0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А. Солженицына «Матренин двор»)

История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (473,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • формирование нравственных ориентиров учащихся;
  • приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
  • актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
  • развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;

Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

I. Вступительное слово учителя.

– Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами… (зачитывается эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

– В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше)

II. Изучение рассказа. Работа в группах

Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.

Матрёнин дом

  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Читать еще:  Домовой как сделать. Домовенок своими руками: мастер-класс по изготовлению куклы. Как сшить домовенка из мешковины своими руками? Домовой из соленого теста своими руками

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.)

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)

«Общение» с Богом

  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  • Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)

Прошлое Матрёны

  • Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  • Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
  • Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)

Матрёна и Фаддей Миронович

  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  • Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.

Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  • Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».
Читать еще:  Почему ребенок обманывает? Почему ребёнок врёт: причины детской лжи, что с этим делать

Сделайте вывод. Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам»; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)

Прощание с Матрёной

  • Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  • Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  • Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)

III.

Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

IV. Заключительное слово учителя

– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…

Литература:

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.

История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… /урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»/ — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлексей Белевцов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… /урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»/». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… /урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»/

2 И отпущено каждому живущему только : свой труд – и своя душа А. И. Солженицын «Лихое зелье»

3 Сравните Тепло Свет Чистота Загадочность Беззащитность Открытость Душа человека

4 Матрёнин дом СНАРУЖИ: четыре оконца в ряд на холодную не красную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвертка ИЗНУТРИ: русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды Здесь не было ничего злого, не было лжи

5 Один день из жизни Матрёны Васильевны Смысл повседневного существования Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

6 «Общение» с Богом Жалоба (выражение неудовольствия по поводу чего-н. неприятного) Просьба (обращение к кому-н., призывающее удовлетворить какие-н. нужды, желания) Благодарность (выражение чувства признательности кому-н. за оказанное добро, внимание) МОЛИТВАМАТРЁНЫМОЛИТВАМАТРЁНЫ

7 Прошлое Матрёны Вышла замуж Сразу к печке Дети не стояли Муж не вернулся с войны Молодые, струганные брёвна и весёлый смолистый запах дома Летняя роща Мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом Смоляной богатырь с косой через плечо и она, румяная, обнявшая сноп Песня под небом

8 Матрёна и Фаддей Миронович Матрёна Фаддей «Глагольная» характеристика выступала (т. е. выходила) прошептала уронила (т. е. произнесла) затаилась открылась забеспокоился загорелся захватить зачастил требовал наседал с горячностью Добро Всё положительное, хорошее, полезное Имущество, вещи

9 История с горницей ЛОМАТЕЛИ Матрёна ИЗЛОМАННАЯИЗБАИЗЛОМАННАЯИЗБА ЗАСТУЧАЛИ ЗАВИЗЖАЛИ ЗАСКРИПЕЛИ НЕ СПАЛА ДВЕ НОЧИ НЕЛЕГКО БЫЛО РЕШИТЬСЯ БЫЛО ЖУТКО КОНЕЦ ВСЕЙ ЖИЗНИ РАЗБИРАЛИ ПО РЁБРЫШКАМ

10 Прощание с Матрёной Душа Матрёны Игнатич, Кира, древняя старуха Сёстры, мужнина родня

11 История жизни Матрёны Васильевны Душа Чистая, любит,живёт Муча- ется, доверчивая Это спасение? Жить в гармонии с самим собой

Урок литературы на тему «: « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

КОГОАУ СПО «Кировский государственный автодорожный техникум»

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Преподаватель: Колпащикова С.Н.

Русская литература всегда представляла собой сплав языкового и духовного богатства. Как школьный предмет среди дисциплин эстетического цикла она призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации, умение вдумчивого прочтения, анализа. Благодатный материал для диалога с учащимися 15 – 17 лет представляет изучение творчества Александра Исаевича Солженицына. Уже давно настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятия ГУЛАГу, а борьба добра со злом, поиски духовного возрождения человека.

Данный урок построен по типу «урок-размышление».

Он призван не только пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, вызвать эмоциональный отклик на произведение, но и расширить знания ребят о жизни русской деревни 50-60 годов XX века, узнать о судьбе русской женщины, вынесшей множество испытаний, но всё же сумевшей сохранить добрую, отзывчивую душу.

Важными методами и приемами урока считаю: метод художественного чтения, анализ текста рассказа, словарную работу, поиск ответов на проблемные вопросы, связанные с текстом произведения и с современностью.

Тема урока : « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися важной нравственной темы, связанной с понятием «человеческая душа», для осознания уровня мастерства писателя А.И. Солженицына в раскрытии характера и души простого русского человека.

Тип урока: урок-размышление

Цели по содержанию:

а ) образовательная : приобщение учащихся к творчеству А.И. Солженицына, осознание мастерства писателя, своеобразия стиля и языка его произведения.

б) развивающая: развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения, выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы, составлять таблицы по анализу текста.

в ) воспитательная : воспитание интереса к прошлому нашего народа, формирование нравственных ориентиров учащихся, осознание таких нравственных понятий, как доброта, чуткость, совесть, сострадание, человечность.

Методы: проблемного изложения, творческого чтения, анализа художественного произведения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор». Текст на каждой парте.

«Русская литература XX века» .Учебник для 11 класса общеобр. учреждений под ред. В.П. Журавлёва М.»Просвещение» 2007г.

Оформление доски с цитатами из произведений А.Солженицына.

Толковый словарь С.И. Ожегова.

Свеча, занимающая видное место на учительском столе.

Эпиграфы к уроку:

«И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

« Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585612/
http://www.myshared.ru/slide/1154681/
http://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-istoriya-zhizni-matryoni-vasilevni-ili-slovo-o-spasenii-dushi-russkoy-po-rasskazu-aisolzhenicina-matryon-2387360.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector