0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итальянская комедия дель арте. Галерея персонажей (35 фото)

Итальянская комедия дель арте. Галерея персонажей (35 фото)

Комедия дель арте (commedia dell’arte) или комедия масок, — импровизационный уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 века и, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.

Комедия дель арте вышла из уличных праздников и карнавалов. Ее персонажи — некие социальные образы, в которых культивируются не индивидуальные, а типические черты. Пьес как таковых в комедии дель арте не было, разрабатывалась только сюжетная схема, сценарий, который по ходу спектакля наполнялся живыми репликами, варьировавшимися в зависимости от состава зрителей. Именно этот импровизационный метод работы и привел комедиантов к профессионализму — и в первую очередь, к выработке ансамбля, повышенному вниманию к партнеру.

В самом деле, если актер не будет внимательно следить за импровизационными репликами и линией поведения партнера, он не сможет вписаться в гибко изменяющийся контекст представления. Эти спектакли были излюбленным развлечением массового, демократического зрителя. Комедия дель арте вобрала в себя опыт фарсового театра, однако здесь пародировались и расхожие персонажи «ученой комедии».

Определенная маска закреплялась за конкретным актером раз и навсегда, однако роль — несмотря на жесткие типажные рамки — бесконечно варьировалась и развивалась в процессе каждого представления. Число масок, появлявшихся в комедии дель арте чрезвычайно велико — более сотни. Однако большинство из них было скорее вариантами нескольких основных масок.

У комедии дель арте было два основных центра — Венеция и Неаполь. В соответствии с этим сложились и две группы масок. Северную (венецианскую) составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин; южную (неаполитанскую) — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. Стиль исполнения венецианской и неаполитанской комедии дель арте тоже несколько различались: венецианские маски работали в преимущественно в жанре сатиры; неаполитанские использовали больше трюков, грубых буффонных шуток.

По функциональным группам маски можно разделить на следующие категории: старики (сатирические образы Панталоне, Доктор, Тарталья, Капитан); слуги (комедийные персонажи-дзанни: Бригелла, Арлекин, Ковьелло, Пульчинелла и служанка-фантеска — Смеральдина, Франческа, Коломбина); влюбленные (образы, наиболее близкие героям литературной драмы, которых играли только молодые актеры).

Предлагаем взглянуть на красочную галерею персонажей итальянской комедии дель арте:

Комедия Дель Арте — персонажи. Часть 1

Актеры итальянской комедии масок представляли собой набор социальных типажей, tipi fissi, например глупые старики, хитрые слуги или военные с напускной храбростью. Более известные нам персонажи такие, как Панталоне, скупой купец, Дотторе Грациано, педант из Болоньи, или Арлекино, озорной слуга из Бергамо, появились как пародия на основные классы жителей Италии и стали прототипами многих персонажей европейского театра 17 и 18 веков.

Арлекино

Наверное, самый известный персонаж комедии Дель Арте. Именем своим Арлекин обязан не самому приятному созданию – демону Эллекину. Это веселый, остроумный, ловкий, но иногда по-детски наивный персонаж, поэтому частенько попадает впросак, однако ко всем промахам и наказаниям за них он относится легко и беззаботно. Несмотря на то, Арлекино ленив и не упускает возможности подремать, а любой работе предпочитает женское общество и вкусную еду, в целом он неплохой парень. Традиционный наряд Арлекино – это крестьянская одежда: рубашка с поясом и панталоны, щедро обшитые заплатками, как бы показывая степень бедности персонажа. На лице маска с длинным носом. Со временем Арлекино эволюционировал в изящного, острого на язык интригана, соперничающего с Пьеро за внимание Коломобины. А вместо панталон с заплатками он облачился в пестрое трико из ромбов и треугольников. Известны другие имена Арлекино: Труффальдино (Все помнят нашу комедию «Труффальдино из Бергамо»?), Бертольдино, Тортеллино и т.д.

Читать еще:  Как сделать из бумаги фигурку кота собаки. Котенок из бумаги. Как сделать кошку из цветной бумаги

Бригелла

Бригелла — приятель Арлекино. В некоторых пьесах Бригелла успешный человек, который подсуетился, заработал-накопил денег и устроился в жизни с определенным комфортом, к примеру, открыл таверну. А в некоторых представлениях он такой же слуга, как и Арлекин, только более хитрый и изворотливый, с более жестким характером, который знает, что нужно сделать, чтобы надуть хозяина или угодить ему, но при этом всегда остается в выигрыше. Больше всего на свете Бригелла любит деньги и женщин. Одет он в белый камзол и такие же штаны, с зелеными полосками. В отличие от Арлекино, который везде ходит с палкой, Бригелла носит с собой гитару и частенько поет песенки, чем завоевывает расположение окружающих.

Капитан

Один из самых первых персонажей комедии масок, этакий вояка-бахвал, искатель приключений. Ни один город не является его родиной, Капитан — перекати-поле. Он может походить на испанца, или француза или еще кого-нибудь, в зависимости от политической ситуации в данный период времени. В основном Капитан травит байки о своих подвигах, которые он якобы совершил, и тщательно следит за свои внешним видом, на что ему, конечно же, требуется много денег, которые он все время пытается достать разными способами. Не самый приятный персонаж, честно говоря, наглый, агрессивный, без каких-либо принципов. Одет Капитан в военную форму, но при этом умудряется выглядеть чересчур расфуфыренным. Его костюм — пародия на военную одежду. Шляпа с яркими перьями, пестрый камзол, огромная шпага. На маске Капитана воинственно торчат усы как контраст между тем, кем он пытается казаться, и тем, кто он есть на самом деле.

Доктор

Возрастной персонаж, как правило тучен и неповоротлив. Его образ пародирует ученых мужей, выпускников университета Болоньи, поэтому ведет он себя очень важно и часто вставляет в речь заумные фразы на латыни, которые на самом деле являются полной чепухой, поскольку на самом деле, никакого образования у Доктора нет. Помимо псевдолатыни, он любит отпускать сальные шуточки, которые, как правило, оскорбляют женский пол. Доктор любит много и вкусно есть, что объясняет его физическую форму. Одет он во все черное: университетская мантия, академическая шапочка, бриджи и туфли.

Комедия дель арте и кто такой капокомико?

Франсиско Гойя однажды сказал, что мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле, многие из нас часто обманываются, и никто не узнаёт себя. Мы все ходим в масках.

Мало я встречала в своей жизни людей, которые бы не любили театр. И сегодня мне захотелось поговорить с вами о комедии дель арте (commedia dell’arte). Да, очень много времени прошло с тех пор, когда можно было посмотреть эти увлекательные представления.

Весёлые комедии масок были очень популярны в Италии XVI века, может оттого, что появились и существовали на рубеже двух веков: Средневековья и культуры Нового времени. Они сочетали в себе и черты веселых зажигательных карнавалов, и народный фарс, и элементы так называемой ученой комедии, которую в основном и играли на буффонный лад.

Разыгрывали эти спектакли бродячие лицедеи. Все актёры были в масках, а масок насчитывали более сотни. В Западной Европе подобные актёрские труппы, показывающие комедии масок, были первыми профессиональными театральными труппами.

Именно они и заложили основы актёрского мастерства. Тогда уже в театральных представлениях стали появляться первые зародыши режиссерской работы. В те годы функции режиссёра часто исполнял ведущий актёр труппы, которого в Италии называли капокомико .

В середине XVI веке у итальянских актёров была совсем иная техника игры, даже грим они наносили по-своему, а маски делали яркими и необычными. Посмотрите небольшое видео, которое нашла на канале «SANTAGUSS» на YouTube.

Читать еще:  Фантастическая дружба льва, медведя и тигра покорила весь мир! Невероятная история! Необыкновенная дружба льва тигра и медведя Лев медведь и тигр дружат 12 лет

Примерно так и выглядели эти представления. Наверное, вы обратили внимание и на то, что многие персонажи общаются на различных диалектах Италии, да, и одеты все были в традиционные костюмы и маски, потому и назывались такие комедии — комедиями масок.

На сцене для театра масок возводили специальные декорации, которые повторяли вид улицы, выходящей на широкую площадь. Обычно это были два дома, расположенные через дорогу друг от друга, в которых жили главные герои. У актёров в те годы не было написанных ролей, существовал лишь некий сценарий, содержащий краткую сюжетную линию того или иного представления.

Маска становилась образом актёра, который тот выбирал в начале артистической карьеры, существовал сценический закон «одной роли» . Позже никто уже и не имел возможности сменить выбранную им маску, а играл образ на протяжении всей жизни: дополнял, постоянно импровизировал, корректировал и улучшал характер своего персонажа.

В Италии часто проводились карнавалы, и население с удовольствием принимало участие в костюмированных развлечениях, благодаря им и зародилась комедия Дель Аарте . Правда, поначалу маски носили лишь актёры, играющие роли стариков и домашних слуг. Но, а самые первые представления комедий масок состоялись в прекрасной Флоренции.

Герои комедии дель арте были известны и любимы публикой, а их маски дожили и до наших дней. Мне посчастливилось даже держать в руках некоторые изумительные творения итальянских мастеров. Это случилось во время моего путешествия по Италии. А в Венеции мы заглянули в художественную мастерскую, в которой увидели как вручную делали настоящие венецианские театральные маски. Работа — довольно кропотливая и творческая.

Мастер вначале рисует эскиз маски, создаёт каркас, заливает его гипсом, шлифует, и только потом украшает своё оригинальное художественное творение. Мне тогда очень понравилась маска Коломбины (она такая изящная, ажурная и загадочная). Маска, которая формирует сценический образ и скрывает истинные переживания героя – это вечная человеческая драма.

В те годы в Италии существовали и различные сценические амплуа, при которых артист должен был вместо маски гримироваться мукой, а углём разрисовывать бородку, брови и усы. А вот актёры, играющие влюблённых в масках, вообще не выступали, они лишь разрисовывали лицо специальным гримом.

У комедии дель арте было всего 2 основных центра – первым стала Венеция, вторым — Неаполь. Потому и масок было 2 группы:

  • северная (венецианская) , в которую относили: Доктора, Панталоне, Бригеллу и Арлекина.
  • южная (неаполитанская) , в неё входили: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамуш (Скарамучча — хвастливый вояка и трус), и Тарталья (судья-заика).

Эти два театральных направления различались стилями исполнения. Если венецианские маски использовались в сатирических спектаклях, то неаполитанские — могли содержать и грубые буффонные шутки, и даже красивые гимнастические трюки и цирковые номера.

Все маски комедии дель арте подразделялись на 3 основные группы:

  • влюблённые (их играли только молодые актёры, такие образы были близки героям литературной драмы: Лукреция, Орацио);
  • слуги (эти маски ещё называли Дзанни, и они играли чаще всего комедийных персонажей: Коломбина, Бригелла, Арлекин — на севере, а Пульчинелла — на юге);
  • старики (сатирические образы: Панталоне, Капитан).

Самыми популярными из них были: интриган Арлекин , насмешник Полишинель (прототип нашего Петрушки) и служанка Коломбина .

Бригелла был всегда умным и хитрым, порой изобретательным. Отличался говорливостью и некой злобой, строил козни и не останавливался ни перед чем. Ему нужно было устраивать свою жизнь и извлекать из всего пользу. Именно Бригелла в комедии дель арте затевал интригу и развивал действия.

Бригелла или Скапино и Буффетто — играли умных слуг, им противопоставлялся часто и Арлекин. Однако, в отличие от Бригеллы, Арлекин выглядел довольно простовато, был несколькоо наивен и всегда сохранял прекрасное настроение. Этот весельчак никогда не унывал, смешил всех остроумными шуточками и каламбурами. Никакие жизненные перипетии неспособны были его смутить или испортить ему настроение.

Читать еще:  Где можно забрать выигрыш гослото. Возможно ли в России выиграть в лотерею крупную сумму денег? Что нужно иметь с собой

Арлекин — мой самый любимый персонаж из венецианского квартета масок. История его имени очень интересна и загадочна. Знали ли вы, что название этой маски произошло от грозного имени самого предводителя бесов Эллекена, о котором повествовалось в старинных этрусских легендах.

У каждой маски имелся определённый сценический костюм, так у Арлекина наряд был стилизован под одежду простого крестьянина из Бергамо (обычная блуза с широким поясом-кушаком), причём и на блузе, и даже на панталонах повсюду имелись заплатки, указывающие на бедность их владельца. А шапочка у Арлекина имела маленький заячий хвостик, который присутствовал как знак, символ трусости и неуверенности.

Вот только к концу XVII века актер Д. Бьяконелли решил чуть изменить характер своего Арлекина, да и костюм претерпел некоторые вариации. Теперь прежний неудачник превратился в весёлого и счастливого любовника, который стал соперничать с постоянно недовольным и не уверенным в своих силах Пьеро.

А его простенькие лохмотья сразу превратились в обтягивающее трико с красивым ромбовидным ярким рисунком из красных, зелёных и жёлтых ромбов и треугольников. Даже невзрачная шапочка видоизменилась в элегантную треуголку. Часто в представлениях Арлекин или другие дзанни использовали лацци — это были такие комические трюки, которые не связывались напрямую с сюжетом самого представления.

Иногда герои могли ходить колесом и показывать яркие и захватывающие трюки, а когда какой-нибудь дзанни плакал, то его слезы лились и на многочисленных зрителей, с помощью нехитрых приспособлений. Такие моменты всегда радовали публику, приводили в восхищение детей, и являлись экспрессивными и запоминающимися.

В средневековой культуре использование лацци, стало основным элементом площадной культуры. Во время представлений лацци всегда ждали и воспринимали с интересом и радостью.

Что касается Пьеро , то у него тоже была своя интересная история. В итальянском театре существовала маска Педролино, довольно ловкого и изворотливого персонажа, который часто попадал в неприятные истории. Его даже актёры играли без масок (они просто надевали широкую крестьянскую длинную рубаху из грубой мешковины), а вот лицо обсыпали обычной мукой. В Париже на сцене популярного по тем временам театра «Комеди Итальенн» итальянский Педролино перевоплотился в печального и глубоко несчастного от неразделённой любви соперника удачливого и весёлого Арлекина.

Другим интересным и ярким образом стал Пульчинелла . У этого персонажа был большой крючковатый нос на чёрной полумаске. Выглядел он довольно смешно и нелепо, да и говорил каким-то неприятным и гнусавым голосом. Однако, именно этот герой повлиял на рождение всем известного французского Полишинеля и английского Панча. В России же аналогом ему стал забавный и весёлый Петрушка .

Сюжет сценария в таких комедиях часто строился на противопоставлении пар персонажей, отцы выступали против своих детей, а хозяева «сражались» со слугами и служанками. На сцене происходила постоянная «борьба» между поколениями и социальными слоями населения.

Театр масок несколько веков смог совмещать в себе уже уходящую телесную традицию и зарождающиеся правила поведения в обществе Нового времени. Но, ничто не вечно на земле, и такая двойственность, в конце концов, и привела к угасанию комедии дель арте. Сегодня даже многие итальянцы не могут себе представить народный театр без их так любимых дзанни и масок, всевозможных импровизаций и головокружительных, порой даже безумных трюков-лацци.

Несмотря на то что уже прошло более 400 лет с тех пор, когда люди могли смотреть комедии дель арте, сопереживать своим любимым персонажам, маски мы носим и сегодня.

Источники:

http://selfire.com/2013/04/6199/
http://wrabbit.ru/articles/page/delartem
http://zen.yandex.ru/media/id/5c051d2d24b7de03c8dec978/5c079a8b03a3d000aca20dad

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector