Конспект урока по изо «русские богатыри». Проектная задача «Богатыри земли русской.
Методическая разработка конспекта «Русские богатыри»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр развития и научно- технического творчества
детей и юношества»
Тема: «Русские богатыри»
ШРТР «Учимся, играя»
Педагог дополнительного образования:
Королева Валентина Ивановна
Дата проведения : 11.02.2020
Время проведения : 17.30 -18.00
Год обучения : 2год обучения
Количество обучающихся :
Категория обучающихся : дошкольники
Тип занятия : комбинированное (теоретические и практические задания)
Форма организации учебной деятельности : фронтальная
Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская
Материалы и оборудование:
1.Для педагога:
- Магнитная доска;
- Картина В.М. Васнецова «Богатыри»;
- Иллюстрации;
- Дидактический и наглядный материал «Силуэты богатырей» ;
- Пословицы (иллюстрации и крупный текст);
- Образцы богатырей
2.Для обучающихся:
- Конверт с геометрическими фигурами;
- Конверт с деталями богатырей;
- Конверт с деталями щитов и мечей
Цель. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях – защитниках земли Русской.
Задачи:
Оживить представление о былине, о былинных героях Ильи Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке. Способствовать обогащению словарного запаса, развивать структуру языка, память, мышление, учить строить предложения. Упражнять детей вырезывать из бумаги, сложенной вдвое симметричные детали; закреплять приемы вырезывания и наклеивания.
Развивать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Аккуратно выполнять задания.
Ожидаемые результаты:
- Имеет элементарное представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- О геометрических фигурах;
- Удерживать в памяти при выполнении задания действия, нужное условие и сосредоточенно выполнять его в течение 15 – 20 минут;
- Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры или физкультминутки
- Интересуется моделированием богатырей.
Активизация словаря : ратник, богатырь, былина, сказатель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберег.
Ход занятия
1.Организационный момент-2мин
Подготовка к занятию-1мин.
Введение игрового момента-1мин ( Образцы богатырей)
2.Основная часть- 10мин.
Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, слава о них как защитниках земли Русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
-Ребята, а кто такой богатырь? Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедный и детей,
И стариков, и матерей!
И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри.
Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение Родине – Руси. Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?
- Смелость силе воевода.
- Кто смел, тот на коня сел.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- На Руси не все караси, есть и ерши.
- Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
-Каких богатырей вы знаете? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка)
-Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин)
-Расскажите об одном из них.
-Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Из былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник)
-Послушайте, как сказатель сказывал былину об Илье Муромце.
Педагог читает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»:
Подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным – черно,
Он как стал – то эту силу великую
И конем топтать, и копьем колоть,
И побить он эту силу великую.
-Подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте ее рассмотрим и побеседуем о ней.
-Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)
— Кто находится в центре картины? ( Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец? ( Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)
-Кто слева от Ильи Муромца ( Добрыня Никитич)
-Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович )
-Какими качествами обладал Алеша Попович? ( Хитростью, смекалкой, дерзостью)
-Куда смотрит каждый из богатырей? ( Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, ее границы)
-Главным другом богатырей был конь. Сражение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло)
3. Физкультминутка -2мин
Игра «По порядку стройся»
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами (два комплекта). По сигналу берете карточки со стола. Теперь надо построиться по порядку: дни недели, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке, и «превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:
-Седьмой день недели. Назови свой день недели.
-Среда, скажи, какой твой день по счету?
5. Практическая работа- 15мин
- Подготовить свое рабочее место. Инструктаж по технике безопасности.
- Сейчас мы из геометрических фигур сложим богатырей. Нужно помнить, что богатыри очень сильные люди, значит у них широкие плечи, они высокие.
- На столе лежат разные шаблоны богатырей, вы должны выбрать какого вы будите переводить.
- Инструкционно – технологическая карта:
- 1 этап (Сложить лист бумаги пополам, вложить заготовку в шаблон, перевести простым карандашом)
- 2 этап (Вырезаем по линиям заготовку, сложенную пополам)
- 3 этап (Раскрыть заготовку богатыря, простым карандашом нанести линии одежды по образцу)
- 4 этап (Раскрасить кольчугу, шлем, шит, меч, детали одежды по желанию)
- 5 этап (Сложить полоску пополам, найти середину, приклеить богатыря, на ширину полоски и склеить в кольцо, поставить богатыря, закрепить щит на руке и меч) Убрать свое рабочее место.
- 6. Рефлексия- 1мин
-Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов). Давайте не будем ссориться и скажем друг другу: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь;
- Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Конспект урока по изо «русские богатыри». Проектная задача «Богатыри земли русской.»
Педагог: А вот наш камень что показывает?
показывает: прямо пойдешь — в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь — в художественную галерею попадёшь.
Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете, что мы сможем увидеть в картинной галерее?
А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?
Слайд 3 (Картина Васнецова В. « Три богатыря»)
Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин, сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.
Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?
Педагог: Что делают богатыри в чистом поле?
Как зовут богатырей?
Какими словами можно описать каждого богатыря
Кто из богатырей изображен в центре картины?
Почему вы так решили?
Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.
А что еще вы знаете о богатыре?
В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.
Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?
Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.
Опишите, как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато?
Добрыня Никитич — ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.
Кого победил Добрынюшка?
Педагог: А кто по левую руку от Добрынюшки?
А в какой семье родился Алеша?
Чем он прославился?
Чем побеждал Алеша своих врагов?
Алеша Попович — смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.
А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.
Как вы думаете, почему художник так изобразил?
Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?
Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: «и я детям и внукам наказываю — не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания — от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
«Богатыри земли русской…»
Название проектной задачи
Богатыри земли русской…
Интегрированная (изобразительное искусство, история)
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания стенгазеты «Богатыри земли русской…».
Знания, умения и способы действий на которые опирается задача
умение работать с текстом, извлекать нужную информацию в явном и неявном виде.
учить строить композицию плаката, используя средства выразительности
приобретение опыта работы с различными художественными материалами в процессе создания творческого продукта;
развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
уметь сотрудничать в совместном решении проблемы
анализировать, делать выводы;
обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач.
Планируемый педагогический результат
Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» стенгазету «Богатыри земли русской. »
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы учителем оценивается:
владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;
правильность выполнения задания;
способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;
умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;
перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;
умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него главное, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к оставленной цели;
коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат;
умение проводить взаимооценку по разработанным коллективно критериям.
Оборудование и материалы
Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А4, картон, карандаши, маркеры, ножницы, клей, стикеры для голосования
Замысел проектной задачи
Учащимся предлагается принять участие в оформлении мероприятия по истории в рамках предметной недели.
Учащиеся получат возможность самостоятельно отобрать материал, оформить его в виде стенгазеты, анализируя содержание представленных текстов.
Воспитательный смысл представленной проектной задачи заключен в самостоятельном поиске информации, посвященной любви к родному отечеству, популяризации русских богатырей, их самоотверженности, верности и смелости по отношению к Родине.
Проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой группе с осуществлением взаимоконтроля выполнения действий. На последнем этапе работы должна быть выполнена презентация плаката. В процессе выполнения проектной задачи учащиеся оказывают взаимопомощь друг другу, учиться кооперации.
Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Цель, которую должны достичь учащиеся: создать итоговый продукт –стенгазету.
Сюжет проектной задачи
Дорогие семиклассники! Приближается предметная неделя по истории. Учитель попросила нас о помощи: необходимо выполнить плакаты о русских богатырях для того, чтобы оформить мероприятие по истории Отечества в рамках предметной недели.
Итак, приступайте к работе! Удачи вам!
Начните свою работу с чтения инструкции к работе.
Тщательно отбирайте материал. По окончанию работы предлагается сверить полученный «продукт» с эталоном, проверить правильно ли выбрали иллюстрации и текст. При защите каждая группу должна обосновать выбор материала.
1 этап. Подводящий диалог
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Все вы наверное смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника? (ответы учеников). В них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.
Богатырь — воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей.
На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? Былина от слова «было». Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.
Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.
Учитель демонстрирует картину «Богатыри»
— Ребята, знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.
Ребята, я открою вам секрет: дело то в том, что Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич не могли встретится, так как жили в разных веках! Нам и предстоит выяснить подробную информацию о каждом из них, и выяснить в какое время жил каждый из них.
Я предлагаю каждой из групп разработать стенгазету об одном из героев. У одном группы должна получится стенгазета о Илье Муромце, у другой – о Алеше Поповиче, у третьей – о Добрыне Никитиче.
Но для того, чтобы оценить результат своей работы нам нужны критерии. Давайте их разработаем (разрабатывают критерии).
Давайте вспомним этапы работы над проектной задачей
Обсуждаем цель и предназначение результата
Составляем план действий
Заполняем лист самооценки
2 этап. Решение проектной задачи
«Богатыри земли Русской». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Елена Портных
«Богатыри земли Русской». Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Формировать представление о героических защитниках русской земли.
Задачи:
Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).
Развивать умение передавать пропорции человека, черты характера, настроение. Развивать логическое мышление, творческое воображение, эстетические чувства.
Воспитывать чувство гордости за богатырей, героев земли русской.
Предварительная работа:
Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», песня «Богатырская сила» А. Н. Пахмутовой.
Чтение отрывков из былинных сказах о богатырях.
Просмотр мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и серый волк», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Материалы к занятию:
Интерактивная доска, изображение картины В. Васнецова «Три богатыря», раскраски богатырей, ранее сделанные детьми, по современным мультфильмам, бумаги белого цвета, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки.
Ход занятия:
Как вы думаете, в старину, в далёкие времена кто защищал наше отечество, нашу землю? (Русские богатыри.)
Да, богатыри, о подвигах складывались песни, былины. Художники на своих картинах то же изображали героев земли Русской. Кто вспомнит на какой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович? («Три богатыря» В. М. Васнецова).
Да, это картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» (на экране показывается картина В. М. Васнецова «Три богатыря»).
Расскажите какими изображены три богатыря? (Илья Муромец самый могучий, мудрый и опытный богатырь. Добрыня Никитич спокойный да ласковый. Никого зря не обидит. И Алёша Попович тоже смелый и отважный, хоть он самый молодой из этих богатырей).
Обратите внимание, что защищает богатырей? (доспехи: кольчуга, шлем.)
Чем вооружены герои? (копьё, палица булатная, щит, лук и стрелы).
Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы, стариков, сирот, да малых детушек от врагов защищают).
А кто был главным другом богатырей в бою? (Его конь).
А теперь рассмотрите свои раскраски и вспомните мультфильмы про богатырей и их подвиги. Вот некоторые фрагменты подвигов героев русской земли. (включить на экране подборку эпизодов подвигов богатырей).
Физ. минутка: «Богатыри»
Богатырь – вот он какой, он силен, он здоров (изображают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)
На границе стоял. (изображают богатыря на границе)
Зорко-зорко наблюдал (подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри (поднимают руки высоко вверх)
Станем, как Богатыри! (руки на пояс)
А сейчас пришло время превратиться нам в художников портретистов. Сначала нарисуйте набросок простым карандашом, затем переходите к закрашиванию цветными карандашами (восковыми мелками). Когда будете делать набросок лица не забудьте соблюсти пропорции расположения глаз, носа и рта. (овал лица делим сначала приблизительно пополам, здесь располагаются глаза. Затем нижнюю половину делим опять пополам, здесь изображаем нос. А теперь оставшуюся нижнюю часть делим снова га две части, нарисуем рот).
Обратите внимание на доспехи богатыря: шлем-маковка, кольчуга. Черты характера, настроение богатырей.
Дети приступают к работе, а фоном включаю песни «Богатырская сила» А. Н. Пахмутовой, «Солдатушки — бравы ребятушки».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» Тема: Богатыри земли русской. Интегрированное занятие по нравственно — патриотическому воспитанию. Цель: Расширение представлений детей.
Конспект игры-путешествия в прошлое в старшей группе «Богатыри земли русской» Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад №45 Пушкинского района СПб Регусевич Елена Викторовна Цель: обеспечить приобщение детей к героическому.
Конспект интегрированного занятия «Богатыри земли русской» Конспект интегрированного занятия для старшей группы Тема: «Богатыри Земли Русской» Программное содержание: Воспитывать патриотические.
Конспект мероприятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Богатыри земли русской» Цель: Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. Задачи: 1. Научить отвечать на поставленные.
Конспект НОД для старшей группы «Богатыри земли русской» Цели: -Приобщать детей к истокам русской народной культуры. -Способствовать развитию у детей представлений о защитниках Родины (от богатырей.
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Цель: — формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Задачи: • Закрепить названия.
Проект «Богатыри земли русской» Возраст детей: подготовительная группа. Срок проекта: 1 месяц. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Срок проекта: краткосрочный.
Проект «Богатыри земли русской» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА», ЕАО. ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Автор: Гордеева.
Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской» Задачи:1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях. 2. Оживить представление детей о былине,.
Источники:
http://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskaya-razrabotka-konspekta-russkie-bogatyri-90572.html
http://feliciastar.ru/astrozhurnal/konspekt-uroka-po-izo-russkie-bogatyri-proektnaya-zadacha.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-bogatyri-zemli-ruskoi-risovanie-konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe.html