Гербер праздник удмуртов история. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
Содержание
- 1 Гербер праздник удмуртов история. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
- 1.1 Гербер праздник удмуртов история. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
- 1.2 Удивительные традиции Гербера в Удмуртии: как девушки доказывали готовность стать невестой и почему молодых женщин кидали в реку
- 1.2.1 Как зародился Гербер и когда его праздновали
- 1.2.2 Почему до Гербера не рвали цветы
- 1.2.3 Зачем в первую борозду «бросали яйца»
- 1.2.4 Обрядовая каша — из чего её варили и что она символизировала
- 1.2.5 Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы
- 1.2.6 Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
- 1.2.7 На Гербере тихо пели и водили хороводы
- 1.2.8 Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой
- 1.2.9 Гербер сегодня
- 1.3 Зачем удмурты бросали молодух в реку
Гербер праздник удмуртов история. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
«После плуга» (геры – плуг, бере – после) — именно так переводится Гербер с удмуртского языка. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя. У него не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.
В далекие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер, обязательными были несколько действ: обход поля, жертвоприношение и куриськон — коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обижать наше поле». В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих.
Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался сялтым. Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.
Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.
Сегодня Гербер – далеко не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…
День России или же День независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12-у июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России. День России — праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник — символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
А Россия была и будет
Свысока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет.
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадёт.
Хороша! — и берут завидки.
Через чёрный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки.
А Россия не пропадёт.
Мир, как бомба, во зле взорвётся,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасётся
И врагу подставит плечо.
Маленькая родина моя – Удмуртия
Маленькая родина моя – Удмуртия!
Милые, родимые края – Удмуртия!
Деревеньки, села, города – Удмуртия!
Вместе мы с тобою навсегда, Удмуртия!
Время мчится навстречу судьбе,
Эту песню поем о тебе.
Год за годом живи, расцветай
Наш любимый родниковый край, Удмуртия!
Рождена из сказок и легенд, Удмуртия!
Италмаса золотой букет – Удмуртия!
Жемчуга росинок на траве – Удмуртия!
Колос, наклонившийся к земле – Удмуртия!
Край хрустально чистых родников – Удмуртия!
Ты гордишься мужеством сынов, Удмуртия!
Синеглазых даришь дочерей, Удмуртия!
Всем хватает нежности твоей, Удмуртия!
June 21st, 2015 , 04:10 pm
В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии — Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка — «после плуга». Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.
Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.
Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.
1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:
3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:
4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:
5. На праздник приехало огромное количество гостей:
6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:
7. Я приехал как раз к открытию праздника:
9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:
10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:
11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:
13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:
14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:
15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:
16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ — 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:
18. Ну и собственно замыкает колонну — Москва:
19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:
20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не «кормить» прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :
21. Ну а мы продолжаем:
22. На сцене меняются артисты:
23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:
24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :
25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:
26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:
27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:
28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:
29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:
31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник — удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:
32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:
34. Национальная удмуртская забава — кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам — впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:
35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:
Удивительные традиции Гербера в Удмуртии: как девушки доказывали готовность стать невестой и почему молодых женщин кидали в реку
Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.
Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных — это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней — почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть , и потом начиналась общая трапеза.
udmdunne.ru
Как зародился Гербер и когда его праздновали
По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.
«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем — прим.ред.), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг — прим.ред.). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», — пояснил Алексей Загребин.
По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер — это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.
Почему до Гербера не рвали цветы
«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», — рассказывает Галина Глухова.
По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо — летнего солнцестояния.
До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.
«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов — прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», — пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.
Зачем в первую борозду «бросали яйца»
В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.
По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.
«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», — рассказал он.
Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.
Обрядовая каша — из чего её варили и что она символизировала
По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.
«Каждая крупинка — есть производное зерна. Каша — собранное воедино желание большого урожая», — пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.
С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон — прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).
Фото: Григорий Фомин © https://udmurt.media
Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы
В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.
«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», — пояснила Галина Глухова.
Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», — рассказала Галина Глухова.
По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:
«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус — в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».
Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:
«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».
Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.
На Гербере тихо пели и водили хороводы
Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».
«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», — рассказал он.
Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.
Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой
Еще одна традиция Гербера — так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.
«Основная идея обряда — девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», — пояснила Галина Глухова.
По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.
Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.
«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», — добавила сотрудник УдГУ.
После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.
Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:
«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста — мать-земля , женское начало, а земледелец — это мужчина».
Фото: Михаил Шустов © https://udmurt.media
Гербер сегодня
Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.
Напомним, 1 июля Гербер в третий раз пройдет в Москве.
На празднике москвичам и гостям столицы продемонстрируют свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.
Помимо национального колорита гости смогут познакомится и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители увидят гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.
Зачем удмурты бросали молодух в реку
Вода очищала жену от старой семьи, а спасение считалось принятием в новую
16.07.2019 в 12:03, просмотров: 199
В конце июня – начале июля удмурты отмечают свой национальный праздник – Гербер. В этот день удмурты благодарили бога за удачно проведенные весенние земледельческие работы и просили хорошего урожая.
Раньше дату этого праздника определяли не по календарю, а ориентируясь на погоду, звезды и состояние травы. Обычно это происходило после второй недели Инвожо – летнего солнцестояния.
А до этого праздника, с того времени, как начали набухать почки на деревьях, запрещалось ломать ветки, рвать листья и собирать ягоды. Считалось, что в это время спускалась с небес повелительница небесной влаги Инвожо-мумы и поселялась в траве, чтобы она наполнялась соком, и ее нельзя было тревожить.
В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку – перемечи, и с надеждой на будущее выходили в поле. Варили в котле ячменную кашу из жертвенного барашка, где каждая крупинка олицетворяла зерно, а каша – собранные воедино зерна – будущий большой урожай. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Пили кумышку – слабоалкогольный удмуртский самогон, и праздничный сур – пиво.
Центральным звеном праздника были песни, хороводы, танцы, народные забавы и обряды. Пели удмурты тихо, с наименьшим шумом, с неким благоговейным страхом: как бог воспримет наши труды, как бы не спугнуть.
Зато другая традиция праздника была довольно-таки шумной забавой – кидали в реку молодых женщин, которые в этом году вышли замуж. «Спасти» ее должен был муж, после чего она одаривала подарками всех присутствующих. Забава эта, несмотря на свою игривость и веселье, имело глубокий ритуальный смысл. Вода очищала молодую жену от старой семьи, и ее спасение считалось принятием в новую.
Еще одна традиция Гербера – свадьба поля. Там же в поле юношу и девушку, которые симпатизировали друг другу, и дело шло к свадьбе, наряжали «женихом» и «невестой», показывая тем самым их готовность устроить свою семью. Празднично одетые, взявшись за руки, они пели песни, водили в хоровод. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, а взрослое население выходило и угощало их. После этого на околице деревни они устраивали игры и хороводные танцы.
С 1992 года в Удмуртии Гербер носит статус общереспубликанского национального праздника. Отмечается он и в Москве, и в Петербурге, и в других регионах, где проживает значительное количество удмуртов. Проживают они и в Ставропольском крае.
Источники:
http://tnuva.ru/gerber-prazdnik-udmurtov-istoriya-kak-prohodit-nacionalnyi.html
http://udmurt.media/articles/kultura-i-turizm/21283/
http://kavkaz.mk.ru/social/2019/07/16/zachem-udmurty-brosali-molodukh-v-reku.html