Художник ван дейк картины. Портрет Томаса Ховарда, графа Арунделя и его жены Алатеи Тальбот
Содержание
Виртуальный музей Рубенса
Виртуальный музей Рубенса — собрание описаний его картин, выполненных автором блога, источников, описывающих его жизнь, краткие сведения о его учениках и друзьях. Его жизнь была настолько насыщенной, что практически нет возможности ее описать. Автор блога пытается создать портрет гения, используя доступные в Сети материалы.
Thursday, July 5, 2018
Рубенс. Портреты графа Арунделя и графини Алатеи. А кто этот неизвестный на портрете графини?
Почему Рубенс, «король художников» отзывается о графе столь почтительно? Граф Арундель Томас Ховард, двадцать первый граф Арундель (1585-1646), придворный королей Якова 1 и Карла 1, получивший известность своим служением короне, был страстным коллекционером и меценатом («граф-коллекционер»).
Томасу было 10 лет, когда его отец умер в опале. У семьи отняли все владения и титулы, но несмотря на это и благодаря усилиям своей матери граф получил хорошее образование. Со временем Томаса представили ко двору, где он прослыл весельчаком, непременным участником костюмированных балов. Позже его восстановили во всех правах, вернули ему все титулы, он стал кавалером высшей рыцарской награды — Ордена Подвязки.
После женитьбы он много путешествовал по Европе и заразился страстью, которая прославила его на века. Граф был первым англичанином, который начал покупать античные статуи.
Как отмечают историки, коллекция мраморов Арунделя была наиболее значительной из всего его собрания художественных произведений. Френсис Бэкон (английский философ, историк, политический деятель и друг Томаса Говарда (1561-1626)) писал, что когда посетители его сада видели большое количество мраморных изваяний (в большинстве -обнаженные мужские и женские тела), они застывали в изумлении и восклицали: «Возрождение!» (о чем говорил этот возглас, не очень понятно).
О Томасе Говарде пишут, что это был внимательный муж и заботливый отец. Правда, супруги подолгу путешествовали каждый в своей компании, но так было принято (может быть), а последние годы жизни они вообще провели порознь.
Непреодолимая страсть к собирательству повергла графа в пучину долгов: в 1638 году появилась угроза утраты имущества. Повидимому, для поправки финансов Томас затевает Мадагаскарский проект ( Ван Дейк запечатлел супругов, сидящими возле громадного глобуса, на котором показан Мадагаскар. Суть проекта неизвестна, проект не состоялся из-за ухудшения здоровья графа.)
Алатея и Томас Говард поженились, когда им было по 20 лет. Оба относились к старой аристократии: родословная Алатеи (семейство Тальбот) прослеживается с 1175 года, Томаса Говарда – с 1138 года. Отец Алатеи умер в 1616 году, она унаследовала одну треть его состояния и его основательную коллекцию (и Томас внес в это дело вклад: заразил страстью коллекционирования жену).
В том же письме Франческо Верчеллини пишет: «Он (Рубенс – Б.Р.) сделал портрет Ее Милости, карлика Робина, шута и собаки, недостает только кое-каких мелочей, которые он сделает завтра. У Рубенса не нашлось достаточно большого холста, поэтому он изобразил головы так, как они должны быть на картине, нарисовал на бумаге позы и костюмы, а также целиком зарисовал собаку.»
Судя по письму, граф заказал Рубенсу портрет супруги. А дальше произошло нечто загадочное. Рубенсовский портрет Алатеи Тальбот мало похож на работы мастера. Питер был скрупулезен в деталях, что напрочь отсутствует в этом полотне. Очень может быть, что дама была настолько неприятна художнику, что после этюдов и набросков он отдал всё помощникам.
Алатея (1585 – 1654) не была красивой и не была обаятельной (Ее портрет написал еще и Ван Дейк, правда, спустя 20 лет после рубенсовского. Но красота может потеряться, а обаяние – вряд ли. Так на портрете работы Ван Дейка -так называемый «мадагаскарский портрет» — обаянием не пахнет.)
На рубенсовском портрете Алатеи карлик стоит с соколом на руке. Сокол — это не украшение, а свидетельство того, что Алатея была не совсем обычной женщиной, она была охотницей. Видимо, страсть к охоте передавалось из рода в род по наследству: в 11 веке была выведена порода собак «гончая Тальбота» (как пишут собаководы, в наше время она вытеснена другими породами).
Есть еще одна деталь, точнее, персонаж на этой картине: мужчина, который стоит за креслом графини. В письме Верчеллини об этом ни слова, ни полслова. По мнению искусствоведов кто-то его дописал много позже. Соображение интересное, но кому это было нужно? И как это было сделано? (Пара слов о Верчеллини. Это был личный помощник графа, служивший до этого в венецианском посольстве в Англии. По долгу службы он был знаком с верхушкой венецианского общества, его связи в Венеции помогли ему быть посредником в покупке коллекционных вещей. Ну, а заодно Верчеллини выполнял обязанности спутника графини и по многолетней привычке сообщал хозяину обо всем, что он видел и слышал.)
Кто из художников мог это сделать? Самыми близкими сподвижниками Рубенса в то время был Франс Снайдерс и Ван Дейк. Оба они похожи на мужчину с портрета, но не настолько, чтобы можно было однозначно определить личность.
Томас Говард, граф Арундел: дипломат и меценат
Одним из наиболее известных меценатов в истории Великобритании был Томас, граф Арундел, живший в XVII столетии. Придворный и дипломат, он более прославился как собиратель произведений искусства. К моменту смерти графа его собрание насчитывало более 700 живописных полотен, множество рисунков, гравюр, скульптур, книг и старинных украшений. Свою коллекцию резьбы по мрамору, известную как Арунделовский мрамор (Arundelian Marbles) он завещал Оксфордскому университету.
Томас Говард, 21-ый граф Арундел, 4-ый граф Сарри (Суррей) и 1-ый граф Норфолк (07.07.1585 — 04.10.1646) принадлежал к одному из наиболее древних аристократических семейств Британии. Легенда утверждает, что Говарды служили англо-саксонским королям с IX века, хотя на страницах летописей они появляются в XIV веке. В XVI столетии Говарды породнились с правящей династией, благодаря бракам Генриха VIII с Анной Болейн и Кэтрин Говард. После смерти Елизаветы Тюдор дом Говардов мог по-прежнему заявлять о своем родстве с королевской семьей: когда-то Говарды удачно устроили браки своих представителей с Фитцаланами, представлявшими собой английскую ветвь династии, в Шотландии принявшей имя Стюартов.
Во времена правления Елизаветы I Томас Говард, 4-ый герцог Норфолк, несмотря на родство с королевой, принял участие в заговоре, имевшим целью свержение дочери Анны Болейн и воцарение католички Марии Стюарт, за что был казнен в 1572 году. Его сын Филип, унаследовавший верность Римской Церкви, неоднократно пытался покинуть Англию. Он был арестован за несколько месяцев до рождения Томаса, так никогда и не увидевшего отца, и провел в Тауэре десять лет, скончавшись от дизентерии. Собратья-католики незамедлительно провозгласили его мучеником за веру, а в 1970 году Папа Римский канонизировал Филипа Говарда.
В 1589 году против графа был выдвинут Билль об Опале (Bill of Attainder), однако его сын и наследник Томас сумел удержать титул графа Арундела. С воцарением Иакова I Стюарта Говарды вновь вошли в фавор, а Арундел сумел восстановить права на ряд своих многочисленных титулов и земельных владений. В 1605 году Томас женился на Алатейе Тальбот, дочери графа Шрусбери (и внучке знаменитой Бесс Хардвикской), принесшей мужу значительное приданое, включая поместья в Ноттингемшире, Йоркшире и Дербишире. Но даже эти доходы не помешали графу влезть в долги, покупая обожаемые им картины и статуи.
Алатейя Тальбот, графиня Арундел. Художник Д.Митенс, 1620 г.
Граф Арундел с женой и сыном. Художник П.-П.Рубенс, 1610-е гг.
Арундел не только заказывал портреты себя и своей семьи у таких мастеров как Митенс, Рубенс и Ван Дейк, но и приобретал полотна и рисунки Леонардо да Винчи, Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна-мл., Адама Эльсхаймера, Геррита ван Хонтхорста, Питера-Пауля Рубенса и т.д. Его прославленная коллекция античной скульптуры включала в себя не только образчики римского искусства, но и греческого, что было редкостью для Англии той эпохи.
Широко известна была также дружба графа с такими людьми как архитектор Иниго Джонс, который сопровождал его в одной из поездок по Италии и врач Уильям Харви (Гарвей).
Томас Говард, 21-ый граф Арундел.
Портрет кисти П.-П.Рубенса, 1618-20 гг.
Портрет кисти П.-П.Рубенса, 1630-32 гг.
Томас неоднократно подавал прошения Иакову I и Карлу I с просьбой вернуть ему герцогство Норфолк, однако те не спешили с ответом. Лишь в 1644 году король сделал Говарда графом Норфолком, что тоже было неплохо, т.к. титул остался в руках семьи.
Арундел несколько раз выполнял дипломатические поручения Карла I при различных дворах Европы. Последняя миссия пришлась на 1642 год, когда он сопровождал дочь короля, принцессу Марию, в Гаагу, где ее ожидал молодой принц Оранский Вильгельм. Понимая, что война между Карлом и парламентом неизбежна, Говард принял решение не возвращаться на родину. Он отправился в Италию и провел остаток жизни на своей вилле недалеко от Падуи.
Рисунок П.-П.Рубенса, 1635-40 гг.
Граф Арундел с внуком, портрет кисти А.Ван Дейка, 1635-40 гг.
Виртуальный музей Рубенса
Виртуальный музей Рубенса — собрание описаний его картин, выполненных автором блога, источников, описывающих его жизнь, краткие сведения о его учениках и друзьях. Его жизнь была настолько насыщенной, что практически нет возможности ее описать. Автор блога пытается создать портрет гения, используя доступные в Сети материалы.
Thursday, July 5, 2018
Рубенс. Портреты графа Арунделя и графини Алатеи. А кто этот неизвестный на портрете графини?
Почему Рубенс, «король художников» отзывается о графе столь почтительно? Граф Арундель Томас Ховард, двадцать первый граф Арундель (1585-1646), придворный королей Якова 1 и Карла 1, получивший известность своим служением короне, был страстным коллекционером и меценатом («граф-коллекционер»).
Томасу было 10 лет, когда его отец умер в опале. У семьи отняли все владения и титулы, но несмотря на это и благодаря усилиям своей матери граф получил хорошее образование. Со временем Томаса представили ко двору, где он прослыл весельчаком, непременным участником костюмированных балов. Позже его восстановили во всех правах, вернули ему все титулы, он стал кавалером высшей рыцарской награды — Ордена Подвязки.
После женитьбы он много путешествовал по Европе и заразился страстью, которая прославила его на века. Граф был первым англичанином, который начал покупать античные статуи.
Как отмечают историки, коллекция мраморов Арунделя была наиболее значительной из всего его собрания художественных произведений. Френсис Бэкон (английский философ, историк, политический деятель и друг Томаса Говарда (1561-1626)) писал, что когда посетители его сада видели большое количество мраморных изваяний (в большинстве -обнаженные мужские и женские тела), они застывали в изумлении и восклицали: «Возрождение!» (о чем говорил этот возглас, не очень понятно).
О Томасе Говарде пишут, что это был внимательный муж и заботливый отец. Правда, супруги подолгу путешествовали каждый в своей компании, но так было принято (может быть), а последние годы жизни они вообще провели порознь.
Непреодолимая страсть к собирательству повергла графа в пучину долгов: в 1638 году появилась угроза утраты имущества. Повидимому, для поправки финансов Томас затевает Мадагаскарский проект ( Ван Дейк запечатлел супругов, сидящими возле громадного глобуса, на котором показан Мадагаскар. Суть проекта неизвестна, проект не состоялся из-за ухудшения здоровья графа.)
Алатея и Томас Говард поженились, когда им было по 20 лет. Оба относились к старой аристократии: родословная Алатеи (семейство Тальбот) прослеживается с 1175 года, Томаса Говарда – с 1138 года. Отец Алатеи умер в 1616 году, она унаследовала одну треть его состояния и его основательную коллекцию (и Томас внес в это дело вклад: заразил страстью коллекционирования жену).
В том же письме Франческо Верчеллини пишет: «Он (Рубенс – Б.Р.) сделал портрет Ее Милости, карлика Робина, шута и собаки, недостает только кое-каких мелочей, которые он сделает завтра. У Рубенса не нашлось достаточно большого холста, поэтому он изобразил головы так, как они должны быть на картине, нарисовал на бумаге позы и костюмы, а также целиком зарисовал собаку.»
Судя по письму, граф заказал Рубенсу портрет супруги. А дальше произошло нечто загадочное. Рубенсовский портрет Алатеи Тальбот мало похож на работы мастера. Питер был скрупулезен в деталях, что напрочь отсутствует в этом полотне. Очень может быть, что дама была настолько неприятна художнику, что после этюдов и набросков он отдал всё помощникам.
Алатея (1585 – 1654) не была красивой и не была обаятельной (Ее портрет написал еще и Ван Дейк, правда, спустя 20 лет после рубенсовского. Но красота может потеряться, а обаяние – вряд ли. Так на портрете работы Ван Дейка -так называемый «мадагаскарский портрет» — обаянием не пахнет.)
На рубенсовском портрете Алатеи карлик стоит с соколом на руке. Сокол — это не украшение, а свидетельство того, что Алатея была не совсем обычной женщиной, она была охотницей. Видимо, страсть к охоте передавалось из рода в род по наследству: в 11 веке была выведена порода собак «гончая Тальбота» (как пишут собаководы, в наше время она вытеснена другими породами).
Есть еще одна деталь, точнее, персонаж на этой картине: мужчина, который стоит за креслом графини. В письме Верчеллини об этом ни слова, ни полслова. По мнению искусствоведов кто-то его дописал много позже. Соображение интересное, но кому это было нужно? И как это было сделано? (Пара слов о Верчеллини. Это был личный помощник графа, служивший до этого в венецианском посольстве в Англии. По долгу службы он был знаком с верхушкой венецианского общества, его связи в Венеции помогли ему быть посредником в покупке коллекционных вещей. Ну, а заодно Верчеллини выполнял обязанности спутника графини и по многолетней привычке сообщал хозяину обо всем, что он видел и слышал.)
Кто из художников мог это сделать? Самыми близкими сподвижниками Рубенса в то время был Франс Снайдерс и Ван Дейк. Оба они похожи на мужчину с портрета, но не настолько, чтобы можно было однозначно определить личность.
Источники:
http://vimuru.blogspot.com/2018/07/46.html
http://snorri-di.livejournal.com/98134.html
http://vimuru.blogspot.com/2018/07/46.html