Как не расстраиваться из за оценок. Как правильно реагировать на оценки ребёнка: мнение психолога. Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок
Как не расстраиваться из за оценок. Как правильно реагировать на оценки ребёнка: мнение психолога. Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок
Сегодня иметь гениального ребенка становится необходимым атрибутом семейного престижа, так же как и иметь дорогую машину или загородный дом. Уже с 5 лет родители стараются отдать детей в подготовительные курсы для подготовки его к школе, старательно учат с ним иностранные языки, записывают в школу танца, музыки и т.д.
Далеко не всем детям под силу освоить такую программу обучения. И если ребенок не желает учиться и отстает от своих сверстников, то уже начиная с этого возраста, родители начинают ему твердить: «Будешь плохо учиться, вырастишь и станешь дворником». Стараясь формировать стремление к получению хороших оценок в школе учителя тоже не раз пугают нерадивых учеников перспективой непристижной профессии слесаря, дворника, уборщицы и т.д. Ничего нет страшнее для психики маленького ребенка, чем заниженная самооценка.
Ошибка родителей в воспитании ребенка, не отличающегося хорошими оценками в школе, заключаются в том, что они желают его вписать в те стандарты, которые соответствует их представлениям о хорошем ученике. Между тем у каждого ребенка есть перспективы и его способности к обучению часто решающего значения не имеют.
Будущее ребенка зависит от отношений его с родителями, от того насколько они его любят и общаются с ним. К сожалению, в современных семьях родители заняты зарабатыванием денег и мало общаются с детьми. Чтобы ребенок был успешным человеком во взрослой жизни необходимо систематически рассказывать ему о жизни, передавать свой опыт и научить его преодолевать трудности.
Согласно статистике, двоечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Многие из тех, кто учился в школе и в вузе на «отлично», трудно приспосабливаются в жизни. Они плохо переносят любые изменения, стараются не отклонятся от общепринятых рамок и требований. А успех требует креативного и творческого подхода к делу, для достижения его необходимо уметь рисковать. Двоечники относятся к проблемам жизни легко, так же, как и к учебе. Им легче приспосабливаться, они легче общаются, менее критичны по отношению к себе и к окружающим. Вечное стремление к идеалу отличников, желание быть всегда и во всем первым, часто доставляет им сложности в детстве и в последующей взрослой жизни.
Конечно, не каждому двоечнику суждено стать отличником в жизни. Однако примеров этого множество. Так знаменитый глава «Майкрософта» Билл Гейтс был самым обычным двоечником в школе. Только когда в школе появился первый компьютер, у юного Гейтса пробудились дремавшие в нем способности. Маленький Исаак Ньютон учился хуже всех в школе, особенно тяжело давались ему математика с физикой. Только когда его побил приятель, Ньютон решил победить его в знаниях, и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Альберт Эйнштейн — лауреат Нобелевской премии и создатель теории относительности, учился очень средне. Его родители не питали никаких иллюзий на его счет, и надеялись только на то, чтобы он окончил школу и устроился хоть на какую-то работу. Чарльз Дарвин, доказавший всему миру, что труд сделал из обезьяны человека, в школе шокировал всех безразличным отношением к учебе. Он был любителем поспать за партой и прослыл «тупицей» среди сверстников.
В списке гениальных двоечников очень много знаменитостей и успешных бизнесменов. Причина того, что двоечники достигают успехов в жизни в том, что у многих детей уровень интеллекта невысок, но у них высокий уровень творческого мышления. Они почти всегда плохо учатся в школе, с трудом приспосабливаются к школьным требованиям и не имеют интереса к школьным предметам. Но их привлекает что-то одно, в чем им нет равных. Именно в этом вчерашний двоечник и достигает успеха.
Конечно то, что многие двоечники добиваются больших успехов в жизни, не говорит о том, что все дети должны плохо учиться и родителям необходимо махнуть рукой на образование своего ребенка. Просто перестаньте ругать, а тем более наказывать физически его за плохие отметки и возлюбите своего ребенка вместе с его колами и двойками. Не давайте учителям и сверстникам постоянно напоминать ему о том, что он самый плохой в классе.
Попросите учителей чаще отмечать его хорошие работы и старайтесь развивать стимул для получения лучших результатов. Всегда разговаривайте с ребенком в доброжелательном тоне, помогайте ему делать уроки. Но не забивайте все его время решением домашнего задания и не делайте сами уроки за него. Всячески старайтесь повысить самооценку ребенка, для этого хвалите его за небольшие успехи и никогда не сравнивайте его с другими учениками, которые преуспевают в учебе.
Родители не должны делать трагедию из того, что ребенок получил очередную двойку. Научитесь контролировать свои эмоции и вместо того, чтобы сказать: « Ну, вот опять! От чего же ты у меня такой глупый!», спокойным голосом спросите: «Как же так получилось? Ты же у меня такой умный!». Это поможет поддержать его самооценку и дать ему понять, что вы во всем его поддерживаете. Нельзя жалеть ребенка, утешать и просить его не расстраиваться. Не говорите ему: «Ну, подумаешь, ерунда какая, исправишься в другой раз». Такие слова гасят его энергию и лишают стимула к достижению успехов. Главное, в воспитании не отбить у ребенка стремления к творчеству, желания самореализовываться. А двойки – это вовсе не трагедия. Ведь без них было бы просто скучно учиться.
Для ознакомления рекомендуем тематичные статьи на нашем сайте:
Дочь переживает из-за оценок
«Моя дочь-семиклассница слишком эмоционально переживает плохие оценки в школе. Получит «тройку» — приходит домой вся в слезах, будто на этом жизнь кончена. Я стараюсь её поддерживать, объясняю, что каждый человек имеет право на ошибку, зато в следующий раз она лучше подготовиться к диктанту, контрольной, тесту и т.д. Но очередная плохая оценка — и всё повторяется. Хотя в целом учится она очень хорошо, за четверть получает максимум две-три тройки, а о «двойках» и речи нет. Почему дочь так остро реагирует на плохие отметки и как помощь ей «не париться» насчёт них?».
А как вы сами относитесь к её оценкам? Как вы показываете это? Что при этом говорите? Что при этом говорит ваше тело, ваше лицо, тон голоса?
Вы очень правильно делаете, когда говорите ребенку, что он имеет право на ошибку. Другое дело – как вы это делаете. Возможно словами вы говорите одно, но всё ваше поведение выдаёт совсем другое, и девочка неосознанно считывает ваше недовольство. Или — вашу надежду, которая грузом ответственности ложится на неё. Возможно, она так боится огорчить вас, что получает обратный эффект, потому что в состоянии страха трудно показать хороший результат, даже если ты к этому готов.
Постарайтесь понять, почему дочь так сильно переживает из-за оценок. Ей стыдно? Ей кажется, что она глупа? Над ней посмеялись одноклассники? Может быть, её оскорбила учительница? Очень важно это понять. Потому что от этого будет зависеть, что делать дальше – умерить свои требования, поговорить с учителем или нанять репетитора и т.п.
Не стоит требовать, чтобы дочь была успешна во всем. Помогите ей понять, что её интересно, пусть тратит основные силы на те предметы, которые её увлекают. Хорошо, если помимо учебы будет занятие, в котором она будет успешна: спорт, музыка, рисование. Если что-то удается хорошо, подросток проще относится к неидеальным результатам в школе. Успех помогает ему скомпенсировать трудности в учёбе.
Необходимо прививать понимание, что оценка — это не всегда показатель ума. Что есть отличники, за оценками которых нет конкретных знаний, и в жизни такие люди не всегда реализуются. И, напротив, есть люди, которые учились в школе не очень хорошо, однако успешно трудятся в своей нише, опираясь на свои сильные стороны. Есть и такие, кто получил золотую медаль, но не смог окончить университет.
Как ещё можно помочь ребёнку? Помощь ребенку необязательно заключается в том, чтобы решить за него задачу или нанять репетитора. Важно поддержать его эмоционально. Вы можете рассказать, как сами справлялись с учёбой в школе и как сейчас справляетесь со сложными задачами. Подбодрите, рассмешите, обнимите или как-то иначе поднимите ребенку настроение и снизьте уровень стресса.
В стрессе учиться невозможно. Ваша задача – минимизировать стресс и сделать так, чтобы ребенок был уверен в ваших с ним отношениях. Чтобы он знал: оценки, уроки, домашние задания и ЕГЭ их не разрушат.
Важно дать детям понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных отметок.
Известный педагог-психолог, публицист Людмила Петрановская в своём интервью однажды сказала: «Помните о том, что ваш ребенок появился на свет не для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ в школе». Нам всем, без исключения, нужно помнить об этом.
Истерики из-за оценок: что делать родителям?
Школьные оценки могут стать как стимулом к усердной учебе, так и причиной серьезных переживаний и неврозов – вплоть до неприятия школы, снижения самооценки и разочарования в себе. Как же помочь ребенку не слишком расстраиваться из-за «не тех» отметок?
Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для возникновения невроза. То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них отметка в дневнике – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие строгие папы и мамы заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному чувству неуверенности у ребенка и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны воспринимать школу как тяжкий крест для ребенка и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только начинает ходить в школу, его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, способности быть хорошим другом и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
4. Будьте готовы к открытому разговору и помощи. Если нужно, будьте готовы нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними рядом.
5. Не требуйте, чтобы школьник был успешен во всем. Помогите ему чем-то увлечься; пусть тратит основные силы на то, что ему интересно. Хорошо, если помимо учебы есть занятие, в котором ребенок будет успешен: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе. Таким образом, успех поможет ему скомпенсировать трудности.
6. Расскажите, что нет людей, которые никогда не получали плохих оценок. Вы можете вспомнить случай, как сами получили двойку или тройку, и посмеяться над ним вместе. Некоторые психологи даже советуют отметить первую двойку мороженым и шоколадным тортом, чтобы у школьника не закрепилось чувство тревоги по поводу плохих оценок.
И напоследок еще одно важное правило: обязательно воодушевляйте, настраивайте своих детей на то, что у них все получится. Часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. Когда родители верят в детей, учеба перестает быть гонкой за оценками.
Детский и семейный психолог, работаю в Кризисном центре помощи женщинам и детям. Автор сотен статей про отношения между людьми. Считаю своей миссией разными способами помочь людям услышать друг друга. У меня есть дочка 8 лет – мой самый главный помощник, учитель и друг.
Источники:
http://meduniver.com/Medical/Psixology/ploxie_ozenki_u_rebenka_chto_delat_s_dvoichnikom.html
http://www.b17.ru/blog/118892/
http://deti.mail.ru/article/isteriki-iz-za-ocenok-chto-delat-roditelyam/