4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источник творческого вдохновения мастер и маргарита. Сколько стоит написать твою работу? Темы для контрольного сочинения

Творчество в романе Мастер и Маргарита Булгакова

«Мастер и Маргарита» одно из самых интересных произведений Булгакова, которое таит в себе множество загадок. Роман писался не один год, в нем заключены множество различных тем. Творчество — одна из основных тем произведения, которая раскрывается на протяжении всего романа и раскрывается с различных ракурсов.

В романе обозначены три главных героя, связанные с творчеством, это Берлиоз, поэт Бездомный и главный персонаж произведения Мастер. Это три совершенно разных типа людей. У ни разные судьбы, они ведут разный образ жизни. И отношение к тому что они делают тоже имеет свою разницу.

В начале книги читатель знакомится с Берлиозом, для которого творчество является славой и признанием. В творчестве Берлиоз находит свое развитие, признание и продвижение по службе. Он всегда стремился получать награды и звания. Государство требует о него бдительности, чтобы он развивал и продвигал идеи партии. По этой причине произведения Бездомного не имеют никакой художественной ценности.

Поэт Бездомный, старался относиться к своему делу очень трепетно, он мечтал о наградах. Но в паутине лжи и притворства запутывается и в итоге его произведения теряют свою суть, и становятся все под шаблон заказа. Конечно же он не сразу осознает это и по итогу он решил прекращать писать. Он признается что под давлением Берлиоза его произведения просто чудовищны. Он считает, что в его стихотворениях нет творчества, а существует лишь давка на сознание читателя.

Мастер, наверно единственный человек во всем мире, которого можно назвать творческой личностью. Именно так называла его возлюбленная Маргарита. Его книгу она считала величайшим творением. Критики не видели в его произведении политического смысла, поэтому не принимали его, что в итоге уничтожило веру Мастера в себя. У Мастера опустились руки, он перестал раскрывать свой талант. По итогу он просто уничтожил свое творение. Но как известно рукописи не горят.

Михаил Булгаков этим произведением показал читателю настоящее и ложное творчество. Поэт Бездомный осознал для себя какой он поэт, и какие произведения он пишет. Берлиоз закончил жизнь трагической гибелью, так и не осознав ошибок своего суждения. Мастер же наконец обретает покой. Этим произведением Михаил Булгаков, раскрывает читателю три примера. И только промер мастера является поистине настоящем, именно он остается верным своему делу.

Тема творчества

Эта тема очень важна в этом романе, ведь главный герой – писатель, точней Мастер. Как раз он и является автором второго романа – об Иешуа. Но творец этот не показан изолированно, хотя он и ведёт отшельнический образ жизни, в романе представлены и другие «творцы». Тема Массолита – союза писателей, авторов массовой культуры тоже занимает большое место в произведении.

Мастер интересовался только своим романом, в ещё Маргаритой, которая стала его музой. Они совсем не мешала его творчеству. Что важно, она понимала его… В отличие от критиков. Мастер наивно надеялся, что его роман смогут оценить. Пусть он и о сыне Бога, но в этой истории столько правды психологической, что её должны оценить даже в Советском Союзе. Даже если не поверят в историчность, то оценить слог люди ведь могут. Известно ведь, что Холмса тоже не было в реальности! Но критики, не вчитываясь, просто вылили поток идеологической брани на писателя. И хотя любимая хотела бы оградить его от их зла, но у неё не получилось. Разгромные статьи стали ударом для него. И он даже оказался в сумасшедшем доме. Мастер и до этого говорил, что его мучили приступы страха. Наверное, сейчас бы сказали о панических атаках. Ему казалось, что к нему тянутся холодные щупальца, ему было очень плохо… Да, у творческих людей богатая фантазия, часто расшатанные нервы. Роман, его судьба были самым важным для Мастера. И травля подорвала его здоровье. Хорошо, что в итоге его и спасли из психушки, и дали подарили в компании любимой.

Травили его критики Массолита, но и его работники тоже не приняли бы его в свою компанию. Ведь их ценности очень отличаются от его. Они готовы писать, как строгать – на заданную тему. Без огня, вдохновения, но за зарплату, за питание и дачу. Не могли бы себе и представить, чтобы написать что-то против системы. Они б покрутили пальцем у виска! Даже не сказали бы, что у Мастера есть талант, так как они друг другу там все завидовали. А ещё для них важны звания – народный, заслуженный писатель… Мастер был выше этого.

Вот это литературное творчество, но в романе упомянуто ещё и Варьете. О творчестве там совсем мало говориться. Всё больше показаны работники варьете: бухгалтер, кассир… Представление Воланда сложно отнести к творчеству, хотя Клетчатый вроде и показывал фокусы. Никаких талантливых певиц, танцовщиц… Всё только о деньгах! А ещё работники варьете часто вели нездоровый образ жизни, который ассоциируется, кстати, с творческими людьми. Вот только пить и гулять может любой, а проявить творчество в новой повести или в танце сможет не каждый.

Булгаков говорил о важности творчества, об избранности творца – в своем романе.

Читать еще:  Судьба ночь схватки прикосновение небес. Судьба: Ночь схватки

Также читают:

Картинка к сочинению Тема творчества в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Данное произведение можно отнести к жанру комедия, а главным смыслом работы автора является то, что он исследует общество, как новое социальное образование. Пьеса представлена пятью действиями.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель поднимает много разных проблем. Эти проблемы волнуют человечество испокон веков. И современного человека тоже. Однако больше всего в произведении затронута тема добра и зла.

Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

Замечательная, добрая сказка «Стрижонок Скрип» была написана Виктором Петровичем Астафьевым в 1961 году. Историю птиц, которую повествует он в своем произведении, можно полноправно назвать аллегорией человеческой жизни.

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»

Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя».

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Читать еще:  Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы. Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром "история создания книги" «Ознакомление со свойствами воды»

Рецензия на роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Рецензия на любимое призведение

Скачать:

Предварительный просмотр:

Моё самое любимое произведение–роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», романтическое название которого сразу привлекло моё внимание. Несмотря на многоплановую сложность, он не вызвал у меня затруднения при чтении, а наоборот, заинтересовал своим интригующим сюжетом о Боге и дьяволе, о Мастере и Маргарите. Анализ различных литературных источников позволяет мне утверждать , что по праву его можно считать главной книгой писателя. Над ней он работал в 1928-1929 годах. Последние дополнения к произведению были сделаны Михаилом Афанасьевичем перед смертью в 1940 году. Сначала книга имела названия «Чёрный маг» , «Копыто инженера». Конечно, писатель был прав, изменив их, потому что первые , на мой взгляд, были не столь удачными, как последнее. Впервые опубликовано произведение , да и то в сокращённом варианте, в 1966—1967 годах в журнале « Москва ». А первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году в издательстве Ymca-press города Парижа.

Обратимся к названию книги. В чём же смысл его слов? Что же за любовь изображает писатель, продолжая традиционную тему в русской литературе? Взаимность ,страдание или жертва? Скорее всего, Булгаков обращает внимание на неоднозначность высокого чувства, на сочетание в себе всех перечисленных мною черт, и было бы неправильным считать, что тема любви не является главной в романе. Хотя и можно было согласиться с подобным предположением, поскольку только в XIX главе из рассказа Мастера Иванушке Бездомному читатель узнаёт о Маргарите. Но название произведения подсказывает нам то, что именно истории влюблённых ,их необычным чувствам уделено главное внимание. Убеждает в правильности данного мнения и другой факт: нечистая сила ,появившаяся в Москве, помогает влюблённым соединиться.

Но не только любовь находится в центре внимания автора. Тема судьбы творческого человека также звучит в романе. Раскрывается она на примере судьбы Мастера. Прообразом этого персонажа, конечно же, можно считать Булгакова, обосновывая это тем, что и роман Мастера и произведение писателя имеют общую судьбу. В обеих частях произведения заметна и тема религии и веры. Как она раскрывается ,понять, к сожалению, сложно. Вот этот момент я бы отнесла к одному из недостатков в произведении, потому что при невнимательном чтении создаётся впечатление, что в романе Булгаков выступает против религии. Хотя писатель ставил перед собою другую задачу: показать, что с помощью веры

люди становятся лучше как в моральном, так и в духовном плане.

Широко представлена и тема власти. При её раскрытии г лавным конфликтом становится противоборство разных социальных систем и форм власти и раскрытие противостояния убеждений (перерастающих в веру) маленького человека и системы через призму событий, в которых участвуют персонажи.
Его мы можем наблюдать во второй главе, где власть Понтия Пилата автором преподносится в разных смысловых контекстах и он не только выступает олицетворением власти Рима и над людьми, но и сам является орудием в руках Тиверия. Т ема сочувствия также нашла своё отражение в романе. Мы видим, как Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа. Всем сердцем сопереживает Маргарита Мастеру и Фриде на балу, и Пилату. Сочувствует мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние, под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.
В книге анализируется и тема добра и зла ,которая воплощается не совсем однозначно, так как автор не делает каких-либо выводов и даёт читателю повод поразмышлять о написанном. Не трудно догадаться, что добро в романе несут Мастер и Иешуа. А вот, кто же является носителем зла? Пожалуй, этот вопрос вызовет затруднения, оттого что злой поступок совершает и Понтий Пилат, ведь именно он подписал приказ о казни Иешуа. Зло делает и Маргарита, потому что она обманула мужа и заключила сделку с сатаной.

Показывая сплетение различных тем, писатель тем самым утверждает, что путь духовного совершенствования человечества – это бесконечное восхождение к истине, обогащённое опытом духовной культуры, движение вперёд через сомнения.

Читая роман, мы знакомимся с различными героями , некоторые из которых производят двойственное впечатление.

Например, образ Маргариты воспринимается весьма неоднозначно. Мы можем считать её ведьмой, потому что она вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова — то же, что Татьяна для Пушкина.Это его любимый женский образ, его женский идеал. И идеал этот кажется при чтении довольно странным.

Образы Воланда и его свиты являются символами воздаяния по заслугам. Хотя на первый взгляд может показаться странным их появление в Москве, поскольку Воланд производит тоже неоднозначное впечатление. Черты его характера, которые можно вывести, исходя из его поступков, полностью совпадают с внешними особенностями. Сам по себе он двойственная фигура, отсюда и глаза разного цвета, и брови разной высоты. Циничный и хитрый, он одновременно щедрый и благородный.

Мастер рассматривается с двух сторон:1)художник;2)мастер. Изображая его, Михаил Афанасьевич утверждает, что художник должен стремиться к совершенствованию мира, в котором он живёт.. Вот поэтому автор осуждает своего героя и его бездействие. И здесь мы замечаем сходство мыслей писателя с взглядами на творчество А.С.Пушкина.

Главным персонажем становится и Понтий Пилат, со своим раздвоенным сознанием и трагической судьбой, пытающийся всеми способами спасти Иешуа и не изменить кесарю. Страх, мучение, жажда познать истину горят в его груди. Это и делает его живым, до боли узнаваемым образом..

Читать еще:  Описание картины ю ракша. Сочинение по картине Ю

В Иешуа мы легко узнаём фигуру Иисуса Христа, хотя заметно, что Булгаков снимает с него ореол «божественности » , и мы приходим к выводу, что перед нами не Бог, не прорицатель, а обыкновенный человек. Другие герои романы показаны образно, схематично, талантливо и карикатурно, высвечивая трагизм и уродство показанного М.А.Булгаковым реального мира. В этом и заключается их основная цель.

Сюжет сложен для понимания, так как в произведении мы можем выделить 4 сюжетные линии:

1)философская — Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри;

2)любовная — Мастер и Маргарита;

3)мистическая – Воланд и его свита

4)сатирическая – Москва и москвичи.

Построение произведения необычно, и оно тесно связано с содержанием. Действие и диалогические сопоставления в нём переносятся: 1)с земли;2) на Олимп; 3)в преисподнюю. В чём же своеобразие его формы? Во-первых , мы не сразу знакомимся с его главными героями, чьими именами он назван. Мастер появляется только в XIII главе, когда значимые для него события остались позади, а Маргарита как воспоминание умалишённого –в XIX.Во-вторых, это не единственная деталь, придающая своеобразие. Гораздо интереснее становится тот факт, что перед нами необычное по своей структуре произведение–“роман в романе”: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Вот поэтому его композицию можно считать многоплановой . Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. С одной стороны, два романа противопоставлены друг другу, с другой,– образуют одну сюжетную линию. Мы можем заметить, что Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. А в конце романа Москва соединяется с Ершалаимом. Романы написаны разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.Так, рассказ о событиях в Ершалаиме трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем. Совсем иначе выглядит роман о Мастере, Воланде, москвичах. В нём уже сам автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование. Также М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”. Читая текст, мы можем убедиться в том, что повторяющиеся предложения в тексте завершают одну главу и начинают следующую ( Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I) ) . Завязкой в романе считается встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XIX века. Рассказ Воланда переносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Ешуа. Далее следует завязка. Это проделки Воланда и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Ешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата. «Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Обращают на себя внимание средства художественной выразительности. Проведённые наблюдения позволяют мне прийти к следующему выводу: 1)изображая жизнь москвичей, автор часто применяет гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие) ;

2)вульгаризмы характеризуют речь персонажей, их эмоциональное состояние и отношение друг к другу и к окружающему миру:

1)«А какого чёрта ему надо?» — подумал Бездомный и нахмурился.

2) Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живётся счастливцам — членам МАССОЛИТа, и чёрная зависть начинала немедленно терзать его;

3)с помощью градации усиливается производимое впечатление путём постепенного нагнетания событий:

В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счёт, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире №31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности;

4) в тексте мы можем проследить иронию:

Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника сильное впечатление, потому что он испуганно обвёл глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту;

5)парцелляция чаще всего используется Булгаковым для передачи телефонных разговоров, а также речи некоторых персонажей (в особенности Коровьева):

– Слушаю. Как же. Непременно. Срочно. Всеобязательно. Передам, — отрывисто стукала трубка.

– Прошу принять, — говорила трубка, — мои наилучшие, наигорячейшие приветы и пожелания! Успехов! Удач. Полного счастья. Всего!

Приведённые примеры доказывают уникальность жанрового своеобразия романа. Я думаю, его можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Нельзя не отметить ещё одну его выразительную деталь-построение . Вот почему я считаю это произведение одной из самых интересных книг в русской литературе. Она заставляет меня о многом задуматься, потому что в ней ставятся вечные проблемы величия человека и аморальности власти как проявления насилия над человеком, красоты любви и людей, способных на любовь, сострадания и милосердия, отваги и верности. Все они ,я уверена, ещё долгое время будут волновать человечество. Поэтому это произведение невозможно не полюбить.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/tema-tvorchestva-v-romane-master-i-margarita
http://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/tema-tvorchestva-v-romane.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/26/retsenziya-na-roman-m-a-bulgakova-master-i-margarita

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector