6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Качели.фрагонар.история одной картины. Описание и анализ картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей

Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара “Счастливые возможности качелей”»

ГБОУ Гимназия №405

«Счастливые возможности качелей»

Работа ученицы 11 «Б» класса

Дудкина Наталия Всеволодовна

Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Это написанное с озорством полотно стало настоящим символом французской живописи XVIII века.

Нельзя не согласиться с гениальностью этого произведения, ведь кажущаяся на первый взгляд лишь схваченной в движении сценка развлечения молодых аристократов, оказывается, благодаря богатому оттенками колориту, очаровательным видением. Именно поэтому, я выбрала эту картину для данной работы.

Сведения об авторе произведения

Жан Оноре Фрагонар (1732 – 1806) – известный французский художник второй половины XVIII в., блестящий живописец и рисовальщик, тонкий колорист; работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (около 500 картин и около 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.

Фрагонар родился в 1732 в г. Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 поступил в мастерскую Ж.-Б.С.Шардена (1699 – 1779), художника, работавшего в бытовом жанре и жанре натюрморта. Проучившись у Шардена 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше (1703 – 1770), художника яркого декоративного дарования стиля рококо, чье творчество стало отправной точкой в развитии творчества Фрагонара.

В 60 – 70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, композиции на темы поэмы Торквато Тассо, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические полотна и пасторали в духе Ватто и Буше. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, лишил его прежней популярности.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где и умер в 1806 году, почти полностью забытый.

История создания произведения

История создания «Качелей» весьма занимательна.

Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины «Святая Женевьева».

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: «Он (заказчик) был в своей «холостой квартире» вместе с возлюбленной. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания, – и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше». Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру, в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения».

На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Туфелька (правда, одна) действительно летит в воздух, однако амур ее не подхватывает. Но амуры все же есть – в виде парковых скульптур: амуры с кувшином и «Грозящий амур» Фальконе.

Читать еще:  Седые волосы: причины появления и лечение. Седина волос – возможно ли от нее избавиться

Принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе,

стилю, течению

Именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно – с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения.

Смысл названия

Картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое, «Счастливые возможности качелей».

Пасторальные полотна разнообразны – любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, все экзотическое.

Художественные особенности и средства выразительности

Столь же необыкновенно выразительна и картина «Счастливые возможности качелей». На первый взгляд, это всего лишь схваченная в движении сценка развлечения молодых аристократов. Истинный мастер композиции, Фрагонар показывает фигуры дамы и кавалера в сложных ракурсах, их движения переданы удивительно точно.

От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка.

Если сад смотрится слегка «размытым», то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто 1 .

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую и яркую сценку.

Фрагменты и детали

Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Мы почти слышим шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного.

Сама девушка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а любующийся «прелестным созданием» изображен совсем юным кавалером. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Картина невелика. Размер картины 81 x 64 см, холст, масло.

Судьба произведения. Местонахождение

Картина «Счастливые возможности качелей» в настоящее время находится в Собрании Уоллес, Лондон. Это сравнительно небольшой (около 5500 экспонатов), но редкостный по подбору и качеству предметов частный художественный музей в лондонском квартале Марилебоун.

На перекрестке мнений

Эта картина Фрагонара занимает ключевое место не только в истории галантной культуры XVIII века, но и в истории визуальности и напрямую связана с просветительской реформой видения.

Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены братьями Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. «Краски Фрагонара – это не краски живописца, а слова поэта», – напишут они.

Жан-Оноре Фрагонар. Качели 1767г

Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и веселый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.

Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами, блестяще выразившими изысканность стиля рококо. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок — все это характерно для стиля рококо — искусства, призванного прежде всего радовать взгляд.
Теперь подробно рассмотрим одну из самых знаменитых его картин КАЧЕЛИ.Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «КАЧЕЛЕЙ «ВЕСЬМА ЗАНИМАТЕЛЬНА
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции — финансист Сен-Жюльен).

Читать еще:  Как избавиться от манипуляторов на улице. Какие женщины подвержены манипулированию? Поведение женщины после расставания

Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины «Святая Женевьева».
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: «Он (заказчик) был в своей «холостой квартире» вместе с возлюбленной. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.

«Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания,- и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше».

Признаюсь, — говорил Дуайен, — что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами».

Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения».Это «странное произведение» стало одним из шедевров Фрагонара. Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его «прихотливый» заказчик.

Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы?), а сам счастливый обладатель «мадам» изображен совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).

К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории «Качелей», и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь «ножки прелестного создания» видны во всех подробностях — вплоть до розовой подвязки на кипенно-белом чулочке.

Сюжет этой очаровательной картины, столь характерной для творчества художника, игриво эротичен. Юная красавица, взлетев на качелях, в самозабвенном упоении сбрасывает туфельку. Снизу, из-за кустов, девушкой любуется ее возлюбленный.На фоне густой зелени сада движется пышный силуэт розового платья юной прелестницы; оно вздувается и разлетается от движения качелей. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов.

В игре солнечных бликов каменный бог любви Купидон кажется живым. Прижав палец к губам, он словно просит нас не выдавать притаившегося в кустах барона.Пьедестал статуи Купидона украшен классическим рельефом с изображением трех граций, античных богинь красоты. Два обнявшихся амура верхом на дельфине изящно вторят любовной теме.

Нежно-розовое платье ,качающейся на качелях девушки ,ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно, именно этой картине он сообщает особое очарование), и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.

Если сад смотрится слегка «размытым», то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя прием — он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто.

С удивительной легкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад.Движение качелей подчеркнуто легкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и ее разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создает живую, яркую и действительно соблазнительную сценку.

Барон Сен-Жюльен, видимо, довольно долго не показывал публике написанную для него картину, и она получила широкую известность только после того, как в 1782 году с нее была сделана гравюра.

В заключение добавим, что картина, кроме нейтрального названия «Качели», имеет еще одно, более игривое, — «Счастливые возможности качелей».

«Качели» Фрагонара. Главный шедевр эпохи рококо

Не всегда есть настроение созерцать картины с глубоким смыслом. Иногда хочется чего-то легкого и воздушного. Так сказать, живописного десерта. Как зефира со вкусом крем-брюле. Или взбитых сливок с ягодным сиропом.

Самыми «десертными» картинами являются, конечно, работы в стиле рококо.

А самая известная из них – «Качели» Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806 гг.) Девушка в персиковом платье словно клубничка на пышном торте из безе и крема.

Читать еще:  На какой неделе можно услышать шевеление ребенка. Во сколько недель ребенок начинает шевелиться. На каком сроке ребенок начинает шевелиться. Первые шевеления при беременности

В чем ценность «Качелей» Фрагонара

Не стоит относится к «Качелям», как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.

Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века.

А значит картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.

Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.

А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».

«Качели» и феномен рококо

Согласитесь, феномен рококо уникален. До него было барокко. Именно от него рококо унаследовало пышность, детализированность, эмоциональность.

Но рококо все это утрировало и сделало совсем мимишным и слащавым. Эмоции измельчали, впрочем как и детали. А яркие цвета посветлели, превратившись в такие, как «цвет бедра взволнованной Венеры» или цвет «Серый лен – любовь без конца».

Ой, сколько сахара! Что-то мне подсказывает, кто не любит сладкое – не любит рококо 😉.

И все это лишь 200 лет спустя после Эпохи Возрождения ! Когда духовная просветленность, начитанность и мудрость поступков и слов ценились превыше всего.

Это насколько человек может быть разным! Когда ценности и вкусы могут так меняться. А они ещё поменяются. Эпоху рококо (во Франции) как ветром сдует революция в конце 18 века.

А пока вся «философия» рококо уместилась в «Качелях» Фрагонара.

Незамысловатый сюжет «Качелей»

Прекрасную, сладкую девицу раскачивает пожилой супруг. А юный, розовощекий поклонник в экстазе сидит в кусте шиповника. Ведь ему открывается столь пикантный вид.

Дама не возражает, наоборот, ещё выше вскидывает свою ножку, что аж туфелька полетела в неизвестном направлении.

А муж тем временем даже и не подозревает о том, что супруга уже в мыслях ему изменяет. И ведёт себя явно не как добродетельная особа.

И куда же здесь без поддержки античных богов. Ведь в Древнем Риме нравы были и похлеще.

Напротив барышни – статуя Фальконе «Грозящий Амур». Одной рукой он показывает жест то ли «Ай-ай-ай», то ли «Тсс». Но правой рукой он тянется к стрелам в колчане. Намереваясь выстрелить в уже намеченную жертву.

Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара

Казалось бы, картина полна праздности и легкомыслия. Но меня, честно говоря, смущает сад, в котором происходят события. Старое, узловатое дерево с очень кривыми и даже уродливыми ветвями скорее напоминают какие-то трещины.

Зелень так сильно клубится, как будто все происходит в непроходимой чащобе, а не в саду. Деревья создают такую густую крону, что «внутри» картины очень темно, не считая просвета посередине, в который и «угодила» барышня на качелях.

Почему Фрагонар выбирает такую обстановку? Почему бы не изобразить классический французский сад с постриженными деревьями, где все освещено солнцем?

Дикий лес у учителя Фрагонара, Франсуа Буше, и то выглядит более ухожено, чем этот парк.

Как будто Фрагонар пытается сбить чрезмерную слащавость. Сделать картину значащей нечто большее, чем просто декоративная работа для услады глаз.

Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение, как бы оно ни приветствовалось обществом, на самом деле не делает никого счастливым. И даже уже сейчас, намереваясь «наставить рога» супругу, девица сгущает вокруг себя тучи. Темнота надвигается на всех троих.

Недаром же «Качели» стали культовой работой. Именно ее чаще всего вспоминают, когда речь заходит о рококо. Видимо за счёт того, что она не так поверхностна, как большинство работ посредственных мастеров.

Судьба «Качелей» Фрагонара

Эпоха Рококо схлопнется в одно мгновение под натиском революции с совершенно иными запросами к искусству. И таким, как Фрагонар придётся туго. Он умрет в нищите, всеми забытый.

А его «Качели» будут висеть то в одной частной коллекции, то в другой. И лишь в 1900 году публика увидит их в галереи в Лондоне, в «Собрании Уоллеса».

К тому времени революция будет далеко позади. И картина весьма кстати впишется в родственную эпоху Модерна. Помните, это многочисленные цветочки, завитушки и миловидные девицы?

Ещё один виток слащавости и декоративности перед очередным потрясением. Модерн тоже быстро сгинет под натиском мировых войн 20 века.

Источники:

http://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-kartina-fragonara-schastlivie-vozmozhnosti-kacheley-1154535.html
http://www.proza.ru/2015/02/24/1478
http://zen.yandex.ru/media/id/5b5d8a042dc67000a86205cc/5c4d8780f6778500aecebada

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector