8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казахский национальный инструмент домбра. История казахских музыкальных инструментов

Казахский национальный инструмент домбра. История казахских музыкальных инструментов

Домбра — казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских домры и балалайки. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора.

Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Домбра имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделённый ладами. Струн — две. Обычно настроены струны в кварту или квинту. Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и не только.

В начале 50-х годов XX века археологи производили раскопки в Средней Азии, в тех местах, где когда-то располагалось древнее государство Хорезм. Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали предков домбры, и поныне широко распространенной в Киргизии и Казахстане.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Домбра в последние годы

В 1934 году домбра была реконструирована и были созданы её оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря усилиям казахских деятелей музыкального искусства домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров.

Видео: Домбра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Музыкальный инструмент домбра: фото, описание, история

Домбра – это родственница русской балалайки и струнный музыкальный инструмент тюрских поселений. Особенно домбру можно отнести к казахскому народу, потому что она считается казахским народным музыкальным инструментом. Фото домбры можно посмотреть в различных источниках.

Происхождение

Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.

В 1989 году был найден рисунок на скале, на котором изображен музыкальный инструмент и люди, увлеченные танцем. Этот инструмент очень напоминает современную домбру. Археологи установили, что рисунок был нарисован в период неолита. Это значит, что казахской домбре уже больше 4000 лет. Интересный факт, что домбра – один из первейших струнных инструментов, сотворенных в мире.

Легенда о создании

Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.

Читать еще:  Адаптация ребенка в детском саду: проблемы и пути решения. Через болезни к саду: медицинский аспект адаптации Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации

Легенда о видоизменении домбры

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Трагическое сказание о сотворение казахской домбры

Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.

Когда мать обнаружила пропажу, она немедля побежала на поиски своих детей. Она забрела далеко-далеко и упала обессилена, потеряв надежду. Однако девушка услышала печальную мелодию и почувствовала, что это ее дети. Она взобралась на верхушку засохшего дерева и нашла останки своих детей. Колыхаясь на ветру, они издавали прекрасные звуки, и девушка решила сделать из них музыкальный инструмент – домбру. Так и появилось это сладкозвучное сотворение.

Легенда о сыне хана

Однажды сын великого хана погиб на охоте. Было приказано, что тому, кто оповестит хозяина о гибели его единственного сына, наполнят горло расплавленным свинцом. Слуги пошли за советом к мудрому мастеру и он нашел выход из ситуации. Три ночи он мастерил музыкальный инструмент – и сотворил домбру. Затем мастер пошел к хозяину и начал бренчать на ней. Домбра поведала ему о погибели сына, после чего тот отдал приказ залить в круглую пройму инструмента горячий свинец.

Строение инструмента

Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.

Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.

Шанак – это корпус инструмента, выполняющий функцию усиления звучания. Существует несколько методов изготовления шанаков – методы сборки и вырубки. Первый из них намного экономичнее и удобнее. Приспособление делается из кусков сосновых деревьев, орешника, клёна и других видов деревьев. Второй же способ является очень кропотливым и тяжелым, так как шанак изготавливается (вырубывается) из целосного дерева.

Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.

Подставка казахской домбры – это ключ, подходящий к мелодии инструмента. От параметров подставки зависит качество звучания казахской домбры.

Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.

Один из главных элементов домбры – это струна, выступающая как источник звуковых колебаний. От материала, из которого сделана домбра, зависит качество звука исполняемых произведений на ней.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.

Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.

Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.

Читать еще:  Тайны и советы журнал. «Тайны звезд»: - Тогда почему вы развелись с Филиппом? Журнал Тайны звезд

Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.

Виды казахских домбр

Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.

  • Двухструнными.
  • Трехструнными.
  • Ширококорпусные.
  • Двухсторонние.
  • Подгрифные.
  • С полыми грифами.

Различия между домрой и домброй

Домра или домбра? Музыкальный инструмент домра несколько отличается от домбры. Например, домбра является двухструнным музыкальным инструментом, а домра – трех- или четырёхструнным. Домра является русским народным трехструнным инструментом, а домбра – казахским двухструнным. Различие есть также и в размере, ведь домра больше похожа на игрушечный инструмент, а домбра может достигать до метра в своем размере.

Песни, исполняемые на домбре

Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.

Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.

Свадебные песни

На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня “Жар-жар” пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли “Открытие торжества”, пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.

Песни для ритуальных обрядов

На похоронах казахи тоже исполняли народные песни на домбре. Ритуальные композиции заключали в себе скорбь об умершем и горе, которое принесла его смерть. На похоронах певцы пели “Дауыс”, “Жылау”. Также существовали различные напевы об утрате, например “Жиырма бес”, что в переводе означает “Двадцать пять”.

Исторические сказания

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легендарный Курмангазы

Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют “отцом кюев”. Композиция Курмангазы “Адай” является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.

Творчество Курмангазы – это визитная карточка всего Казахстана. Благодаря ему весь мир имеет представление о казахах, их музыкальном творчестве и духовном восприятии мира.

Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.

Таттимбет

Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.

10 уникальных казахских музыкальных инструментов

Раньше народная музыка казалась мне чем-то забытым и неважным, но моё отношение изменилось после посещения алматинского музея народных музыкальных инструментов. Мне посчастливилось побывать на лекции-концерте группы «Туран». Это познавательное шоу, где не только играют, но и рассказывают о предназначении разных старинных инструментов. Так я осознала, насколько завораживающе может звучать народная музыка. Всем горожанам и туристам советую!

А пока вы планируете свой культурный досуг, возьму-ка я слово и расскажу сама о самых редких и интересных казахских инструментах. Если ваши познания в музыке корней ограничиваются напевами домбры, то этим постом буду рада открыть для вас новый мир.

Желбуаз /Казахская “волынка”


Первым в моём списке значится желбуаз, которым в давние времена пользовались шаманы и лекари. Выглядит он как кожаный мешок с железным горлышком и двумя трубками из тростника. Каждая из этих трубок даёт свое звучание. По сути, это казахская волынка. Обычно играющие закрепляли этот духовой инструмент на шее с помощью кожаного шнурка.

Уран


Древнетюркский рог, предназначенный для того, чтобы подавать сигналы, потому пользовались им не музыканты, а воины. Он состоит из двух отличающихся по длине трубок, каждая из которых имеет по три отверстия. К слову, ураном также называют боевой клич казахов.

Читать еще:  Как красиво оформить дом невесты. Как украсить квартиру невесты в день свадьбы – советы

Дауылпаз


Говоря о воинах, нельзя не вспомнить сигнальный барабан дауылпаз. Сделан он виде деревянного котла, обтянутого кожей, а играли на нём с помощью плети или собственных рук. Дауылпаз даёт мощный глухой звук, поэтому без него не обходились на загонной охоте и в битвах. Также барабан использовали в религиозных обрядах и во время кочёвок.

Токылдак


Токылдак, что значит «дятел», имеет говорящее название. Его звучание действительно напоминает стук по дереву. По своему устройству инструмент напоминает примитивный деревянный ксилофон.

Дудыга


Шумовой инструмент дудыга имеет необычную форму посоха с шестигранным (иногда трёхгранным) наконечником. Обычно его обвешивали медными шариками, которые при встряхивании давали мелодичный звон. При изготовлении инструмента использовали дерево, металл и кожу, а верхушку часто украшали драгоценными камнями.

Асатаяк


Древнетюркский асатаяк работал по тому же принципу, что и дудыга. Этот инструмент баксы внешне напоминает жезл, украшенный орнаментом. К его верхушке подвешивают колокольчики-конырау, которые при встряхивании дают громкое звучание. Так как асатаяк имел сакральное значение, простой люд в быту им не пользовался. Обычно прорицатели носили его с собой, закрепляя на ремне. Жезл позвякивал при ходьбе и, согласно верованиям, отгонял тем самым злых духов. Услышал звон, знай — шаман близко.

Адырна


Древняя казахская арфа адырна похожа на боевой лук. Название символичное, ведь «адырна»— это полоска кожи из спинной части бычьей туши, которую как раз использовали в качестве тетивы. Этим инструментом пользовались кыпчаки и древние тюрки. Его пустотелый корпус изготавливали из дерева, а струны — из верблюжьих жил или шерсти. Народные умельцы придавали адырне схожесть с маралами и другим подобными животными из-за того, что колковая рама напоминала рога. Играют на инструменте с помощью перебора струн.

Жетыген


Другой родственник арфы и гуслей — жетыген. У него необычный способ настройки: с двух сторон под каждой струной подставляют коленные косточки овец асыки, при их сближении строй повышается, и — наоборот. Существует легенда об аксакале, у которого в пору зимнего джута поочередно умерли все семь сыновей. В память о каждом он натягивал на деревянную колодку одну струну и играл кюй о своей утрате. Эти импровизированные мелодии скорби дошли до наших дней под названием «Семь кюев жетыгена». В современной реконструированной версии инструмента вместо 7 струн используют 15 или 23.

Сазген


Старинный смычковый инструмент сазген упоминается ещё в легенде о Коркыте. Играть на нём можно было щипками и смычком. Корпус его изготовляли из дерева, обтянутого кожей. Говорят, звук сазгена завораживал слушателей, ведь недаром его название переводится буквально как «мелодичные струны». Увы, увидеть этот древний инструмент в первозданном виде не получится, его пока не смогли реконструировать. Но в музеях можно встретить фантазии на тему того, как бы он мог выглядеть.

Кыл-кобыз


Завершает мой топ кыл-кобыз —магический инструмент прорицателей. Это одна из разновидностей кобыза. Струны его изготавливали из конского волоса («кыл»), отсюда и название. Широко известно предание о том, что кобыз изобрел старец Коркыт, который скитался на своей крылатой верблюдице Желмая в поисках вечной жизни. Не найдя земли обетованной, он вернулся домой и, сидя на берегу Сырдарьи, создал инструмент из цельного куска дерева и кожи принесённой в жертву верблюдицы (той самой, на которой путешествовал). Затем старик заиграл настолько красивую мелодию, что смерть побоялась к нему приблизиться. Долго играл Коркыт, продлевая своё время, но стоило ему от усталости закрыть глаза на миг, как смерть взяла своё. По поверьям, кыл-кобыз мог вгонять людей в транс и исцелять их. Действительно, его богатый звук действует на слушателя как лёгкий гипноз, помогая расслабиться. Этим и объясняются его целительные свойства. Кстати, в советское время кыл-кобыз считался плохим воспоминанием о язычестве, поэтому долгие годы находился в опале.

Источники:

http://eomi.ru/plucked/dombra/
http://www.syl.ru/article/320082/muzyikalnyiy-instrument-dombra-foto-opisanie-istoriya
http://yvision.kz/post/697031

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: