «Как Илья Муромец богатырём стал») Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация.
Физкультурный досуг «Богатыри земли русской» Цель: 1. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. 2. Способствовать развитию у детей интереса к различным видам двигательной.
Театрализованное представление «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» (театрализованное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским эпосом. Донести до детей дух.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри-защитники земли Русской» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри – защитники земли Русской» Короткова И. А. Программное содержание: 1.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Защитники земли русской» Программное содержание: расширить и уточнить представление детей о Российской армии, Продолжать знакомство детей с пословицами о воинах,.
НОД «Богатыри земли русской» с презентацией НОД «Богатыри земли русской» Программное содержание: обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными.
Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию «Богатыри земли русской» Предварительная работа: Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Чтение отрывков о былинных богатырях: «Добрыня Никитич и Змей.
Проект «Защитники земли русской» Проект «Защитники Земли русской» Продолжительность проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Проект подразделяется на три этапа: 1.
Проект «Защитники земли русской» Проект «Защитники Земли Русской» «Гордиться славою предков не только можно, но и должно». А. С. Пушкин Россия — родина для многих. Но.
Отчет о реализации проекта «Защитники земли русской» Сообщение из опыта работы в проектной деятельности «Защитники земли русской» Быть патриотом- значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Конспект урока по литературному чтению «Богатырская сказка про Илью Муромца»
ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, сформировать понятие о былине, богатырской сказке — видах устного народного творчества.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Маленькая дверь в большой мир» (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»; аудиозапись М.Мусоргского «Богатырские ворота»; толковый словарь, книжная выставка «Дива былинные»,презентация.
1.Упражнение в технике чтения. Задание 1 на стр.26 тетради.
-Собери и прочитай скороговорку. ( От топота копыт пыль по полю летит)
Речевая разминка. Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией. Давайте прочитаем эту скороговорку с
- испугом
- восторгом
- хвастаясь
2. Проверка домашнего задания. Рассказ учеников о былине.
- Что такое былина?
- О чем рассказывается в былинах?
- Назовите героев русских былин.
- О каких подвигах богатырей вы знаете?
( Слайды «Русские богатыри») Приложение1
II. Введение в тему урока.
Учитель. На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.
Сказка — это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?
Дети. Пословицы, поговорки, волшебные сказки, потешки, небылицы, былины.
III. Работа над «Сказкой про Илью Муромца«.
Учитель. Что мы будем сегодня читать? Прочитайте заглавие.
— Если вспомнить название раздела, то о чем будет произведение?
— Какое отношение имеет сказка к богатырям? (Это особые сказки про богатырей и называются богатырскими).
— Кто такой Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)
В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов- отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю:Как одно — то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец:(слайд)
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. (Слайд)
«:Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей..» :Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись — «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. (слайд)
(Сообщения детей, слайды)
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
— Назовите на ней те предметы, которые говорят о древности сказки. (одежда, прически, изба:)
— Где Илья? Как вы догадались?
Чтение сказки по частям с комментированием.
— Почему у родителей Ильи не было фамилии? (Раньше на Руси не было фамилий. Это еще раз говорит о древних корнях сказки.)
— Что огорчило родителей?
Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского «Богатырские ворота» :
Дружно встали — раз, два, три —
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце — руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Чтение 2-й части . Словарная работа. Объяснение слов и выражений по ходу чтения:
— Как понимаете «есть сын, да никуда не годящий?»
— Кто такой «странник»? ( Человек, который ходит пешком, странствует).
— Сколько это «чаша в полтора ведра»?
— Как понимаете «не прекословил» (не спорил), «тын» (забор из бревен или жердей).
Вопросы после второй части:
— Какое чудо сотворили странники с Ильей?
— Какой наказ они ему дали?
IV. Беседа о сюжете произведения.
— Где и когда происходили события?
— С чего все началось?
— Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.
ЦОР «Перетащи картинки» Приложение2
— Что нового узнали на уроке?
— Какие события были главными?
— Что вас удивило?
— Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
Самооценка своей работы на уроке.
Задание 2 в тетради на стр.26. Прочитать 3-ю часть.
Найти пословицы о Родине (3-я группа)
Рассказ учеников о былинах
Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич:
Былины сочинялись как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди — сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и играли на гуслях — старинном музыкальном инструменте.
Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя или группы исполнителей. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло — одним человеком; в южных районах России (например, у казаков на Дону или на Тереке) былины пелись хором. То есть, как и другие произведения устного народного творчества (сказки, загадки и пр.), былины являются исполнительским искусством.
Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины — слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.
Былины — это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.
Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»: Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман:
Былина — это произведение народного творчества исторического содержания, которое нараспев сказывали в старину. Иногда былины называют «старинами», т.е. песнями о старине. Есть былины героические или богатырские. Они рассказывают о борьбе русского народа с врагами. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси. Из уст в уста передавались былины из одного поколения к другому. На званых пирах, на веселых торгах, на городских площадях и перекрестках дорог сказители-старцы вели свои рассказы о славной истории земли русской.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-bogatyr-zemli-ruskoi-ilja-muromec.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519951/