2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда люди научились плавать? Счет как жизненно важная необходимость. Песочные часы — раритетная гордость современности

Содержание

Как люди научились считать? Как люди научились считать в уме?

На протяжении всей жизни каждый человек всегда чему-то учится, причем полученные знания спустя некоторое время кажутся настолько естественными, что воспринимаются как привычный факт. В голову даже не закрадывается мысль: как все начиналось? Как люди научились считать и определять время? Как давно общество пришло к пониманию того, что в мире практически все подчиняется цифрам?

Как человек научился считать время

Это в современном мире 365 дней в году, 30 дней в месяце и 24 часа в сутках являются естественным фактом. Раньше, когда не было знаний о количестве времени, человек довольствовался способами, придуманными самостоятельно, и средством для этого являлось Солнце. На какую-либо поверхность устанавливался циферблат с отметками и шест, тень от которого перемещалась по окружности. Зависимость от погодных условий являлась существенным недостатком такого устройства: пасмурное небо и дожди не давали возможности определения времени. Аналогом такой конструкции в современном мире являются часы, прочно завоевавшие свою нишу и ставшие незаменимым предметом в жизни человека.

Определение времени по звездам, воде и огню

Звезды – символ романтики и мечтаний о чем-то далеком и прекрасном, служили также своего рода определителем времени в ночной период. Для этого были изобретены карты звездного неба, измерение по которым происходило при помощи пассажного инструмента.

Помимо звездных и солнечных часов, популярных практически у всех народов и отличавшихся лишь конструкцией, довольно массово использовались водные экспонаты, представляющие собой емкость цилиндрической формы, из которого по каплям стекала вода. Именно по количеству стекшей воды люди отмеряли время. Такие часы были популярны в Египте, Риме, Вавилоне. А как человек научился считать время в странах Азии? Здесь в устройствах водного типа использовался обратный принцип: плавающий сосуд заполнялся водой, поступающей через маленькое отверстие.

Пытаясь привнести в свою жизнь не только водную, но и огненную стихию, человек также придумал огненные часы, взявшие свое начало в Китае и завоевавшие со временем популярность во всей Европе. Основой этих устройств, определяющих время, являлся горючий материал (в виде палочки или спирали) и прикрепленные к нему металлические шарики, падающие при сгорании определенной доли материала. В Европе в основном использовали свечные часы, предпочитая их лампадным и фитильным. Время по ним определялось количеством сгоревшего воска. Особенно распространены такие часы были в церквях и монастырях.

Песочные часы – раритетная гордость современности

Конечно же, самыми популярными были песочные часы, которые и в настоящее время активно используются для выполнения основной своей функции, а также в качестве предмета декора. Точность исчисляемого времени в устройствах такого типа зависит от качества песка, определяющего равномерность его сыпучести.

История возникновения счетной науки

Понимание времени в его количественном показателе являлось определяющим фактором для познания цифр и умения считать. Причем история возникновения счета настолько давняя, что больше похожа на сказку. Как люди научились считать? Много веков назад человечество жило племенами, вело стадный образ жизни, одевалось в шкуры убитых животных и питалось тем, что его представители могли сами добыть.

Соответственно, и подручными инструментами для выживания и добычи пищи являлись простейшие орудия: палки и камни. Возможно, постоянные опасности и потребность в добыче пищи стали основным толчком к необходимости счета, который в наше время не только воспринимается как естественный факт, но и облегчается при помощи современной вычислительной техники.

Один, два и много

Первыми понятиями, обозначающими количество и разъясняющими, как люди научились считать, были «один» и «много». «Один» – отдельно выделяемый по определенным критериям предмет или особь: вожак стаи, зерно в колосе и т.п. «Много» — общая масса, в которой этот предмет находится.

Появление числа «два», обозначающего «пару»: глаз, ушей, лап, крыльев, рук, объясняет, как человек научился считать во времена несуществующих цифр. Рассказывая о двух добытых утках, охотник показывал на свои глаза, поясняя таким образом количество трофея.

В счетной науке древнего мира наблюдался постепенный прогресс: были уже известны числа «один», «два» и «много». Вскоре человек пришел к тому, что стал из общей массы выделять три, четыре, пять и более предметов, причем данное количество не имело названия, а объяснялось, как сумма известных на тот момент чисел: «2» и «1». Например: «3»- это «1» и «2» в сумме; «4» — сумма «2» и «2»; а «5» — «2», «2» и «1» вместе взятые. В Тибете число «2» -это крылья, в Индии – глаза, у некоторых народов «1» — это луна, «5» — рука. То есть каждое число имело сначала визуально-ассоциативное восприятие, прежде чем получало название.

Счет как жизненно важная необходимость

Как люди научились считать, если умение этому «искусству» на каждом этапе развития человечества становилось просто необходимостью? В процессе охоты при окружении зверя старшему охотнику требовалось правильно расставить людей, чтобы взять животное в кольцо. Для этого он на пальцах показывал, в каком месте и скольким людям требуется занять нужные позиции..

В торговле для обозначения цены также применялась математика пальцев рук (и ног, если стоимость была высокая). К примеру, при обмене сделанного копья на шкурки животных, продавец клал руку на землю и показывал, что напротив каждого пальца требуется положить шкурку. К слову, загибание пальцев обозначало сложение, а их разгибание – вычитание. Это были первые математические примеры, объясняющие, как древние люди научились считать в далеком прошлом.

Счетная наука в разных странах

Многие страны, сохранившие в своей истории модели того, как люди научились считать, до сих пор используют наследие прошлого: в Японии и Китае предметы домашнего пользования считают пятерками и десятками; в Англии и Франции — двадцатками.

Как люди научились считать? Откуда взялись цифры и числа? Первыми способами записи чисел являлись зарубки на деревьях и завязывание узлов на веревках.

Древние египтяне, изображавшие любое действие в виде картинки на папирусе, как таковых чисел не записывали. Жители Древнего Рима числа обозначали черточками. Так «I» — это один, «V» — изображение кисти с оттопыренным в сторону пальцем, вернее пяти пальцев в упрощенном варианте, «Х» — две пятерни, сложенные вместе.

С появлением букв для обозначения чисел стали использовать алфавит. К примеру: В-

С появлением букв для обозначения чисел стали использовать алфавит. К примеру: В — это «2», Г – «3», Д – «4», Е – «5». Для отличия букв и цифр над последними ставился значок, именуемый «титло». Способ был не очень удобный, так как не позволял записывать большие числа. Со временем люди стали отделять числа от букв и воспринимать отдельно, независимо от предметов.

Читать еще:  Прогулочный зонт для фотосессии. Мастер-класс. Сумка из зонтика своими руками, выкройка Сделать зонтик открытый и закрытый самим выкройка

Современные арабские цифры, которые широко применяются сегодня повсеместно, были изобретены в Индии, а в нашей стране нашли свое применение в 18 веке. Не утратили популярность и римские числа, по сегодняшний день встречающиеся на циферблатах часов, и используемые для обозначения столетий и глав в книгах.

Отличился способом счета Древний Вавилон, в котором за 6 тысяч лет до нашей эры уже велся математический учет хозяйственных операций. Записи такого рода изображались картинками (иероглифами) в виде узких горизонтальных и вертикальных клинышков, откуда и пошло название «клинопись».

Единица обозначалась одним клинышком, двойка — двумя и так далее. Число «10» выделялось широким клином и имело особенное название. Свой расцвет математика Вавилона пережила во времена правления царя Хаммурапи. В письменных источниках того временного периода обнаружены доказательства того, как люди научились писать и считать задолго до наших времен. Это записи сложных вычислительных действий, а также решения квадратных и кубических уравнений.

Как научиться считать в уме

Если такие сложные действия были под силу нашим предкам, то для современного поколения математический счет, усовершенствованный временем и множеством великих умов, не должен составлять особой сложности. Правда, наличие вычислительной техники, способной произвести цифровые действия вместо человека, значительно облегчает умственную работу последнего. Поэтому устным счетом, помогающим развивать память и тренировать навыки, должен владеть каждый. Обучение такому виду умственной деятельности будет успешным, если присутствуют:

  • способности, которые совместно с умственной концентрацией помогают сосредоточить внимание на поставленной задаче и удержать в памяти сложные числа;
  • знание формул, обуславливающих легкость производимых вычислительных действий;
  • практика, которая наряду с постоянными тренировками позволяет развивать и совершенствовать навыки.

Примеры несложного умственного счета

Складывать, вычитать, умножать и делить цифры, не делая никаких записей на бумаге и не пользуясь калькуляторов, совсем несложно. Вот несколько примеров того, как научиться считать в уме без особых затруднений:

Умножение на 4

Легкий способ, при котором число нужно умножить на 2, а полученный результат еще раз удвоить. Например:

35 * 4 = 35* 2 = 70 * 2 = 140

Умножение на 11

Цифры двузначного числа, умножаемого на 11, требуется как бы раздвинуть.

48 * 11 = 4 и 8 * 11

Потом требуется сложить цифры числа, в данном случае 4 и 8 и полученный результат будет ответом. Важно запомнить, что если при суммировании результатом будет двухзначное число, то оставить нужно только единицы, а к десяткам прибавить 1.

4 (12) 8 = 5 2 8 = 528. То есть из полученного результата 12 оставили единицы – это 2, а к десятку прибавили 1.

Деление на 5

Чтобы данное действие не вызывало сложностей, требуется число увеличить в два раза и переместить запятую на одну цифру назад.

125/5 = 125*2 = 250 (смещение запятой) = 25

Деление на 50

В данном случае закономерность аналогична: число умножается на 2 и делится на 100.

600/50 = 600 * 2 / 100 = 12

Деление на 25

Число умножается на 4 и делится на 100.

700/ 25 = 700*4 / 100 = 28

Сложение и вычитание натуральных чисел

При сложении натуральных чисел следует знать такую хитрость, что если одно из слагаемых увеличить на некое число (для облегчения счета), то это же число нужно отнять от результата.

787 + 193 = (787 + 193+ 7 (для округления 193 до 200)) – 7 = (787 + 200) – 7 = 980

Как люди научились считать время

Все мы привыкли к обычным фактам — в сутках 24 часа, месяц насчитывает 30 дней, в году их 365. Механические и электронные часы — наша повседневная реальность, и сложно сегодня представить себе, что может быть по-другому. Как жили люди до того, как были изобретены современные часы? Какие способы исчисления времени существуют у других народов? С ответами на эти вопросы мы познакомимся ниже.

В древности существовали различные способы определять время. Солнечные часы помогали ориентироваться по тени, которую отбрасывало Солнце, перемещаясь в течение дня по небосводу. Они включали в себя шест (гномон), отбрасывающий тень, и циферблат с отметками, по которому двигалась тень. Сам принцип действия часов подразумевает их полную зависимость от Солнца, так что ночью или в пасмурную погоду этими часами было пользоваться невозможно. У разных народов древности, таких как Египет, Рим, Китай, Греция, Индия существовали свои разновидности солнечных часов, которые различались по конструкции.

Водяные часы представляли собой сосуд цилиндрической формы, из которого истекала по каплям вода. Время определялось по количеству истекшей воды. Такие часы были распространены в Египте, Вавилоне, Риме. Однако существовала и другая разновидность водяных часов, которая была распространена в странах Азии — плавающий сосуд наполнялся водой, которая поступала через небольшое отверстие.

Песочные часы всем нам знакомы. Они существовали и до нашей эры, в средние века их разработка была усовершенствована. Для точности часов большое значение имело качество песка и равномерность его сыпучести, он изготавливался специально. Использовался мелкий порошок черного мрамора, а также песок из свинцовой и цинковой пыли, предварительно проходивший обработку, и другие виды песка.

Время определяли также и с помощью огня. Огненные часы были в древности очень распространены, особенно в домах. Существовали разные типы таких часов — свечные, фитильные, лампадные. В Китае, где, как считается, огненные часы появились впервые, была распространена разновидность, состоявшая из основы, сделанной из горючего материала (в виде спирали или палочки), и прикрепленных к ней металлических шариков. При сгорании определенного промежутка основы шарики падали, таким образом отбивая время.

В Европе популярностью пользовались свечные часы, которые позволяли определять время по количеству сгоревшего воска. Эта разновидность была особенно распространена в монастырях и церквях.

Можно упомянуть и о таком способе определения времени в древности, как ориентирование по звездам. В Древнем Египте существовали звездные карты, по которым египетские наблюдатели при использовании пассажного инструмента ориентировались в ночном времени.

Следует отметить, что в древнем Египте также существовало деление дня и ночи на 12 часов, однако часы были неодинаковой длины. Летом дневные часы были длиннее, ночные короче, зимой же наоборот. Месяц по египетскому календарю состоял из 30 дней, год насчитывал 3 сезона по 4 месяца каждый. Для египтян Нил служил основой жизни, и сезоны были тесно связаны с событиями вокруг этой реки: время разлива реки (ахет), время выхода земли из-под воды и начала земледелия (перет) и время низкой воды (шему).
Новый год египтяне праздновали в сентябре, с появлением на небе звезды Сириус.

В Древнем Риме год насчитывал всего 10 месяцев (304 дня). Начало года приходилось на март. В дальнейшем римский календарь подвергся изменениям — Юлием Цезарем был установлен календарный год из двенадцати месяцев, начало которого было определено на 1 января, поскольку в этот день римские консулы вступали в должность и начинался новый хозяйственный цикл. Этот календарь получил название юлианского. Названия месяцев, которые привычны нам с детства — январь, февраль, март и т.д. — пришли к нам из Рима.

В наше время в большинстве стран отсчет времени ведется от Рождества Христова и принят григорианский календарь. Однако существуют и иные варианты отсчета времени. К примеру, в Израиле летосчисление ведется от сотворения мира, которое датируется на 3761 г. до н.э. согласно положениям иудаизма. Год в иудейском календаре бывает 3-х видов — правильный, состоящий из 354 дней, достаточный, насчитывающий 355 дней, и недостаточный, состоящий из 353 дней. В високосный год прибавляется один дополнительный месяц.

Всем известен китайский календарь, в котором каждый год посвящен определенному животному. Сначала в Китае придерживались именно его, однако со становлением коммунизма в этой стране произошел переход на григорианский календарь. Восточный календарь используется в Китае и сегодня для определения дат праздников, например, Праздника весны, который есть китайский Новый год, и Праздника середины осени. Новый год в Китае — переменный праздник и приходится на «День первого новолуния», которое находится в промежутке между 21 января и 21 февраля.

Читать еще:  Как сцедить грудное молоко? Правила сцеживания молока при застое. Сколько молока нужно сцеживать? Техника и правила сцеживания грудного молока руками, особенности кормления

На сегодняшний день существуют и другие примеры систем отсчета времени, отражающие видение мира и традиции создавших их народов.

Плавание, как жизненно необходимый навык и прекрасный спорт
методическая разработка по физкультуре по теме

методические рекомендации по плаванию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Плавание — жизненно необходимый навык и прекрасный спорт

Оздоровительное значение плавания.

Прикладное значение плавания.

Общая характеристика отдельных техник плавания.

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание — жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Если для малышей умение плавать — средство для всестороннего физического развития и залог безопасности, то для взрослых — и гарантия того, что они могут успешно выполнять свою работу, будь то работа геолога или солдата, моряка или

При успешном выполнении поставленной цели, возможно, кто-то из студентов заинтересуется плаванием и станет постоянным посетителем бассейна.

Частными задачами на пути достижения указанной цели является:

Изучение истории возникновения и развития плавания как вида спорта;

Анализ оздоровительного и прикладного значения плавания;

Общая характеристика отдельных техник плавания.

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ли-вийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четы-ре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомо-гательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого. плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-стар-шего (124—79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.

В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были перво-открывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Великий преобразователь Российского государства Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

. Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.

Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира — определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат — была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

Известный специалист в области плавания, кандидат педагогических наук, доцент ЛГУ Н. Д. Третьяков разыскал в одной из библиотек Ленинграда ту самую инструкцию 1829 года. Приведем несколько выдержек из нее.

“Для поощрения в плавании учреждаются состязания на призы, которые должны проводиться летом, до наступления утренних холодов в присутствии начальников саперных бригад. К состязаниям на призы допускаются только лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных”.

Далее инструкция определяла, кто из пловцов может быть назван отличным:

“Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над водой и разводит при том руками и ногами плавно и сильно, а плывя на спине, держит грудь над водой;

— если он может плыть стоя, держась над водой по грудь;

— если он бросается в воду, как головою, так и ногами вперед, притом в определенный пункт (в ивовый обруч диаметром 1 аршин) (1 аршин = 71,12 см);

— если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов (1 фунт = 0,409 кг) с привязанным к ней деревянным валиком длиною 1 фут (1фут = 0,3 м) и полтора дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в диаметре);

— если он бросается в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и рубашке, застегнутой у ворота, и, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег;

— если затем, плывя по течению, он приведет к берегу деревянное тело весом до 4 пудов (1 пуд = 16 кг)”.

Занятия по обучению плаванию солдат включали: освоение приемов плавания на сухопутных лямках (сейчас такими пользуются для обучения плаванию малышей); изучение плавания на груди, на спине и стоя; плавание в военной одежде; обучение прыжкам в воду; ныряние и поднятие со дна водоема небольших тяжестей; обучение навыкам, необходимым для переправ вплавь через реку (индивидуально и в составе подразделений); переправы вплавь с лошадьми.

Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблюдением обер-офицера, заведующего плавательной командой, на берегу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты изнутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.

Читать еще:  Что такое бальзаковский возраст - значение фразеологизма. «Бальзаковский возраст» – это сколько

Начиная с лета 1829 года состязания по плаванию в таких бассейнах проводились ежегодно в первой и во второй саперной бригаде, а плавание, плавательная подготовка нашли широкое применение в боевой подготовке русских войск.

Как видите, внимание к плаванию как необходимому для воинов российской армии навыку было на достаточно высоком уровне. Не меньший интерес проявляло к водным процедурам и купанию население многих городов. Так, в Москве по берегам Яузы, Неглинки и, конечно же, Москвы-реки в жаркие летние дни бывало множество зрителей, вода буквально кишела обнаженными телами.

И в России, и в Западной Европе, особенно в Англии, век восемнадцатый и начало девятнадцатого века послужили периодом возрождения плавания как одного из популярных оздоровительных занятий. К сожалению, еще долго сказывались последствия многовекового преследования церковью любого проявления эллинского (греческого) культа красоты и здоровья. Именно из-за пренебрежения водными процедурами в средневековой Европе не раз вспыхивали жуткие эпидемии чумы и холеры.

Из поколения в поколение передовые люди Европы — сначала французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494—1553), затем английский философматериалист Джордж Локк (1632—1704) и, наконец, французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778) — последовательно разбивали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.

И вот уже появляются первые школы плавания в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).

Приоритет законодателей плавательной моды можно полностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация пловцов — Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.

Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плаванию. Это стало отправной точкой, появились спортивные организации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Международный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревнований. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.

Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассейнах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем марафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к берегам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафонского плавания стала одной из самых престижных для пловцов.

Замечу, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби в 1974 году показала результат 12 часов 30 минут.

Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние — почти в 60 километров.

Интересен и такой факт. В июле 1912 года учитель одной из бакинских гимназий Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.

Когда же все-таки в России состоялись первые соревнования по спортивному плаванию?

Летом 1894 года Петербургский “Кружок любителей спорта” организовал заплывы на реке Славянке. Были поставлены плоты, выверена дистанция, фиксировалось время. Однако сегодня трудно согласиться, что до того времени подобных состязаний не проводилось. И вот почему. Еще в 1834 году в Петербурге на Неве, рядом с Летним садом, открыли первую общедоступную школу плавания. Работала она, естественно, только в жаркие дни, которых за лето набиралось не так уж и много. Среди посетителей школы часто бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Вспомним его современника, знаменитого английского поэта Д. Байрона, прекрасного пловца (он переплыл пролив Дарданеллы) и фехтовальщика, поражавшего своим мужеством Пушкина, и увлечение плаванием великого русского поэта станет вполне объяснимым.

Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием “Руководство к плаванию с показанием пользы этого искусства в войне”. Впервые чита-тель нашел на ее страницах подробное описание техники плава-ния брассом, на боку, “по-собачьи”, “саженками”, ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.

Первая школа и первые соревнования. Их разделяют почти 60 лет! Так что можно утверждать, что спортивное плавание с трудом пробивало себе дорогу к признанию.

Главным тормозом для широкого развития школ плавания служило ничтожно малое количество крытых плавательных бассейнов. Так, к концу прошлого века даже в столице действовали лишь 4 небольших, размером всего 12,5 X 5,4 м, бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. Правда, в 1906 году получили возможность посещать уроки плавания и будущие офицеры флота. Для них был построен, как тогда считалось, первоклассный бассейн — 17,5 X 8 м. Открылись небольшие ванны и в ряде других российских городов. Но это даже частично не решало вопроса. По-прежнему плавать учили избранных. Вот почему все преданные плаванию люди стремились найти скорейший выход из положения, когда большая часть граждан России не умела плавать.

Одним из энтузиастов-первооткрывателей по праву называют морского офицера, доктора медицины Владимира Николаевича Пескова (1873—1937). Неутомимый организатор, Песков в 1906 году разработал подробный проект строительства школ плавания на открытых водоемах. Два года хождений по различным инстанциям не увенчались успехом, проект не устраивал чинуш царских министерств. Выручили во Всероссийском обществе спасания на водах. Выделили средства. И 6 мая 1908 года недалеко от Петербурга начала свою работу школа плавания нового типа.

Располагалась она на берегу Суздальского озера, около местечка Шувалове, отсюда и название школы — шуваловская. Всего за одно лето детище Пескова стало популярнейшим местом отдыха, соревнований и всевозможных водных праздников. Вскоре морское ведомство, отдавая должное руководителю школы, перестало скупиться на расходы. В воскресные дни на берегу располагался оркестр второго флотского экипажа. Звучала бравурная музыка, и малыши, и взрослые учились плавать, а те, кто уже освоился в воде, совершал дальние проплывы по озеру.

Так зарождалось спортивное плавание в нашей стране.

Большинство воспитанников шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок.

После Октябрьской революции вновь отличаются на водных дорожках те, кто прошел уроки Пе-скова. Военспец, кадровый офицер, он полностью был на стороне революции. Возглавив инспекцию спорта в Политуправлении Балтийского флота, Владимир Николаевич Песков наряду со службой продолжал особое внимание уделять организации массового обучения плаванию. По его инициативе создается первый советский спортивный клуб пловцов “Дельфин”. Все, кто занимался в “Дельфине”, на всю жизнь запомнили главный принцип, установленный Песковым еще в шуваловской школе: “Научился плавать сам учи других”.

Источники:

http://fb.ru/article/162220/kak-lyudi-nauchilis-schitat-kak-lyudi-nauchilis-schitat-v-ume
http://calculator888.ru/blog/istoriya/kak-lyudi-nauchilis-schitat-vremya.html
http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/10/04/plavanie-zhiznenno-neobkhodimyy-navyk-i-prekrasnyy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector