1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игровые технологии для дошкольников. Игровые технологии в доу в условиях введения фгос

Стендовый доклад «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Краевой семинар «Современные образовательные технологии в ДОО

в контексте ФГОС ДО»

C ТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО».

МБОУ «Сергинская СОШ»

для детей дошкольного возраста.

29 марта 2017 год

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Игра – это ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания – так дают определение Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин в своих исследованиях.

И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии . Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО ) ;

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том , что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне , всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31) .

В условиях введения ФГОС ДО педагогам важно понять: что представляют собой игровые технологии , как использовать их в образовательном процессе?

Понятие « игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

повышает познавательный интерес;

вызывает эмоциональный подъём;

способствует развитию творчества;

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также повысить значимость организации игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Читать еще:  Как назвать рок группу на русском варианты. Как придумать интересное название для своей группы

Задачи : воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 2892 раза

Библиографическое описание:

Саяпина Л. И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 72-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9198/ (дата обращения: 16.02.2020).

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих способностей и уверенности в своих силах дошкольников. Используемые в комплексе игровые технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на социально-коммуникативное развитие. Только счастливый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Ключевые слова: игровые технологии, педагогический подход, тенденции развития и образования, целеполагание, педагогическое мастерство, игровые методы и приемы.

Современное состояние модернизации образования, в том числе и дошкольной сферы обуславливают наличие инновационных подходов к педагогическому мастерству дошкольного работника. Самым актуальным и доступным на сегодняшний день в реализации ФГОС является именно педагогическая технология, которая в последнее время стала настолько популярной в педагогическом сообществе, что её разработкой и актуальностью занялись современные ученые в сфере педагогики и психологии (Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова, Е. О. Рогачева, С. И. Мезенцева, Н. Г. Осухова, М. Г. Плохова, Л. А. Кирсанова). Они выделяют три аспекта педагогической технологии с которыми работают педагоги-дошкольники, а именно научный аспект, процессуально-описательный и процессуально-действенный аспекты.

Образовательный процесс максимально связан с педагогической технологией, так как все составляющие компоненты очень похожи начиная от деятельности воспитателя и детей до ее построения средствами, формами и методами.

Любая педагогическая технология содержит некую структуру, которая представлена такими обязательными компонентами, как концептуальная основа и содержательная часть образовательного процесса.

В образовательной части указываются цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, подробный технологический процесс через организацию его с подбором эффективных форм и методов работы педагога, в также деятельность дошкольников и диагностика образовательного процесса.

Педагогическая технология своего рода синтез двух составляющих направлений: научной и практической частей. Её составными элементами и источниками разных подходов являются психолого-педагогическая и социальная науки, а также инновационные идеи и педагогический опыт.

В современном контексте дошкольного образования педагогические технологии оказывают непосредственное влияние на развитие личностных качеств дошкольника именно как средство его активности, творчества, самостоятельности.

В педагогических технологиях есть своя градация подходов к классификации. Выделяют личностно-ориентированные технологии, технологии саморазвития, технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной, личностно-смысловой или эмоционально — психологической основе, игровые, здоровьесберегающее, проектные, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии. Развиваясь быстрыми темпами, классификация педагогических технологий пополняется новыми видами и подходами к профессиональной деятельности педагога.

В игровых педагогических технологиях свои тенденции развития и организации, основа составляет игровые мотивации. Целеполагание основывается на создании мотивационного подхода к формированию профессиональных умений и навыков педагога и зависит от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Заданная цель решается через ряд задач, которые направлены на достижение высокого уровня мотивационной деятельности, потребности в усвоении и знаний и навыков за счет активности ребенка; подбирать средства, которые активизируют собственную заинтересованность ребенка и повысить актуальность и результативность деятельности.

К игровой педагогической технологии помимо всего вышеперечисленного предъявляются и особые требования, которые можно оценить через технологическую схему, научную базу, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. Все эти критерии несут определенный смысл в реализации игровой технологии, так технологическая схема предполагает описательную характеристику технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база предопределяет опору на определенную научную концепцию достижений образовательных целей. Системность раскрывается через логическую составляющую через взаимосвязь и целостность частей. Управляемость — это такой вид планирования, который имеет поэтапную диагностику и может варьироваться с помощью средств и разнообразных методов. Эффективность достигается через определенный стандарт обучения и дидактики по результатам эффективности и оптимальности затрат. Воспроизводимость несет под собой практическую составляющую, и находит свое подтверждение через реализацию в других ДОО.

Читать еще:  Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект "классика и молодежь

Главным компонентом всей игровой технологии является только непосредственное и систематическое общение педагога и дошкольников через социально-коммуникационное развитие.

Организация непосредственной образовательной области подразумевает и эмоционально благоприятную психологическую обстановку, и атмосферу доброжелательности, свободного общения и только в таких условиях возможна реализация игровых технологий. Они помогают дошкольникам раскрепоститься, усвоить новый материал и закрепить пройденный, а также обрасти уверенность в собственных силах.

Методическими основами игровой технологии будут такие аспекты деятельности, в которых игровые приемы и ситуации выступают в качестве средства стимулирования, приводящие к активации в деятельности каждого ребенка. К таким основам можно отнести и осуществление определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом). Они охватывают определенную часть образовательного процесса и систему содержательного подхода к игре с его сюжетом и персонажами, а также постепенного введения игр и упражнений, формирующих знания из образовательных областей по ФГОС.

При руководстве игровыми технологиями учитывается не только педагогическое мастерство дошкольного работника, но и правильный подход к выбору, предложению, объяснению, оборудованию игры. Организация игрового пространства и развитие игровой ситуации в рамках реализации ФГОС включает игровые методы и приемы в форме разнообразных педагогических игр и профессионализма педагога.

Не стоит забывать при организации и проведении игровых технологий в образовательном процессе о четко поставленной цели, мотивационном развитии игры, педагогическом результате и игровой форме НОД.

  1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  3. Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников. Учебная программа курса // Науч. руководитель Е. О. Смирнова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Игровые технологии для дошкольников. Игровые технологии в доу в условиях введения фгос

Валяс М.О., педагог-психолог г. Тамбов

1. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

2. Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.
Читать еще:  Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков, Maksim Gorkij, Aleksej Maksimovich Peshkov) (). Загадочная смерть максима горького

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
  3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
  4. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источники:

http://infourok.ru/stendoviy-doklad-ispolzovanie-igrovih-tehnologiy-v-obrazovatelnom-processe-dou-v-usloviyah-realizacii-fgos-do-3164135.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9198/
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×