3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Еще народу русскому пределы не поставлены Аргументация

Еще народу русскому пределов не поставлено – пред ним широкий путь

Путь.… Это многогранное понятие, включающее в себя конкретное географическое пространство, жизнь человека, поиск себя и познание мира. Дорога – это древний образ-символ, показывающий жизнь в ее развитии. Символическим значение дороги может быть как жизнь отдельного человека, так и жизнь целой нации или даже всего человечества. Проблема дальнейшего пути развития Руси и ее жителей затрагивалась многими классиками. Но, несомненно, шире всего она раскрыта в творчестве поэта-народника Н.А.Некрасова.

Самое яркое выражение эта проблема обрела в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов показывает состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявляет о путях возможного преобразования будущего. Перед нами предстают семь странников – временнообязанных мужиков, которые отправляются в путь по России в поисках человеческого счастья. Эти семеро мужиков воплощают в себе весь крестьянский народ, который задается вопросами о том, что же такое счастье и кто им обладает: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Во время своего странствия они встречают людей, которые, по их мнению или мнению других крестьян, счастливы и довольны своей жизнью. Но ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие. Ни женщины, ни мужчины разных сословий не могут назвать себя счастливыми и дать определение счастья. Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живет сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов, который уже в 15 лет знал, что готов жить ради народа, умереть за него. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». И Некрасов подчеркивает, что, если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута. Итак, образ пути позволяет Некрасову глубже раскрыть тему народного счастья, ведь именно это понимается под путем развития нации, государства. Автор подчеркивает, что русский народ далек от цели, то есть от обретения счастливой жизни, а путь до нее долог и тернист. Но благодаря таким людям, как Гриша Добросклонов, цель становится все более реальной и осуществимой, и нет пределов у этого пути. Таким образом, путь развития народа – это один из аспектов разносторонней темы пути. Он показывает жизнь нации и ее будущее со всеми особенностями и отличиями, характерными только для нее. И, конечно, у русского народа также есть свои самобытные черты, а наш путь развития – широк и безграничен.

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Читать еще:  Тесты для определения некоторых заболеваний в домашних условиях. При каких заболеваниях тест на беременность может быть положительным Тесты на различные заболевания организма

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».

Читать еще:  Джерард Батлер: интересное о жизни, карьере и отношениях. Джерард Батлер: «Жизнь полна сюрпризов

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.

Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

«Ещё народу русскому пределов не поставлено — пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов)

Жизненный путь. Каким он должен быть. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях мирного, так и военного времени. Об этом свидетельствуют произведения писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шолохова, а так­же представителей литературы XX века Л. Боро­дина и Б. Васильева.

Известно, что стратегия и тактика поведе­ния человека определяются целью. Так, в романе Б. Васильева «В списках не значился» Николай Плужников, поступив в военное училище и отлич­но закончив его, считал своей необходимостью поз­нать армейскую жизнь, а не остаться в штабе (как предлагало руководство училища). Плужников выбирает не легкую дорогу, а тернистую, для того чтобы стать высоким специалистом, знающим прекрасно своё дело. Возможно, он и стал бы тако­вым, поскольку был ответствен во всём. Но судьба уготовила ему суровое испытание — остаться вер­ным воинскому и гражданскому долгу или сдаться в плен? Кстати, для Николая Плужникова такой дилеммы не существовало. Как и все русские, мо­лодой человек любит свободу и хочет видеть сво­бодной свою Родину, поэтому решил сражаться с оккупантами.

Читать еще:  Илья Огурцов: «Я пошло, сально, низкопробно шучу, что идеально для пьяной публики поздно ночью.

Писатель показывает активную жизненную по­зицию Плужникова. Он не растерялся в условиях начавшейся войны, а взял на себя командование над людьми, спрятавшимися в казематах крепо­сти. Без воды, без еды, без оружия Плужников ве­дёт войну с немцами, потому что Родина для него превыше всего. Этот человек ни разу не свернул с выбранного пути. Даже умирая, он не назы­вает ни своего звания, ни фамилии, а заявляет, что он русский солдат. Просто поражаешься его мужеству, внутренней стойкости и силе духа!

Б. Васильев показал поведение не только глав­ного героя в экстремальной обстановке, но и дей­ствия других бойцов, оказавшихся в казематах Брестской крепости. Среди них особенно хочется отметить сержанта Семишного, носившего знамя крепости под гимнастёркой, и военного врача, по­могавшего обречённым старикам и детям в казе­матах, причём последний, будучи больным, отка­зывался от еды, поскольку другим, по его мнению, это было нужнее.

Итак, автор показал высокий национальный дух русских, несгибаемость их воли. Двадцати­летний Николай Плужников, седой, худой, сле­пой, с отмороженными пальцами, выбравшийся на поверхность с помощью Свицкого, предстал перед немцами как гордый человек. Более того, он отстранил санитаров и дошёл до машины скорой помощи на своих распухших ногах. Надо сказать, что немецкий генерал приветствовал этого чело­века, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали, причём салютовали не врагу, а патриоту, который на протяжении долгих меся­цев оставался верен своей Родине до последнего вздоха. Он умер свободным и после жизни, «смер- тию смерть поправ».

Нусский народ отличается незаурядным мыш­лением, принципиальностью и оптимизмом. Та­ковым представлен герой повести Л. Бородина «Третья правда» — Андриан Селиванов. Этот че­ловек ни от кого и ни от чего не зависим. Он имеет свою, отличную от других точку зрения на проис­ходящие события в период постреволюции в стра­не и готов защищать «свою правду». Этот человек гордится собой, хотя не повезло ему ни с ростом, ни телосложением. Он личность сильная, доро­жащая свободой и сражающаяся за свои принци­пы любыми способами: хитрит, лукавит, берёт на душу тяжкий грех. Андриан не доволен поли­тикой завоевания тайги и вступает в борьбу с но­вой властью, в результате чего спасает Чехардак — уникальное место.

Леонид Бородин показал его жизненный путь, как путь, наполненный сюрпризами. Случайное знакомство с белым офицером, приехавшим пови­даться с дочерью и умереть на родине, было для ге­роя испытанием на человечность. Риск и хлопоты не испугали Андриана. Он прячет их в тайге, при­чём помогая больному офицеру, старается поддер­жать добрым словом его дочь Людмилу и убедить её в ненужности случившейся бойни в результате борьбы за власть.

Андриан Селиванов — человек, который всегда верен своему слову. Пообещав умирающему бело­му офицеру позаботиться о его дочери, он вступа­ет в смертельную схватку с Длинным, прекрасно понимая, что Людмиле не по пути с ним, посколь­ку тот пребывает в бессмысленной борьбе против уже установившейся новой власти. Таким обра­зом, наш герой спас молодую душу, не причастную ни к какой политике и настрадавшуюся в жизни, потому что она была дочерью белого офицера. Бо­лее того, являясь частью судьбы своего друга Ива­на Рябинина («загремевшего» на двадцать пять лет каторги) и его супруги Людмилы, главный ге­рой воспитывает их совместную дочь как свою соб­ственную. Селивановская преданность этой семье не знает границ. Он сохраняет рябининский дом всеми правдами и неправдами, успешно разрешив все проблемы, возникшие на пути.

Как видим, Андриан Селиванов — человек необыкновенного характера. Он жесток, потому что справедлив, и добр, потому что русский!

Не зря в народе говорят: жизнь и судьба нахо­дятся в руках самого человека, но только нужно сделать правильный выбор, чтобы перед ним от­крывался простор. И не случайно Н. А. Некрасов заявил о том, что для русского народа нет преград в осуществлении намеченной цели.

Источники:

http://arhivinfo.ru/2-36839.html
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=5&bookid=138
http://referat5top.ru/sochineniya-ege/itogovoe-sochinenie-ege/7131-eshchjo-narodu-russkomu-predelov-ne-postavleno-pred-nim-shirokij-put-n-a-nekrasov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector