Кабардинский фольклор – Величайшее недоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов. Д
Книги: читаем и обсуждаем!
5 октября 1713 года родился французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро. Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё и другими энциклопедистами, он был идеологом третьего сословия и автором многих идей века Просвещения.
Дидро был материалистом, считая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. В вопросах веры стоял на позициях деизма — то есть признавал существование Бога и сотворение им мира, но отрицал большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм.
Интересно, что фактически Дидро проповедовал учение о карме: по его мнению, человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; «каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца».
По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма и верил в благотворность союза монархов и философов. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями.
Вот несколько мыслей Дени Дидро, которые помогут вам составить представление о его философии.
Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.
Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало — своими детьми.
Вы правильно делаете, что живете честно, из вас получился бы лишь мелкий жулик!
Можно было бы пожелать, чтобы Вольтер отличался кротостью Дюкло, простодушием аббата Трюбле, прямотой аббата д’0ливе, но, раз это невозможно, взглянем на вещи с точки зрения подлинной их ценности!
Для того, чтобы быть счастливым в наши дни , нужно иметь хороший желудок, злое сердце и вовсе не иметь совести.
Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к чёрту лучший из миров, если меня в нём нет.
Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
Человек не делает ничего, если цели нет и не делает ничего великого, если цель ничтожна.
Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются.
Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
Если бы все на земле было превосходно, то и не было бы ничего превосходного.
Какими бы невероятными вам ни казались все эти нелепости, поверьте, что те, к кому мы с ними обращаемся, еще больше привыкли их слышать, чем мы – говорить.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
5 самых древних книг, дошедших до наших дней
1. Книга Мертвых
Мистическая Книга Мертвых часто фигурирует в приключенческих фильмах. Но ее исходное название «Главы о выходе к свету дня». Книга представляет собой сборник папирусов с древнеегипетскими молитвами, заклинаниями, которые должны были якобы помочь умершему перейти в иной мир.
2. Евангелия Гаримы
В монастыре святого Гаримы (Эфиопия) хранятся два Евангелия, созданных в период с 330 по 650 гг. Они написаны на геэз – священном языке Абиссинии. Евангелия обнаружила специалист по истории искусств Беатрис Плэйн в 1950 году. Книги оформлены в одном стиле, но написаны разными почерками. Первое Евангелие имеет переплет из деревянных дощечек, покрытых золоченой медью, а переплет второго выполнен из серебра. К сожалению, книги не подлежат реставрации, и они сохраняются все в том же монастыре.
3. Синайский кодекс
Самая древняя книга, выполненная в привычном современному обывателю виде – это Синайский кодекс, датированный IV веком. Первая часть кодекса была найдена в 1844 году совершенно случайно немецким ученым Константином Тишендорфом на Синайском полуострове в монастыре Святой Елены. Листы лежали в груде мусора, предназначенного для уничтожения. Затем ученый нашел еще 86 страниц кодекса и увез их в Европу, где обнародовал для общественности. Когда Тишендорф приехал в монастырь снова в поисках продолжения кодекса, то монахи его даже на порог не пустили.
Спас положение император Александр II. Он заплатил монастырю 9 тысяч рублей, после чего Константин Тишендорф смог отыскать и вывести новые страницы кодекса в Россию. В Синайском кодексе содержится часть Ветхого Завета, полный текст Нового завета, «Послание Варнавы» и «Пастырь» Гермы, написанные на греческом языке. С приходом к власти большевиков в 1933 году кодекс был отправлен в Британский музей.
4. Остромирово Евангелие
Самой древнейшей книгой Руси считается Остромирово Евангелие. Она написана в 1056-1057 годах для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием. Уникальный манускрипт украшен инициалами, миниатюрами. Кроме того, книга важна тем, что дьякон в послесловии указал дату ее написания от сотворения мира. Остромирово Евангелие стало тем образцом, от которого отталкивались ученые, создавая современные грамматики старославянского языка. Сегодня книга хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.
5. Алмазная сутра
Алмазная сутра представляет собой почти 5-метровый свиток, напечатанный методом ксилографии (оттиска гравюр). Эта книга содержит текст с основами буддизма. Алмазная сутра была найдена археологом Марком Стейном в Китае в 1900 году и вывезена в Великобританию. В книге указано, что она отпечатана в 15-м числе четвертой луны года Сяньтун, т. е. 11 мая 868 года. Сейчас Алмазная Сутра хранится в Британской библиотеке.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Кабардинский фольклор – Величайшее недоразумение – это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов. Д
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
М. Сервантес
Клио— одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Иногда атрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Цицерон
История не должна переступать пределов истины, и для честных поступков достаточно одной истины.
Плиний Младший
Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
Дидро Д.
История пишется для установления строгой истины.
Плиний Младший
История — учительница жизни.
Цицерон
Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Гете И.
Превосходные умы суть истинные герои истории.
Карамзин Н. М.
Кто знает, что первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды?
Цицерон
Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования.
Чаадаев П. Я.
Не знать истории — значит всегда быть ребенком.
Цицерон
Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее.
Тагор Р.
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, то оставь перо, или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
Карамзин Н. М.
Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Цицерон
Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском.
Франс А.
История мира — это биография великих людей.
Карлейль
Историческое деяние бывает закончено не только, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.
Так что же такое ИСТОРИЯ?
Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.
В римской историографии (историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.
Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.
НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
ИСТОРИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду. Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).
Под ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни.
С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие “историческое пространство” нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт – войны Александра Македонского, факт – единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников (под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофото документы).
Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их. В исторической науке выделяются простые и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям, происшествиям (общепринятым истинам), то вторые уже включают в себя момент истолкования — интерпретации. К сложным историческим фактам относятся такие, которые объясняют процессы и исторические структуры (войны, революции, абсолютизм. ). В целях четкого разведения научных категорий мы считаем возможным говорить лишь о простых фактах — общепризнанных истинах.
Теории исторического процесса или ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты.
Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему “факты” (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора “фактов” определенной теории.
Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Имя музы истории— Клио — произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.
Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялось.
Все историки используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории. Важнейшей среди них выступает категория «ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ». В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс — это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.
Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.
Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
В исторической науке ФАКТ рассматривается в двух смыслах:
1) как явление, имевшее место в истории;
2) как его отражение в исторической науке (факт — знание).
Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.
Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.
Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и прочие; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и другие).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).
3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и так далее.
5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и так далее.
6. Кинофотодокументы.
Изучение В СОВОКУПНОСТИ всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
Изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, впитавших в себя опыт науки.
В настоящее время термин “история” используется, как правило, в двух смыслах : во – первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во – вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.
Цивилизация (от латинского гражданский, государственный) —синоним культуры; уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. Современные цивилизации – ступень общественного развития, следующая за варварством.
Под ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.
Иллюстрации – картины Константина Коровина
#История_теория_факт_источники
Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему Мораль
Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.
Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.
Мораль — лишь гигиена ума и сердца.
Люди думают, что путь всеобщей культуры — это путь морали;
но никакое философствование не принесет плодов до тех пор, пока не будут применены физические познания и не будет распространено все, что относится к практической жизни.
Мораль лучше излагается в кратких изречениях, нежели в длинных речах и проповедях.
Мораль не имеет ничего общего с религией… религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека;
мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека.
Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.
Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно.
Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения.
Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.
Мораль. Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль. При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей, молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящими котлами ада… честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила маской во все времена.
Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
Я попытаюсь оживить мораль остроумием и умерить остроумие моралью.
Мораль есть религия, перешедшая в нравы.
Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.
Моральную силу невозможно создать параграфами закона…
Мы делаем из нужды добродетель — так возникает мораль.
Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным.
Чтобы постичь истинные основы морали, людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла.
Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
Христианская мораль, словно нарочно придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого влияния на большинство людей.
Любопытно, но сегодня политики предпочитают говорить о морали, а епископы — о политике.
Мораль — генетика: зло доминантно, добро рецессивно.
Мораль — это то, что остается от страха, когда он позабыт.
Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы.
Нет иной морали, кроме морали человеческого сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью.
Вопрос о реальности морали сводится к тому, есть ли действительно обоснованный принцип, противоположный принципу эгоизма? Так как эгоизм требует благополучия только для отдельной личности, то противоположный принцип должен был бы распространить это требование на всех.
В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.
Мораль — для большинства это система обеспечения собственной правоты.
Мораль зиждется на автономии человеческого духа…
Мораль — это “бессилие в действии”. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким нибудь пороком, она терпит поражение.
Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.
То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.
Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.
Мораль — грамматика религии. Легче поступать справедливо, чем прекрасно.
Внеобщественный человек не может иметь морали.
Есть люди, у которых мораль всегда… материя, из которой они никогда не шьют себе платья.
Мораль — это склонность выплеснуть ванну вместе с ребенком.
Мораль говорит: “Не смотри сюда!” И это устраивает обе стороны.
Низшие не возвышаются до морали, низшие до нее не снисходят.
Не подлежит сомнению, что… в морали… в общем и целом наблюдается прогресс.
Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.
Мы живем двойной моралью: одну исповедуем, но не используем на практике, а другую используем, но исповедуем очень редко.
Морали подобает иной род ясности. Здесь дело не в созерцании, питающем разум, а в побуждениях, направляющих волю. Жар и пыл нужнее ей, чем свет.
Основа жизни — это основа и для морали. Там, где от голода, от нищеты ты не имеешь никакого материала в теле, там нет основы и материала для морали и в твоей голове, в твоем сердце и в твоем чувстве.
Причина того, почему мораль всех теорий так далеко отходит от поведения человека, заключается в том, что в морали все люди рассматриваются как равные, в то время как на практике это не так.
Мы… отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона, под тем предлогом, что и мир морали тоже имеет свои непреходящие принципы, стоящие выше истории и национальных различий.
Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами…
К морали: высшее в ней добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.
Мораль дает общие принципы поведения, оставляя без внимания конкретные обстоятельства.
Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.
Мы не имеем совершенного труда о моральной науке, зато имеем больше всего сведений о морали.
Политика — это общественная мораль, мораль — это частная политика.
Источники:
http://knigi.mirtesen.ru/blog/43545032857/Filosofiya-Deni-Didro-v-15-blestyaschih-tsitatah?nr=1
http://vk.com/wall-71941140_7148
http://www.mobiw.ru/moral.html