Художественная литература доу как средство. Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку возможность домыслить, «пофантазировать». Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
В настоящее время, актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Родители не считают нужным читать своим детям, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, компьютер, телефон, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения.
В связи с этим встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, роль педагога объяснить родителям и заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Следует выделить одной из важных задач, сформировать устойчивый интерес к книге, расширить кругозор детей, сформировать нравственное отношение к окружающему миру. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет — обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков заклички, прибаутки, потешки, пестушки, загадки, сказки и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциональный мир, поэтому особенно важно донести до родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много нового о жизни общества, о природе. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Не стоит забывать , что художественная литература является основным источником воспитания нравственности , помогает ребенку понять мир взрослых взаимоотношений , прививает любовь к Родине, развивает воображение, речь, творческие способности, несёт радость, эмоциональный и творческий подъём, становится неотъемлемой частью русского литературного языка..
Вестник Педагога
Автор: Колчева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 «Теремок»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 24.03.2019
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка
Художественная литература играет важную роль в развитии детей, расширяет их
представления о реальности, помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к
окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Сегодня проблема ознакомления
дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя
не отметить снижение интереса к чтению у детей. В век новых информационных технологий
роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном
возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение,
видеопродукцию, компьютер, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать
дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к
художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить,
«пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность,
творческие способности, умение думать самостоятельно.
Работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой направлена на
достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
— развитие литературной речи;
— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
Выбирая круг произведений для чтения, необходимо отдавать предпочтение тем книгам,
которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны
дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость,
стремление подражать полюбившимся героям. Именно в литературе находят свое отражение
принципы и модели поведения, которые играют важную роль в формировании представлений
детей о добре и зле, что в дальнейшем являются ориентирами при моральной оценке
собственного поведения. Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать
возрастные особенности их восприятия художественной литературы. Для детей младшего
дошкольного возраста свойственны зависимость понимания текста от личного опыта
ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом. В
центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и
мотивов поступков, эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к
ритмически организованному складу речи. В среднем дошкольном возрасте происходят
некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением
жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в
сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется
реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать,
осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития
ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его
внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события,
которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы
поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей
коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение
воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного
героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в
сказке, ритм, рифма). В исследованиях отмечается, что у ребенка 4–5 лет начинает в полной
мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания
воспринятого текста. В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны
связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Работа по
ознакомлению с произведениями художественной литературы должна служить основой для
развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена
мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей
дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и
поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в
программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их
художественной ценности и доступности детям того или иного возраста. При формировании
круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом
всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого,
В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать
произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок
должен уметь определить основных героев произведения, уметь высказывать к ним свое
отношение, определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка). Часть
программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые
фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того,
ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по
литературным сюжетам. Таким образом, задачи и содержание работы ДОУ по ознакомлению
детей с художественной литературой, направлены на достижение цели формирования
интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Психолого-
педагогическая работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной
литературой, включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы. К
традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы в
процессе образовательной деятельности и вне занятий (во время игр, театрализованных
представлений, на прогулке и др.). К инновационным методам работы с художественной
литературой можно отнести следующие: ‒ интегрированные НОД, объединяющие
содержание разных образовательных областей ‒ театрализованные представления,
поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок; ‒ обсуждение произведений
известных художников на тему сказок, ‒ «перевирание» сказки. Можно предложить детям
вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый
персонаж, привнести новую информацию; ‒ «салат из сказок». Детям предлагается свести в
новой сказке героев различных произведений.
В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказ
детьми содержания услышанного . Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ
по ролям. Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра —
драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую
игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется
сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты
художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его
внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они
вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д. Особое
эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги
— комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы — беседа, рассказ,
просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. В практике работы
ДОУ получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница»,
«Книжный магазин», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои
впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах
деятельности — рисовании и лепке.
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы,
что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и
взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и
проживая прочитанное. Главная миссия педагога — воспитание в ребенке читателя, который
«начинается» в дошкольном детстве.
Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К.
Боголюбская В. В. Шевченко. — М.: Просвещение, 1980.- 224с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. — М.: Просвещение,
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические
рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
Гурович Л. Ребенок и книга. -Спб.: Питер, 2014. — 310 c.
Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного
произведения//Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская —
М.: Педагогика, 1972. — 152с.
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П.
Короткова. — М.: Просвещение, 1982. — С.128
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.:
Описание опыта работы «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
методическая разработка
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЯ МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
НЕФЕДОВОЙ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА».
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на всей планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая ,добрая книжка.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Описание методики Л . Б. Фесюковой .
В последние годы широкое распространение получила методика работы со сказкой, предложенная Л. Б. Фесюковой, использование которой способствует развитию образного и логического мышления ребенка, его творческих способностей, помогает подготовить его к школе. Автор предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ . Суть нетрадиционного подхода к работе со сказкой состоит в обучении детей оригинально, необычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один .
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка.
Представляет интерес такие виды детских сказок, как «Спасательные ситуации в сказках», «Сказки от просто стишков», «Сказки от фантастических явлений», «Сказки о бытовых предметах», «Сказки про игрушки», «Сказки про самого себя»
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания . Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе . Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
1. Формировать литературный вкус.
2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.
5 . Расширять и активизировать словарный запас детей.
6. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
7. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
Основными методами работы с дошкольниками является следующие:
1. Чтение — дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание — относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование — этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Содержание работы включают в себя основные жанры художественного слова:
Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
Подбирая литературу нами учитывается:
1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
Дошкольники имеют возможность каждый день общаться с книгой, развивая свои интересы. Созданы книжные центры — спокойное, удобное, эстетически оформленное место. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», совершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит? «, «Слушаем звуки улицы», развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой:», «Шиворот — навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочуха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты» и др.) .
Создала копилку выразительных средств языка «Ларец мудрости» (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Созданные детьми книжки — малышки составлены по произведениям детских писателей, Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:
— беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
— придумывание однокоренных слов;
— использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
— пересказ сказки по ролям.
— игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
• Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:
Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».
Совместно с родителями в группе было проведёно собрание где родители выступали в роли детей. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
• Работа с социумом
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем детскую библиотеку .
Итак, можно отметить ,что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, вывод педагог ребенка погружает возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Источники:
http://gdou102.ru/stati-i-publikatsii/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-doshkolnika
http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=15439
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/11/04/opyt-raboty