0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коробочка герой произведения. Урок по русской литературе на тему «образы коробочки и ноздрева

Урок по теме: «Н.В. Гоголь «Мертвые души». Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»

Разделы: Литература

ПМК русского языка и литературы ОмКК работает по программе по литературе для 5-11-х классов (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной и учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений под редакцией Коровиной В.Я., Збарского И.С., Коровина В.И. для 9 класса (М: Просвещение).

Уроки по творчеству Н.В.Гоголя включены в четвертую тему курса “Литература ХIХ века”, что обеспечивает последовательное освоение как всего литературного процесса первой половины Х1Х века, так и творчества Н.В.Гоголя. К 9-му классу кадеты уже подготовлены к изучению творчества писателей на историко-литературной основе, поэтому мы предлагаем следующую систему уроков по творчеству Н.В.Гоголя:

1-2 уроки – Н.В.Гоголь. “Мертвые души”. История создания поэмы. Первоначальный замысел поэмы и идеи Гоголя. Город NN и его чиновники.

3-4 уроки – “Мертвые души”. Система образов. Мертвые и живые души.

5-6 уроки – Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич.

7 урок – Эволюция Плюшкина в замысле поэмы “Мертвые души”.

8-9 уроки – “Мертвые души”. Чичиков – “приобретатель”, новый герой эпохи. Роль лирических отступлений. “Живая Русь” в поэме “Мертвые души”.

10 урок – “Мертвые души”. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику.

В центр обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков становится проблемный вопрос: Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным?

Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа, использование связей с изобразительным искусством.

Тип урока – урок-исследование.

На предыдущих уроках темы мы проследили систему образов в поэме Н.В.Гоголя, познакомились с понятием “деталь”, повторили сатирические приемы, которые использует Гоголь при создании своих героев, проследили принцип построения характеристики героев (от внешней — к внутренней). Эта предшествующая работа очень важна для успешной работы групп на данных уроках, так как позволяет раскрыть сущность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Гоголя – детали, содействует развитию самостоятельного мышления кадет, совершенствует умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения.

В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление. Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы. При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

  1. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008
  2. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование. М.: Экзамен, 2003.
  3. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний. М, 2004.
  4. Турьянская Б.И. Русская литература Х1Х века. Материалы для подготовки к экзаменам. М.: Русское слово, 2003.

5.. Шапошникова В.В. “Открой мне глубокую тайну свою…” М.: Московский лицей,1998.

6. Шадрина С.Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2008.

7..Журналы “Литература в школе” разных лет.

ЦЕЛИ: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение кадет к исследовательской работе.

3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. (См. приложение к уроку). (11 мин.)

Цель: вызвать интерес к произведению, проследить осознанность чтения, знание текста.

IV. ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (6 мин.)

Они все даром бременят землю…

Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

Н.В.Гоголь “Выбранные места…”

V. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ. (11мин.)

— Что такое система образов?

— Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”?

— Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?

— Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?

VI. РАБОТА НАД ГЛАВАМИ 2-5. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (32 мин.)

Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей: Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

“Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В.Гоголь по поводу “Мертвых душ”, — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши”.

1 ГРУППА. Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.

(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)

Точнее представить образы героев кадетам помогут иллюстрации П.Боклевского, которые пополняются по мере работы групп и развешиваются, образуя лестницу, ведущую вниз.

— Какие черты героя художник считает основной?

Читать еще:  Биография анны из холодного сердца. «Холодное сердце» стал самым кассовым анимационным фильмом в истории компании Дисней

VII. РАБОТА НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ “ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ”.

(20 мин.) (Заполняется по ходу работы каждой группы) Знакомство с понятиями “маниловщина”, “ноздревщина”.

VIII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)

Возвращение к теме урока, эпиграфу.

— Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (Создание проблемной ситуации для работы на следующем уроке.)

IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)

  1. Чтение гл. 6-8

2. Характеристика образа Плюшкина (по плану)

Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

План-конспект урока: «Чичиков в гостях у Коробочки»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Технологическая карта урока-исследования с указанием формируемых на уроке УУД. Цель урока — проследить по тексту 3 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» особенности характера героини, ее привязанности, вкусы, выявить новые черты характера Чичикова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Марканичева Елена Владимировна

Тема: Чичиков в гостях у Коробочки

Тип урока: урок-исследование

— содержательные: проследить по тексту главы 3 особенности характера героини, ее образ жизни, привязанности, вкусы; выявить новые черты характера Чичикова.

— деятельностные: развитие умения и навыков в работе с текстом, привитие бережного отношения к слову, умение работать со справочниками, умение аргументировать свой ответ, развитие любознательность, закрепление терминов, знакомство с архаизмами, воспитание интереса к предмету

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», рабочие тетради, интерактивная доска, презентация.

  1. Слова – архаизмы: пестрядевый, пестрядь – грубая, пестрая ткань; (льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая)

Салоп – женское верхнее одеяние;

Коллежская секретарша – супруга или вдова чиновника 10 класса;

Заседатель – выборный член суда;

Ассигнации – бумажная деньга, 3,5 рубля ассигнациями = 1 рублю серебром

Пенька – прядильные волокна из стебля конопли.

Структура и ход урока

1. Сообщение темы, целей урока; планируемые результаты. Обращение к значениям слов, записанных на доске.

2. Чтение эпиграфа

Зачем автор рассказал о Коробочке?

В ряду помещиков она единственная женщина. Нам ничего неизвестно о её прошлом, семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству. Что же «истинно русского, коренного в этом персонаже?

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

Размышляют над смыслом эпиграфа.

Регулятивные УУД (далее РУУД): целеполагание, саморегуляция

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные УУД (далее КУУД): формулирование собственного мнения

Чичиков в пути. Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня)

Эмоционально настраивает учащихся.

Итак, Н.В.Гоголь «Мертвые души». Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу.

Двое подготовленных учащихся читают отрывок. Остальные слушают.

Познавательные УУД (далее ПУУД): восприятие текста.

КУУД: соблюдение правил речевого поведения

Основные черты характера Коробочки.

Реализация домашнего задания по исследованию текста 3 главы поэмы «Мертвые души»

Какой прием был оказан Чичикову? Какая черта проявляется по отношению к гостю?

Какой прием использует Гоголь для создания образов помещиков?

2. Учитель обращает внимание учащихся на кластер (слайды № 3, 4), отражающий предметы исследования: портрет, хозяйство, речь, торг, обед, и на обобщающую таблицу «Основные черты Коробочки»

3. Исследование текста

Слово для выступления группам учащихся.

Обратить внимание на предметно-бытовые детали текста, которые помогают сделать вывод о характере Коробочки.

4. Вывод. По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость.

-А что же обозначает фамилия Коробочка?

Платье Чичикова высушено и вычищено.

— перины взбиты, взобраться можно было, лишь подставив стул.

— предложено даже почесать ему на ночь пятки.(Гостеприимство)

Гоголь использует прием создания характера персонажа через портрет и окружающую его обстановку (комната, усадьба, хозяйство).

Переносят таблицу в тетрадь.

1 группа. Два портрета Коробочки (цитаты)

Вывод группы : Портрет сливается с характером. Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. Нежданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом образе жизни.

2 группа. Хозяйство (вид из окна, цитирование)

Вывод: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле – самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничего не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

В фольклорной традиции птицы, которые упоминает автор, описывая хозяйство Коробочки (индюки, куры, сороки, воробьи) символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Метонимический перенос Гоголя – чучело на длинном шесте в чепце хозяйки – пародия, двойник Коробочки. Это усиливает бессмыслицу бережливости одинокой вдовы, которая копит неизвестно для кого и не видит дальше своего носа.

3 группа. Деревня Коробочки.

« За огородами следовали крестьянские избы, которые …показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились… Чичиков заметил, где запасную почти новую телегу, а где и две».

(Описание деревни Коробочки говорит само за себя, она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка).

4 группа . Речь Коробочки

Заполняют первые три строки таблицы.

Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе.

Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек

ПУУД: выделение необходимой информации из текста, произвольное построение речевого высказывания.

КУУД: сотрудничество с учителем

ПУУД: подготовленное высказывание в устной форме; анализ, умение доказывать , делать выводы, восприятие текста художественного произведения.

КУУД: активность в решении познавательных задач, построение монологического высказывания,

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил общения.

РУУД: оценка правильности выполнения задания.

Личностные УУД: работа в группе, развитие познавательных интересов

ПУУД: восприятие текста, анализ услышанного и прочитанного.

ЛУУД: моральная оценка героя

Просмотр фрагмента кинофильма «Мертвые души» (реж. М.Швейцер)

Вопросы к просмотренному фрагменту.

— Как в фильме создается образ Коробочки?

— Какие качества героини проявились в сцене торга?

— После беседы с Коробочкой Чичиков был весь в поту, как в реке: все, что было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро.

Чем же уморила Коробочка Чичикова?

— Каким в этой сцене видим Чичикова? Что нового открылось в этом персонаже?

Смотрят кинофрагмент. После просмотра отмечают, что в фильме создано внешнее сходство с героиней, фоном даются звуки: мычание коров, пение петуха (символично для образа Коробочки)

Делают выводы: Коробочка уморила Чичикова своей бестолковостью, подозрительностью, скупостью, упрямством.

Заполняют строку в таблице «общечеловеческий тип» — дубинноголовая, закоснелый, ограниченный человек.

Читать еще:  Вязаный кролик. Кролик крючком - самое интересное в блогах. Заяц крючком от Натальи Мир

Обращаются к презентации (слайд 8-9 )

Характеризуют Чичикова: он не церемонится с собеседницей, т.к. она небогата. Чичиков разный. Слащаво-обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

ПУУД: развитие мыслительных операций: сравнение текста и его экранизации, анализ.

ЛУУД: воспитание интереса к отечественному кино.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

ПУУД: построение суждения об объекте.

ЛУУД: моральная оценка героя

Сделка, наконец, совершена. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить.

Обращается к слайду № 10.

— Какая черта характера при угощении проявляется?

Читают отрывок из текста главы, вынесенного на слайд.

Подготовленный учащийся выступает с сообщением о значении архаизмов, называющих блюда: пряглы, скородумки, шанежки, припек, сняток и др. (Использование словаря В.И.Даля)

ПУУД: поиск необходимой информации в словаре, построение речевого высказывания, развитие творческого воображения.

КУУД: умение выразить мысль в соответствии с задачей.

Обратимся снова к эпиграфу урока.

Итак, Гоголь, знакомя нас с помещицей Коробочкой, обращает внимание на истинно русские, коренные свойства наши. С одной стороны,- это гостеприимство, хлебосольство, бережливость, а с другой стороны, — это мелочная хлопотливость, дубинноголовость, упрямство, подозрительность и тупость.

Давайте заполним последнюю строку таблицы:

почему Коробочка «мертвая душа»

Вы правы. Не случайно, прощаясь с Коробочкой, Гоголь восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная жизнь или не хозяйственная – мимо них».

Обращение к слайду 12, иллюстрирующему авторскую позицию.

Размышляют над вопросом, обращаются к описанию часов:

«Понатужась всеми силами» часы прохрипели, значит, время ползет, как змея, «со страшным шипением», стрелки ходят – бродят по замкнутому кругу мимо «нарисованных цветов». И ничего не меняется в усадьбе Коробочки.

Звуковой образ бьющих часов подчеркивает, что проходят десятилетия, а старушечий быт остается неизменным, она ничем не интересуется, живет в глуши, в ее жизни нет никаких событий, она примитивна, скучна, поэтому Коробочка духовно мертва, ее можно назвать «мертвой душой»

РУУД: осознание учащимся того, что усвоено.

ЛУУД: соотнесение своей части работы с общим замыслом.

ПУУД: обобщение, систематизация

Комментарий домашнего задания.

Подготовить характеристики Ноздрева, Собакевича, Плюшкина , используя план таблицы (задания по группам)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Чичиков в гостях у Коробочки

Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши. Н.В.Гоголь

помещик речь Кластер

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Портрет, отношение к вещам, Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»?

«…женщина пожилых лет…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»

— А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…- возразила старуха,…открыла рот и смотрела на него почти со страхом… Мертвые в хозяйстве! Эк куда хватили! Воробьев разве пугать по ночам в вашем огороде , что ли! — С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь

«Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки , шанишки , пряглы , блины, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом припекой со сняточкой , и невесть чего не было».

Основные черты Коробочки Отношение к гостю Отношение к вещам, портрет Отношение к хозяйству, имению Отношение к покупке «мертвых душ» Общечеловеческий тип Почему «мертвая душа»? Гостеприимство Бережливость Заботливость, любовь к порядку Скупость, бестолковость, подозрительность « Дубиноголовая », закоснелый, ограниченный человек Примитивна, скучна. Духовно мертва

Урок 3: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы. Образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Урок 3 Н.В. Гоголь « Мертвые души2 Система образов поэмы. Образы помещиков(Манилов, Коробочка)

Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; фолрмировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической рабрты с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : учебник, текст поэмы « Мертвые души»,раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок – анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

I . Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа (анализ первой главы)

— Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.

— Какой была цель его приезда в губернский город?

— Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель выделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?

III. Мотивация учебной деятельности

Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бю рократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки

Система образов. Образная система поэмы строится в соответ­ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутст­вует авторский голос и создается образ.

Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то намерениями, которые выясняются позднее.

IV . Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя.

Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; «дубиноголовых» коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам «героев» со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.

Читать еще:  Как правильно нанести дневной макияж. Главные принципы нанесения дневного макияжа. Для зеленых глаз

2. Коллективная работа по составлению опорной схемы – конспекта « Система образов поэмы» ( запись на доске и в тетради)

Система образов поэмы

Помещики, деревенские жители

Чиновники и городские жители

3. Аналитическая беседа « Размышляем, обсуждаем»

а) Анализ первой главы

— Кого из помещиков Чичиков навещает первым?

— Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?

— Какая деталь в описании героя является ведущей?

-Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?

— Как автор характеризует Манилова? Какая черта Манилова является ведущей? Примеры из текста.

— Чем был занят помещик? Как он относится к своему имению?

— Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. – Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова?

Аргументируйте свой ответ

— Объясните термин « маниловщина»

— Прокомментируйте оценку этой главы, данную В.А. Жуковским: « Смешно и больно».

б) Анализ третьей главы

— С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Примеры из текста.

— Найдите в тексте и прочитайте характеристику Коробочки. Какая черта Коробочки является ведущей? Примеры из текста.

– Выразительно прочитайте, как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Коробочку?

— Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему?

— Какой художественный прием усиливает авторское обобщение? Примеры из текста.

4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

«Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»

Отношение к просьбе о продаже мертвых душ

Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. —

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица- накопительница

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве

Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя.

Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

5. Сопоставительная работа

Анализ образов Манилова и Коробочки ( в парах)

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

VI . Домашнее задание

1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.

2. Индивидуальное задание. Подготовиться к ролевой игре

3. Опережающее задание. Подготовить ответ устно на проблемный вопрос:» С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/567143/
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/07/30/urok-issledovanie-chichikov-v-gostyah-u-korobochki
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_3__nv_gogol_%C2%AB_mertvie_dushi%C2%BB_sistema_obrazov__095221.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector