Картина древо жизни густава климта значение. Репродукция картины Климт Густав — «Ожидание — Древо жизни — Свершение
Картина «Древо жизни», Густав Климт — описание
«Древо жизни» — центральная часть панно-триптиха, написанного для украшения столовой во дворце Стокле в Брюсселе. В отличие от двух боковых частей, центр лишен крупных фигур, тут внимание привлекает лишь темная птица. Картина выполнена в характерном для художника «лоскутном» стиле с преобладанием яркого жизнерадостного золотого цвета.
Древо жизни – образ, свойственный мифологии большинства народов. Такой мотив присутствует в славянских сказаниях и в древних скандинавских сагах. Дерево Игдрасиль, как и многие другие подобные ему образы, символизирует жизнь во всех ее проявлениях. Его корни – это наше прошлое, предки, история, все то, что накопило человечество за тысячелетия своего существования. Ствол – это настоящее, сиюминутный момент, прочная основа существования всех людей. Ветви и плоды – будущее, наши потомки, которые продолжат род и саму жизнь. Это объемное философское понятие, которое нашло виртуозное отражение в картине Климта. Мрачная птица, написанная темными красками – это незваный гость на празднике жизни, Смерть, которая всегда прилетает неожиданно.
Сюжет картины может быть соотнесен и с древнейшей библейской историей о Древе познания добра и зла. Это масштабная и глобальная идея находила воплощение во множестве работ различных художников, но только Климту удалось блестяще реализовать эту идею, воплотив ее в виде богатого эффектного произведения, служащего настоящим украшением дворца.
Полотно поражает своей декоративностью. Причудливый узор из плавно закругляющихся побегов создает особый вихреобразный, спиральный ритм, что только подчеркивает основную идею полотна – вечность и бесконечность существования. Образное мышление Климта подсказало ему удивительно эффектный и декоративный образ с глубоким смыслом. Картина одновременно и лирична, и полна символизма. Богатая золотая цветовая гамма делает панно чрезвычайно нарядным, эффектным и запоминающимся.
Эта картина стала последним крупным заказом, полученным художником, поэтому ее вполне можно считать вершиной его мастерства. Несмотря на то, что в свое время многие не поняли фрейдистских мотивов его творчества, в наши дни Климт – один из очень популярных художников, опередивших свое время и ставших образцами для подражания. Триптих с центральной частью «Древо жизни» и сейчас поражает воображение и надолго привлекает внимание своей глобальной идеей и уникальным утонченным воплощением.
Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение». Описание
Работа над фризом, заказанным Климту для обеденного зала дворца Стокле в Брюсселе, потребовала от художника применения всех своих творческих возможностей, предоставив шанс на практике защитить идеи Сецессиона, для которого разделение искусства на «чистое» и «функциональное», считалось неприемлемым.
Мозаика для обеденного зала в стиле модерн, была бы отличным дополнением к архитектуре дворца, задуманной в соответствии с этим направлением, поэтому заказчики – промышленник Стокле и его супруга, обратились к нескольким художникам, в том числе и к Климту – мастеру, «знающему толк» в современном декорировании. Достижение гармонии между архитектурой здания и помещений, а также фризом для зала, представляло задание не из легких, но было несколько упрощено благодаря тому, что строительство дворца велось параллельно с созданием картин, украсивших зал.
Византийская мозаика, заворожившая в свое время Климта, пригодилась ему очень кстати, и теперь, «вспомнив» о ней, а также о занятиях в Художественно-промышленной школе, художник достойно справился с заданием, причем модернизм и здесь заявил о себе применением экзотических, и дорогих материалов.
Композиция состоит из девяти элементов, с мозаичным триптихом по центру: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение».
В «Ожидании», танцующая девушка уже не имеет ничего общего с роковыми моделями Климта, «дышавшими» ранее превосходством над мужским началом. «Японские» черты этого образа вызваны вкусами и пожеланиями семьи Стокле, во владении которой было много предметов восточного искусства, поэтому для гармонизации помещений такая стилистика картина была выбрана не случайно.
Знаменитое «Древо жизни» – картина, одно название которой порождает массу эмоций, несмотря на любую интерпретацию сюжета: от библейского Древа познания, символизирующего наивысшую мудрость – до «мирского» генеалогического дерева, с которым, уж точно, сталкивался каждый. «Зная» Климта, вернее предположить, что этот центральный элемент фриза следует связать с одним из орнаментально украшенных мифов, взятых из апокалипсического раздела Библии. Дерево представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом «нашпигованных» камнями, ведь путь, ведущий к истинной Цели, не может быть легким и прямым. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева.
Поклонники «чистого искусства», увидевшие в сюжете круги, треугольники, квадраты, возмутились, разглядев в этих символах всего лишь геометрические фигуры, и даже не желали слышать, что Фрейд олицетворял эти знаки с мужским и женским началом.
Несмотря на то, что сюжет, казалось бы, понятен, и черная птица, восседающая на одной из веток-тропинок символизирует опасность, а то и смерть, зритель не может оторвать от нее взгляд, подыскивая свой вариант ответа на извечный вопрос противостояния Света и Тьмы, и не только во вселенских масштабах, а в первую очередь, в собственной душе. Кроме этого, постоянно повторяющийся мотив климтовских произведений о неразрывности Жизни и Смерти, напоминает об их диалектическом единстве, как условии существования настоящей гармонии.
Акцентируя внимание на Золотом Дереве и его символическом предназначении, художник подчеркивает, что бросив вызов черному ворону, оно покровительствует и Любви. Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное наслаждение. Разделившиеся мнения о том, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или то, что застывшая в объятиях пара, перешла сюда из «Бетховенского фриза», вряд ли противоречат друг другу.
Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: произведения обрели художественную ценность благородного металла, а мастер не жалел золота для своих шедевров.
В творческой карьере Климта это был последний крупный заказ.
«Ожидание — Древо жизни — Свершение» 1909 г.
Венский музей прикладного искусства, Вена, Австрия
Густав Климт — «Древо жизни»
Имя австралийского скандального художника-модерниста знает каждый, кто хоть немного близок к искусству. От его ярких картин просто невозможно оторвать глаз. Хотя, некоторые из них до сегодняшнего дня подлежат обсуждению и спорам. Одним из таких произведений является картина «Древо жизни» (Дерево жизни).
Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание — Древо жизни — Упоение. 1905-1909
Австрийский музей прикладного искусства, Вена
История картины «Древо жизни»
Величайшую картину мир не смог бы увидеть без Адольфа Стокве. В 1904 г. он захотел построить огромный особняк в Брюсселе. Декорировать дом велели художникам. Одним из них оказался Густав. Так как супруги имели огромную коллекцию предметов японского стиля, Климт старался приблизить стилизацию своих картин к общему интерьеру и декору. В результате у него получилась очень красивая и сложная композиция. Она состояла из 9 элементов. Центром изображения выступает триптих (три картины, объединенные по смыслу или сюжету) «Ожидание — Дерево жизни — Упоение». Рассматривать центральные картины без общей задумки картины невозможно.
«Дерево жизни» символ на полотне
Название картины будит в сознании людей различные ассоциации. Здесь встречаются и библейское Древо познаний, которое включает мировую мудрость и генеалогическое, будто иллюстрирующего происхождение единого человека. Просматривается множество спирально завитых веточек, обозначающих вечность и бесконечность.
Присмотревшись к картине, можно обнаружить многие другие элементы: треугольники, круги, квадраты. Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала. Они сопоставляют изображение с работами Зигмунда Фрейда, именно он оказал большое влияние на творчество и жизнь Густава Климта. Считается, что эти линии и завитки представляют собой длинную дорогу каждого из нас – то есть жизненный путь. Практически на каждом шагу тут встречаются камни, олицетворяющие проблемы. Ведь истинный путь к цели не может быть прямым и легким.
Самым интересным и важным элементом картины выступает черный ворон, сидящий на одной из веток справа. Он символизирует опасность, а иногда, даже смерть. Зрители замирают, глядя на птицу, подыскивая свое личное объяснение Свету и Тьме.
«Дерево жизни» (Древо жизни) стало завершающим монументальным фризом модерниста. Над этим произведением он работал долгих 6 лет с 1904 по 1910 гг. Картина относится к золотому периоду творчества художника. Техника, в которой был написан шедевр, одобрена лучшими критиками. Ее корни можно поискать у отца художника, который был гравировщиком по золоту и, по всей видимости, обучил этому сына.
Источники:
http://muzei-mira.com/avstrijjskaja-zhivopis/1950-drevo-zhizni-gustav-klimt.html
http://gklimt.ru/gustav-klimt-ozhidanie-drevo-zhizni-svershenie/
http://ukrburshtyn.com/blog/kartina-iz-yantarya—derevo-zhizni—hudozhnik-gustav-klimt.html