Карл брюллов мнение о нем. Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge
Карл брюллов мнение о нем. Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge
Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.
Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной Последний день Помпеи. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».
Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.
Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.
Карл Брюллов. Классический романтизм
В начале XIX века на смену господствовашему во всех сферах жизни классицизму пришел романтизм . Строгим линиям и величественной, однако сдержанной красоте первого противопоставлялись естественные порывы человека, его жадный духовный поиск.
В течение ряда лет классицизм и романтизм сосуществовали в искусстве.
Карл Брюллов , выходец из Императорской Академии художеств с присущей ей классическим подходом к обучению, был во всех тонкостях знаком с классицизмом и мастерски воспроизводил его.
Однако портретируемые им люди уже не были столь величаво строги, а его пейзажи перестали служить лишь фоном и стали самостоятельной частью картины, подчас не менее важной, чем лица изображённых на ней людей. Все эти приёмы считались в то время новаторскими и были, безусловно, влиянием набиравшего популярность романтизма .
На картине “Всадница” мы наблюдаем явное смешение двух стилей.
Мы видим, как течение тихого и тёплого вечера неожиданно прерывается появлением скачущей на коне девушки.
Это Джованнина , приёмная дочь графини Юлии Самойловой .
Около перил террасы она осаживает коня, и тот встает на дыбы, разгоряченный быстрым, однако непродолжительным бегом.
Вуаль на шляпе лихой наездницы еще развевается от быстрой езды, однако лицо ее поражает нас своим спокойствием, даже умиротворенностью. Такое чувство, будто не эта девушка только что мчалась на взмыленном коне, не она натянула поводья.
Многие ставят отсутствие эмоций на лице девушки в вину художнику, обвиняя того в неумении передать их. Так ли это на самом деле? Достаточно взглянуть на лицо другой героини этой картины – маленькой девочки, выбежавшей на терассу, чтобы посмотреть на свою взрослую подругу, – чтобы увидеть, что это не так.
Сколько неподдельного восхищения сквозит в её взгляде, сколько мыслей таится за блеском живых глаз. Верно, она думает о том, что когда-нибудь и ей доведется вот так же скакать на коне, и ветер будет играть с вуалью её шляпы.
Это юная Амацилия , вторая приёмная дочь Юлии .
Мы не знаем, почему Карл Брюллов не смог или не захотел написать старшую девушку иначе; возможно, ему хотелось просто полюбоваться своей моделью, её юностью, красотой, изяществом. Быть может, он и сам до конца не осознавал, что не так в её облике.
Я думаю, верно последнее.
В чертах лица главной героини мы замечаем явные приметы классицизма , живость же младшей девочки, безусловно, дань романтизму . Подчёркнуто романтической выглядит и одежда девушек.
Обе они одеты по моде своего времени. В 1830-е годы стал популярен городской стиль, отличительной чертой которого была естественность .
Платья с высокой талией канули в прошлое, им на смену пришли комбинации из лифа и юбки, пошитые из тканей разной фактуры и цвета.
Чтобы ещё больше подчеркнуть талию, женщины стали использовать корсет . Этой же цели служили и ставшие непомерно большими рукава-буфы , которые ещё называли “колоколами”.
Шляпы снабжались вуалью , которую при необходимости можно было легко поднять наверх.
Все черты нового стиля отчётливо прослеживаются в картине Карла Брюллова . Мы видим на сидящей на коне девушки атласный лиф с большими буфами и пышную шелковую юбку. Талия девушки перехвачена поясом, а от шляпы с полями отлетает в сторону длинная вуаль.
На младшей девочке надето коротенькое розовое платьице, из-под которого выглядывают кружевные панталоны.
Прически обеих девушек также несут на себе печать романтизма. Аккуратно завитые волосы собраны у висков в причудливые прически.
Красная драпировка, заметная у входа в комнату, снова напоминает нам о классицизме. Одухотворенная природа парка, с её тенями, с трепещущими бликами света на на земле и каменных постаментах, напротив, говорит о романтизме.
Монолитная стена дома с резными архитектурными деталями – это классицизм. Тщательно и физиологически верно написанные животные напоминают о романтизме.
Поистине, перед нами одна из самых противоречивых картин своего времени. Которая, несмотря ни на что, остаётся удивительно цельной и по сей день.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Карл Павлович Брюллов: биография, самые известные картины
Карл Брюллов — выдающийся художник первой половины XIX века и самый яркий представитель романтизма в русской живописи. Он отступил от свойственных академизму сюжетов, чтобы изображать бытовые сцены и жизнь простых людей, а не героев. Мастер прославился картинами, написанными в солнечной Италии, и полными психологизма поздними портретами русских интеллигентов и аристократов. Карл Павлович Брюллов появился на свет 23 декабря 1799 года, и сейчас отмечается его 220-летний юбилей.
Молодость и поездка в Италию
Художник родился в семье скульптора Павла Брюлло французского происхождения. Отец с ранних лет обучал сыновей рисованию, так что Карл и его старший брат Александр (известный русский архитектор) без труда поступили в Императорскую академию художеств. Уже во время обучения Карл проявлял талант, а за выпускную работу получил большую золотую медаль. Правда, без сложностей не обошлось.
Президент академии не захотел отправлять младшего Брюллова в положенную медалистам заграничную поездку, а настоял на дополнительных трех годах обучения. Молодой художник не возражал, вот только в наставники ему назначили посредственного и не пользующегося любовью у студентов учителя. Заниматься у кого-то другого было нельзя, и Карл решил отказаться от миссионерской поездки. К счастью, путешествие все же состоялось и стало очень плодотворным. Его организовало Общество поощрения художников. Когда вышел указ об отъезде братьев Брюлло, их фамилия была русифицирована.
В Италии Карл Брюллов быстро прославился портретами местной и гостившей за границей русской знати. Итальянский период в его творчестве длился 12 лет и закончился вскоре после завершения «Последнего дня Помпеи». Монументальное полотно произвело фурор, и император Николай I позвал автора на родину.
Зрелый период творчества Брюллова
В 1836 году живописец поселился в Санкт-Петербурге и стал преподавать в Академии художеств. В этот период он создает обширную портретную галерею художников, писателей, актеров и политических деятелей. Интересная история связана с портретом Василия Жуковского. Работа была написана специально для розыгрыша в придворной лотерее. На вырученные 2 500 рублей Жуковский выкупил крепостного Тараса Шевченко.
В 1848 году Брюллов занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелая работа в сыром и холодном помещении подорвала и без того слабое здоровье мастера. По рекомендации врачей, он едет на остров Мадейра, а заодно посещает Испанию и Италию. Последние годы живописец проводит в доме итальянского семейства Титтони. Сейчас в их частной коллекции хранится много поздних акварелей и живописных портретов кисти Брюллова. Умер он в 1852 году недалеко от Рима. У художника не было своей семьи и детей. Известна его многолетняя связь с графиней Юлией Самойловой , которую он неоднократно рисовал.
Лучшие картины Карла Брюллова
Одной из первых заметных работ Брюллова стала жанровая сцена «Итальянское утро», где изображена освещенная лучами утреннего солнца молодая итальянка. Полотно удостоилось похвалы критиков и Николая I. Но следующая работа в подобном стиле, «Итальянский полдень», была раскритикована за повседневность образа, нехарактерную для академической живописи . Обе картины впоследствии украшали личные покои императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце.
Важнейшей вехой в творчестве Брюллова стал «Последний день Помпеи». Это полотно называют вершиной русского романтизма. Оно прославилось не только в России, но и в Европе, и даже получило первую премию на парижском Салоне 1834 года. Чтобы передать трагедию как можно точнее, художник побывал на раскопках в Помпеях и сделал множество эскизов.
Примерно в тот же период Брюллов знакомится со своей музой, аристократкой Юлией Самойловой, и ее воспитанницами. Молодые Джованнина и Амацилия изображены на картине «Всадница». За это полотно итальянцы сравнивали художника с Рубенсом (Pieter Paul Rubens) и Антонисом ван Дейком (Antoon van Dyck).
Среди портретов кисти Брюллова, созданных в 1830-е и 40-е, сложно выбрать лучшие. Все они отличаются тонкой передачей индивидуальных черт и внутреннего мира героев. В последующие десятилетия этот стиль развивали многие другие мастера-портретисты: Илья Репин , Василий Перов , Валентин Серов и Николай Ге.
Спасибо за внимание! Ставьте нравится, если нравится! Подписывайтесь на канал!
Источники:
http://artchallenge.ru/gallery/ru/38.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d31524131878200ad1dc4a3/5d9793d76f5f6f00adf61572
http://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5e063f0cfe289100b0f164d0