Где проходит выставка сокровища ватикана. В третьяковской галерее откроется выставка произведений из музеев ватикана
Третьяковская галерея с ответным визитом в Ватикане
Для выставки отобрали 54 хрестоматийные русские картины и лучшие иконы
Константин Юон. «Новая планета». 1921. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана — ответная на прошедшую два года назад в Государственной Третьяковской галерее «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Слово «шедевры» в названии русской выставки отсутствует принципиально. Аркадий Ипполитов, автор ее идеи и один из кураторов, уверен, что не в формальном мастерстве сила отечественного искусства, по крайней мере, не об этом придуманная им выставка. Она об обязательности для русских художников — иконописцев, реалистов, авангардистов — духовного поиска. Хотя и привычно четко отделять допетровскую иконопись и послепетровскую живопись, русский реализм от русского модернизма.
«Видение Евлогия». 1585–1696. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вот в очень упрощенном переложении идея этой сложной выставки. Для ее воплощения были выбраны главные, вошедшие в национальное сознание русские картины и лучшие иконы из тех, что могли выдержать переезд. Причем 47 из 54 привезенных в Ватикан вещей — из собрания Третьяковки, впервые на время расставшейся с таким количеством самых востребованных публикой экспонатов. Не удалось привезти лишь главную русскую религиозную картину — «Явление Христа народу» Александра Иванова: слишком большая, неподъемная, — ее заменила меньшая версия из Русского музея.
Исаак Левитан. «Над вечным покоем». 1894. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Естественно спросить, ради чего жертвы и стоит ли испытывать родную живопись неизбежным сравнением с соседними великими ватиканскими художественными ценностями, главными для всего человечества? Не лучше ли было собрать из икон — очевидного воплощения русской духовности — аккуратную и легкую в восприятии выставку? Но Третьяковка предпочла рискнуть, и неизвестно, выиграла ли. Наверняка противников у «Русского пути» будет не меньше, чем поклонников: очень спорным он получился. Замысел выставки, о чем можно судить по обсуждениям в социальных сетях, не нравится ни консерваторам-почвенникам, уверенным, что только Русь свята, ни либералам-западникам, не признающим ее особенной стати. Эти споры тоже традиционны и часть национального менталитета.
Михаил Врубель. «Демон (сидящий)». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вряд ли и те и другие примут отказ от хронологического принципа построения экспозиции. Он не нов и хорошо освоен, но может показаться вызовом, если в одном пространстве надо увидеть общее в «Крестном ходе в Курской губернии» Ильи Репина и «Сретении иконы „Богоматери Владимирской“» XVII века, надрывно-сентиментальной «Тройке» Василия Перова и ангельски безмятежной «Святой Троице» Паисия, «Черном квадрате» Казимира Малевича (привезли позднюю авторскую копию) и «Страшном суде» новгородского письма. Но как интересно эту общность замечать, отказываясь от привычки считать, что весь XIX и уж тем более XX век русской живописи — не про Бога, а про его идею, не про искреннюю веру, а про сомнения и отрицания! Выставка если не убеждает в обратном, то корректирует устоявшиеся представления. Знакомые картины, перенесенные из многонаселенных залов Третьяковки в высокое и гармоничное пространство, спроектированное светлым гением Лоренцо Бернини, — пространство крыла Карла Великого базилики Святого Петра, кажутся торжественнее и значительнее, чем на постоянном месте жительства, по-иному и понимаются.
Иван Крамской. «Христос в пустыне». 1872. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Живопись русская, считающаяся правдиво бытописательской и социально чуткой, в своей искренности и серьезности оказывается духовно и эмоционально ближе иконописи, чем модернистская, заимствовавшая у нее формальные приемы. Мальчик Кузьмы Петрова-Водкина, оседлавший красного коня, — не иконный Георгий, поражающий змия. А лубочная «Троица» Наталии Гончаровой не знает гармонии единства. Зато небеса из самого русского пейзажа — «Над вечным покоем» Исаака Левитана — не пусты, а сидящий в центре зала «Христос в темнице», до гениальности бесхитростная пермская деревянная скульптура, скорбит, кажется, вместе с измученным Достоевским с портрета Перова и словно спиной чувствует погруженного в раздумья врубелевского Демона.
Выставка начинается с нескольких прекрасных икон, с обещанного названием выставки «Распятия» Дионисия, после которых неожиданно появляются «Се человек» и «Голгофа» Николая Ге, когда-то считавшиеся чуть ли не богохульными. Но переход этот не ощущается неоправданным. Ведь главные русские картины — то же умозрение в красках, выражение в образах того, что наполняет душу, а сомнения — часть веры. Финал «Русского пути» обозначен большой и светлой иконой «О тебе радуется», написанной пять веков назад, а не «Черным квадратом» Малевича. Выставка в папском государстве им заканчиваться, очевидно, и не могла. Но она простоит в Ватикане три месяца, а потом главные картины вернутся на свое место, и нам с ними жить, о них размышлять. И опыт «Русского пути» может в этих размышлениях помочь.
Музеи Ватикана
Русский путь. От Дионисия до Малевича
До 16 февраля 2019
В Третьяковской галерее откроется выставка произведений из музеев Ватикана
В Москве будет представлено 42 произведения; выставка пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года
Москва. 25 октября. INTERFAX.RU – Музеи Ватикана представят для выставки “Roma Aeterna” в Третьяковской галерее более 40 произведений, сообщила гендиректор галереи Зельфира Трегулова.
“Это уникальная ситуация, что Музеи Ватикана предоставляют 42 произведения на выставку в Третьяковскую галерею в Москву, при том, что русские кураторы играли огромную роль в формировании ее состава”, – сказала Трегулова на пресс-конференции во вторник.
Она отметила, что выставка “Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо” пройдет с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017 года.
“Никогда Ватикан не предоставлял выставку в таком количестве ни в одну страну мира. Показ этой выставки в Третьяковской галерее действительно может служить точкой пересечения для самых ранних работ нашей галереи. Никогда ранее мы не принимали такую представительную выставку из такого места”, – сказала Трегулова.
Она отметила, что специально для выставки был разработан аудиогид, который озвучил актер Вениамин Смехов.
По словам Трегуловой, 25 октября, за месяц до начала выставки, стартует продажа онлайн билетов на сайте галереи. Билеты будут стоить дороже на 100 рублей, чем обычно – 500 рублей, и их количество будет ограничено.
“Мы понимаем, что она вызовет огромный интерес у зрителей в России. И мы постарались опереться на опыт посещения двух наших последних выставок – Серова и Айвазовского. Поэтому организуем посещение по сеансам, раз в 30 минут. Мы не можем гнаться за гигантской посещаемостью, будем дозировано принимать посетителей. Мы должны не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами”, – сказала гендиректор галереи.
Она призвала заблаговременно приобрести билеты в кассах или на сайте Третьяковки, не прибегая к услугам перекупщиков. По ее словам, продажа билетов на данную выставку будет ограничена в одни руки до четырех или двух.
Трегулова отметила, что в 2017 году будет организована ответная выставка Третьяковской галереи в Ватикане; существенную ее часть составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции галереи.
“Мы несколько раз встречались с коллегами из Музея Ватикана, надеемся, что наша ответная выставка будет такой же щедрой. Мы готовы предоставить шедевры высочайшего класса из собрания Третьяковской галереи”, – сказала гендиректор.
Она отметила, что впервые об этом проекте стали говорить три года назад после встречи президента РФ Владимира Путина и папы римского.
“Мы столкнулись весной со сложной ситуацией, когда возникла опасность, что выставка при своем невероятном списке и идее может не состояться из-за отсутствия финансирования. Это был драматический момент. Этот проект был фактически спасен благодаря Алишеру Усманову и его фонду”, – подчеркнула Трегулова.
Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
- ISBN: 978-5-89580-152-9
- Язык: Русский
- Размер: 240 страниц
Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2016. — 240 с. : ил.
Настоящее издание подготовлено к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». В него вошли произведения из собрания Музеев Ватикана, так или иначе связанные с Римом и впервые экспонируемые в России, — сорок две работы выдающихся мастеров итальянской живописи второй половины XII – начала XVIII века.
Статьи каталога посвящены Музеям Ватикана: в них подробно рассказывается о формировании папских художественных коллекций, об истории создания современной Пинакотеки и о представленных на выставке картинах. В приложении приводится хроника Святого престола.
Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся зарубежным изобразительным искусством.
Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.
Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди:
первое и второе воскресенье каждого месяца:
для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);
для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).
Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.
В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.
Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
- Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты
Вход платный.
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:
- пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
- полным кавалерам «Ордена Славы»,
- учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
- студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
- членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста;
- студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
- военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
- инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
- члены Международного Совета музеев (ICOM);
- сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
- волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
- гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
- один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Источники:
http://www.theartnewspaper.ru/posts/6386/
http://www.interfax.ru/culture/533962
http://www.tretyakovgallery.ru/issues/roma-aeterna/