0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эшер мауриц произведения в хорошем качестве. Мауриц Эшер или «невозможное — возможно

Математическое искусство М.К. Эшера

Голландский художник Мориц Корнилис Эшер, родившийся в 1898 году в Леувардене создал уникальные и очаровательные работы, в которых использованы или показаны широкий круг математических идей.

Когда он учился в школе, родители планировали, что он станет архитектором, но плохое здоровье не позволило Морицу закончить образование, и он стал художником. До начала 50-х годов он не был широко известен, но после ряда выставок и статей в американских журналах (Time и др.) он получает мировую известность. Среди его восторженных поклонников были и математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.

В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии, о чем будет рассказываться ниже. Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе «невозможными фигурами». Парадоксальные идеи Роджера Пенроуза были использованы во многих работах Эшера. Наиболее интересными для изучения идеями Эшера являются всевозможные разбиения плоскости и логика трехмерного пространства.

Мозаики

Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» — это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик — регулярными и нерегулярными (прим. перев. нерегулярные мозаики образуют неповоряющиеся узоры) — а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.

Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:

В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически. Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней.

Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. (Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности в мозаиках иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник.) Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.

Мауриц Эшер или «невозможное
— возможно»

Зачастую людям кажется, что графическое искусство — зрелище, прямо скажем, скучное. Особенно, если они в нём совершенно не разбираются. Но стоит им лишь один раз взглянуть на произведения этого, не побоюсь сказать, мирового мастера, как их мнение мгновенно меняется. И это потому, что его картины поражают воображение и меняют сознание.

«Невозможное — возможно» — всего лишь два слова, но именно они как нельзя лучше описывают необъятное творчество Маурица Корнелиуса Эшера (Maurits Cornelis Escher, 1898-1972).

Знаменитый сейчас на весь мир нидерландский художник родился в незаурядной семье. Отец был инженером, а мать — дочерью министра. Маук, как ласково называли его близкие, был пятым и самым младшим ребёнком. Эшерам выпала большая честь жить во дворце Принцессхоф (Princesshof). В переводе с немецкого это Двор принцессы. Когда-то он принадлежал Марии Луизе Гессен-Кассельской (Maria Louise of Hesse-Kassel), матери Вильгельма VI, принца Оранского (William IV, Prince of Orange).

Читать еще:  Почему ребенок часто болеет в саду. Ребенок часто болеет - основные причины и что делать, способы и методы повышения иммунитета. Что делать, если ребёнок часто болеет ангиной

Как и все дети, Маук совершенно не хотел учиться, поэтому оценки его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Обучение столярному делу и основам музыки не дало никаких результатов. И, как ни странно, лишь рисование вызывало у мальчика неподдельный интерес. Учитель, который первым заметил стремление воспитанника познать мир искусства, показал ему некоторые элементы ксилографии (гравировки по дереву). С этого и началась непростая, но фантастическая, дорога творчества Маурица Эшера. Печатные технологии, и в особенности литография, стали смыслом жизни юного мастера. Тогда, в 1916 году, на свет появилось первое произведение художника — портрет Джорджа Арнольда Эшера (George Arnold Escher), любимого и почитаемого сыном отца. Что примечательно, гравировка была выполнена на необычном «полотне» — фиолетовом линолеуме.

Аттестат зрелости юноша так и не получил. Однако ему очень хотелось иметь художественное образование, поэтому в течение нескольких последующих лет Мауриц Эшер активно брал уроки в Техническом училище Делфта, а также — у великого модерниста, нидерландского художника Самуэля де Мескита (Samuel de Mesquita). Его Эшер будет до конца жизни считать своим вторым отцом в мире графики. Набравшись навыков и опыта у виртуозов своего дела, он все же поступает в Харлемскую школу архитектуры и декоративных искусств, откуда выпускается уже дипломированным специалистом.

Неотъемлемой частью жизни творца являлись путешествия. Кочевая жизнь дала художнику возможность впитать в себя национальный колорит многих стран и изучить специфику их архитектуры и изобразительного искусства. Новые знания, полученные в странствиях по миру, помогли наполнить и разнообразить творческую вселенную Маурица Эшера.

Он никогда не думал о том, чтобы прославиться в роли художника, пишущего маслом. Мауриц Эшер часто рисовал итальянские пейзажи, природные красоты Франции, голландскую архитектуру (серия видов Делфта). Некоторые из них уже изначально имели стилевые черты автора, связанные с игрой пространства, но истинное удовольствие ему доставляла лишь полноценная работа с печатными оттисками. Именитого гравёра с малых лет интересовало повторение образов, что можно было сделать только с помощью печатной техники.

Определяющую роль в творчестве Маурица Эшера сыграла математика. Многие его произведения построены на регулярном и нерегулярном повторении на плоскости геометрических фигур, что напоминает принцип трёхмерной мозаики. Самыми главными для него являются многогранники. Они присутствуют на многих работах мастера. Но, пожалуй, самой популярной работой, связанной с многоугольными фигурами, является «Гравитация» (Gravity), которая выполнена литографическим способом печати.

В центре картины изображен додекаэдр, состоящий из множества пирамид. Все они служат жилищем для несуществующих, будто бы мифических чудовищ, которые высовывают в отверстия свои большие лапы и длинные шеи. Огромная фигура, словно паутиной, со всех сторон обрамлена нескончаемой чередой конечностей этих фантастических существ.

Помимо многоугольников Мауриц Эшер довольно часто изображал на своих полотнах сферы, которые превращал в произведения-автопортреты. Важной частью творений были и спиралевидные фигуры, а также ленты Мёбиуса.

Расцветом творчества художника, хоть и довольно поздним, стал 1939 год, ведь именно тогда на свет появилось самое выдающееся творение Эшера — «Метаморфозы» (Metamorphosis). Картина длиной в семь метров является примером непревзойденного мастерства оптической иллюзии. На ней происходит неоднократный, но при этом плавный переход от одного орнамента к другому, где птицы чудным образом превращаются в рыб, а городской пейзаж начинает постепенно походить на шахматную доску с фигурами.

Но самым грандиозным творением автора становится «Метамофрозы-2» (Metamorphosis II), где он превосходит сам себя: картина насчитывает целых 10 трансформаций, которые умещаются на 19 метрах полотна.

Так в чём же необычность работ Маурица Эшера? В том, что он показывает совершенно иную, свою, непривычную для простого человека форму видения. На его полотнах то и дело появляются «фантастические твари», безликие люди, которые обитают на лестницах, не имеющих конца и начала, руки, которые рисуют сами себя.

Логика пространства и времени всё время нарушается, претерпевает изменения, а главные объекты сюжета перевоплощаются во что-то неподдающееся объяснению. Оптические иллюзии создают неподвластную земным законам вселенную. Казалось бы, сюрреалистический, где-то даже парадоксальный, мир художника напоминает современный фильм ужасов, созданный при помощи 3D-технологий. Но именно эти ирреальные аспекты скрывают в себе ответы на многие вопросы человеческого бытия.

Читать еще:  Жуткий запор при беременности что делать. Что вызывает проблемы с работой кишечника при беременности. Задержка стула у ребёнка бывает связана с различными причинами

Картины художника выходят за рамки реальности, но при этом вмещают в себя то, что на самом деле лежит на поверхности. Странность происходящего в его произведениях заставляет нас внимательнее всмотреться в глубину творений и в какой-то момент осознать, что Эшер, основатель импоссибилизма или имп-арта — искусства о невозможном, по-настоящему велик.

Мауриц Эшер — безумство черно-белых линий.

Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер, уникальный в своем роде график, чьи бредовые на первый взгляд картины выстроены по строгим законам логики и геометрии.

Художник невозможных фигур

Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление.

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

На множестве картин Эшера происходит демонстрация упорядоченного сечения плоскости или заполнение её тождественными формами, которые без зазоров, плотно, прилегают друг к другу (навеяно «мавританским» средневековым стилем).

Мозаики — из плоскости в обьем

Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.
Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»).

Многогранники и непрямые прямые

Многогранники в работах Эшера играют роль как основной фигуры, так и вспомогательных элементов. В работах «Порядок и хаос» и «Звёзды» художник использует негеометрические формы для усиления впечатления от правильности центральных фигур: в первой из упомянутых работ в символе порядка и красоты отражается хаотическое собрание ненужных, сломанных, разбитых предметов, а во второй в конструкции из трёх правильных полых октаэдров живут два хамелеона.

Многоугольники, как и сферы, используются в работах Эшера для создания перспективы. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами. На каждой из площадок живёт длинношеее четырёхногое бесхвостое фантастическое животное; его туловище находится в пирамиде, в отверстия которой оно высовывает конечности, верхушка пирамиды является одной из стен жилища соседнего чудовища. Пирамиды одновременно выступают и как стены, и как полы: литография служит переходом к группе относительность.

Спирали как форма бытия

Основных видов спиралей, используемых Эшером в своих работах, можно назвать три: спирали-мозаики (например, гравюра «Водовороты», в которой художник работал над бесконечным множеством применительно к заполнению поверхности), образование поверхности (например, в гравюре «Сферические спирали» изображены 4 ленты, образующие сферическую поверхность, проходящие от полюса к полюсу, бесконечно малые на полюсах и широкие к экватору), закручивание спиралей самих в себя (работа «Спирали»).

Форма пространства — конфликт формы и содержимого

Эшера волновали особенности перехода от плоскости к пространству, взаимодействие имеющих определённую форму двухмерных фигур и трёхмерных существ, способных передвигаться в пространстве. Эшер стремился иллюстрировать динамику явления, и видел абсурд в том, что несколько проведённых линий могут восприниматься глазом как объёмная фигура.

Читать еще:  Человек, который мог все. Как советский учёный изобрел первый электронный музыкальный инструмент

Примером работы, в которой художник изучал такое восприятие — в работе «Три пересекающиеся плоскости», где каждая плоскость, составленная из квадратных плиток, расположенных в шахматном порядке, сокращается в перспективе до точки, три получившиеся точки образуют равносторонний треугольник.

Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства; на его взгляд, из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность; подобное уменьшение может быть бесконечным; при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников).

Из известных работ, связанных с формой пространства, можно назвать также ленты Мёбиуса Эшера.

Логика пространства — все страньше и страньше.

В качестве картины, в которой исследуется и логика пространства, и его топология, можно назвать литографию «Выставка гравюр». Центральная часть пространства растянута, при этом оно изгибается по часовой стрелке вокруг незаполненного центра. Справа снизу вход; следуя взглядом по галерее, читатель выходит на левый нижний угол, в котором стоит юноша, по размерам раза в четыре больше первого. Юноша рассматривает пароход, изображённый на гравюре, которая идёт влево; на ней изображены лодки, канал, дома; из одного из окон выглядывает женщина, которая смотрит… на крышу галереи, в которой находится юноша.

Художник создавал на своих картинах оптические иллюзии, в основном с помощью светотени. Например, на картине «Куб с полосками» невозможно определить, в какую сторону обращены объёмные «пуговицы», расположенные на ленте.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в каждой из них на этаж меньше, чем в соседней. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Все три созданы между 1958 и 1961 годами.

Эшер работает с проблемами перспективы, начиная с ранних гравюр («Вавилонская башня»); спустя десятилетия после её создания работа над перспективой велась уже не ради интересных ракурсов, но и для создания полуабсурдных произведений, позволяющих рассмотреть один и тот же объект с разных точек в рамках единой картины («Другой мир II», «Выше и ниже»). Например, на литографии «Выше и ниже» художник разместил сразу пять «точек исчезновения» (точек, которые «сообщают» глазу человека о бесконечности пространства.

Самовоспроизведение — руки превращааааются.

Наиболее полное исследование этого вопроса в творчестве художника освещено в книге Дугласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда (Gdel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid)», выпущенной в 1980 году и награждённой Пулитцеровской премией.
Наиболее очевидна тема самовоспроизведения в литографии «Рисующие руки»: хорошо прорисованы кисти рук, рисуют сами себя..

Работами Эшера иллюстрируют математические примеры, однако сам художник говорил что мало понимает в математике.Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил художника на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Морис Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. Вот что писал об этом сам художник: «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

Источники:

http://im-possible.info/russian/articles/escher_math/escher_math.html
http://artifex.ru/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86-%D1%8D%D1%88%D0%B5%D1%80/
http://www.livemaster.ru/topic/478555-maurits-esher-bezumstvo-cherno-belyh-linij

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector