0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»). Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»). Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л

Ребята! Сегодня мы познакомимся с с историей создания рассказа Л.Н. Толстого «После бала» и его жизненными источниками, изучим особенности композиции рассказа, проведем наблюдение над языковыми средствами.

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — граф, русский писатель.

«Не один раз в жизни видел, как талант и гений не гармонировали с человеком в частной жизни. Но Лев Толстой — другое, это цельный, гениальный человек, в жизни он так же глубок и серьезен, как в своих созданиях»

С историей создания рассказа и его жизненными источниками можно по знакомиться , изучив материалы презентации. При подготовке использован материал из статьи «Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

презентация к уроку После бала

Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» — 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? (Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевиче).

Но есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие. «Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним», — писал Лев Николаевич.

Лев Николаевич Толстой. Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

(Крепостное право тогда еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом (Шомпол – стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями) по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Юный Толстой жил в те годы в Казани, в аристократической семье своих родственников, учился в Казанском университете. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России)).

Композиция рассказа «После бала»

В рассказе два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Кто по-вашему первый рассказчик? (Первый рассказчик, это, по-видимому, молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич. Перед нами по существу рассказ в рассказе).

Надо отметить своеобразную роль вступления: оно знакомит нас с рассказчиком и настраивает на восприятие последующих событий. Повествование начинается внезапно и так же заканчивается. Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

Проверить свои знания о рассказе, его сюжете и композиции можно, если ответить на следующие вопросы:

  • Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”. Каков его сюжет? ( Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата).
  • От чьего лица ведётся повествование? В каком возрасте и положении находится главный герой на тот момент? (Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием)
  • Как построен рассказ, на сколько частей его можно разделить? (Мы улавливаем деление рассказа на две, правда, неравные по объему, части. 1. Бал у губернского предводителя; 2. Сцена наказания солдата.)
  • Как Иван Васильевич чувствует себя на балу? (На балу Иван Васильевич влюблён в Вареньку, испытывает к её отцу «какое-то восторженное, нежное чувство»)
  • Что происходит во второй части рассказа после бала? (Впечатление Ивана Васильевича о прекрасном отце возлюбленной оказывается обманчивым. Вторая часть рассказа словно выворачивает наизнанку первую. Противоположен теперь не только облик полковника, но и слова, которые подбирает Иван Васильевич, чтобы выразить свои чувства и впечатления от облика полковника).
  • В чём наблюдается контраст этих двух частей рассказа? (Контраст наблюдается во всем: между обликом полковника на балу и на плацу; между описанием бала и описанием предрассветной улицы; между музыкой бала и «жестокой, нехорошей музыкой» из звуков флейты и барабана) .
  • Безусловно, вторая часть – «после бала» — производит самое сильное впечатление, именно ради этой второй части и был написан рассказ, что подчеркивает само его название. Для чего Л.Н. Толстым была написана первая часть рассказа? (Писателю важно было не только поведать об ужасном наказании, о бесчеловечности полковника, отсутствии у него нравственного чувства. Л.Н. Толстой создает художественное произведение, ему важен и сам Иван Васильевич, те значительные чувства рассказчика, которые переживаются им на балу и после бала. Нравственное чувство Ивана Васильевича, отвращение, которое в нём вызвал полковник, заставило его отшатнуться от прежде привлекавшего семейства, угасило и любовное чувство рассказчика)
  • Какими цветами и звуками обрисован праздник у предводителя и утро после бала, какое настроение у героя? (бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, музыка звучит беспрерывно, Варенька – в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”,отец Вареньки – красивый, Иван Васильевич – доволен, счастлив).
  • Какие краски во второй части рассказа и настроение героя? (В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, И перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания. Полковник все тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота выглядит кощунством).
  • Какие чувства возникали у вас в момент чтения этого рассказа? (Отвращение, открываются глаза на бесчеловечность, противоестественность того, что кажется нормальным, обычным, правильным полковнику).
Читать еще:  Солист ляпис трубецкой сергей михалок. Сергей Михалок: «Был алкаш и торчок, а стал боксер и качок

Задание: проверьте знание рассказа Л. Н. Толстого «После бала», ответив на вопросы теста

Творческая история романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьное сочинение

  • 1. Жанровое своеобразие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • 2. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Все похожие сочинения (4) ↓

«Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы», — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи «Война и мир» не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и «примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России», и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, «эпохе заблуждений и несчастий» своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то «чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. «. Толстой в очередной раз оставил написанное и «стал писать со времени 1812 года». Но оказалось, что «между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи» личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали» с равным интересом для автора, «молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени». И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав «наших неудач и нашего срама». Писатель пришел к выводу, что если «причина нашего торжества» лежала в «сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести «многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов». Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта «Войны и мира» прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Читать еще:  Методы лечения опрелостей у новорожденных детей. Опрелости у новорожденных. Чем лечить: медицинские и народные средства. Как выглядят на попе, шее, под мышками, между ног

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: «Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. «, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: «Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. «

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте «Войны и мира» появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил «по Толстому». Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что «исторические рассуждения» в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем «особого мнения». То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. «Что за славный народ!» — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. «. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: «Я сожгу Москву», как и Наполеон: «Я накажу свои народы», — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. » — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Читать еще:  Сделайте ваньку встаньку из картона и камешка. Как сделать неваляшку своими руками. Как работает неваляшка. Другие образы ваньки-встаньки

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно «Войну и мир», с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют «романом-эпопеей». Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»). Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л

Сочинение на тему «Что влияет на человека: общество или случай»
(на примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»).

Попробуем разобраться в том, что влияет на человека: общество или случай? Общество, как известно, есть совокупность людей, которых объединяют общие интересы, общее происхождение, общие взгляды, сформировавшиеся на протяжении долгого периода времени, зачастую столь длительного, приобретающего характер исторического. Большинство русских классиков определяли общество как среду, формирующую человека, и дворянская среда не является исключением. Человек, как личность, в основном формируется под влиянием людей, его окружающих, воспитываясь на веками сложившихся отношениях, как, к примеру, воспитывалось русское дворянство, с грудным молоком впитывавшее в себя барство. Стоит ли удивляться их отношению к собственным крестьянам — холопам.

Если обратить внимание на отца Вареньки из рассказа Толстого «После бала», то можно заметить, что в общем-то он неплохой человек, даже во многом положительный: милейшей души человек, рачительный хозяин, любящий и нежный отец, бескорыстный и честный офицер, но, при этом беспощадный командир, способный избить солдата. С другой стороны, если мы вспомним описание экзекуции, то увидав Ивана Васильевича, отец Вареньки «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Мне кажется, полковник испытывал чувства, похожие на чувства Ивана Васильевича, но, в отличие от молодого человека, не мог опустить глаз, потому что считал, что если это и дурно, то «должно быть» по правилам той среды, в которой они жили.

Не каждый находит в себе силы изменить характер собственной жизни, отказавшись от привычных взглядов, традиций и условностей воспитавшей его среды. Интересен момент, что Толстой в своем рассказе не дает однозначного ответа, смог ли Иван Васильевич переменить свою жизнь, а словами собеседника главного героя приоткрывает завесу, только давая понять, что «сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было». Да, Иван Васильевич отказался от военной службы, но отказ стал следствием того, что он так и не нашел ответа на мучивший его вопрос: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал.» И охладевшие чувства к девушке были не осознанным поступком, а постепенно угасли под впечатлением увиденного.

Здесь мы подходим к тому, как сам Иван Васильевич объясняет перемену в собственной жизни. Соглашаясь с мыслью, что общественные условия формируют человека, «что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает», главный герой объясняет все свои перемены волею случая. Незначительное событие, коих в нашей жизни происходит великое множество, подвигло Ивана Васильевича к тому, чтобы отказаться от карьеры, посвятить себя другим людям и отвечать только за собственные поступки — именно это, по мнению главного героя, могло позволить не осквернять душу и не марать руки исполнением чьих-то бесчеловечных приказов, могло позволить оставаться честным человеком, думающим о долге, чести и совести.

По моему мнению, человека все же формирует среда, а случай открывает нам глаза на происходящие события и окружающих нас людей. В силах человека только увидеть ту самую поворотную точку и постараться понять значение предоставленного ему случая, чтобы хоть как-то изменить собственную жизнь.

Источники:

http://www.sites.google.com/site/moidistancionnyeuroki/8-klass/l-n-tolstoj-posle-bala
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=8&bookid=233
http://gdzplus.com/sochineniya/tolstoj-lev/750-11.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector