История рождественской елки. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество
Как новогодняя елка превратилась в рождественскую…
Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова.
«Привет тебе, милая любимая елочка!
Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов
и, залитая огоньками,
радуешь детские взоры,
как по древней легенде обрадовала
Божественные очи Святого Младенца».
К. Лукашевич, «Мое милое детство»
Уже с середины декабря в центре нашего поселка переливается разноцветными огнями новогодняя елка. На вечерней прогулке мой маленький сын сразу устремляется к ней и вздыхает: «асота» ( красота – перевод авт.)… «Подожди, сын, — говорю я, — будет красота и у нас. Самая настоящая красота, Рождественская…»
В детстве я очень любила Новый год. Вернее, не сам Новый год, а его ожидание, любила время подготовки к празднику. Мне нравилось обсуждать с мамой новогоднее меню, подписывать открытки близким, получать особое удовольствие от украшения новогодней елки, мечтать о подарках и…. ждать чуда. И с экранов телевизоров, и в разговорах взрослых мы все время слышали эти слова «новогодние чудеса», «новогодний случай», «чудо на Новый год». И каждый год я всё ждала этого чуда. Если лет до шести-семи «чудом» оказывались подарки под елкой, которые доставлял Дед Мороз, влетая в форточку ночью на маленьком вертолете (папина версия), то в школьном возрасте, уже просвещённая, что никаких Дедов Морозов нет, я ждала других чудес, настоящих. А их не было. Утром первого января я всегда просыпалась с грустным настроением от того, что чуда в очередной раз не произошло. Да, в новогоднюю ночь люди желали друг другу здоровья, счастья, звонили, поздравляли, а утром просыпались – и никакого чуда, всё как и накануне – и со здоровьем, и со счастьем, а у некоторых еще и голова болит….
В юности я стала задумываться о том, что Новый год какой-то неправильный праздник. Вроде праздник, но непонятно, чему радоваться. Окружающие говорили, что смысл в том, что надо надеяться на лучшее, что следующий год будет лучше, чем предыдущий. Но сколько раз люди надеялись, а год оказывался еще хуже. Что такое Новый год? Почему он должен быть лучше? Может, мы вдруг станем добрее, милосерднее? Может, счастливыми, наконец, станем? Может, выздоровеем все одновременно? В последние годы люди с надеждой на счастье обратились к «восточным гороскопам», и почти каждый считает своим долгом определить, под знаком какого зверя будет происходить жизнь в следующем году, и что он нам, этот зверь, принесёт. Создана целая «звериная» индустрия. Смотришь на всё это, и хочется сказать: люди, люди, один и тот же зверь руководит нами каждый день, и мы ему добровольно поклоняемся. Этот зверь над нами похихикивает, а в каком он обличии — петуха ли, лошади, кабана – не так уж важно. Украшаем дома его плакатами, ставим на видные места разноцветные фигурки… и ждем, глупые, чуда…
С годами разочарование Новым годом всё росло. Новогодняя ночь превращалась в ночь разгула страстей, вседозволенности , вульгарности, пошлости. Новогодние корпоративы самыми настоящими «балами сатаны». А как еще можно назвать эти «чудесные» мероприятия, где чужие жены танцуют варьете перед чужими мужьями, а жены этих мужей во фривольных нарядах на других площадках разыгрывают в свою очередь двусмысленные «театральные сценки» с другими мужьями? А потом отрыв и разгул, суета и шабаш…
Я размышляла над этими вопросами, но каждый год снова и снова с середины декабря сама неизменно вступала в полосу предновогодней суеты, ждала праздника, надеялась на что-то … и неизменно разочаровывалась . Пока в моей жизни не произошло настоящее чудо — я стала верующей и обрела свою семью.
С приходом к вере я поняла, что жизнь свою надо менять, что та жизнь, которой живут все вокруг, вступает в полный разрез с жизнью христианской. Конечно, в начале любого пути пытаешься поменять внешнее, а потом начинает потихоньку меняться и внутреннее. Процесс этот долгий, но мелочей, мне кажется, нет ни в чем. К примеру, окончание рождественского поста приходится на самое развесёлое время новогодних каникул. Уже с конца декабря начинаются ёлки в школах, утренники в садиках, различные новогодние мероприятия, кругом только и разговоров, что впереди Новый год, кто и как его будет отмечать.
Я уже давно не ожидала чудес от Нового года. Самым главным чудом для меня стало Рождество Спасителя, чудесное Его рождение, которое умиляет, по-моему, любое доброе сердце… Мой старенький духовник, отец Евгений, Царство ему Небесное, однажды в конце декабря, оставшись после службы, разразился грозной проповедью по поводу того, что в домах людей уже светятся наряженные ёлки. « Что такое! – возмущался он искренне, — до Рождества еще две недели, а уже во всю всё мигает, переливается! Разве так можно?! Надо еще поститься, молиться, ждать до Сочельника и только потом ставить елку! В старые времена так и было. Помните историю о первой рождественской ёлке?», — прихожане из неофитов растерянно мотали головами. — «Эх, вы, — качал головой старик-священник , — в ту самую ночь, когда родился Христос и Дева Мария, спеленав, положила его в ясли, слетели с Неба два Ангела, чтобы взглянуть на Него и, увидев, как проста пещера, в которой Он родился, решили украсить ее. Один полетел на юг и набрал множество чудесных цветов: и роз, и магнолий, и азалий, и лотосов. А другой Ангел полетел на Север, там как раз была зима и все было под покровом снега. Только одна ёлочка стояла зелененькая. Ничего, — подумал Ангел, — что это деревце такое простенькое, пусть оно порадует младенца Христа. Украсили Ангелы пещеру Иисуса. Красиво и нарядно стало вокруг. В середине, в яслях, спал маленький Христос, и все любовались Им. Любовалась тихонько и маленькая ёлочка, но она очень грустила, что она так неказиста и не может украсить пещеру так же ярко, как эти чудесные цветы. Но вот проснулся Христос и потянул маленькие ручки к зелёной ёлочке и тут же спустилась с неба яркая звездочка и украсила вершину елки. А за нею сошли и другие, украсив остальные ветки. Ёлочка стояла счастливая, потому что в такой праздник никто не должен грустить. С тех пор и пошел обычай украшать каждый год на Рождество ёлки для маленьких детей. Вот и вы не спешите, дождитесь Сочельника и тогда украшайте», — закончил проповедь отец Евгений.
Я смотрела на этого 75-летнего старца и не знала, как реагировать на его призыв. Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова. Но потом стала размышлять: если мы наряжаем ёлку на Новый Год, то никакая она не рождественская, а новогодняя, а вот если ёлочку нарядить перед самым Рождеством, то совсем другое дело. Ёлочка будет рождественская, и праздник будет самый настоящий, рождественский!
Конечно, мои дети к этому «новшеству» были совсем не готовы. Старший, ему было около шести, даже поворчал немного: ждать ему еще лишних пять-шесть дней до украшения совсем не хотелось, тем более и у бабушек, и у дедушек елки стояли уже наряженные. Но, поворчав, он успокоился.
В тот год мы первый раз наряжали ёлку в Сочельник, как это всегда делали наши верующие предшественники. Это было очень здорово! Начнем с того, что за ёлкой мы с папой поехали в питомник, и оказалось, что там валялось много бесхозных и уже никому ненужных елок. Вокруг ни души, ни сторожа, ни охраны. Мы, немного подумав, рассудили, что раз они уже никому не нужны, то можно взять одну, выбрали самую пушистую и большую и принесли домой. С какой радостью, с долгожданной радостью наряжали дети ёлку в тот год! Мы оказались причастными к нашей старинной русской традиции, и от этого было как-то тепло и радостно на душе, и приближающийся праздник ощущался более ярко. Вот он настоящий праздник, вот скоро и настоящее чудо – Рождество Христово! – подумалось мне.
В рождественскую ночь, когда мы пришли со службы, мне долго не удавалось заснуть от радости. Я лежала и любовалась маленькими, мерцающими в темноте огоньками на нашей самой настоящей рождественской ёлке. Душа ликовала и пела: «Христос раждается, славите…» Душа в тот момент была счастливой, как у ребенка, и хотелось благодарить Бога за то, что Он так щедро дарит нам Себя и Свои чудесные дары. Утром дети тоже сказали, что это Рождество, когда мы впервые нарядили ёлку в Сочельник, было очень радостным…
Потом в литературе я, конечно, много читала об украшении ёлки именно перед Рождеством. Даже тогда, когда в советские годы Рождество было запрещено праздновать, верующие люди все равно его отмечали. Наталья Соколова, в своей книге «Под кровом Всевышнего», в которой описывается жизнь верующих в 30-60-х годах ХХ века, вспоминала: «Ёлочку нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала ёлочку в лесу, убирала её в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили её и с замиранием сердца всегда слушали её рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам ёлочку: «Ночь, луна, волки воют…»
Или вот еще одно воспоминание Натальи Соколовой уже о своих детях: «В школах уже все отпраздновали новогоднюю ёлку, но дома я ёлочку не ставила. Я говорила детям: «Сейчас последняя неделя Рождественского поста. Наш христианский праздник еще впереди. Будем же послушны уставам Православной Церкви, веселиться и праздновать Рождество Христово будем 7-го января. Накануне Сочельника и мы поставим ёлочку в доме. У нас запахнет смолою, хвоей, украсим деревце, почувствуем Праздник. А пока – гуляйте, клейте игрушки, украшайте дом и с нетерпением ждите праздника…»
С того самого года, когда мы услышали проповедь старенького, уже почившего, священника мы всегда наряжаем ёлочку перед Рождеством. Может, кто-то скажет, что это не так уж важно. Не буду с ним спорить. Но мне кажется, это то самое малое, что мы можем сделать в память о тех, кто рисковал, наряжал елочку и праздновал Рождество даже в безбожные годы. Когда мы украшаем ёлку на Рождество, мы радуемся рождающемуся Христу, вспоминаем всех верных Ему, и обязательно вспоминаем почившего батюшку Евгения, который с любовью служил Богу и людям, много наставлял нас в вере и учил, что ёлочку надо наряжать в Сочельник, перед самым Рождеством…
224. История Рождественской Ёлки
История Двести Двадцать Четвёртая: Рождественские Истории. История Рождественской Ёлки
Рождественская или новогодняя ёлка — это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания из детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность надеяться на обновление и свет, и больше всего эта потребность проявляется в начале каждого нового года.
Как вечнозелёное дерево – ёлка всегда обладала магической притягательностью, как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими.
Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. У древних народов Европы дерево считалось символом жизни, его часто украшали фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса. Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями.
По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) — английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора. Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство. Согласно легенде, на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.
Право называться «родиной рождественской ёлки» оспаривают несколько европейских стран. Хотя традиция рождественской ёлки существовала в Германии ещё в XII веке, первые документальные подтверждения в этом регионе относят к 1521 году. Также сохранилось краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь. Нашлись и эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллинне в 1441 году.
В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Центральной Европе, причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания добра и зла.
В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под неё теперь стали класть подарки. Прообразом Санта-Клауса является христианский святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей.
Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традицию украшения рождественских елей — ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.
Поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели в протестантских регионах Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла и во Францию. В Великобританию традицию рождественских елок также завезли вездесущие лютеране, и в 1841 году в Великобритании была установлена первая рождественская елка. И лишь в XX веке этот обычай, наконец, проник в главные католические страны Европы — Италию и Испанию.
В середине XIX века натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. Кроме стеклянных шаров, в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами, одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использовать позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки. Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду — символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В XX веке получили широкое распространение искусственные новогодние елки, которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии.
В Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.
В России красивую нарядную ёлку устанавливают под Новый Год и совсем не связывают её с рождественской символикой, хотя так было не всегда. В Россию, традиция наряжать ёлку пришла из Германии. 20 декабря 1699 Петр Первый издал указ о переходе на летоисчисление от Рождества Христова и празднование Нового года по примеру всех христианских народов 1 января. Тем же указом предписывалось украшать Москву хвоей – еловые, сосновые и можжевеловые ветви впервые развесили на больших улицах, на воротах и крышах домов. Однако обычай этот не прижился, о нём забыли на целое столетие!
Лишь в начале XIX века петербургские немцы стали устанавливать к Рождеству хвойные деревья в своих домах. С 1817 года небольшие рождественские ёлки ставили в императорских покоях, позже елки стали наряжать, класть под них подарки, однако широкое распространение в Петербурге праздничная елка получила лишь в середине 1840-х гг. Важную роль в популяризации рождественской ёлки сыграли переводы сказок Гофмана (Щелкунчик и мышиный король) и Андерсена (Снежная Королева).
В 1922 году, в нашей стране, наряду со многими другими переменами началась и кампания за превращения Рождества Христова в «комсомольское рождество», высмеивающее религию и буржуазную подоплёку праздника.
В 1929 г. Рождество вместе с ёлкой и вовсе запретили как «поповский обычай». Добровольцы патрулировали улицы и заглядывали в окна, проверяя, не установил ли кто-нибудь запрещённое дерево. Однако уже в 1935 г. ёлка была восстановлена в правах и стала исключительно новогодней. Вместо Санта-Клауса, появился Дед Мороз. Его прообразом является славянское божество — повелитель зимы, холодов и морозов.
В 1937 году открылся первый советский завод ёлочных игрушек. Христианская символика на ёлках была заменена на советскую. Продавались шары с портретами партийных вождей. Вифлеемскую восьмиконечную звезду на верхушке дерева сменила пятиконечная красная звезда. Советскую новогоднюю ёлку отличало от западной рождественской сочетание украшений и игрушек самых разных цветов и форм (от шаров и шишек, до ракет, космонавтов и танков). Под ёлку стали ставить фигуры новогодних персонажей, Деда Мороза и Снегурочки. И вот, с середины 1970-х сложилась нынешняя традиция праздника – с салатом оливье, мандаринами, «Иронией судьбы» по телевизору, речью главы страны, боем курантов и конечно же ёлкой.
«Рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку — это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа — высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать».
Папа римский Иоанн-Павел II
«… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».
Митрополит Сергий
ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ
Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?
СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. “В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы – буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо – началось движение звезд. Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней”. Так ель стала рождественским деревом.
Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: “Нет, – сказал он, – мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил”. Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: “И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву”. Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: “Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся”. Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости. Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.
ЕЛЬ – СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево. Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного. Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.
Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.
После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.
НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона. Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде. Мартин Лютер писал: “Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова”.
В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I – и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски – 1 января. Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год – отсюда и выражение “елки-палки”.
Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.
В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.
В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме. А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.
ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.
Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.
Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.
С наступающим Новым годом и Рождеством!
Источники:
http://azbyka.ru/deti/kak-novogodnyaya-elka-prevratilas-v-rozhdestvenskuyu
http://www.proza.ru/2019/01/18/677
http://mostga.am/kultura/istoriya-rozhdestvenskoj-elki-334.html