3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гигиены ребенка заслужил доверие во. Как войти в доверие. Психологические приемы вызова доверия. Как мне удалось вырастить ребенка, который делится со мной абсолютно всем

Как завоевать доверие ребенка?

Как же завоевать доверие ребенка? Как вызвать его на откровенность? Родители очень часто задают себе этот вопрос, но иногда, к сожалению, слишком поздно, когда очень трудно вернуть потерянное доверие, уважение и авторитет.

Прежде всего не надо этого доверия терять. Ведь с первых же дней своего существования малыш видит в вас свою защиту и всегда бежит к маме, когда его кто-то обидит или у него что-то не получается. Так что не спешите нарушить физическое и эмоциональное единство, возникающее между вами и ребенком. Улыбнитесь, поговорите с малышом, и неважно, что он не понимает смысла ваших слов, для него главно, что с ним общаются, имеет значение интонация, с которой вы произносите слова.

Единство, установившееся между вами и малышом с первых же дней его существования, со временем, конечно же, изменится, но все равно останется единством матери и ребенка, только перешедшим в новое, осмысленное качество. Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только матерью, но и другом.

Ребенок способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся ли к нему с уважением. Значит, мало говорить ему, что его любят, он должен в полной мере находить этому подтверждение, чтобы не получилось так, что вы говорите ему о своей любви, а на самом деле он чувствует себя очень одиноким.

Обман приводит к тому, что ребенок постепенно утрачивает доверие к взрослым, потому что в любую минуту ожидает опасности. Постоянная настороженность нервирует его, делает пугливым и плаксивым. Ни в коем случае нельзя обманным путем добиваться чего-либо от него.

Например, если мама ушла в магазин, а папа говорит, что мама скоро вернется и принесет чего-нибудь сладенького, малыш начинает в ожидании бегать от окна к окну. А когда мама наконец-то приходит и не приносит обещанных отцом сладостей, у него появляется разочарование, и от обиды он плачет. Если такое случается неоднократно, малыш перестанет вам доверять.

Недостаток материнской любви и внимания приводит к тому, что малыш замыкается в себе, становится одиноким рядом с близкими людьми. А ведь детское одиночество – вещь довольно страшная. Родители занимаются решением своих проблем: карьерой, финансами, личной жизнью, – предоставляя ребенка самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним исключительно вопросами ухода.

Очень большое значение имеет общение со сверстниками. И если малыш стесняется сам пойти на контакт с другими детьми, ему необходимо помочь. Здесь неоценима помощь взрослых. Его нужно представить другим детям по имени, спросить, во что они играют и не примут ли еще одного участника. Обычно среди ребят всегда находится кто-то, кто берет новичка под свое покровительство, помогает ему освоиться в новой компании.

Но порой случается так, что его могут обидеть, обозвать, придумать ему обидное прозвище. После подобных инцидентов ребенок замыкается, предпочитая одиночество.

Может статься, что нелюдимым его сделал собственный проступок, вызвавший сильный эмоциональный стресс. Играя с другими детьми, малыш мог по неосторожности уронить своего товарища, попасть снежком… Вид крови и безутешные рыдания могут произвести сильнейшее воздействие на психику малыша. В результате он отказывается от привычных игр, не общается с друзьями, не выходит на улицу, часами просиживая дома, и на все уговоры отвечает потоком слез.

В этом случае нельзя его уговаривать или ругаться. Можно помочь ему восстановить душевное равновесие, поговорив, объяснив ситуацию так, чтобы у него рассеялся комплекс вины.

Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени, когда родители умудряются, кроме основной работы, бегать по подработкам, иметь две службы, брать дела на дом. А если ребенка воспитывает мать-одиночка? Здесь вопрос воспитания нормального, полноценного человека стоит очень остро.

Решение иметь ребенка связано с принятием взрослыми ответственности за его судьбу. Но считать себя первопричиной всего, происходящего с ним, отнюдь неправильно. Ребенок способен отвечать за свои поступки. Стоит его попросить что-то сделать самому, он поймет, что должен отвечать за свои действия. Бесконечные наставления и напутствия, а тем более сетования и причитания после его неблаговидного поступка, приведут его к агрессии.

Чтобы понять свое дитя, изменить его поведение, наладить контакт или вернуть потерянное доверие, вы прежде всего должны изменить себя. Откройте глаза. Ведь вы привыкли все ему запрещать и требовали безоговорочного подчинения. Это удобно для вас. Но постарайтесь понять, что у ребенка есть свое «я», собственные дела, стремления, потребности, самостоятельность. Осознав это, вы сможете трезво оценить ваши с ним отношения.

Проанализируйте свое поведение, свое отношение к малышу, каждый жест, слово, действие, поставьте себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание.

Важно понять, что воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, нравственное, духовное, интеллектуальное) между взрослыми и ребенком.

Чтобы успешно воспитывать ребенка, родители непременно должны корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием, не подавать дурных примеров. Если же хотите добиться от него бесприкословного выполнения своих требований, которым на самом деле не следуете сами, это удастся только через меры принуждения: ребенок будет выполнять требования формально, из-за страха перед наказанием. Этот страх, в конечном счете, порождает обман, лицемерие, хитрость…

Понимаем ли мы своих детей? Понять человека значит увидеть причины его поступков, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Чтобы научиться понимать, необходимо снизить завышенные требования, которые он просто не в состоянии выполнять.

Объяснить поведение ребенка можно, проанализировав, в каких условиях происходит его развитие. Если на малыша постоянно кричали, применяли физическое наказание, у него, скорее всего, сложится потребность избегать подобных потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные черты, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность…

Если малыша оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, ребенок становится ленивым, безвольным, будет избегать любых дел, а значит – притворятся, заискивать, ловчить, обманывать.

Другой вариант, когда малыша просто избаловали: покупали дорогие вещи и игрушки, ни в чем ему не отказывали. У такого ребенка развиваются непомерные притязания, но вместе с тем и неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд. Запомните, что недостаток общения нельзя заполнить дорогими игрушками, вещами, беспрекословным выполнением всех его желаний.

У малыша будут слабо развиваться интеллект, мышление, способность переживать, интерес к знаниям, если вы не читали ему книжек, мало общались с ним. Ведь интеллектуальные задатки закладываются с раннего детства, поэтому общайтесь с ним, приучите его любить книги, но не заставляйте читать насильно – получите обратный, отрицательный эффект.

Иногда родители очень ревностно занимаются образованием детей. С раннего возраста нанимают репетиторов, отдают в престижные садики и учебные заведения со специальными уклонами, загружают музыкальными школами, танцами и т. д. Но как-то забывают спросить его самого о том, нравится ли ему все это. Заметьте, что очень малое число детей занимаются пением, танцами, музыкой с удовольствием.

Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно. Попытайтесь выяснить его пристрастия и подобрать соответствующее занятие. Дайте ему право выбора, право решить самому, чем ему заняться.

С самого раннего детства развивайте способности у детишек. Пробудите в их душе внимание, возбудите представления и наблюдательность. Для этого используйте самые различные предметы, учите описывать их, рассказывать об их назначении. Развивайте умственные способности, которые помогут малышу найти себя в будущем.

Для развития у малыша чувства любви, сострадания можно завести какое-нибудь домашнее животное. Он с гордостью будет всем сообщать, что у него есть хомячок или котенок. Покажите ребенку, как правильно за ним ухаживать, чем кормить, как вообще нужно обращаться с ним. Если вы заметили, что он обижает зверька, объясните, что он тоже живой и ему больно. Расскажите, что зверек лишился своих родителей, ему очень одиноко, и необходимо, чтобы о нем кто-нибудь позаботился.

Читать еще:  Знак собака на клавиатуре копировать. Как поставить значок "собака"? Почему @ называется "собакой

Приучите его самого заботиться о животном, и вы увидите, какой будет результат. Это воспитает в нем не только любовь к природе и животным, но поможет понять свою значимость, необходимость для кого-то, избавит от чувства одиночества. Ребенок другими глазами посмотрит на ваши с ним отношения, что поможет их укреплению.

Поймите, то, чем занят малыш, необычайно важно для него, даже если вам кажется, что это не так. Приведу такой пример из своей практики. Ко мне на прием пришла молодая мама и рассказала: «Однажды ко мне подошел сын и попросил с ним поиграть. Я в это время смотрела интересную передачу и объяснила малышу, что сейчас занята, а поиграю с ним позже. Через некоторое время, зайдя к ребенку в комнату, я увидела, что он засовывает под кровать игрушку, потом достает ее и снова засовывает. Я позвала ребенка обедать, на что получила такой ответ: «Я сейчас занят, приду попозже».

Женщина не знала, как реагировать на такой ответ. Подобное повторялось неоднократно. Я объяснила молодой маме, что ребенок во всем подражает ей, и, на его взгляд, то, чем он занимается, очень важно для него. Поэтому ему непонятно возмущение мамы его поведением. Ведь он ждал, пока закончится важная для мамы передача. Так почему же она не хочет подождать?

Иногда, для того чтобы ребенок понял, что такое забота и уважение, ему самому необходимо о ком-то позаботиться. Например, вы пришли с работы, устали, у вас сильно болит голова, на работе неприятности. Малыш пытливо на вас посматривает, недоумевая, почему вы в таком состоянии. Попросите его принести вам попить. Расскажите ему, не вдаваясь в подробности, что вас обидели на работе, дайте малышу проявить сочувствие, пусть он вас пожалеет. Так он поймет, что вы нуждаетесь в нем, не можете без него.

Если вы заметили у своего малыша склонность ко лжи, постарайтесь открыть причину. Нередко ложь возникает от страха наказания. Не наказывайте его слишком строго, тем более следует избегать телесных жестоких наказаний. Постарайтесь выяснить, почему ребенок солгал, вникните в его проблему. Может быть, поговорив с ним, вы избавите его не только от этого порока, страха, но и от других комплексов.

Позвольте малышу проявить свою значимость, считайтесь с его желаниями (разумными, конечно!). Ведь самовыражение – главная, настоятельная потребность человеческой натуры.

Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях, независимо от того, чем вы занимаетесь, – моете пол или готовите завтрак. Ему очень важно ощущать, что ему доверяют что-то делать наравне со взрослыми. Ведь дети с раннего возраста начинают подражать родителям, очень быстро впитывая в себя все увиденное и услышанное. Привлечение ребенка к каким-то делам не только приучает его к труду, но и сближает с родителями. Такой ребенок будет с уважением и пониманием относиться к своим родителям, к тому, что они делают.

Необязательно поручать малышу что-то сложное, с чем он не в состоянии справиться. Дайте ему задание, которое он сможет выполнить: вымыть за собой чашку, протереть пыль со стола, наконец, сложить свои игрушки. Похвалите его, скажите, что он вам очень помог и без него вы бы не справились.

Ни в коем случае не кричите, если малыш пытается сделать то, с чем не в состоянии справиться. Посмотрите, как он пытается это сделать, помогите ему. Скажите, что он молодец.

Если вы, например, решили себе что-то сшить, а рядом крутится с куклой дочурка, привлеките ее к своему занятию. Дайте обрезки ткани, пусть тоже что-то делает. Если у нее что-то не получается, помогите ей. Не забывайте о похвале, ведь для ребенка она очень много значит.

Или другая ситуация: папа мастерит полочку в прихожую. Рядом крутится сынишка, хватает инструменты, гвозди, «путается» под ногами. Не прогоняйте его, не бойтесь, что он ударит себя по пальцам молотком или уронит инструмент на ногу. Пусть он помогает, скажите, что без него ничего не получится. Дайте такое задание, чтобы он его с радостью выполнил и чтобы оно было для него безопасным. Вы увидите потрясающий результат, когда сын с гордостью будет всем рассказывать, что он вместе с папой сделал полку.

Очень благоприятно влияют на отношения с ребенком совместные игры, которые несут не только удовольствие, но и образовательную информацию. Игры детей составляют их главное занятие, но их следует направлять таким образом, чтобы они возбуждали гармоничную деятельность всех душевных способностей малыша, не допуская односторонности.

Предложите ему игру на скорость, например кто быстрее соберет пирамидку. Конечно же, вам следует поддаться, а когда малыш с гордостью покажет, что он первым это сделал, похвалите его.

Играя с малышом или занимаясь каким-то делом, вы сближаетесь с ним. Ребенку интересно с вами, вы составляете одно целое.

Очень благоприятно влияют на отношения в семье прогулки. Вы, наверное, часто наблюдали картину, когда малыш, крепко держась за руки папы и мамы, с гордостью вышагивает на прогулке. Побегайте с ним, поиграйте в какие-нибудь игры, покачайте на качелях, поваляйтесь в снегу или покидайте в цель снежки. Совместные прогулки не только поднимают настроение, способствуют лучшему физическому развитию малыша, но и укрепляют взаимоотношения.

Маленькие дети, казалось бы, в таком несмышленом возрасте удивительно тонко воспринимают любые, в том числе самые сокровенные, чувства своих родителей. В обычных условиях именно гармоничное сочетание этих чувств создает у ребенка ощущение уверенности и счастья.

Чтобы между вами существовали взаимопонимание и доверие, вы должны всю свою любовь и внимание подарить малышу, с раннего детства приучать к труду, уважению взрослых, ценить дружбу. Уделяйте ему как можно больше внимания, не отмахивайтесь от его детских проблем, как от назойливой мухи.

Постарайтесь стать своему ребенку настоящим другом, и тогда вы увидите его сияющие глаза и поймете, что для него вы не просто мама, предмет обожания и преклонения, надежная защита и опора, вы – его самый верный и надежный друг.

Как войти в доверие.
Психологические приемы вызова доверия

Начало см. Кому больше доверяют. Психология доверия.

Войти в доверие — склонить на свою сторону, расположить, войти в милость (С. И. Ожегов). Когда этого же пытаются добиться хитростью или лестью, говорят о том, что человек хочет втереться (вкрасться) в доверие.

У каждого человека существуют свой индивидуальный стиль поведения, мимика лица, жесты, поза тела, интонация в голосе, основной набор словесных выражений и конечно же репрезентативная система. Каждый человек имеет определенную систему мировоззрения, восприятия внешней реальности и поведения. Зная эти особенности собеседника, можно войти к нему в доверие во время общения с ним с помощью техники скрытой манипуляции собеседником (нейролингвистическое программирование — НЛП), используя метод «подстройки». Дело в том, что люди сходятся с другими, руководствуясь принципом «общего». Это может быть взаимный интерес или схожее мировоззрение, один знак зодиака или профессия, похожая мимика или способ выражать свои эмоции и т. д. Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам неинтересен тот собеседник, в котором с нами нет ничего общего.

«Подстройка» направлена на достижение подсознательного доверия у собеседника (раппорта). Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты:

  • подстройка к позе;
  • подстройка по жестам;
  • подстройка к дыханию;
  • подстройка под речь;
  • психологическая подстройка.

Подстройка к позе. Первое, что следует сделать для построения раппорта, — скопировать позу своего собеседника. Но делать это нужно естественно и легко, чтобы у собеседника не возникло впечатление, что положения его тела сознательно копируют. Во время беседы партнер может несколько раз сменить положение тела. Поэтому, копируя все изменения, которые происходят в положении его тела, нужно следовать за ними с небольшим отставанием. Чтобы подстройка была менее заметна, подстраиваться можно постепенно, к примеру сначала сделать такой же наклон корпуса и головы, после чего подстраиваться уже по остальным позициям.

Читать еще:  Расчет выслуги лет калькулятор онлайн. Исчисление выслуги лет военнослужащим для назначения пенсии

Подстройка по жестам. Жесты — это всегда сигнал каких-либо психологических изменений в собеседнике. Четко производя подстройку по системе жестикуляции собеседника, можно добиться более глубокого уровня доверия со стороны его бессознательного.

Чтобы войти в доверие к собеседнику, акцентироваться на точном копировании жестов не нужно, достаточно воспроизвести их общее направление. Например, если собеседник поднес руку ко лбу, можно снять мнимую соринку со своего пиджака. Если собеседник снял и протирает очки, можно произвести манипуляции с ручкой, которая лежит перед вами.

Подстройка к дыханию. Это достаточной трудный для освоения прием, требующий длительной тренировки. Подстройка к дыханию означает, что мы начинаем дышать с той же глубиной и интенсивностью, как и собеседник. При этом лучше начинать следить за чем-то одним, либо за вдохом, либо за выдохом человека. Важной особенностью указанной методики является возможность применять перекрестную подстройку, т. е. вдох-выдох человека отражать не своим дыханием, а движением частей тела, например постукиванием пальца по столу. Кроме того, в случаях, когда физиологически сложно подстроиться к частоте дыхания собеседника (который дышит слишком быстро или, наоборот, слишком медленно), можно использовать так называемый метод кратных циклов. Данный метод заключается в том, что нужно дышать не синхронно с каждым вдохом и выдохом человека, а пропуская некоторые циклы, к примеру делать выдох на каждый второй выдох собеседника.

Наибольшая сложность подстройки под дыхание состоит в распознавании того, как именно дышит собеседник. Дыхание человека можно услышать, можно заметить зимой пар от дыхания, летом — движения ноздрей. Можно увидеть, как двигается грудь у женщины или живот у мужчины. Можно приобнять или положить руку на плечо и войти таким образом в ритм.

Необходимо отметить и такой аспект, как важность выдоха. Поскольку мы говорим в основном на выдохе, наша внутренняя речь также синхронизирована с выдохом. Поэтому, когда вы подстроитесь к дыханию собеседника и будете говорить на его выдохе, ваша речь автоматически подстроится к внутреннему ритму собеседника и увеличит эффект психологического воздействия.

Подстройка под речь. Подстройка под речь включает подстройку под тембр голоса, скорость речи, другие характерные особенности речи собеседника, например употребление им слов-паразитов, словесных предикатов.

Рассмотрим сокрушительный прием, при помощи которого вы мгновенно сможете войти в доверие к человеку. Это замечательный театральный прием — эхо. Он заключается в повторении слов и оборотов, которые использует собеседник в своей речи. Эти слова и характерные обороты могут зависеть от разных факторов — от профессии, места жительства, рода занятий и от многого другого.

В чем особенность применения данного способа? Представьте себе, что вы разговариваете с владельцем моторной лодки. Если вы назовете предмет его гордости «лодка», то ваши шансы получить эту лодку в прокат резко сводятся к практическому нулю. Почему? Да все потому, что владелец обязательно назовет ее «судно»! И для того, чтобы эффективно войти в контакт, вам надо говорить на его языке, потому что в противном случае между вами и собеседником возникнет подсознательный барьер, который будет мешать дальнейшему развитию беседы.

Как вызвать доверие и раскрепостить в общении собеседника? Разговаривайте на его языке. Кроме того, замечайте, когда с вами говорят на вашем языке, потому что это профессионал, который знаком с этим приемом и хочет войти к вам в доверие и построить хорошее конструктивное общение и диалог.

Если человек называет свой дом «шале», то он не потерпит, если вы назовете его «домик», так что будьте внимательны. На самом деле многие воспитатели в детском саду с трудом терпят, когда их называют «воспитательницами», потому что они «педагоги по дошкольному образованию»!

Разговаривая, подмечайте жаргонные словечки, которыми человек характеризует элементы своей жизни, и затем как бы невзначай вставляйте их в разговор.

По материалам Интернета (Средство языка, которое настроит вас на одну волну с собеседником. 2012. 17 января)

Психологическая подстройка. Реализуется такая подстройка с помощью создания коммуникационного пространства, в котором вы будете чувствовать себя с вашим собеседником частью одного целого. При этом, когда речь идет о методах психологической подстройки, вы должны помнить, что входите на территорию максимальной значимости для другого человека и любое неверное слово или поступок сразу же станут для вас препятствием в дальнейшем взаимодействии с этим человеком.

Подстройка под эмоции. Перед началом воздействия целесообразно привести себя в такое же эмоциональное состояние, какое наблюдается у собеседника.

Подстройка под структуру ценностей. Ценности другого человека — это его жестко фиксированное и определенное отношение ко всем вещам в мире. Если вдруг проявится глубокий диссонанс между вашими ценностями — человек будет для вас полностью потерян. Поэтому нужно избегать любых оценочных высказываний при подготовке и осуществлении воздействия. Оценочное высказывание активизирует ценностную структуру собеседника, и это очень часто приводит к диссонансу.

Подстройка под репрезентативную систему. У каждого человека в большей степени развит какой-то один канал восприятия. Основными из них являются: зрительный, слуховой, кинестетический. Доминирование того или иного канала означает, что человек получает и обрабатывает информацию преимущественно в таком виде. От доминирующей системы восприятия зависит тактика воздействия на человека.

Среди признаков доминирования зрительного канала — живой взгляд: глаза находятся в постоянном движении, речь быстрая (человек не успевает описывать образы, которые возникают у него в голове), в разговоре постоянно проскальзывают выражения: «я это вижу так…», «я увидел в нем…», «я смотрю на эти вещи…», жестикуляция в верхней части тела. Направления движения глаз: направо — вверх (создание визуальных мысленных образов), прямо — вверх (воспоминание визуальных образов), налево — вверх (воспоминание визуальных образов), прямо — вперед (образное воображение из памяти или внешнего мира). 1

В ходе общения с визуалом не стоит говорить ему «послушай меня», а необходимо сказать «посмотри». Следует опираться на образные сравнения, рассказывать о «ярких перспективах», поддерживать его ожидание «блестящего будущего».

Признак доминирования слухового канала — очень приятный, модулированный голос со сложными и разнообразными интонациями. В речи часто встречаются выражения: «я слышу…», «это звуки моей души…», «мелодия жизни…», «а вот, я слышал…», «на слуху…» Такие люди очень чувствительны к правильной фонетической организации речи, в частности к ударениям. Направление движения глаз: налево — вбок (воспоминание звуковых образов), налево — вниз (внутренний диалог с самим собой).

Как вызвать доверие такого человека? В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот), поскольку это будет основной инструмент воздействия.

1 У левши это происходит с зеркальной противоположностью. Кроме того, бывают некоторые индивидуальные отклонения от общих правил, и в разные моменты времени система восприятия может меняться.

Признак доминирования кинестетического канала — человек оперирует такими понятиями, как чувства: «я так чувствую…», «я прочувствовал это…», «ох, какие ощущения…», «меня захватило это чувство…» У него хорошая память на ощущения, заметна внимательность к своему комфорту, избирательность в еде, большая любовь к отдыху на природе. Направление движения глаз: прямо — вниз (воображение телесных ощущений), направо — вбок (создание внутренних звуков).

При общении с кинестетиком в речь нужно вносить больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Например, можно почаще произносить фразы «вы можете почувствовать, что…», «чувство твердой уверенности». Ему нужно говорить «ты чувствуешь», «почувствуй» и т. д.

Одобрение. Когда партнер что-то делает или говорит, он всегда на подсознательном уровне ожидает оценки своих действий. Это очень глубокий психологический механизм, который связан с тем, что любой наш поступок автоматически должен быть оценен социумом. Используя одобрение, можно подталкивать подсознание собеседника в сторону формирования его доверия к вам. Осуществляя вхождение в доверие, необходимо учитывать следующее.

Читать еще:  Форматы и размеры бумаги — ПБ "Дело в гору". Лист бумаги можно сложить пополам не более определенного числа раз Английские форматы бумаг

Естественно желание субъекта установить раппорт сразу по всем параметрам. Однако это приведет к тому, что его мозг будет перегружен информацией. Вместо того чтобы следить за нитью разговора, он будет загружать мозг такими вещами, как необходимость недопущения оценочных высказываний и т. д. Во время разговора надо беседовать, а не думать об отдельных компонентах того, как вызвать доверие. Поэтому желательно тренировать установку раппорта строго последовательно. И пока субъект не доведет до автоматизма один навык — не стоит браться за следующий инструмент. Это долгий путь, но только он приведет к успеху.

Чтобы не выглядеть смешно и подозрительно, необходимо действовать очень тонко и осторожно, не вызывая дискомфорта у собеседника. Ведь откровенно подражая, можно оскорбить человека. Кроме того, следует иметь в виду, что поначалу сложно привыкнуть к этой технике общения, однако с практикой это войдет в привычку.

© Ильин Е. П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

Как мне удалось вырастить ребенка, который делится со мной абсолютно всем

Однажды моя дочь-подросток вместе со своими друзьями пошла вечером смотреть кино. Когда я позвонила ей, чтобы попросить ее вызвать такси и ехать домой, она не ответила. Только через два часа она наконец взяла трубку и сказала, что уже в пути. Мне было не по себе.

Я сразу дала ей понять, как сильно я волновалась, когда она мне не отвечала. На следующее утро она пришла ко мне в спальню и сказала: «Мам, вчера ночью я не была в кино. Я ходила на тусовку» Для тех, кто не в курсе, это такая вечеринка, где все весело оттягиваются.

Мы живем в довольно спокойном, пригородном районе большого и опасного мегаполиса. Я знала, что растя детей в такой обстановке, будут ситуации, когда им понадобится подумать и придумать выход из положения, чтобы все закончилось хорошо.

Мне нужно было убедиться, что они могут принимать правильные решения самостоятельно.Так, начиная еще с детского сада, мы играли в игру, в которой я должна была описать ситуацию, а потом спросить, вопрос касается здоровья или безопасности.

Можно ли съесть ведро конфет на обед? Нет, это вопрос здоровья, такие действия наносят ему вред.
Можно ли переходить улица, не держа меня за руку? Иногда, смотря насколько активное движение.

Все, что не касалось здоровья и безопасности, им предстояло разруливать самим.

Можно ли пойти в школу с неопрятными, нечесаными волосами? Конечно можно, если твой стиль — «уличный кошмар», почему нет?

У меня такие рамки воспитания — есть рычаги, которые заставляют меня вникнуть в дело, а есть те, которые заставляют отойти в сторону. Поэтому, когда дочь созналась, что соврала на счет «тусовки», я вернулась к игре со здоровьем и безопасностью. Я спокойно сказала ей: «Дорогая, если я не знаю, где ты, я не могу тебя защитить. И это может быть опасным.»

Я предложила ей несколько вариантов развития сюжета: Что, если бы «тусовка» не на шутку разошлась? Или что, если тебе стало плохо? Из-за твоей лжи, ты не смогла бы позвонить мне и попросить о помощи, а это уже вопрос безопасности.

Я не стала задавать лишних вопросов и стыдить ее. Я сказала, что считаю ее умной и самостоятельной девочкой, но жизнь часто преподносит сюрпризы, порой неприятные, и я хочу, чтобы она знала, как с этим справиться. Она пообещала мне всегда честно говорить, куда идет.

Я рассказала об этом случае моей подруге, маме подростка. Она недоумевала, почему я не наказала дочку за ложь. А мне как-то и в голову не приходило, я старалась наладить контакт, а не пресечь его.

На подсознательном уровне я решила, что суровое наказание заставит ее отстраниться от меня и врать дальше. Я же хотела, чтобы она научилась принимать правильные решения сама, и советоваться со мной, если они давались ей тяжело.

Подросткам необходимо пробовать свои силы самим, устанавливать свои собственные теории, правила и ценности. Как же нам, родителям, дать им свободу, но не выпускать из безопасной зоны?

Согласно масштабному исследованию психологии подростков, те, у кого с родителями сложилась крепкая связь, менее склонны к ранним сексуальным контактам, а также забота и уют в семье предотвращают употребление марихуаны и развитие стресса. Когда родители и подростки имеют хорошие отношения, не исключая уважение старших и послушание, молодые менее подвержены депрессии, так как у них отлично развито чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Если мы хотим, чтобы дети ничего не скрывали — нужно тяжело работать над тем, чтобы установить двусторонний канал коммуникации.

Позвольте ребенку иметь собственные мысли и ценности

Дети — отдельные личности, у которых могут быть собственные мысли и ценности. С этим подчас тяжело смириться. Например, когда трансгендер месяцами пытается заслужить одобрение отца, который отгораживается от ребенка тем, что его сексуальная ориентация претит религиозным взглядам всей семьи. До попытки самоубийства этого ребенка, отец так и не смог увидеть, насколько сильно его жестокость подрывает психику сына.

Сделайте над собой усилие и примите индивидуальность вашего ребенка, разрешите ему ее выражать. Ребенок — не собственность.

Интересуйтесь

Лучшим подарком для подростка станет ваша заинтересованность в том, чем он живет. Когда мои дети были в детском саду, мы играли в игру: «Ванильное или шоколадное мороженое?», «Каникулы на море или в горах?», «Злиться будем на меня или на папу?» в такой шутливой форме они мне открывались с совершенно неожиданной стороны, так что ваша заинтересованность мелочами открывает новые возможности для общения и понимания.

Занимайтесь своими делами

Замечаете за собой грешок — излишнюю опеку над подростком и отсутствие собственной жизни? «Родители-вертолеты» — эпидемия наших времен. Почтенный психоаналитик Карл Юнг однажды заметил: «Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей.» Если вы хотите, чтобы ваши дети доверяли вам свои мысли, важно, чтобы у вас была отдельная от них, личная жизнь.

Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах

Вы уверены, что являетесь примером самодостаточного, полноценного человека? Или же вы пытаетесь воплотить в жизнь свои несовершенные мечты через ребенка? Ребенок перестанет делиться с вами своими мотивами, если почувствует подвох в ваших.

Держите ваши истории и травмы при себе

У меня есть подруга, чья дочь-подросток завела разговор о первом сексе, в ходе которого мама начала плакать, объясняя это страхом и волнением за дочь. В 15 лет моя подруга пережила сексуальные домогательства, и непреднамеренно спроектировала ситуацию на свою собственную дочь.

С тех пор девочка прекратила разговоры с матерью о сексе. Когда моя подруга в недоумении мне об этом рассказала, я посоветовала ей походить к специалисту, чтобы научиться отделять свой болезненный опыт от естественной заинтересованности дочери в становлении сексуально активным индивидом.

Отделяйте свой опыт от того, через что сегодня проходит ваш ребенок. Если вы не можете преодолеть трудности и говорить на сложные темы, чего вы тогда ожидаете от подростка?

Научитесь внимательно слушать

Вы уверенны, что слушаете столько же, сколько и говорите? Как часто вы говорите «Я» («Я хочу убедиться, что с тобой все в порядке»/ «Ты сам/а себе жизнь портишь!» Если такие разговоры всегда перерастают в горячую баталию, отступите и задайте себе вопрос: вы не соглашаетесь с мыслями или действиями ребенка или дело в нежелании слушать и слышать?

Идеальным родителем быть невозможно, но если вы хотите направлять, а не контролировать, если вы здраво оценили свою личную жизнь и умеете отделать ее от других, если вы действительно умеете слушать — у вас гораздо больший шанс установить прочную и честную связь с вашим ребенком.

Источники:

http://psylist.net/pedagog/00160.htm
http://psyfactor.org/lib/doveriye2.htm
http://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/news-46278-kak-mne-udalos-vyirastit-rebenka-kotoryiy-delitsya-so-mnoy-absolyutno-vsem/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×