Литературная викторина “Умники и умницы” по повести А. Конструкт урока-викторины по роману А.С
Литературная викторина “Умники и умницы” по повести А. Конструкт урока-викторины по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
«Капитанская дочка», викторина по главам повести А.С. Пушкина
Глава I Сержант гвардии
1.Автор начинает повесть со знакомства с главным героем – Петром
Гринёвым. Кто рассказывает о нём? (Сам Гринёв от первого лица повествует о
своей жизни.)
2. Пётр Гринёв – единственный выживший ребёнок в семье премьер-майора в
отставке и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Сколько
детей родилось в этой семье? (9 детей)
3. «Матушка была ещё мною брюхата, – вспоминал Гринев, – как я уже был…
восстановите текст. (… записан в Семёновский полк сержантом»)
4.Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу, чтобы тот
воспитывал маленького барина. Как звали слугу? (Архип Савельич)
5.Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться…. В чём научил
разбираться Савельич?
(в охотничьих собаках)
6.Желая дать сыну хорошее образование, отец Андрей Петрович Гринёв
решил обучить сына. Чему хотел обучить отец? («языкам и всем наукам»)
7.Сколько лет было Петру Гринёву, когда Андрей Петрович пригласил
учителя-иностранца? (12 лет)
8.Отец нанимает французского учителя. Как зовут учителя (Бопре).
9. Чем на самом деле занимается француз? (Он больше пьянствует, чем учит
недоросля)
10.Совсем забыв про свои обязанности, Бопре пристрастился к водке и не
пропускал…. Что же не пропускал «горе-учитель»? (ни одной юбки)
11.Воспитание юного Гринёва свелось к тому, что вместо обучения наукам на
французском – он сам… Что же в действительности делает Петруша?(Сам
обучает своего французского учителя «болтать по-русски».)
12.Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился
прямо на урок. Какую картину увидел отец? (Пьяный француз спал, а Петя
мастерил из географической карты воздушного змея).
13.Не находя значительной пользы от такого образования, отец выгоняет
Бопре. Какую дальнейшую жизнь сыну выбирает отец вместо традиционной
блестящей карьеры петербургского офицера отец? (выбирает для сына
суровую службу в одной из крепостей на Яике).
14.Итак, Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу.
Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю. Куда был отправлен
недоросль Пётр Гринёв? (в Оренбург, в Белогорскую крепость)
15. По дороге в Оренбург Петр останавливается в Симбирске, там же он
знакомится с гусаром. Как звали этого гусара? (Иваном Зуриным)
16.Чему гусар берется обучить Гринева? (игре в бильярд)
17.Воспользовавшись простотой Петра, Иван Зурин с легкостью выигрывает у
него деньги. Какую сумму тот выигрывает? (100 рублей)
Глава II Вожатый
1.Что случилось с Петром Гринёвым в степи по дороге в Оренбургскую
губернию? (Петр попадает в буран).
2.Ямщик уже отчаялся вывести коней, как удалось путникам избежать беды?
(рядом с возком оказывается некий мужик, который предлагает проводить
заплутавших странников).
3.Незнакомец верно указал путь, и ямщику удалось вывести своих седоков,
включая нового попутчика, на постоялый двор. Какое диалектное слово
является синонимом словосочетанию «постоялый двор»? (умёт)
4. Гринёв повествует о пророческом сне, который ему приснился в кибитке.
Расскажите его (Краткое содержание сна таково: он видит свой дом и мать,
которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с
бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж.
Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и
тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не
трогает.)
5.Пётр Гринёв, его слуга и незнакомец подъезжают к постоялому двору,
напоминающему воровское пристанище. О чём просит у Петруши незнакомец,
замерзший в стужу в одном армяке? (просит вина, и тот угощает его).
6.В доме незнакомец затевает иносказательный разговор с хозяином. Что
выдавало в незнакомце «лихого человека»? (Язык их общения имел черты
воровской лексики)
7.Проведя ночь на умёте, Гринев вновь собирается в дорогу, предварительно
отблагодарив незнакомца. Каким предметом поблагодарил Гринёв
вчерашнего вожатого? (заячьим тулупом).
8.Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и
обещает…Что обещает чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и
самого разбойничьего вида? (век помнить доброту молодого барина).
9.В Оренбурге Петр попадает в распоряжение генерала Андрея Карловича,
старого приятеля его отца. Куда генерал дает юноше направление? (в
Белогорскую крепость)
10. Ссылка в такую глушь огорчает Петра, уже давно мечтавшего о
гвардейском мундире. Где находится крепость? Ответьте словами из текста
(затеряна в сорока верстах от города, на границе с «киргизскими степями»).
11. Генерал, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость
под начало капитана. Назовите фамилию капитана. (Иван Кузьмич Миронов)
Глава III Крепость
Что представляет собой Белогорская крепость? (Она представляет собой
деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой).
Как выглядит комендант капитан Миронов? (седой старик)
Сколько человек проходят службу под началом капитана Миронова? (около
сотни старых солдат и два офицера)
Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но кто на
деле заправлял всем? (его супруга – Василиса Егоровна)
Опишите офицеров крепости. (Один из них – пожилой одноглазый поручик
Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин)
Простые и добрые люди сразу понравились Гриневу. Большой интерес у
Гринева вызывает остроумный офицер Швабрин. Расскажите о нём. (Он
переведен в крепость из Петербурга за нарушение дисциплины и
«смертоубийство»).
Склонный к нелестным отзывам об окружающих Алексей Швабрин, частенько
язвительно говорил о Маше, дочери капитана. Какой по его словам была
Маша? (Он выставлял её весьма недалёкой особой, ужасной трусихой)
Гринев сам знакомится с дочерью командира и убеждается…В чём он
убеждается? (Он убеждается в ошибочности мнения поручика Швабрина)
Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником
Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, какой она ему видится?
(видится ему бесконечной и скучной).
Глава IV Поединок
1.Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось
в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда
муштрует солдат, но пока не может добиться. Чего же не может добиться
капитан? (чтобы они отличали «лево» и «право»).
2.Служба уже не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в
переводах. Назовите ещё одно увлечение Петра Гринёва. (увлёкся и
сочинением стихов)
3.Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А
Швабрин нравится ему все меньше.Почему? (Алексей всех высмеивает, плохо
отзывается о людях).
4.Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это
единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Как относится к
стихам Швабрин? (Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его
чувства)
5.Какой совет даёт Швабрин и уверяет, что сам испытал правильность
такого подхода. (вместо стихов подарить Маше серьги)
6.Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Как реагирует Швабрин?
(Алексей вызывает юношу на дуэль).
7.Кого Петр Гринёв просит стать секундантом? (Ивана Игнатьича).
8.Как реагирует на такое решение старый поручик? (Однако не понимает
такого жестокого выяснения отношений).
9.После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Как поступает
Швабрин и Гринёв? (Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов.)
10.Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со
шпагами в руках… Что же случилось? (их арестовывают солдаты во главе с
поручиком).
11.Кто заставляет дуэлянтов примириться? (Василиса Егоровна)
12.Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. О чём поведала
Гринёву Маша? Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на
девушку. (Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил
отказ).
13. Как поступают противники на следующий день? (На другой день
противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать
такой достойный отпор).
14.Почему Пётр, которому удается потеснить офицера, получает ранение в
грудь? (в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и
получает ранение)
Глава V Любовь
1.Насколько серьёзным оказывается ранение? Через какое время Пётр Гринёв
приходит в себя? (Рана серьезная. Петр приходит в себя только на следующие
сутки)
2.Кто ухаживает за Гринёвым? Как проходит лечение? (Раненый Гринев
благодаря уходу за ним полкового цирюльника и Маши быстро идет на
поправку)
3.Получил ли Швабрин прощение от Гринёва и почему? (Он прощает
Швабрина, поскольку видит в его действиях признак уязвленного самолюбия
отвергнутого влюблённого человека)
4.Петр Гринёв просит руки Маши. Какой ответ получен? (Девушка
соглашается).
5.Молодой человек сочиняет трогательное письмо для отца с целью
выпросить у него благословение на союз с Марьей Мироновой. Но почему
негодует отец? Какой ответ получен? (Отец, узнавший о дуэли, негодует и
отвечает отказом. В порыве гнева Гринёв старший намекает сыну, что готов
перевести его в другое место службы).
6.Какую ещё новость о делах семьи узнаёт Пётр Гринёв в письме? (В письме
также говорится, что матушка Гринева слегла).
7.Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же
матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Правда
ли это? (Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство
Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то,
что не сообщил о ранении).
8.Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал
генералу. Так кто же, по мнению, Гринёва это сделал и почему? (Теперь
юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей).
9.Однако отказ отца в благословении не меняет намерений Петра. Как
поступает Маша, узнав, что родительского благословения не будет? (Маша
отказывается от свадьбы, она против тайного замужества)
10.На время влюблённые молодые люди отдаляются друг от друга. Что
беспокоит Гринева? (Он понимает, что несчастная любовь может лишить его
разума и привести к распутству).
Глава VI Пугачевщина
1.Почему в начале октября 1773 года в Белгородской крепости начинается
беспокойство? (Комендант Миронов получает извещение из Оренбурга о
появлении на Яике «шайки» Емельяна Пугачева)
2.Какой приказ получает комендант Миронов? (Миронову приказано
подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников).
3.Какое задание даёт капитан миронов уряднику? (Капитан посылает
урядника Максимыча в разведку)
4. Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с
«возмутительными листами». Почему допросить его было невозможно? (у него
был вырван язык).
5.Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и
перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту.Как поступает
капитан Миронов? (Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его
место).
6.События развиваются стремительно. На совещание офицеров врывается
Василиса Егоровна с плохими известиями. Какие это были известия? (взята
соседняя крепость, офицеры казнены)
7.Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской
крепости. Расскажите о принятом на совещании решении. (Решено отправить
Машу и Егоровну в Оренбург).
Урок литературы в 8 классе
Урок – викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Углубить понимание идейно-художественного богатства повести;
Развивать навыки анализа текста.
Тип урока: урок обобщения с элементами игры.
Методы: слово учителя, беседа, тестирование.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».
Литературная викторина “Умники и умницы” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
1. Представление жюри:
2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.
Пролог – 2 слайд
Объясните значение устаревших слов (1 минута)
1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”
2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.
3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”
4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.
5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”
Проверка – 3 слайд
1. Сикурса – помощи. 2. Колодник – арестант. 3. Рачитель – человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид – военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею – любительницею рассказывать новости.
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.
- Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки;
- жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка;
- красная – 2 этапа, без ошибок.
1 агон – 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.
“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?
Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.
Учитель. Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?
Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.
3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?
Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.
4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?
Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)
5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?
Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.
6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?
Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”
7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?
Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.
8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?
Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.
9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?
Ответ: за трезвое поведение
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”
Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.
2 пролог – 14 слайд
Объясните значение устаревших слов (1 минута)
1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.
2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла…”
3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами?”
4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору”
5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.
Проверка – 15 слайд
1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной – слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.
2 агон – 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.
1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?
Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)
2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?
Ответ: сделал из географической карты змея
3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?
Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”
4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?
5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?
Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”
6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?
Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”
7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?
Ответ: 130 человек
8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?
Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.
9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?
Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”
3 пролог – 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога
Объясните значение устаревших слов ( 1 минута)
1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.
2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.
3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.
4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.
5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
Проверка – 27 слайд
1. Умет – постоялый двор. 2. Жалует – награждает, дарит. 3. Сатисфакцию – удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков – намёков. 5. Грамоту – письмо.
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.
3 агон – 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.
1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?
Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”
2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?
Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”
3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?
4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?
Ответ: Орёл и Ворон
5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?
Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”
6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?
Ответ: внук Гринёва
7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? ( так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)
Ответ: 19 октября
8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете ?
Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”
9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?
Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”
Пролог финала – 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.
Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.
1. Незваный гость хуже татарина (пословица)
2.
– Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
– Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).
3.
Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)
4.
Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).
Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)
Проверка – 39 слайд
“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”
Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая – 3 этапа, 1 ошибка, красная – 2 этапа, без ошибок.
Финал – 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают . Начинает участник зелёной дорожки, затем – жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.
1. Рукопись
Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?
Ответ: “История Пугачёвского бунта”
2. Название
Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?
Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название
3. Имя.
Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?
Ответ: Петра 3 Фёдоровича.
4. Награды
Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?
Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом – Андрея Первозванного
5. Река
Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?
Ответ: Яик. Яицкий казак – живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)
6. Литература
Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”
Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?
Ответ: Александр Петрович Сумароков.
7. Воинский артикул
Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?
Ответ: воинский артикул – сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 – нач.19 века
8. Сподвижники
Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?
Ответ: Белобородов и Хлопуша
9. “В руках правосудия”
Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?
Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой – надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”
Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака.
екатерина абдельнасир
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Семь+Я».
Семья – это образец формирования межличностных отношений ребенка, а его семья (мама и папа) образцы для подражания. Ведь ребенок не рождается злым или добрым. А какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Семья духовна по своей природе, в семье человек учится любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего.
Общение воспитателей с родителями всегда было и остается актуальным вопросом. Всем известно, что взаимодействие держится на трех китах (родитель, ребенок, воспитатель). Проблема в том, что в последнее время в семье снижается воспитательный потенциал. Эту ситуацию можно исправить за счет включения семьи в образовательный процесс. И поэтому перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей. Создать атмосферу взаимопонимания общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей.
Мы часто в нашей группе делаем выставки-коллекции (мини-музеи) на определенную тему. Родители нас в этом поддерживают и совместно с детьми делают макеты, различные поделки, приносят различные предметы, свои коллекции и. т. д. И недавно мы сделали мини-выставку посвященную С. Я. Маршаку, его творчеству. Ведь дети приобретают новые знания, расширяется их кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки, показывают друг другу поделки (сделанные совместно с родителями, книжки-самоделки. Дети не только знакомы с творчеством С. Я. Маршака, но и выучили много разных его произведений и стихов. Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с детьми нравственной стороны поступков (героев, персонажей) сказок, произведений и стихов.
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.
Речевое развитие: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей. Формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.
Социально – личностное развитие: развивать артистические способности детей, воспитывать у детей чувства товарищества и благородства через умение и навыки игры в коллективе.
Физическое развитие: закреплять умение чётко выполнять движения во время физкультминуток.
Художественное – эстетическое развитие: закреплять умение слушать внимательно песню на слова Маршака.
Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С. Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, лепка, рисование, просмотр мультфильмов, инсценировка по произведениям С. Я. Маршака., создание мини –музея.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, комплект разрезных картинок, маски животных.
Дети сидят на стульчиках, разделившись на 2 команды.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной викторине «Умники и умницы». А посвящена она известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку.
С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «Умники и умницы по произведениям С. Я. Маршака».
Представляю членов ареопага. (представляются по имени, отчеству и фамилии, должности)
А, теперь правила викторины: Сейчас вы все теоретики и должны отвечать на вопросы, если вы знаете ответ, то поднимаете руку, отвечаете громко, полным предложением. Если ответили правильно – получаете медаль. Команда,набравшая больше медалей- победила.
Ведущий: Первый отборочный тур. Все вы знаете знамени весёлую азбуку про всё на свете. Я буду читать стихи, а каждая из команд должна «досказать словечко…»
Бегемот разинул рот:
Булки просит (бегемот)
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой (ножке)
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему (поможет)
– Молодцы! Секретарь ареопага представят тех, кто должен получить медали. (вручаются медали)
Второй отборочный тур!
Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете медаль.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут. (Мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, чётко и ясно проговаривая слова стихотворения)
Ведущий: – Молодцы, ребятки! А сейчас следующее задание – СОБЕРИ КАРТИНКУ.
Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
Ведущий- Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
– Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
– Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
– Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
– Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
– Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать!
А чью песню не смог услышать мышонок?
Все вы молодцы! Справились с заданием.
А сейчас я приглашаю по одному представителю от каждой команды. Кто из вас больше назовет произведений Маршака. ВЫ справились с заданием, молодцы!
Ведущий – Многие из вас выучили к сегодняшнему празднику произведения С. Маршака. И сейчас мы с удовольствием вас послушаем
Ведущий- Пока жюри подводит итоги, мы с вами послушаем песни на стихи С. Маршака.
Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Руденко Цель: Доставить детям.
Интеллектуальная викторина в старшей группе «Умники и Умницы» Викторина проводится в помещении группы. Дети с заранее придуманными эмблемами на груди и названиями команд стоят рядом со своими капитанами.
Конспект НОД в старшей-подготовительной группе. Математическая викторина «Умники и Умницы» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 г. Приволжска Конспект непосредственно- образовательной деятельности.
Литературная викторина в старшей группе по произведениям В. Г. Сутеева Задачи: образовательные – закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева; упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку,.
Математическая викторина в подготовительной группе «Умники и умницы» Цели:. Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; 2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах;.
ООД «Хороший день!» Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака в средней группе Цель:закрепить знания детей о творчестве С. Я. Маршака. Задачи: вспомнить любимые стихотворения *Детки в клетке”,”Хороший день”,Мой веселый.
Литературная викторина по произведениям Л. Н. Толстого в подготовительной группе детского сада План-конспект НОД по Развитию речи. Литературная викторина по произведениям Л. Н. Толстого в подготовительной группе детского сада. Разработчик:.
Программа кружка «Умники и умницы» Рабочая программа Дополнительного образования «Умники и умницы» Подготовительная группа 2016-2017 г. Педагог Брежнева Н. Б..
Викторина по произведениям Маршака для детей второй младшей группы Цель: повторить отрывки из знакомых детям произведения С. Я. Маршака Задачи: – внимательно слушать знакомые произведения -вспомнить названия.
Викторина «Умники и умницы» Викторина – «Умники и умницы» (старшая группа) Цели и задачи: • развитие творческих способностей, логического мышления детей; • повышение.
Источники:
http://feliciastar.ru/odinochestvo-i-izmena/literaturnaya-viktorina-umniki-i-umnicy-po-povesti-a-konstrukt-uroka-viktoriny-po-romanu-a-s-pushk.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664078/
http://www.maam.ru/detskijsad/literaturnaja-viktorina-umniki-i-umnicy-po-proizvedenijam-s-ja-marshaka.html