Как определить абсолютный слух у ребенка. Упражнения для развития абсолютного музыкального слуха
Online игра “Абсолютный слух”
To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.
Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player
По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо .
По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения 🙁
В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу ‘Профессор Музыки 2’.
Алексей Устинов, 2011-12-30
Игра обновлена 2013-11-30
Комментарий педагога
Абсолютный музыкальный слух – способность определять высоту тона, независимо от других тонов, т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык “абсолютного музыкального слуха” постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен – однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное.
Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?
Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько “Блюз”, достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза. а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, “на слух”, но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.
Иными словами, навык “абсолютного слуха” не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!
Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. – автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.
Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра “Абсолютный слух” – превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.
Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь – вначале поиграйте в игру НОТКИ – КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).
Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается – проверено!
Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы. Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!
Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011
Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!
Комментарии посетителей:
Алексей, здравствуйте! Хотелось бы поблагодарить создателей за прекрасную идею и воплощение подобного музыкального тренажера. Вся семья от взрослых до малышей играют теперь в ваши игры. Четырехлетняя дочь научилась “угадывать” ноты в игре “Абсолютный слух”, муж, который никакого отношения к музыке никогда не имел, с удовольствием практикуется на ваших тренажерах, прочитал учебник по сольфеджио и взялся за музицирование на синтезаторе. А получилось все спонтанно, я помогаю дочери в ее занятиях музыкой, мы занимаемся по системе СофтМоцарт, и я искала интересные упражнения в интернете для нее. Ваш сайт оказался настоящей находкой! Теперь вся семья увлеклась этими упражнениями. Для меня это неожиданный результат, который доказывает, что ваши упражнения дают прекрасный и очевидный результат, помогают преодолеть многие трудности на начальном этапе обучения музыке. Отдельную благодарность хотелось бы выразить команде разработчиков за их внимательное отношение к пожеланиям и замечаниям пользователей в адрес их продукта. Все замечания учли, и недочеты исправили. Остается только порадоваться за существование такого полезного русскоязычного ресурса в сети! Спасибо!
Татьяна Фокина, культуролог, г. Санкт-Петербург.
23.11.2011
Команда Вирартек выражает благодарность Татьяне Евгеньевне Фокиной за ценные замечания и предложения относительно "звуковых комментариев". Теперь, после исправления, они более дружелюбные и уже не снижают настроение игрока. Мы будем учитывать такие замечания! И мы исправим комментарии и в других играх. Спасибо!
Лицензионная
фоновая
музыка
без РАО
Это 21 онлайн игра нашего ‘Музыкального колледжа’. Cовершенствуйте свои музыкальные навыки и знания, сочиняйте музыку! Возраст, с которого лучше игру использовать, указан в скобках
Инструкция к играм здесь
Инструкция к играм здесь.
Нужен метроном? Постучать? Порепетировать? Потанцевать? Узнать темп композиции?
Упражнения для развития музыкального слуха: пора делиться секретами!
Музыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.
Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.
Невнимательность или «музыкальная глухота»
Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.
Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.
Первое упражнение
Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.
Второе упражнение
Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.
Третье упражнение
Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.
Четвёртое упражнение
Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.
Пятое упражнение
Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.
Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.
Автор – Станислав Колесник
Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:
Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано
Татьяна Валерьевна Ферстяева
Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано
В некоторых музыкально-методических публикациях, связанных с фортепианной методикой или музыкальной психологией, абсолютный слух упоминается или описывается как одаренность, данная свыше, которая означает способность определять высоту звуков без вспомогательных средств, и не поддается изучению. Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми, можно сделать следующий вывод: абсолютный слух можно изучать и развивать.
До сих пор считалось, что абсолютной слух лучше всего поддается обработке у здорового, нормального ребенка, как правило, с четырех лет с половиной, тогда как благоприятное время для начала тренировки абсолютного слуха – от трех до трех с половиной лет. Взрослые не рассматривают ребенка этой возрастной группы, как способного к обучению абсолютному слуху, упускают, таким образом, преимущество этого благоприятного времени. Очень важно своевременно начать заниматься развитием слуха, так как возможности теряются уже год спустя. Если же занятия начинать позднее, от четырех с половиной до пяти лет, то успех не гарантирован.
Самый подходящий инструмент для воспитания абсолютного слуха- фортепиано. Необходимо отметить, что после занятий ребенок должен проводить досуг с достаточно хорошим инструментом, обязательно идеально настроенным, иначе воспитание абсолютного слуха невозможно.
Учебный материал создавался многолетней практической работой с детьми. При этом выяснилось, что восприятие цвета маленькими детьми можно использовать, как средство информации для слуха, и, вместе с тем, заложить новую основу для раннего инструментального музыкального развития. Обычно ребенок от трех-3,5 лет уже может различать цвета и называть их. А так как в занятиях цвет сочетается со звуком, ребенок может различать по цвету и звуки.
Для успеха метода нельзя недооценивать психологическую атмосферу на занятии в родном доме. Хорошие результаты учебы могут достигаться только тогда, когда это делается весело, с шуткой. В дошкольном возрасте никогда нельзя воспитывать насильно или механически. Ребенок очень быстро прореагирует на это неохотой и откажется заниматься.
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
Формы проявления абсолютного слуха.
1. Абсолютное слышание определенного звука.
2. Абсолютное слышание нескольких тонов.
3. Абсолютное слышание тесно расположенных звуков до мажора.
4. Абсолютное слышание всех звуков до мажора.
5. Абсолютное слышание всех звуков в ограниченном объеме.
6. Условный абсолютный слух.
7. Условный тамбральный абсолютный слух.
8. Условный слух, который связан с мысленным представлением
9. Полный (комплектный) абсолютный слух.
10. Активный полный (комплектный) абсолютный слух.
СРЕДНИЙ ЗВУК ДО КАК НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.
В XIX веке в большинстве фортепианных школ считалось, что лучшая позиция для начала обучения – это пять нот от ДО до СОЛЬ. Фортепианные школы XX века предпочли другую позицию – симметрично расходящуюся от среднего звука ДО, который играют первые пальцы правой и левой рук. Эта система дает возможность с самого начала использовать в занятиях все звуки ДО МАЖОРА. В этой позиции дети относительно рано могут играть народные и детские песни, частично в СОЛЬ МАЖОРЕ или ФА МАЖОРЕ, что позволяет своевременно включить в работу клавиши СИ БЕМОЛЬ и ФА ДИЕЗ.
РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ОТПРАВНАЯ ТОЧКА РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Так как речь идет о маленьких детях и их музыкальном и общечеловеческом воспитаний, мы исключаем трудные ритмы и ограничиваемся элементарными заданиями, результат которых является решающим для всех дальнейших этапов музыкальных занятий. Как раз элементарными ритмами в большинстве случаев пренебрегают. Мы исходим, в первую очередь, из равномерных ударов, которые совпадают с шагами ребенка при ходьбе. Это самый естественный способ помочь ребенку ощутить равномерную пульсацию, начало и суть того, что мы называем ритмом. Постепенно у детей должна выработаться привычка к равномерным четвертям.
СТИМУЛИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА.
Музыкальная деятельность преимущественно состоит из двухступенчатых процессов:
во-первых, ощущение или чувствование,
во-вторых, выражение этого чувства или ощущения.
Относительно ритма в музыкальных занятиях мы должны сначала содействовать первой ступени, т. е. ощущению.
Для начальной стадии используется следующее упражнение. Звукосочетание, состоящее из звуков до, ми и соль I октавы преподаватель играет неоднократно по очереди правой рукой. Левая рука играет басы, например, staccato в одинаковом, постоянном ритме. Басы могут состоять только из ДО или из ДО и СОЛЬ.
Ребенок идет равными шагами. Темы нужно приспосабливать к шагам ребенка.
Это упражнение для первого урока.
Частое повторение тонического трезвучия ДО МАЖОР в заявленном положении – наше правило. Ребенок слышит это трезвучие все лучше. Кроме того, это повторение дает ребенку психическую уверенность, т. к. он теперь часто слышит это созвучие, и с течением времени вырабатывает внутреннее отношение к нему. Это одна из существенных предпосылок для развития абсолютного слуха.
После того, как ребенок освоил упражнение с до мажорным трезвучием, то же самое проделывается со вторым трезвучием -сире-соль (басы соль-ре, а затем и с третьим.
Многократное повторение – обязательное условие, так же, как последовательное, а на одновременное запоминание созвучий, чтобы в результате занятий ребенок ясно отличал созвучия друг от друга.
Это очень важно для последующих упражнений.
Упражнение 1. При “аккорде I” ребенок идет, как обычно, при «аккорде 2» – высоко поднимает правую руку.
Упражнение 2. Перед ребенком лежат две дороги (можно положить на пол что-нибудь длинное или нарисовать). При “аккорде I” ребенок идет по одной из дорог, при «аккорде 2» – переходит на другую.
Следовательно, в вышеупомянутых упражнениях ребенок привыкает не только к ритмическому, но и гармоническому ощущению.
Комбинация ритма и гармония – это хорошая перспектива возникновения у ребенка чувства формы, т. к. муз. форма – это и есть ритм, гармония и мелодия, движущиеся во времени, как, единый музыкальный процесс.
Далее переходим к описанию ритмических игр с хлопками и “топами”. Преподаватель и ребенок сидят друг напротив друга. Их руки находятся на одинаковой высоте.
Преподаватель произносит по порядку “раз, два”, ритмично повторяя. Темп (М = около 69) не должен быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым. При счете “раз” ребенок бьет в ладони преподавателя, при счете “два” каждый бьет в собственный ладони. Само собой разумеется, игра должна оформляться интересно и радостно для ребенка.
Преподаватель считает “раз”, “два”, “три” ритмично повторяя, темп, как в упр. 1.
На счет “раз” оба хлопают в руки партнера, на “два” – бьют в собственные ладони, на “три” – по своим коленям.
Преподаватель и ребенок стоят лицом друг к другу. Преподаватель считает как в игре 2:
на счет “раз” руки бьют в руки партнера;
на “два” – топают одной ногой,
на “три” – другой ногой.
Стоя напротив, преподаватель делает движения в зеркальном отражении. В эти игры необходимо играть ежедневно, на каждом занятия и дома.
ПОСТЕПЕННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ РИТМИЧНО РАВНОМЕРНОЙ ИГРЫ.
Теперь, после описанных выше упражнений и игр, прочувствованный равномерный ритм активно выражается в инструментальной игре, в нашем случае – в игре на фортепиано. Тем не менее, на занятии это гложет проявляться не сразу. Необходимо запастись терпением. При этом важно соблюдать следующий правила:
1. При игре номеров, содержащих ритмические требования преподаватель, используя дирижерскую палочку, ясно и выразительно ритмичными взмахами должен показывать каждую ноту.
2. Ребенок не может сразу играть ритмично, так как ему трудно
связать только что прочитанную ноту с предназначением для
игры данной ноты пальцами. Он сначала должен подумать.
Реактивность мышления тренируется ежедневными упражнениями.
3. В занятиях с детьми этого возраста нельзя использовать также
слова, как “ритмично” или “равномерно”, так как дети вовсе
не понимают их. Поэтому требуется абсолютно естественное,
бессознательное обучение ритму.
4. Совершенно необходимо, чтобы ребенок играл пьесу без остановок, нужно выбирать для начала медленный темп, чтобы ребенок мог представить внутренним слухом прочитанную ноту и приготовить соответствующий палец. Недопустимо сначала играть другую, ошибочную ноту, заметив это, прекращать игру и бессистемно начинать еще раз от какого-нибудь места. Если эта привычка закрепилась, музыкальный ритм развить невозможно.
Какая связь существует между игрой без остановок и развитием хорошего ритмического чувства?
Только играя без остановок ребенок может развивать музыкальный ритм. Лучше всего это можно ему показать в танцах под музыку.
Способствует развитию хорошего ритмического чувства умение ребенка играть по нотам с предшествующем игре представлением звука. Если ребенок играет наизусть, не глядя в ноты, существует опасность, что игра станет механической, т. е. ребенок заучит движения, и не будет использовать свой, находящийся в развитии абсолютный слух, слуховое представление не будет функционировать.
Предупреждение этой опасности не должно восприниматься слишком легковесно.
Абсолютный слух начинает развиваться с определения на слух созвучий (аккордов). Если ребенок слышит 1-2 созвучия, то постепенно абсолютно услышит и отдельные звуки. Ребенок выбирает игрушку для каждого аккорда. Это должны быть игрушки, изображающие животных, чтобы можно было с ними разговаривать. Каждому аккорду соответствует определенная игрушка, это соответствие безусловно сохраняется на весь период обучения.
Аккорд I вводится уже на первом уроке. Ребенок приносит на это занятие одну игрушку. Игрушечные машины, локомотивы, самолеты не пригодны, так как не могут говорить, рассказывать. Напротив, для детей этой возрастной группы игрушки-животные являются совершенно одушевленными существами, с которыми можно беседовать. Чтобы игрушка могла использоваться на первом уроке, необходимо в предварительной беседе проинформировать об этом родителей, подчеркнув, что ребенок должен выбрать игрушку самостоятельно.
Вместо игрушки-животного можно использовать куклу. В этом случае для двух других аккордов должны быть выбраны животные, потому что у детей куклы или животные часто не имеют имени, но и с куклой медведь и заяц называются различно.
ННОД по музыке в подготовительной группе «Где живут звуки?» Цель:формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Задачи: Образовательные задачи: научить различать шумовые и музыкальные.
Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.
Источники:
http://virartech.ru/games/12-perfect-pitch
http://music-education.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-muzykalnogo-sluha/
http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-absolyutnogo-sluha-novyi-put-k-fortepiano.html