0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коробочка герой произведения. Урок по русской литературе на тему «образы коробочки и ноздрева

Урок по теме: «Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

Разделы: Литература

ПМК русского языка и литературы ОмКК работает по программе по литературе для 5-11-х классов (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной и учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я., Збарского И.С., Коровина В.И. для 9 класса (М: Просвещение).

Уроки по творчеству Н.В.Гоголя включены в четвертую тему курса “Литература ХIХ века”, что обеспечивает последовательное освоение как всего литературного процесса первой половины Х1Х века, так и творчества Н.В.Гоголя. К 9-му классу кадеты уже подготовлены к изучению творчества писателей на историко-литературной основе, поэтому мы предлагаем следующую систему уроков по творчеству Н.В.Гоголя:

1-2 уроки – Н.В.Гоголь. “Мертвые души”. История создания поэмы. Первоначальный замысел поэмы и идеи Гоголя. Город NN и его чиновники.

3-4 уроки – “Мертвые души”. Система образов. Мертвые и живые души.

5-6 уроки – Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич.

7 урок – Эволюция Плюшкина в замысле поэмы “Мертвые души”.

8-9 уроки – “Мертвые души”. Чичиков – “приобретатель”, новый герой эпохи. Роль лирических отступлений. “Живая Русь” в поэме “Мертвые души”.

10 урок – “Мертвые души”. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику.

В центр обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков становится проблемный вопрос: Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным?

Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа, использование связей с изобразительным искусством.

Тип урока – урок-исследование.

На предыдущих уроках темы мы проследили систему образов в поэме Н.В.Гоголя, познакомились с понятием “деталь”, повторили сатирические приемы, которые использует Гоголь при создании своих героев, проследили принцип построения характеристики героев (от внешней — к внутренней). Эта предшествующая работа очень важна для успешной работы групп на данных уроках, так как позволяет раскрыть сущность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Гоголя – детали, содействует развитию самостоятельного мышления кадет, совершенствует умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения.

В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление. Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы. При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008
  2. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.
  3. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний. М, 2004.
  4. Турьянская Б.И. Русская литература Х1Х века. Материалы для подготовки к экзаменам. М.: Русское слово, 2003.

5.. Шапошникова В.В. “Открой мне глубокую тайну свою…” М.: Московский лицей,1998.

6. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.

7..Журналы “Литература в школе” разных лет.

ЦЕЛИ: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение кадет к исследовательской работе.

3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. (См. приложение к уроку). (11 мин.)

Цель: вызвать интерес к произведению, проследить осознанность чтения, знание текста.

IV. ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (6 мин.)

Они все даром бременят землю…

Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

Н.В.Гоголь “Выбранные места…”

V. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. (11мин.)

— Что такое система образов?

— Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”?

— Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?

— Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?

VI. РАБОТА НАД ГЛАВАМИ 2-5. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (32 мин.)

Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей: Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

“Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В.Гоголь по поводу “Мертвых душ”, — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши”.

1 ГРУППА. Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)

Точнее представить образы героев кадетам помогут иллюстрации П.Боклевского, которые пополняются по мере работы групп и развешиваются, образуя лестницу, ведущую вниз.

— Какие черты героя художник считает основной?

Читать еще:  Рисунки животных карандашом поэтапно панда. Как нарисовать панду из мультика карандашом? Как нарисовать панду карандашом

VII. РАБОТА НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ “ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ”.

(20 мин.) (Заполняется по ходу работы каждой группы) Знакомство с понятиями “маниловщина”, “ноздревщина”.

VIII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)

Возвращение к теме урока, эпиграфу.

— Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (Создание проблемной ситуации для работы на следующем уроке.)

IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

  1. Чтение гл. 6-8

2. Характеристика образа Плюшкина (по плану)

Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

План-конспект урока: «Чичиков в гостях у Коробочки»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока — проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Марканичева Елена Владимировна

Тема: Чичиков в гостях у Коробочки

Тип урока: урок-исследование

— содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.

— деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.

  1. Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)

Салоп – женское верхнее одеяние;

Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;

Заседатель – выборный член суда;

Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром

Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.

Структура и ход урока

1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске.

2. Чтение эпиграфа

Зачем автор рассказал о Коробочке?

В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже?

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

Размышляют над смыслом эпиграфа.

Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения

Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня)

Эмоционально настраивает учащихся.

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу.

Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают.

Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста.

КУУД: соблюдение правил речевого поведения

Основные черты характера Коробочки.

Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души»

Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю?

Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков?

2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки»

3. Исследование текста

Слово для выступления группам учащихся.

Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки.

4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость.

-А что же обозначает фамилия Коробочка?

Платье Чичикова высушено и вычищено.

— перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул.

— предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство)

Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство).

Переносят таблицу в тетрадь.

1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты)

Вывод группы : Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни.

2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование)

Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа.

3 группа. Деревня Коробочки.

« За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две».

(Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка).

4 группа . Речь Коробочки

Заполняют первые три строки таблицы.

Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе.

Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек

ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания.

КУУД: сотрудничество с учителем

ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения.

КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания,

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения.

РУУД: оценка правильности выполнения задания.

Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов

ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного.

ЛУУД: моральная оценка героя

Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

— Как в фильме создается образ Коробочки?

— Какие качества героини проявились в сцене торга?

— После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро.

Чем же уморила Коробочка Чичикова?

— Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже?

Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки)

Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством.

Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» — дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек.

Читать еще:  Хорошие слова к дню рождения мужчине. Поздравить мужчину с днем рождения своими словами

Обращаются к презентации (слайд 8-9 )

Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ.

ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

ПУУД: построение суждения об объекте.

ЛУУД: моральная оценка героя

Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить.

Обращается к слайду № 10.

— Какая черта характера при угощении проявляется?

Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд.

Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля)

ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

Обратимся снова к эпиграфу урока.

Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, — это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость.

Давайте заполним последнюю строку таблицы:

почему Коробочка «мертвая душа»

Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них».

Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию.

Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов:

«Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки.

Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой»

РУУД: осознание учащимся того, что усвоено.

ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом.

ПУУД: обобщение, систематизация

Комментарий домашнего задания.

Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план таблицы (задания по группам)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чичиков в гостях у Коробочки

Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь

помещик речь Кластер

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?

«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»

— А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! — С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва

Урок 3: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы. Образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Урок 3 Н.В. Гоголь « Мертвые души2 Система образов поэмы. Образы помещиков(Манилов, Коробочка)

Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; фолрмировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической рабрты с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : учебник, текст поэмы « Мертвые души»,раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок – анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

I . Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа (анализ первой главы)

— Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.

— Какой была цель его приезда в губернский город?

— Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель выделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?

III. Мотивация учебной деятельности

Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бю рократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки

Система образов. Образная система поэмы строится в соответ­ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутст­вует авторский голос и создается образ.

Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то намерениями, которые выясняются позднее.

IV . Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя.

Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; «дубиноголовых» коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам «героев» со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.

Читать еще:  Что такое постоянные эпитеты краткое описание. Постоянный эпитет: примеры, виды, определение, использование в литературе

2. Коллективная работа по составлению опорной схемы – конспекта « Система образов поэмы» ( запись на доске и в тетради)

Система образов поэмы

Помещики, деревенские жители

Чиновники и городские жители

3. Аналитическая беседа « Размышляем, обсуждаем»

а) Анализ первой главы

— Кого из помещиков Чичиков навещает первым?

— Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?

— Какая деталь в описании героя является ведущей?

-Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?

— Как автор характеризует Манилова? Какая черта Манилова является ведущей? Примеры из текста.

— Чем был занят помещик? Как он относится к своему имению?

— Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. – Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова?

Аргументируйте свой ответ

— Объясните термин « маниловщина»

— Прокомментируйте оценку этой главы, данную В.А. Жуковским: « Смешно и больно».

б) Анализ третьей главы

— С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Примеры из текста.

— Найдите в тексте и прочитайте характеристику Коробочки. Какая черта Коробочки является ведущей? Примеры из текста.

– Выразительно прочитайте, как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Коробочку?

— Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему?

— Какой художественный прием усиливает авторское обобщение? Примеры из текста.

4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

«Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

Отношение к просьбе о продаже мертвых душ

Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. —

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица- накопительница

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве

Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя.

Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

5. Сопоставительная работа

Анализ образов Манилова и Коробочки ( в парах)

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

VI . Домашнее задание

1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.

2. Индивидуальное задание. Подготовиться к ролевой игре

3. Опережающее задание. Подготовить ответ устно на проблемный вопрос:» С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/567143/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/07/30/urok-issledovanie-chichikov-v-gostyah-u-korobochki
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_3__nv_gogol_%C2%AB_mertvie_dushi%C2%BB_sistema_obrazov__095221.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector