Кому на руси жить хорошо характеристика правдоискателей. Образы крестьян в поэме Н.А
Содержание
- 1 Кому на руси жить хорошо характеристика правдоискателей. Образы крестьян в поэме Н.А
- 1.1 Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
- 1.2 Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо
- 1.3 Также читают:
- 1.4 Картинка к сочинению Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо
- 1.5 Популярные сегодня темы
- 1.6 Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
- 1.7 Введение
- 1.8 Образ главных героев-странников
- 1.9 Положительные образы крестьян
- 1.10 Образы Матрены и Савелия
- 1.11 Образ крестьян-холопов
- 1.12 Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образы, характеристика, описание характеров и внешности мужиков
Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.
С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.
Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.
Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.
Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени. Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином. Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.
Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.
Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.
Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.
Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо
Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.
В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо. Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров — народа и господ. Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно. Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.
Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ. Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко — это Яким Нагой. Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже. Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.
Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам. Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день.
Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург
Дубровский – благородный разбойник, чья судьба непроста. Он описывается как молодой человек весьма смелый, сильный и решительный. Приятной наружности. Справедливый
Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев
На первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Введение
Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.
Образ главных героев-странников
Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.
Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.
В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.
Положительные образы крестьян
Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе».
Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.
Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.
Образы Матрены и Савелия
Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…
К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.
Образ крестьян-холопов
Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.
Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.
Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образы, характеристика, описание характеров и внешности мужиков
Крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова: образы, характеристика, описание в цитатах
- Роман
- Демьян
- Лука
- Братья Губины — Иван и Митродор
- Старик Пахом
- Пров
«. На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков: / Семь временнообязанных. »
«. Мы мужики степенные, Из временнообязанных. «
«. Постой! мы люди бедные. «
«. Из лужицы напилися, / Умылись, освежилися. «
Крестьяне — необразованные люди:
«. Хоть люди вы почтенные, / Однако не ученые, / Как с вами говорить. «
Семеро главных героев — семейные люди. Дома их ждут жены, дети, родители:
«. В домишки не ворочаться, / Не видеться ни с женами, / Ни с малыми ребятами, / Ни с стариками старыми, / Покуда делу спорному / Решенья не найдут. »
«. Сгрустнулось им по женушкам. «
Бедные мужики-крестьяне носят старую одежду — армяки, лапти, шапки:
…Семь рослых мужиков…»
Крестьяне — добродушные люди:
«. Крестьяне добродушные / Чуть тоже не заплакали. «
Крестьяне — работящие мужики. Они привыкли к труду:
«. Давай серпы! Все семеро / Как станем завтра – к вечеру / Всю рожь твою сожнем. »
«. Давно мы не работали, / Давайте – покосим. »
«. Проснулась, разгорелася / Привычка позабытая / К труду. «
Крестьяне — бравые, мужественные люди:
«. Такие-то вы бравые, / Нажнете, не заметите, / Снопов по десяти. «
Крестьяне — проворные мужики:
«. Как зубы с голоду, / Работает у каждого / Проворная рука. «
Все семеро крестьян — упрямые мужики:
«. Как будто подзадоривать / Упрямых мужиков. »
«. Мужик что бык: втемяшится / В башку какая блажь — / Колом ее оттудова / Не выбьешь: упираются, / Всяк на своем стоит. «
Крестьяне — большие спорщики. Они любят поспорить:
«. За спором не заметили, / Как село солнце красное,
«. И вправду: сами спорщики / Едва ли знали, помнили — / О чем они шумят. «
Крестьяне любят выпить водки:
«. сложилися, / За водкой двое сбегали. »
«. Косушки по три выпили, / Поели. »
«. Да по ведру бы водочки. «
Крестьяне много едят, как настоящие богатыри:
«. Кабы нам только хлебушка / По полупуду в день. » (полпуда – это 8 кг)
«. Да утром бы огурчиков / Соленых по десяточку…»
«. в полдень бы по жбанчику / Холодного кваску. » (жбан – сосуд в виде кувшина)
«. вечером по чайничку / Горячего чайку. «
«. Забрало пуще прежнего / Задорных мужиков, / Ругательски ругаются. «
Крестьяне — буйные мужики:
«. Кричат ребята буйные. «
Крестьяне — ретивые, горячие мужики:
«. Чуть не плевали в бороду / Ретивым крикунам. «
Крестьяне — драчливые мужики. Они любой спор решают дракой:
«. Немудрено, что вцепятся / Друг другу в волоса. »
«. Намяв бока порядочно / Друг другу, образумились. «
При этом крестьяне — совестливые люди. Например, в разговоре с попом им становится совестно:
«. Потупились ребятушки, / Молчат – и поп молчит. «
Крестьяне — верующие люди:
«. Сняв шляпу, пастырь крестится, / И слушатели тож. » (слушатели — то есть семеро крестьян)
Крестьяне — скромные люди. Они не считают себя важными господами:
«. Мы господа не важные, / Перед твоею милостью / И постоим…»
Описание крестьян в деталях
Однако в тексте все-таки можно отыскать подробности о некоторых «мужиках». Описание героев представлено в порядке их упоминания в поэме.
О братьях Губиных известно, что они занимаются лошадями и особенно любят выпить:
«. А два братана Губины / Так просто с недоуздочком / Ловить коня упрямого / В свое же стадо шли. « «..«Да по ведру бы водочки», — / Прибавили охочие / До водки братья Губины, / Иван и Митродор. «
6. Старик Пахом
Старик Пахом, или Пахом Онисимыч — это пожилой, догадливый мужчина. Известно, что он занимается пчелами:
«. Сказал Пахом Онисимыч. « «. Пока Пахом догадливый. « «. Пахом соты медовые / Нес на базар в Великое. «
7. Пров
Крестьянин Пров — крепкий мужик, как и все его приятели. Пров — угрюмый и суровый человек:
«…А два братана Губины / Утюжат Прова дюжего…» «…Сказал угрюмый Пров…» «…Сказал сурово Провушка. «
Такими предстают перед читателями крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В статье представлены образы и характеристика крестьян (мужиков), описание их характеров и внешности в цитатах.
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-krestyan-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho
http://obrazovaka.ru/sochinenie/komu-na-rusi-zhit-horosho/obrazy-krestyan.html
http://www.literaturus.ru/2015/11/krestjane-pojema-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html