Игры азбука для детей 5 лет. «Учим буквы весело!» — развивающие игры для нескучных детей
Содержание
- 1 Игры азбука для детей 5 лет. «Учим буквы весело!» — развивающие игры для нескучных детей
- 1.1 «Учим буквы весело!» — развивающие игры для нескучных детей!
- 1.2 1. Раскрашиваем.
- 1.3 3. Лепим.
- 1.4 4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
- 1.5 5. Мемори.
- 1.6 6. Пишем на манке.
- 1.7 7. Лото и фольга.
- 1.8 8. Буквоед.
- 1.9 9. Конструируем.
- 1.10 11. Протыкалочка.
- 1.11 12. Обводилочка.
- 1.12 13. Связь букв и звуков.
- 1.13 14. «Найди!»
- 1.14 15. Игры с мозаикой.
- 1.15 16. Подвижная игра «Беги к букве»
- 1.16 18. Звуковой плакат.
- 1.17 Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»
- 1.18 Обучающие и развивающие речевые игры
- 1.19 Учим буквы весело
- 1.20 Игры для развития фонематического слуха
- 1.21 Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…
- 1.21.1 Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
- 1.21.2 Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе
- 1.21.3 Уровень развития фонематического слуха?
- 1.21.4 Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
- 1.21.5 Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
«Учим буквы весело!» — развивающие игры для нескучных детей!
1. Раскрашиваем.
Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
— раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
— раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
— использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).
Дети с удовольствием будут буквы украшать!
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!
Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т.п.
3. Лепим.
Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.
Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.
Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:
Палочки две наклоните,
Как палатка буква А!
4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до «Я» – надо постараться букву «А» не забыть .
Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
5. Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.
Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!
Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
6. Пишем на манке.
Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!
7. Лото и фольга.
Еще один способ изучения и повторения букв – лото.
Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.
Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.
Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.
Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.
8. Буквоед.
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.
Например вот этот петушок –
очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!
В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков — прорези в коробке).
Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):
Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):
9. Конструируем.
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:
Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).
С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».
Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:
Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.
Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для «А» можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна – как палатка буква А! )
11. Протыкалочка.
Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).
12. Обводилочка.
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Таким способом можно даже «писать» целые слова:
13. Связь букв и звуков.
Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!
14. «Найди!»
Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
А на этой картинке — все буквы «Т»:
Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.
А теперь посчитай – сколько букв «М» всего ты нашел?
15. Игры с мозаикой.
Выложи букву из мозаики по образцу:
Вариант попроще и поинтереснее:
Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!
Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:
16. Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».
А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.
Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:
Игра «Накорми монстрика»:
17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!
Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?
Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!
Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).
Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:
Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».
Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!
18. Звуковой плакат.
Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…
А помог мне в этом – звуковой плакат!
Смысл его действия прост — ребенок нажимает на картинку с буквой — плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.
Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.
Единственное «Но!» — лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.
Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть — лучшего способа обучения ребенка не существует!
Если эта статья вам понравилась – не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.
Важно: Я буду не против если вы полностью или в переработанном виде выложите текст или фотографии из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом пожалуйста соблюдайте важное условие — укажите ссылку на источник (при отсутствии ссылки я буду считать, что вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно ).
Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»
Людмила Макарова
Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»
«Учим буквы весело!» — развивающие и гры
Перед началом изучения букв важно не забыть:
Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т. д.).
Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог: Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» =? — по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т. п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» — звук «э» и т. п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т. п.)
И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.
1. Раскрась букву
Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
2. Укрась букву
Дети с удовольствием будут буквы украшать! Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т. п.
3. Вылепи букву
Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина.
4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
5. Мемори.
Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре. Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
6. Пишем на манке.
Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!
7. Выложи букву
Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.
8. Протыкалочка
Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).
9. Обводилочка
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А 4.
10. Связь букв и звуков.
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! И т. п.
11. Найди
Найди на картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
12.Узнай букву
Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.
13. Чудесный мешочек
Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.
14. Сложи букву
Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)
15. Опиши букву
Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.
16. Найди ошибку
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы
17. Допиши букву
Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.
Развивающие игры Доклад. Игра — это способ познания окружающего мира. Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все.
Дидактические и развивающие игры по теме «Деревья» Пробуждать любовь к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к живой природе, необходимо начинать в раннем возрасте. Малыши очень.
Видео «Проект «Учим буквы». Использование новых технологий при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.
Компьютерные развивающие игры Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на.
Презентация «Дидактические и развивающие игры из фетра» Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников, разнообразием материалов.
Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки учитель-логопед Гребенчук Татьяна Викторовна, воспитатель Мамедова Елена Викторовна, воспитатель.
Видео и мастер-класс «Учим букву А, цвета и весело рисуем» Учим букву А, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для детей малышей. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся.
Видео и мастер-класс «Учим букву Б, цвета и весело рисуем» Учим букву Б, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для детей малышей. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся.
Видео «Мастер-класс «Учим букву Г, цвета и весело рисуем» Учим букву Г, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для малыш й. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся рисовать.
Обучающие и развивающие речевые игры
Учим буквы весело
Чего мы, родители, хотим? Правильно, чтобы наши дети выросли хорошими людьми. А еще нам важно знать другое — как научить читать ребенка как можно раньше, а главное, чтобы они охотно учились. Для этого их надо увлечь. В этом и состоит главная хитрость и главная задача нас – родителей. Маленькие дети лет до 5-6 могут быстро утомиться, считают детские психологи. В них ещё не развита социализация, т.е. их нельзя заставить, призвав к их совести, вине. Только к семи годам развитие ребенка позволит ему понять систему запретов и обязанностей.
Вот женщина купила сыну красивый букварь и картонную азбуку. Но почему-то мальчик не сел сразу учить буквы. И как только мама не уговаривала! Малыш хотел играть в машинки. Предлагаю маме подойти к вопросу творчески: «А ты не хочешь покатать букву А в машине, и буква Р тоже хочет поехать в гости к букве Ж». Увлекся? Очень хорошо! Развивайте игру дальше. Передвигайте буквы по ковру. Пусть они бегают, прыгают, шипят, чирикают, пьют чай все вместе или ещё чего-нибудь делают.
Для такой игры отлично подойдет и кровать. Развесьте над ней картинки с буквами: аист -А, бегемотик -Б, и так далее, перед сном несколько минут уделите повторению букв.
Поиграйте в такую игру: разложите кубики или карточки с буквами на ковре. Немного, штук пять для начала хватит. А теперь смешными голосами (как медведь, как лягушка, как птичка) произносите звуки «ОООО», «РРР», «ЖЖЖЖ»и т.д. Малыш должен угадать, какая буква рычит, какая жужжит.
Еще одна игра с буквами: «Угадай, что исчезло». Разложите несколько букв, назовите их. Затем ребенок закрывает глазки, а вы одну букву прячете. Малыш должен угадать, какая буква исчезла.
Дело наладится, уверяю. Ваш малыш с увлечением освоит все буквы, если они будут представлены ему таким веселым способом. Только не надо торопиться и выкладывать сразу все буквы. Сегодня поиграйте с несколькими, завтра познакомите его с другими. Дальше — больше. Ещё важно называть буквы правильно не Мэ, а М; не Ре, а эР. Теперь можно показывать букварь. Малышу сейчас он будет очень интересен, ведь там уже его старые знакомые.
Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и кто как не родители знают, как это лучше сделать. И тогда и буквы запомнятся, и сами сложатся в слова, а потом и в предложения. Все обязательно получится.
Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Выдели слово
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
— Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки — минутки
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со ш т орами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин т ом.
За окошком зимний сад,
Там листочки в б очках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет м ёд.
К о т плывет по океану,
К и т из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный л ук
С длинными усами.
Божья коро б ка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.
Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация со специалистов. Чем раньше, вы начнете решать проблему, тем лучше.
Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Если не получается, потренируйтесь: сначала перессказывайте короткие прложения, заучивайте стихи, а затем переходите к более длинным текстам.
Уровень развития фонематического слуха?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».
В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».
Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
***
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
Источники:
http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/bukvy-i-chtenie/94-18-igr-dlya-izucheniya-bukv
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-razvivayuschie-igry-uchim-bukvy-veselo.html
http://azbyka.ru/deti/obuchayushhie-i-razvivayushhie-rechevy-e-igry