Курсовая работа: Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы. Особенности разновозрастного общения детей
Особенности организации работы в разновозрастной группе
Особенности организации работы в разновозрастной группе
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.
Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.
Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, нравственно-волевые качества, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.
Занятия оказывают заметное влияние на физиологические функции организма ребенка, так как требуют от него определенных усилий, ограничения естественной двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. Поэтому проводить занятия следует в благоприятных гигиенических и педагогических условиях, способствующих предупреждению утомления. Организация занятий должна предусматривать и пути повышения физиологических возможностей детского организма, совершенствования его выносливости.
Организация учебной деятельности в дошкольных организациях существенно отличается от системы школьного обучения. Занятия с детьми раннего возраста осуществляются преимущественно в индивидуальной форме и носят игровой характер. Постепенно, с возрастом детей объединяют в небольшие подгруппы, а затем – в 1 и 2 младшей группе переходят к групповым занятиям.
Одновременно увеличивается и продолжительность занятий – от 8–10 мин в раннем возрасте до 25–35 мин в старшей и подготовительной к школе группах. К этому возрасту у детей, как правило, сформированы усидчивость, способность к сосредоточенной работе на различных по характеру и содержанию занятиях.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Имеется четыре вида организации учебной деятельности детей.
I вид — ступенчатое начало занятия
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия
ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию
ІV вид — отдельная деятельность детей
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы
Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. 2-е изд. испр. М.: Просвещение, 1989. 512 с. Буре
Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы
Другие курсовые по предмету
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д. [21, 28].
В общем, обогащенное развитие это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины) [19, 19].
Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.
Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности и это также будет заметно в созданной среде. Кому-то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики все это так или иначе найдет отражение в среде группы.
Развивающее обучение направлено, прежде всего, на развитие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самостоятельность и активность. Источник целостного развития ребенка его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность [18, 56].
Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения сотрудничество. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе ДУУ [3, 10].
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.
Кроме того, детям должно быть ясно видно, как передвигаться по групповой комнате, чтобы не помешать деятельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.
При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования). Так, возможен следующий подход к организации среды:
- центр сюжетно-ролевой игры;
- центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;
- центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
- центр строительно-конструктивных игр;
- центр математики (игротека);
- центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в то же время многофункционален.
Возможно иное построение среды «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.
2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом [3, 11].
3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке
Особенности организации работы в разновозрастной группе
Особенности организации работы в разновозрастной группе
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.
Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.
Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы: игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.
Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.
В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.
Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.
Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.
Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, нравственно-волевые качества, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей.
Занятия оказывают заметное влияние на физиологические функции организма ребенка, так как требуют от него определенных усилий, ограничения естественной двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. Поэтому проводить занятия следует в благоприятных гигиенических и педагогических условиях, способствующих предупреждению утомления. Организация занятий должна предусматривать и пути повышения физиологических возможностей детского организма, совершенствования его выносливости.
Организация учебной деятельности в дошкольных организациях существенно отличается от системы школьного обучения. Занятия с детьми раннего возраста осуществляются преимущественно в индивидуальной форме и носят игровой характер. Постепенно, с возрастом детей объединяют в небольшие подгруппы, а затем – в 1 и 2 младшей группе переходят к групповым занятиям.
Одновременно увеличивается и продолжительность занятий – от 8–10 мин в раннем возрасте до 25–35 мин в старшей и подготовительной к школе группах. К этому возрасту у детей, как правило, сформированы усидчивость, способность к сосредоточенной работе на различных по характеру и содержанию занятиях.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Имеется четыре вида организации учебной деятельности детей.
I вид — ступенчатое начало занятия
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия
ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию
ІV вид — отдельная деятельность детей
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Источники:
http://infourok.ru/osobennosti-organizacii-raboti-v-raznovozrastnoy-gruppe-638499.html
http://www.studsell.com/view/130533/?page=2
http://infourok.ru/osobennosti-organizacii-raboti-v-raznovozrastnoy-gruppe-638499.html