9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художники о рождестве. Рождество христово в русской живописи

Рождество в шести картинах

Как в разные эпохи выглядели главные персонажи этой истории, какие источники цитировали художники, что влияло на выбор деталей и как разные люди в разное время видели одно и то же событие: объясняем на примере шести работ

Рождество — один из самых популярных сюжетов европейской живописи, менявшийся вместе с ней. На средневековых картинах художники подробно пересказывают неграмотным прихожанам истории из Писания. К XV веку внимание переходит на Марию, младенца и совершившееся чудо. Множе­ство символических деталей помогают разгадать замысел автора. В живо­писи XVII века главное — свет и световые эффекты: пещера или хлев изобра­жаются в полумраке, тогда как фигуры собравшихся у яслей предстают в лучах света. В более поздние эпохи художников меньше интересует тради­ционный религиозный сюжет. Они отходят от традиции и рисуют свой соб­ственный образ Рождества.

Мозаики Палатинской капеллы в Палермо

Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись насе­ления, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изо­бражениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них расска­зывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.

На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.

Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Никколо ди Томмазо. «Видение Рождества святой Бригитте»

В центре композиции — окруженные золотым сиянием Мария и младенец. Пастухи сидят вдалеке, силуэт Иосифа повторяет очертания свода пещеры, что подчеркивает его обособленность от центральной сцены. Это одно из первых изображений Рождества нового типа, рассказывающее не столько о событиях в Вифлееме, сколько о свершении чуда, о первой встрече и общении Марии с ее сыном. Такая иконография созвучна религиозности позднего Средневе­ковья — мистической, склонной к эмоциональным переживаниям. Источник этого сюжета — видение святой Бригитты Шведской, основательницы ордена бригиттинок, которая изображена в правом нижнем углу картины. В 1344 году, после смерти мужа, она удалилась от мира и посвятила жизнь молитвам. Вскоре ее начали посещать различные видения, а во время паломничества в Святую землю ей открылись события рождественской ночи. Она увидела, как Иосиф, оставив зажженную свечу, вышел из пещеры, а Мария, сняв плащ, стала молиться. В это время в один миг родился младенец, от которого исходил столь яркий свет, что огонь свечи перестал быть виден. Бригитта описывает Марию, с нежностью склонившуюся над лежащим на холодном полу младенцем. Эту сцену — поклонение Христу — впоследствии будут изображать многие худож­ники. Среди таких картин — «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера (1440-е), «Рождество» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1452), «Поклонение младенцу Хри­сту» Филиппино Липпи (ок. 1480).

Петрус Кристус. «Рождество»

Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. В архивольтах Архивольт — декоративный элемент, распо­ложенный на полукруге завершения арки. В Средние века архивольты часто покрыты рельефами. — изгнание из рая, труды Адама и Евы Труды Адама и Евы — сюжет в религиозной живописи: «Пашущий землю Адам и Ева с прялкой, трудящиеся в поте лица своего» (Быт. 3:19). и убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей. Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама. После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золо­той легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке. Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.

Сцена собственно Рождества занимает средний план. Важно обратить внима­ние на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками. Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество. Во-первых, это история жезла первосвя­щенника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из кото­рого Бог говорил с Моисеем. Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напо­минало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo (дева) и virga (ветвь).

Читать еще:  В каком году напечатана горе от ума. История текста «горя от ума» и принципы настоящего издания

Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Ааро­на и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.

Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, постро­енная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме. Образом гробницы Кристус завершает свое повествование.

Рождество в русской живописи

Рождество Христово на Руси — великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества — Сочельник — принято воздерживаться от приема пищи: «До первой звезды нельзя». По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.

Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.

Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его. — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»


Анатолий Анатольевич Коробкин — Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.

. По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово — «Рождество». Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»


Генрих Матвеевич Манизер — Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Борис Михайлович Кустодиев — Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98×98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар


Александр Алексеевич Бучкури — Рождественский базар, 1906 г.

Рождественский романс
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
— Иосиф Александрович Бродский (1961)


Владимир Юрьевич Жданов — Сочельник


Виктор Лукьянов — Рождество, 2001 г.

Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить — что за дивная участь.
— Белла Ахмадулина, декабрь 1974


Алексей Михайлович Корин — Рождественская ёлка, 1910 г.


Александр Викторович Моравов — Рождественская ёлка, 1921 г.


Алексей Соловьев — Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.

Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
— Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин

Читать еще:  Интимные татуировки. Интимные татуировки: история, значение, особенности нанесения, уход


Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) — Рождество


Ирина Владимировна Рыбакова — Рождество, 2009 г.


Cергей Васильевич Досекин — Подготовка к Рождеству, 1896 г.


Леонтий Никифорович Мазанов — Рождественский вечер, 1919 г.

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:

В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
— Александр Блок (1902)


Сергей Смирнов — Сочельник. Час первой звезды

Где ночь бросает якоря
В глухих созвездьях Зодиака,
Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
Для вас потомства нет — увы,
Бесполая владеет вами злоба,
Бездетными сойдёте вы
В свои повапленные гробы.
И на пороге тишины,
Среди беспамятства природы,
Не вам, не вам обречены,
А звёздам вечные народы.
— Осип Мандельштам (1920)


Юрий Николаевич Волков — Сочельник, 2000 г.

В этот светлый праздник

В этот светлый праздник —
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
— Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)


Александр Алексеевич Бучкури — Катание на святках. Холст, масло


Надежда Полуян–Внукова (Украина) — У бабушки перед Рождеством


Надежда Полуян–Внукова (Украина) — Рождественский вечер

Звезда сияла на востоке,
И из степных далеких стран
Седые понесли пророки
В дань злато, смирну и ливан.

Изумлены ее красою,
Волхвы маститые пошли
За путеводною звездою
И пали до лица земли.

И предо мной, в степи безвестной,
Взошла звезда твоих щедрот:
Она свой луч в красе небесной
На поздний вечер мой прольет.

Но у меня для приношенья
Ни злата, ни ливана нет, —
Лишь с фимиамом песнопенья
Падет к стопам твоим поэт.
— Афанасий Фет (1887)


Константин Александрович Трутовский — Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.


Федот Васильевич Сычков — Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63×83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи

Рождество Христово в картинах великих художников

Добрый вечер! И сегодня рубрика — «Искусство детям». Знакомим детей с картинами, посвященными Рождеству.

Рождество Христово-один из популярных и почитаемых евангельских сюжетов в мировом искусстве. Когда мы смотрим на картины, мы можем параллельно изучать новозаветные притчи, увидеть то, что внесла та или иная эпоха в изображение Святой ночи, или узнать нововведение конкретного художника.

Так, с детьми постарше можно играть в угадайку-что художник добавил от себя, а что взял из текста Нового завета.

Причём, как мы с вами знаем-рождество Иисуса Христа описано только в Евангелии от Луки, в котором обозначены ясли, пастухи, ангелы (говорю как об элементах картин художников). Волхвы и звезда указаны в Евангелии от Матфея.

Но большинство изображений рождества Христова создано с учётом апокрифических (сомнительных) текстов – «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия Псевдо-Матфея». В канонических Евангелиях пещера не упоминается, и в раннехристианском искусстве она изображалась далеко не всегда. А в «Евангелие Псевдо-Матфея» (гл. XIV) говорится: «На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли, и бык и осёл поклонились Ему».

В соответствии с традицией, основанной на апокрифах, в сцене Рождества иногда присутствуют две повитухи-Гелома и Саломея. Чаще всего их изображают омывающими Младенца в купели. Также в этих текстах указано, что от младенца исходил такой свет, что он мешал зайти женщинам в пещеру. Почти на всех полотнах мы видим необыкновенный свет, исходящий от новорожденного. Это также говорит о том, что Мария скорее всего родила младенца Христа без свидетелей.

Как же рассматривать картины с детьми?

Основной критерий-возраст. С маленькими детьми до 5 лет достаточно изучить одну-две картины. С детьми до трёх лет-одну. Неговорящим детям описываете то, что видите, задаёте вопросы — где младенец, где дева Мария, где Иосиф, где бык и т.д.

Говорящих детей просите рассказать, что они видят, что им нравится, что не нравится, обратите внимание на освещение, что оно подтверждает Божественность момента и то, что Иисус Христос олицетворяет свет среди тьмы.

Читать еще:  Аниме где девушка демон влюбляется в человека. Список аниме про демонов и школу: романтика, гарем и сенен прилагаются

А теперь остановлюсь на нескольких известных картинах подробно.

1) Илья Репин «Рождество Христово»

Илья Репин (1844-1930)

Это полотно можно охарактеризовать одним словом -умиротворение. Только красное одеяние Богоматери говорит нам о будущих трагических событиях. Но пока они далеко. Художник передаёт нам спокойное и умиротворенное состояние молодой матери. Иосиф -в тени, в данный момент и в прямом, и переносном смысле -он на втором плане. Медный таз с водой характеризует будущее крещение.

Картина Репина понятна и реалистична, она максимально близко передаёт историческое событие.

2) Джотто ди Бондоне «Рождество Христово»

Giotto di Bondone (1267-1337)

Перенесёмся в Италию и посмотрим на картину одного из ключевых итальянских художников Проторенессанса, вернее-его основоположника-Джотто до Бондоне. До него художники воспринимались как безымянные ремесленники. Именно с Джотто мы начинаем изучение великих имён в живописи. Отличительная черта живописца (в сравнении со средневековыми художниками)-герои его картин приобретают человечность и земную теплоту.

Перед нами фреска «Рождество Христово». Тут мы видим центральную фигуру-Марию, передающую младенца бабке-повитухе для омовения. Посмотрите, тут уже нет того уединения, которое было у Репина. Здесь мы наблюдаем классическую сцену рождественского вертепа: пастухов, ангелов, скот. Для обсуждения с ребёнком картина примечательна множеством деталей. Каждую часть картины можно обсуждать отдельно.

3) Василий Шебуев «Рождество Христово»

Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855)

Творчество Василия Кузьмича отличается религиозной направленностью. Его биограф Николай Рамазанов писал: «Кто полагал постоянный труд в изображении Бога, Его святых, сонма ангелов, тот и умер как твёрдый христианин, кистью своею раскрывший перед нами небо». Поэтому, мне кажется, изучая картины самого знаменитого евангельского сюжета, мы не можем не обратиться к работам Шебуева.

Чем она примечательна? Действие происходит в непонятном помещении, то ли это хлев, то ли склад (где из-за перегородки выглядывают рабочие).

4) Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» (1475)

Sandro Botticelli (1445-1510)

Это работа одного из великих мастеров Итальянского возрождения. Примечательна тем, что автор изобразил сам себя в образе юноши в желтом одеянии (крайний справа). В виде волхвов, которые поклоняются деве Марии, художник изобразил семью Медичи. А именно семья Медичи дала жизнь эпохе Возрождения. Они покровительствовали художникам, архитекторам и были щедрыми меценатами.

5) Владимир Боровиковский «Рождество Христово»

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

Выдающийся портретист 19 века писал и картины на религиозные сюжеты. Его современники писали о нем, как о «вдохновенном религиозном живописце».

Мне кажется, эта работа заслуживает особого внимания благодаря своему сентиментализму, мягкости (Боровиковский этим и отличался) и прекрасной передаче света.

6) Антонио Корреджо «Поклонения пастухов» или «Святая ночь» (1530)

Antonio Correggio (1489-1534)

И на этой картине младенец необыкновенно освещён. Это говорит только об одном значении-он пришёл, чтобы стать светом среди тьмы. Здесь художник изобразил трогательное материнское счастье и гордость. В то время как сияние просветляет взор матери, оно ослепляет пастухов и указывает путь слетающим ангелам. В построении картины Корреджо использует новые изобразительные принципы. Полотно рассчитаю на подходящего слева зрителя. Этой цели служит ракурс композиции, создающий впечатление, что мы видим сцену снизу, и перспективное сокращение всех фигур.

7) Питер Брейгель старший «Перепись в Вифлееме» (1566)

Эту картину очень хорошо включать в «угадайку» с детьми. Ведь она сразу ставит нас в заблуждение-в реальном Вифлееме не могло быть снега. Брейгель изображает зимние Нидерланды. Эту картину можно рассматривать как виммельбух, множество деталей из жизни зимнего европейского городка. Ребёнка можно попросить отыскать святое семейство.

Но не только Евангельские сюжеты изображали художники на Рождество. Поэтому предлагаю рассмотреть и другие картины.

8) Вот, к примеру, «Ёлочный торг» Бориса Кустодиева .

Вообще, для меня Кустодиевская зима-образцовая. Яркая, уютная, морозная. Именно его картины помогают ощутить зимнюю праздничную атмосферу. С детьми можно обсудить традицию ставить елки перед Рождеством, а не перед Новым годом, а также рождественские ярмарки.

9) Или картина Федота Стычкова «Христославы» .

С ее помощью можно обсудить колядование на Руси. Помимо поющих детей, на картине изображён бычок. Сразу представляется отсылка к рождественскому вертепу. Ну и это говорит о том, что в старину новорожденных телят, козлят и других животных заносили в тёплую избу.

10) Сергей Михайлович Коровин «Рождество»

Тут мы рассматриваем интерьер дома, в котором готовятся к Рождеству-белая скатерть, елка, самовар, красный угол. Переносимся с детьми в начало XX века (а, может быть, и середину)

Воспитание искусством- это осознанное воспитание, передача ценных знаний-и тех, которые пригодятся в быту, и тех, которые значительно расширят кругозор. Я желаю вам Счастливого Рождества и продуктивного погружения в историю искусства вместе с детьми!

Источники:

http://arzamas.academy/mag/393-christmas
http://socialego.mediasole.ru/rozhdestvo_v_russkoy_zhivopisi
http://zen.yandex.ru/media/id/5d8bca3d0ce57b00ade9c9e4/5e1213ed1febd400ae3b25cb

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector