Герои произведения пастух и пастушка. Характеристика произведения «Пастух и пастушка» Астафьева
Краткое содержание «Пастух и пастушка»
О произведении
Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева, написанная в 1967 году, стала первым крупным произведением писателя о войне. Он не раз возвращался к героям, событиям, переписывая их судьбу и редактируя книгу. Это история всепобеждающей любви, над которой не властны ни обстоятельства, ни даже смерть.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.
Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.
Другие персонажи
Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.
Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.
Краткое содержание
По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».
У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…
Часть первая. Бой
Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.
Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».
Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.
За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.
Часть вторая. Свидание
Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.
Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.
В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.
Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.
В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».
Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.
Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».
В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам « пример благородного поведения ».
Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь « закружила, закружила и понесла, понесла над землею ». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене « танцевали двое – он и она, пастух и пастушка », и в своей любви и « доверчивости они были беззащитны », но при этом совершенно недоступны злу.
Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…
Часть третья. Прощание
Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.
Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.
Часть четвертая. Успение
Борис, которому « тоска прожгла глаза », отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.
Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели « он снова будет в строю ».
Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его « на эвакуацию ».
В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.
Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он « плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде ». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.
Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех « пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век ».
Послушав землю, седая женщина « с уже отцветающими древними глазами » пообещала скоро встретиться там, где « уж никто не в силах разлучить » их. Женщина ушла, а он « остался один – посреди России » …
Заключение
При написании повести Виктор Астафьев намеренно выбрал жанр пасторали, чтобы подчеркнуть все бессилие войны перед сильным искренним чувством.
После краткого пересказа «Пастух и пастушка» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Пастух и пастушка» – краткое содержание повести В.П. Астафьева
Произведение было написано в 1967 г., оно стало первым крупным изданием автора о войне. Это история о торжестве любви, которой неподвластна даже смерть.
Общая характеристика
Произведение имеет кольцевую композицию, для обрамления которой используются пролог и эпилог. Книга состоит из четырех глав. В прологе описывается героиня, долго искавшая своего любимого. Она склоняется над могилой, целует измученную и истерзанную землю.
Краткое описание частей:
- В первой главе «Бой» описывается война, ее герои, рукопашное сражение, запах поля битвы, грохот танков, смерть воинов. Писатель подводит читателя к трагическим событиям того времени.
- В главах «Свидание» и «Прощание» особое внимание уделено Люсе и Борису, повествованию об их пылкой любви, светлой и нежной, которая противостоит ужасам войны.
- В последней главе описываются попытки избежать смерти, но Борис погибает, война забирает жизни и других героев.
В эпилоге читатель опять видит одинокую девушку, целующую землю на могиле, практически затерянной в бесконечной степи. Это главная композиция повести.
Основные действующие лица произведения:
- Борис Костяев — лейтенант, командует взводом, порядочный юноша с чистой душой.
- Люся — первая любовь Бориса.
- Арина — медсестра, жалостливая и простая женщина.
- Мохнаков — старшина, отчаянный персонаж, который любит выпить.
Эпилог и описание боя
По солончаковой и затерянной степи вдоль железнодорожных путей идет девушка, в ее глазах «были слезы, и от этого все плыло перед ней, качалось, словно море». У одного из столбов она остановилась, поднялась на сигнальный холм, на котором нашла безымянную могилу, поросшую «полынью и травой-проволочником». Склонившись на коленях над ней, девушка вскрикнула: «Как долго я тебя искала!».
Советские войска практически уже добивали немецкую армию, но командование до последнего не соглашалось на капитуляцию. Немцы решились на отчаянную попытку прорыва через окружение. Все роты, батальоны и полки ждали такого шага от своего врага.
Взвод Костяева также готовился к встрече с прорывающимся противником. Ночное сражение было очень тяжелым — кричали огнем «головатые снаряды», пронзительно взрывались мины, нарастала стрельба.
Отразив нападение, взвод Бориса начал подсчитывать потери, собирать раненых и мертвых. Командир отправлял несколько солдат в батальон, но никто не вернулся. Лейтенант великолепно осознавал, что этой холодной ночью раненые не смогут выжить, поэтому отдал приказ разжечь костры, раздеть мертвых, чтобы живые солдаты еще могли хоть как-то отогреться с помощью их одежды. Под утро взвод подошел на отдых к хутору, который находился неподалеку.
За баней лейтенант видит убитых осколками от снаряда старуху и старика. Они находились на земле, закрывая друг друга. От местных он узнает, что они прибыли на хутор с Поволжья в «голодное время» и зарабатывали тем, что выпасали колхозную отару.
Это были простые пастух и пастушка. Бойцы закопали стариков, а те, даже будучи мертвыми, крепко прижимались друг к другу.
Встреча с Люсей
Солдаты из взвода Бориса разместились в хате, где хозяйкой была женщина Люся. Чтобы согреться, они пили самогон, молча и не спеша, не ожидая, пока приготовится картошка. После напряженной битвы бойцы, кроме старшины Мохнакова, устали и запьянели.
Привлекательная хозяйка дома не находила себе места «среди грязных, помятых и сердитых бойцов». Но она победила это чувство и вместе с остальными пила «убойно пахнущее зелье», выразив благодарность солдатам за то, что они вернулись.
В натопленной хате было жарко. Уставшие бойцы начали укладываться на пол. Те, у кого еще находились силы, стали вспоминать былую мирную жизнь, ведя душевный разговор.
Увидев, что старшина Мохнаков начал силой приставать к Люсе, Костяев отвел его во двор и пригрозил застрелить. Между ними, людьми, которые прошли много сражений, началась взаимная вражда. Обиженный Мохнаков пошел на ночлег в другой дом.
В качестве благодарности Люся предлагает Костяеву спать в ее комнате. Ему стало неловко ложиться в кровать грязным. Хозяйка предлагает ему искупаться. Только отмывшийся от окопной пыли командир ложится в постель, как «сон медведем навалился на него».
Костяев получает из батальона приказ добить немцев в рядом находящемся селе. В лейтенанте все начало дрожать «от жажды схватки». Через время ему удается выплеснуть скопившийся гнев на противника.
Сражение было коротким, Костяев занимает хутор. Вскоре сюда приезжает командующий фронтом, его лейтенант ни разу не видел, «да при этом настолько близко».
В сарае нашли немецкого командира, который покончил с собой. Командующий приказывает похоронить его с должными почестями, подавая солдатам «пример благородного поведения».
Лейтенант с бойцами возвращается домой к Люсе. Этой ночью Костяев впервые узнает, что такое девушка, любовь закружила ему голову. Расчувствовавшийся командир начинает рассказывать Люсе о себе и своей военной жизни. Он вспоминает, как когда-то ходил с матерью в театр. На сцене были двое — пастушка и пастух. В своей любви они были беспомощны, но в то же время недоступны злу.
Борис и Люся упиваются волшебной ночью, забыв о смерти и идущей войне. Молодые люди отлично осознавали, что эти счастливые часы в их жизни никогда уже не смогут повториться.
Прощание и успение
Люся начинает мечтать, как после завершения войны она придет на вокзал встречать Костяева. Счастливые, они начнут вдвоем строить для себя другую, мирную жизнь. Женщина была убеждена, что взвод будет находиться на хуторе еще несколько дней, однако неожиданно приходит приказ — быстро собираться и подключаться к главным силам.
Разочарованная предстоящим расставанием Люся не находит в себе силы провести лейтенанта. Но потом она не выдерживает, догоняет машину, где ехал Костяев, и без стеснения начинает крепко его целовать.
В последней части Борис, у которого «тоска прожгла глаза», отпрашивается у командира в небольшой отпуск, чтобы хоть немного побыть с любимой. Но его желание не сбывается — взвод опять принимает участие в сражениях, где погибает Мохнаков, кинувшись под танк противника с гранатой. Лейтенант получает ранение в плечо.
Попав в переполненный санитарный батальон, Костяев пропускает вперед тяжелораненых солдат, самого же его прооперировали лишь на следующий день. Лейтенанту сказали, что рана легкая, через несколько недель он сможет встать в строй.
Тоска о милой мучила сердце командира. К удивлению докторов, рана на плече не заживала. Видя, что Костяев не поправляется, врачи назначают ему «эвакуацию».
В санитарном поезде у лейтенанта значительно ухудшается состояние, поднимается температура. Арина, медсестра в вагоне, не может понять, почему командиру становится хуже. Смотря в окно, Костяев жалеет себя и раненых солдат, которые находятся с ним. Он вспоминает расставание с Люсей, плачет о старике и старухе, похороненных в огороде. Они напоминали ему мать и отца, всех людей, которых искалечила война.
При утреннем осмотре Арина видит, что лейтенант умер. Похоронили командира в степи, сделав наспех «пирамиду из сигнального столба, который отслужил свой век».
Послушав землю, юная девушка «с уже отцветающими глазами» обещает скорую встречу там, где «уж никто не сможет разлучить» их. Она уходит, а он «остается один — посреди России».
Во время написания произведения Астафьев специально выбирает жанр пасторали, чтобы выделить акцент на всем бессилии войны перед искренним и обоюдным чувством.
Если читать «Пастуха и пастушку» Астафьева в полном сочинении, видно, как автор выделяет любовь. Даже будучи трагической, она побеждает невзгоды.
«Пастух и пастушка» – анализ повести Астафьева
«Пастух и Пастушка» – первое крупное произведение писателя Астафьева на тему войны. Он не раз редактировал его, возвращался к событиям, героям, переписывал и передумывал заново их судьбу. Часто повесть называют современной пасторалью. Древний жанр об идиллической жизни пастухов и пастушек на лоне природы сталкивается с изображением суровых будней войны. Читайте ниже краткий анализ повести «Пастух и пастушка».
Композиция повести
В произведении кольцевая композиция. В качестве обрамления выступают пролог и эпилог. Содержание включает четыре части.
В прологе появляется героиня, которая долго искала своего возлюбленного, она опускается на его могилу, целует истерзанную, измученную землю.
Анализ повести «Пастух и пастушка» подразумевает рассмотрение его частей. В первой части «Бой» изображается война, её герои, удушливый запах поля сражения, рукопашная схватка, гибель людей, грохот танков. Автор вводит читателя в трагическую атмосферу времени. В частях «Свидание» и «Прощание» внимание переключается на Бориса и Люсю, историю их любви, нежную, светлую, противостоящую ужасам войны. В четвёртой части показаны последние попытки противостоять смерти, но умирает Борис, война уносит жизни и других персонажей.
В эпилоге читатель вновь видит одинокую женщину, которая целует землю на могиле, почти затерянной в бескрайней степи. Такова композиция произведения.
Герои повести «Пастух и пастушка»
Судьба человека на войне – вот что в первую очередь интересует Астафьева. Война изображается без всякого ореола романтики. Это тяжёлая и трудная работа, каждодневная обязанность идти в бой, ползать в грязи, убивать врагов и терять товарищей. Писатель натуралистично показывает жестокость войны, не скрывая тяжёлых подробностей. Если вы делаете анализ повести «Пастух и пастушка», примите во внимание эту сторону произведения.
Антивоенный пафос звучит не только в судьбе главных героев, но и в каждом эпизоде. Одна из самых драматичных сцен, когда солдат в маскхалате расстреливает немцев, крича о том, что они сожгли целую деревню, «мамку», «крёстную» – всех сожгли.
Но даже на войне возможны милосердие и любовь. Главный герой, Борис Костяев, молодой двадцатилетний лейтенант. Он уже многое повидал: тяжёлые бои, смерти товарищей, тяготы военного быта. Но война не убила в нём человеческое, он сохранил светлую натуру. Однажды во время ночёвки в деревни он защищает девушку Люсю от домогательств старшины, а впоследствии влюбляется в неё. Он рассказывает ей о своей жизни до войны, о матери, читает её письма. Любовь Бориса и Люси – то прекрасное, что неспособна уничтожить война.
Однако Астафьев не изображает счастливый финал истории, и благодаря анализу повести «Пастух и пастушка» это четко видно. Бориса легко ранят в бою: осколком в плечо. Но постепенно герой угасает. У него не хватает сил бороться за жизнь, ему становится тяжело «нести свою душу». Лейтенант тоскует по Люсе, своей первой и единственной любви. Но он чувствует душевную усталость потому, что война постепенно истощила его, в нём не остаётся сил сопротивляться. Война сломила Бориса, и он умирает.
Другие детали анализа повести «Пастух и пастушка» Астафьева
Лейтмотивом проходит в повести образ пастуха и пастушки. Вначале рассказывается о старике и старухе, которые до войны пасли деревенский скот. Они были убиты, но даже в смерти не разъединили руки. Война уничтожила жизнь, но не смогла победить любовь.
Борис вспоминает московский театр, где в детстве видел на сцене пастуха и пастушку, слышал чудесную музыку. Их беззащитность, по мнению героя, ограждала их от зла. Вместе с любовью к Люсе в его воспоминаниях начинает звучать та же прекрасная музыка. Но оказалось, что незащищённость героев перед лицом войны не спасла их.
Однако символом побеждающей жизни становится цветок, пробивающийся из земли на могиле героя.
Вы прочитали анализ повести «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева. Рекомендуем вам посетить раздел нашего сайта Блог, где вы найдете множество статей на подобную тематику. Читайте по теме:
Источники:
http://obrazovaka.ru/books/astafev/pastuh-i-pastushka
http://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pastukh-i-pastushka.html
http://reedcafe.ru/blogs/pastuh-i-pastushka-analiz-povesti-astafeva