Каким предстает печорин в дуэли с грушницким. Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли? (ЕГЭ по литературе)
Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа Григория Александровича Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.
Основные черты характера Печорина – «страсть к противоречиям» и раздвоенность личности. В жизни герой противоречив и непредсказуем. Кроме того, он очень эгоистичен. Часто кажется, что Печорин живет только ради того, чтобы развлечься, потешить себя. Страшно то, что поводом для его развлечений становятся окружающие героя люди. Однако Григорий Александрович не всегда ведет себя как злодей.
В.Г. Белинский говорил, что «трагическое» заключается «в столкновении естественного веления сердца» с долгом, в «проистекающей из того борьбе, победе или падении». Подтверждением его слов является одна из самых важных сцен в романе – сцена дуэли Печорина с Грушницким.
В Грушницком Григорий Александрович хочет найти что-то хорошее, хочет помочь ему разобраться в себе, стать нормальным человеком. Мы понимаем и не осуждаем Печорина, когда он перед дуэлью говорит, что хочет дать себе моральное право не щадить Грушницкого. Печорин предоставляет этому герою свободу выбора и пытается подтолкнуть его к верному решению.
Григорий Александрович решает рискнуть своей жизнью ради одного психологического эксперимента, ради пробуждения в Грушницком лучших чувств и качеств. Пропасть, на краю которой стоит новоявленный офицер, – пропасть в буквальном и переносном смысле. Грушницкий падает в нее под тяжестью собственной злобы и ненависти. Как же проходил этот психологический эксперимент?
Грушницкий вместе с драгунским капитаном задумали «проучить» Печорина за то, что тот начал ухаживать за княжной Мери. План их был довольно прост: на дуэли зарядить только пистолет Грушницкого.
Грушницкий хотел напугать Печорина и унизить его. Но только ли это? Ведь могло случиться так, что он попал бы в Печорина. Получается, что Грушницкий задумал практически убийство ни в чем не повинного человека. Законы чести для этого «офицера» оказались неписаны.
Печорин случайно узнает о заговоре, но решает не отказываться от дуэли. Лермонтов пишет, что «во взгляде Грушницкого было какое-то беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». К сожалению, эта борьба в душе героя закончилась победой низости и подлости.
Однако Печорин не сразу решается идти на дуэль с заряженным пистолетом. Григорий Александрович не один раз должен был убедиться в том, что подлость в Грушницком неискоренима, прежде чем он решился на возмездие. Но Грушницкий не воспользовался ни одной из данных ему возможностей на примирение или покаяние.
Видя это, Печорин все же решается идти на дуэль. Там, на горе, «ему было стыдно убить человека безоружного…» Но в этот момент Грушницкий выстрелил! Пусть пуля оцарапала лишь колено, но он выстрелил! «Досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек…хотел убить его, как собаку, не могли не взбунтоваться в душе Печорина. Грушницкий не испытывал раскаяния, хотя если бы рана была хоть немного серьезнее, он свалился бы с утеса», – пишет Лермонтов.
Только после всего этого Печорин попросил зарядить свой пистолет. Но и перед этим он дал Грушницкому еще одну возможность извиниться. Но: «Стреляйте, – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места!» И Печорин выстрелил…
Я думаю, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не только за себя. Он был поражен, что человек и перед смертью может кривляться и лгать. Печорина покоробило до глубины души то, что мелкое самолюбие в Грушницком оказывается сильнее чести и благородства.
Кто прав, а кто виноват в сцене дуэли Печорина с Грушницким, на первый взгляд, очевидно. Можно подумать, что людские пороки должны быть наказаны. Здесь, может быть, даже неважен и способ наказания. С другой стороны, каждый человек имеет право на защиту своей чести, своего достоинства. Но возникает вопрос: кто дал право Печорину судить других людей? Почему этот герой взял на себя обязанности Господа Бога решать, кому жить, а кому умереть?
Какими предстают Грушницкий и Печорин в сцене дуэли?
в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Дуэль главного героя и Грушницкого — кульминационный момент повести.
Описана она в деталях и в то же время лаконично, каждый из участников поединка раскрывается в соответствии со своим характером, каждый ведет себя очень естественно.
Перед лицом смерти притворство отступает. Грушницкий из друга превращается во врага, хотя Лермонтов подчеркивает, что ему все-таки стыдно стрелять в безоружного.
Но чувство стыда проходит через несколько мгновений, и Грушницкий стреляет.
После этого он спокоен и даже улыбается насмешливо, пока Печорин не просит перезарядить пистолет.
Вот тогда Грушницкий понимает, что дуэль превращается из фарса в трагедию.
Однако упрямство выше благоразумия. Печорин предлагает ему покаяться, но соперник “закусил удила”.
Печорин мог бы выстрелить мимо, но и он упрям, и он уже не хочет отступать — и вот Грушницкий мертв.
Ни один из стрелявшихся не вызывает уважения лично у меня, хотя, возможно, автор намеревался показать достоинства Печорина.
Сцена дуэли дана в конце главы “Княжна Мери”. Это несомненно кульминация повествования и момент тяжелый.
Перед дуэлью симпатии читателя несомненно на стороне Печорина, потому что Грушницкий ведет себя очень зло и некрасиво, он распространяет злые слухи, он составляет заговор с целью унизить Печорина. Впрочем, к началу дуэли заговор меняется и теперь его участники хотят просто убить Печорина.
Заводила заговора драгунский капитан, человек страшный, жестокий и безжалостный.
Печорин знает о том, что его пистолет не заряжен, но верит в то, что Грушницкий не сможет убить безоружного. И действительно Грушницкий не может стрелять, он даже отворачивается, на насмешка капитана заставляет его выстрелить наугад. Печорин лишь оцарапан.
Но Печорин не хочет смерти Грушницкого, по крайней мере он трижды предлагает тому извиниться. Грушницкий признается, что ненавидит Печорина, и даже обещает убить того в любом случае.
Грушницкий в сцене дуэли ослеплен ненавистью, однако не забывает о чести.
Печорин внешне спокоен, старается казаться равнодушным. Но жалости в его сердце тоже нет. Мне даже показалось, что эти предложения Печорин делал намеренно, чтобы не оставить Грушницкому выбора. Не секрет, что Печорин не любил Грушницкого и может быть презирал его.
Так что оба противника хороши. Не зря Вернер сказал Печорину что тот может спать спокойно, если сможет.
Дуэль Печорина и Грушницкого
Дуэль Печорина и Грушницкого, ее причины и последствия помогают в раскрытии центрального образа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Психологизм – главный прием, используемый писателем при описании дуэли и ее предпосылок.
- Повод
- Причины
- Дуэль
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Повод
Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам. В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника. Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.
Причины
Однако истинные предпосылки берут свое начало в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин предполагал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Причиной таких взаимоотношений было то, что главный герой произведения понимал, каким человеком на самом деле является Грушницкий. Он пытался задеть его гордость и самолюбие, именно поэтому стал ухаживать за княжной Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда между героями пропасть стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир.
Взаимная неприязнь позволяет ответить на вопрос, почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной. Она была обречена и неотвратима.
Дуэль
Важно понять, каково было поведение Грушницкого и Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен. Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской шайки», которые были похожи на настоящее убийство.
Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».
Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.
Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.
Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».
Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного». Колени Грушницкого дрожали, он не мог выстрелить, однако презрение драгунского капитана заставило его это сделать. Печорин следил за противником, пытаясь найти хотя бы «легкий след раскаяния», однако он видел скрываемую улыбку.
Печорин вновь спросил у Грушницкого, не готов ли он отказаться от своей клеветы, а затем попросил доктора перезарядить пистолет, раскрыв их злой замысел. Печорин вновь предложил Грушницкому раскаяться, напомнив ему, что они когда-то были друзьями. После слов Грушницкого о том, что им нет на земле места вдвоем, Печорин выстрелил. «Грушницкого на площадке не было».
Источники:
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4359-analiz-stseny-dueli-pecho
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2944690-kakimi-predstajut-grushnickij-i-pechorin-v-scene-dueli.html
http://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/duel-pechorina-i-grushnickogo-prichina.html