3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литературные мистификации с российскими корнями (литературно-историческая миниатюра). Исследовательская работа «искусство литературных мистификаций

Литературные мистификации с российскими корнями (литературно-историческая миниатюра). Исследовательская работа «искусство литературных мистификаций

Владимир Глаголев — дирижер в Украинском обществе

Литературные мистификации с российскими корнями (литературно-историческая миниатюра)

Виктор Грибков-Майский (Россия)

Самой известной мистификацией в истории русской литературы, безусловно, остается Козьма Прутков, чьи произведения стали появляться в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века.

Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Жемчужниковым, Александром Бейдеманом и Львом Лагорио

Хорошо известны и авторы этой мистификации: поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Они серьезно подошли к реализации своей идеи, создали даже подробную биографию своего героя, из которой узнаем, что Козьма Петрович Прутков (1803 -1863) провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино и т.д.

Наиболее популярными стали афоризмы Пруткова:

— Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

— Если хочешь быть счастливым, будь им.

— Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно и др.

Не менее интересными оказались и стихи Прутков.

Мой портрет

Когда в толпе ты встретишь человека,

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Кого власы подъяты в беспорядке;

Всегда дрожит в нервическом припадке, —

Кого язвят со злостью вечно новой,

С кого толпа венец его лавровый

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,

В моих устах спокойная улыбка,

(* Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова

Первая публикация — в «Современнике», 1860, № 3)
Опыт этой литературной мистификации оказался настолько успешным, что сочинения Козьмы Пруткова издаются по сих пор, чего не скажешь о еще одной литературной мистификации, имя которой Чарубина де Габриак. А как удивительно красиво все начиналось!

Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» так описала эту историю: «Ее звали Елизавета Ивановна Дмитриева. Она была учительница. Очень скромна, некрасива, невзрачна. Макс (поэт Максимилиан Волошин- Прим. В.Г.) увлекся ее стихами, выдумал способ ей стать известной, создал миф об (испанке?) Чарубине де Габриак, и в сиянье этого имени, иноземности, воображенной красоты ее стихи взошли над Россией – как молодой месяц. А затем-затем люди все осквернили, уничтожили, а она больше не стала писать стихов. Был жестокий день, когда – на вокзале – группа поэтов ждала красавицу поэтессу с пламенным именем. Из вагона вышла незаметная маленькая женщина, — и один из ждавших, поэт! -повел себя недостойно, непозволительно. Макс вызвал его на дуэль».

Еще один штрих к ее портрету — семи до шестнадцати лет Дмитриева страдала чахоткой, была прикована к постели, и на всю жизнь осталась хромой.

Лето 1909 Елизавета Дмитриева провела в Коктебеле, на даче у Волошина, где родилась совместная идея литературной мистификации, был придуман звучный псевдоним Черубина де Габриак и литературная маска таинственной красавицы-католички.

Успех Черубины де Габриак был кратким и головокружительным. И неудивительно, ведь она на самом деле писала замечательные стихи.

«В глубоких бороздах ладони. »

В глубоких бороздах ладони

Читаю жизни письмена:

В них путь к Мистической Короне

И плоти мертвой глубина.

В кольце зловещего Сатурна

С моей судьбой сплелась любовь.

Какой уронит жребий урна?

Какой стрелой зажжется кровь?

Падет ли алою росою,

Земным огнем спалив уста?

Иль ляжет белой полосою

Под знаком Розы и Креста?

Но вскоре ее разоблачили. Разоблачение Черубины состоялось в конце 1909. Первым правду узнал поэт Михаил Кузьмин, сумевший узнать номер телефона Дмитриевой. Переводчик фон Гюнтер добился у Дмитриевой признания в обмане, и тайна стала известна в редакции «Аполлона», где она постоянно публиковалась. А затем, как мы уже знаем, последовал оскорбительный выпад Гумилева в адрес Дмитриевой, который и привел к вызову на дуэль Гумилева Волошиным.

Все это обернулось для поэтессы тяжелейшим творческим кризисом.

Елизавета Дмитриева (1887- 1928), поэтесса, драматург, переводчик еще писала стихи и после этой злополучной истории, но добиться известности под своим именем ей так и не удалось.

В истории литературы есть еще один случай, который можно называть по-разному — или мистификацией, или плагиатом. Началась эта странная история в Грузии, была связана с именем азербайджанского поэта Мирзы Шафи Вазеха (1792 или 1804 — 1852 ), а закончилась в далекой Германии.

В 1844 году в Тифлис (Тбилиси), в то далекое время это была столица Тифлисской губернии Великой Российской империи, приехал немецкий литератор и ориенталист Фридрих Боденштедт, который вскоре познакомился с Мирзой Шафи Вазехом, который работал здесь учителем.

Вернувшись в Германию, в 1850 году Боденштедт издал объемистую книгу «1001 день на Востоке» («Tausend und ein Tag im Orient»), часть которой посвящена Мирзе Шафи Вазеху. А в 1851 году вышла книга «Песни Мирзы-Шафи» («Die Lieder des Mirza-Schaffy») в переводе Ф. Боденштедта. Книга неожиданно стала необычайно популярной. Настолько популярно, что ежегодно переиздавалась и была переведена на многие европейские языки.

Самое интересное стало происходить потом. Через двадцать лет после смерти Мирзы Шафи Вазеха Боденштедт издал книгу «Из наследия Мирзы Шафи», в которой объявил, что песни Мирзы-Шафи будто бы являются не переводами стихов азербайджанского поэта, писавшего кроме своего родного языка еще и на персидском, а его, Фридриха Боденштедта, собственные произведения.

Наше небольшое эссе о самых известных литературных мистификациях закончим трагическим рассказом об истории под название «Эмиль Ажар». Мистификация. В 1974 году писатель Эмиль Ажар публикует свой дебютный роман «Голубчик». Критики принимают его восторженно, а затем объявляется и автор, пишущий под этим псевдонимом, — это молодой литератор Поль Павлович, племянник знаменитого писателя Ромена Гари (1914- 1980). Его второй роман «Вся жизнь впереди» получает Гонкуровскую премию, главную литературную награду Франции. Всего у Ажара выходят четыре романа.

Нельзя не сказать, хотя бы несколько слов о самом Гари, насколько интересной и удивительной была его жизнь. Настоящее имя — Роман Кацев) родился Вильно в тогдашней Российской империи. Существовала легенда, что его настоящим отцом является Иван Мозжухин, звезда российского немого кино. В 1928 году мать с сыном переехали во Францию, в Ниццу. Роман изучал право в Экс-ан-Провансе и в Париже. Кроме того, он обучался лётному делу, чтобы стать военным пилотом. Во время войны он воевал в Европе и Африке. После войны был на дипломатической службе. Его первый роман вышел в 1945 году. Вскоре он становится одним из самых плодовитых и талантливых французских писателей. Но вернемся к теме нашего рассказа. А именно к литературным мистификациям.

Однако вскоре критики заподозрили неладное. Некоторые из них сочли автором романов все того же Гари. Некоторые, но далеко не все. Дело в том, что к середине 1970-х Ромена Гари, лауреата Гонкуровской премии, считали исписавшимся и выдохшимся.

Все окончательно стало ясно после публикации в 1981 году эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», которое Гари написал за несколько дней до смерти.

Причиной глубокого душевного кризиса, приведшей Гари к самоубийству, послужило то, что вся слава досталась в итоге не настоящему Гари, а вымышленному Ажару. Хотя по существу Ромен Гари является единственным писателем, прилучившим Гонкуровскую премию дважды — в 1956 году под именем Ромена Гари за роман «Корни неба» и в 1975 году под именем Эмиля Ажара за роман «Вся жизнь впереди»…Как показало время, жизнь у Эмиля Ажара оказалась недолгой.

© 2010 – Институт Русского культурного наследия Латвии – Latvijas Krievu kultūras mantojuma institūts

Читать еще:  «Мы начинаем КВН!» сценарий мероприятия по речевому развитию для родителей и детей старшей группы. КВН

Мистика мистификаций

Вам не кажется, что потоки информации в сети, формируются кажущимися информаторами, которым постоянно что-то кажется, если не сказать вообще об измышлениях, инсинуациях и облыгах. Одному кажется, что нет на этом свете никакого Бога, другому кажется, что Бог на том свете и это любовь ко всем на этом свете, некоторым тоже что-то кажется мистическое и оккультное в их любви, но они ни во что не верят уже и считают, что бытие стало небытием. У одних правда-это кажущаяся правдоподобная ложь, у остальных же ложь-это кажущаяся неправдоподобная правда. Мистификаторы всегда настаивают на ложном в характерном, кажущемся им правдоподобном заблуждении, ища для себя какую-то выгоду. Мистификация характеризует литературу различными подделками, вымышленными именами, фейковыми мемуарами под псевдонимами, литературными масками, и плагиатом. Сказки, устное народное творчество, уходящее в глубокую седую древность, мифы, фольклор, писания, сказания и прочие утопии, притчи, теоретико-философские, теософско-эзотерические парадигмы, фантастика, фэнтези, предромантизм с двойственностью мироздания, которое имеет видимое, реальное и скрытое, тайное, познаваемое интуитивно содержание тоже своего рода инсинуации с прикольным содержанием.

Мистификаторами зачастую становились фальсификаторы при переводах, исправляя порой словосочетания, расставляя знаки припинания, исправляя ошибки, описки и опечатки. В мире, как пример, существует масса подделок, копий, переписанных от руки и приписанных авторству другим писателям, а особенно такое распространилось при написании и определении подлинности апокрифов и прочих религиозных манускриптов в монашеских заведениях. К ним можно отнести фальсификации «отцов церкви», декретов церковнослужителей, подделки исторических документов и разоблачения подлинности с целью обогащения или розыгрыша в одурачивании коллекционеров, верующих и поклоняющихся. Распространялась псевдоэпиграфика, когда приписываемая кому-то, кто не является автором книга, с целью сокрытия настоящего автора, если он не авторитетный и малоизвестный, а так же стилизация, имитирующая особенности произведения, подражания, пародии с целью авантюрного получения выгоды, награды, признания, становилась общепризнанным шедевром.

Во многих случаях, ради прикола, розыгрыша или простого дурачества, фальсификаторы представляют свои или чужие произведения под иными именами, датированные древними эпохами и эрами; и в этом есть своя привлекательность, притягательность и игровой момент. Так писал об этом А.С. Пушкин: « Читатель, . смейся: земных утех из-за угла смеяться надо всеми». Многие классики любили пошутить и писали шуточные произведения с целью высмеивания или выпячивания каких-то огрехов в искусстве. В особенности этим грешили байки, басни и сказки с анекдотичным содержанием.

Если быть откровенным, то вся мировая литература-это сплошная мистификация, начиная с библейских писаний и кончая публикациями в интернете. Многие из этих мистификаций разоблачены, расшифрованы и разгаданы, Но есть и такие, искусно изготовленные, скопированные и организованы так, что их почти невозможно идентифицировать как подлинники, которые стали непреложной истиной и общепризнанным историческим фактом. И началом можно считать скрижали, которые Моисей приписал божескому авторству, а потом их разбил, доказав таким образом нелогичность своего поступка. Это и псевдоиздания, ренессанс «Декамерона» или «Антидекамерона» в стиле огромных реалистических возможностей, построенных на шутке-мистификации (бурле), предметом которой интересовались многие столетия, а одной из первых литературных мистификаций можно считать «Илиаду» и «Одиссею», приписываемых легендарному древнегреческому поэту и певцу Гомеру, под именем которого, по-видимому, выступал коллективный автор и многие документы, датированные в разные временные периоды, использующие летоисчисления разных календарей.

Существует немало произведений, приписываемых популярным писателям XVIII-XIX веков, в том числе Ж.-Б. Мольеру, А. Радклиф, В.Скотту, О. Бальзаку и другие, литературная маска Козьмы Пруткова, имеющая коллективный псевдоним, самым же крупным «передельщиком» из русских писателей был М.Е.Салтыков-Щедрин, перу которого принадлежит множество литературных мистификаций. Интересен факт издательских подделок, при которых специально изготовленные фальсификатором произведения печати или рукописи, выдавались им за новые, неизвестные ранее книги, или экземпляры уже известных книг. При этом искусно подделывались все элементы внешней формы книги, в том числе бумага, на которой они были напечатаны, шрифт, иллюстрации, переплет и т.п. Существовали протоколы мудрецов, писания апостолов библейских событий и места их свершения, сказания, веды, предсказания ясновидцев, так было и Расположением Иерусалима в Царь граде и города в котором родился Сын Господа. Пушкинский «Конёк-горбунок», приписанный авторству Ершова и двенадцать стульев с золотым телёнком, отданные Булгаковым Ильфу и Петрову для публикации, и мистификация вокруг романа Шолохова « Тихий Дон», и Краткий курс истории ВКП(б) (1938) Сталина и мемуары выдающихся военноначальников, руководителей партии и правительства на всём протяжения до и после распада СССР, не говоря уже о научно-популярной литературе и многое другое. Примечательно и то, что мистификация наблюдается не только в литературном жанре, но и в живописи, но об этом в другом материале.

В литературе, в основном присутствует мистика выдуманного сюжета, истории, сказки, мифы, фантазии. Писатели выдумывали правдоподобные истории и многие верили в их реальность, даже сами авторы. Сказки писались в основном для взрослых, но и иногда для детей, с целью предать убедительности мифотворчеству, которое послужило неоценимую службу в воспитании и для совершенства цивилизованности. В начале любой сказки видна сплошная мистика с присутствием конфликта при выборе, кроме этого присутствует тень чёрного юмора, трагикомедии и сарказма. Вот например, стоит на раздорожьи, стыривший Бога, богатырь и размышляет перед камнем с указателями, направо, налево и прямо, вот нет же ему, чтобы вернуться назад к привычной и сытой жизни, выбирает, решает и шагает навстречу приключениям. В итоге хорошо если счастливым кончается, но в реальности всё наоборот.

Итак мистицизм, мистика связана с какими-то мистериями, магическими церемониями, театральными постановками священнодействий на языке фарса и богослужения, а именно с переживаниями непознанного, необычного и порой трагично комедийного, которое притягивает разум, чувства и сознание. Когда нам бывает страшно от чего-то непонятного, но одновременно становится страшно интересно, а что же, в самом деле это такое, что там за углом нас ожидает, как там за горизонтом, что порой вызывает ужас или экстаз. Мистика зачастую сопряжена с интуитивно чувственными познанием кажущейся реальности или дурачества под покровом таинственности, демонизма, теософских догм и закономерностей в духовности. Мистики-это приверженцы мистицизма, которые в основном являются одновременно и мистификаторами, обдуряющими верующих наветами и напраслиной. Бердяев утверждал, что мистика порой подменяется мистификацией, насыщена иллюзорностью, идеализмом и магией духовного света и галлюцинациями на почве умственного помешательства в теургии волшебства. И тогда по словам философа: «Мистический иллюзионизм переходит в мистический реализм или разлагается и опошляется, угасает бытие, переходящее в небытие».

«Теория» божественного откровения, лежащая в основе как иудейской, так и христианской догматики, по своей сущности является выражением мистицизма — она исходит из того, что авторы библейских книг писали их в состоянии боговдохновенности, т. е. духовно-мистического единения с Богом. Недавно была опубликована удивительная книга российского футуролога и математика Петрова Ивана под названием «Квазиматлингвофилософическая Скрижаль» это своего рода литературно-кибернетический спуфинг или надувательство, путём подмены понятий, алгоритмов и авторства, а в итоге, в одной из передач спросили представителя экстрасенсорики: « Верите ли вы, что существует нечто чудесное и необъяснимое в этом мире?» В ответ: «Безусловно». Верите ли вы в энергетику людей? Да. В концепции виртуального канала мистика — это все, что удивляет, что не объяснить логикой. Мы не можем сказать зрителю: читайте, к примеру, Кастанеду, и вам многое в жизни станет понятнее. Но мы можем сказать: сходите к гадалке, возможно, она подскажет решение проблемы. Гадалки, ведуны и ведьмы — тонкие психологи, понимающие систему человеческих реакций и поэтому им легко загнать сознание человека в мистицизм, а затем манипулировать им. Это же происходило в пропаганде марксистко ленинского учения, когда религиозность разоблачалась как опиум и в результате чего многие разуверились.

Теория построения коммунизма, в которой есть и правый, и левый уклон, и демократический централизм, дала веру в существовании бесконечной вечности материи и бездуховности. И чтобы человек не выбрал бы, он верит, что его светлое будущее будет в конце тоннеля, но при этом неизбежен конфликт интересов среди противоположностей, а особенно, когда выясняют вопрос о том, кто мы, чего желаем, хотим и что выбираем. Поиск смысла, преодоление препятствий ставит вымысел в ранг мистического нарратива, иными словами, сюжет складывается из последовательности словосочетаний, формирующих образы и законы с целой системой нарративов и плеядой нарраторов. И тут возникает мистика материализованных мыслей о том, ради чего живёт человек и чтобы в конце концов не было ему мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Читать еще:  Эстетическая программа сентиментализма. Примеры сентиментализма в русской литературе

В мистификации нарратив автора в процессе чтения литературного произведения, заменяется нарративом читателя, воспринимающего смысл прочитанного в виде сказки, которую нужно сделать былью. А после пересказывания, читатель сам становится автором для новых слушателей и таким образом возникает цепь взаимосвязанных наррративов, формирующих мистификацию в характерном литературном жанре, будь-то религиозный трактат, эссе публицистики или юмористический памфлет. Мистификация типа обмана ради шутки, может вылиться в нешуточную мистерию с трагическим исходом бытия. Жертвы мистификации остаются в неведении и со временем, даже мистификаторы верят в реальность того, что было в начале обычным розыгрышем. Так происходило с летоисчислением, когда два академика и ряд учёных математиков обнаружили потерянное тысячелетие и подтвердили изыскания предшественников в новой хронологии, научная мистификация в теории большого взрыва, в теории относительности Эйнштейна, которая больше, чем теория. Она — основа современного наиболее популярного научного мировоззрения, одна из опор физики ХХ века. Следует заметить, что талантливая мистификация сближает порой абсолютно разных людей и многие фальсификации являются более ценными литературными шедеврами и постепенно перерастают в реальность.

Человек мыслит выбирая такие направления как логико-парадигматические вне сюжета или текстуализированные с целью осмысливания или осмысления жизненного опыта и переживания тех людей, которые близки по духу. Любое произведение, сказка или миф воспринимается с определённых позиций с учётом социально-культурного и исторического контекста, о котором ведётся прямая речь в преданиях. Это своеобразная медитация медиатора-рассказчика и психотерапевтическое структурирование слушателей на разрешение социального конфликта, приводящего к трагедии, но с ориентацией на хорошее будущее со счастливым концом. Нарративность такой мистификации сводится к тому, что люди начинают жить в моделях, описываемой реальности, созданной во взаимодействии с коллективным мнением. Различаются такие иносказательные повествования по степени согласованности и правдоподобия, а так же по возможностям, представляющим реализацию предпочитаемой истории, сказочной жизни в конкретном культурно-историческом объёме.

Такой подход отсылает слушателей не столько к процессу рассказывания истории, сколько к определённому модусу мышления. Религии, философии, искусства, формы социума древнего человека, открытия в науке и технике современного человека и даже сновидения составляют мистицизм, самой незатейливой сказки, которая обладает мистической силой вдохновлять на творчество мифов, страхов и фантомов. Мистика характерного мифа в том, чтобы поведать правду об опасностях тёмного внутреннего перехода от трагического к комическому и юмор заключается в происходящем, которое выглядит нереальным или паранормальным даже тогда, когда в сказке участвуют конкретные исторические лица.

Мистика мистификаций современности отвергает наследие древности, ритуальность мистерии, мораль, искусство сказочности, мифологичность повествования и религиозность в общепринятом смысле, считая всё это пережитками и заблуждениями. Но в свою очередь предлагает новые церемонии, ритуалы, новых героев, священность патриотизма, показной святости и принадлежности к этнической и национальной народности, виртуальному миру информационного наполнения на уровне высших сфер космогенеза, наукообразности оккультизма, эзотерики, теософии и прочих парадигм и доктрин. И в тот момент, когда верующие разуверятся окончательно и бесповоротно, настанет тысячелетнее царство лжи и его князь взойдёт на престол и станет править миром.

Как считают милленаристы, по окончании 1000-летнего Царства наступит время Страшного суда, Конца света и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле Иерусалима (Откр.21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной. И ни у кого нет сомнения о том, кто выйдет победителем.

Мистика мистификаций

Вам не кажется, что потоки информации в сети, формируются кажущимися информаторами, которым постоянно что-то кажется, если не сказать вообще об измышлениях, инсинуациях и облыгах. Одному кажется, что нет на этом свете никакого Бога, другому кажется, что Бог на том свете и это любовь ко всем на этом свете, некоторым тоже что-то кажется мистическое и оккультное в их любви, но они ни во что не верят уже и считают, что бытие стало небытием. У одних правда-это кажущаяся правдоподобная ложь, у остальных же ложь-это кажущаяся неправдоподобная правда. Мистификаторы всегда настаивают на ложном в характерном, кажущемся им правдоподобном заблуждении, ища для себя какую-то выгоду. Мистификация характеризует литературу различными подделками, вымышленными именами, фейковыми мемуарами под псевдонимами, литературными масками, и плагиатом. Сказки, устное народное творчество, уходящее в глубокую седую древность, мифы, фольклор, писания, сказания и прочие утопии, притчи, теоретико-философские, теософско-эзотерические парадигмы, фантастика, фэнтези, предромантизм с двойственностью мироздания, которое имеет видимое, реальное и скрытое, тайное, познаваемое интуитивно содержание тоже своего рода инсинуации с прикольным содержанием.

Мистификаторами зачастую становились фальсификаторы при переводах, исправляя порой словосочетания, расставляя знаки припинания, исправляя ошибки, описки и опечатки. В мире, как пример, существует масса подделок, копий, переписанных от руки и приписанных авторству другим писателям, а особенно такое распространилось при написании и определении подлинности апокрифов и прочих религиозных манускриптов в монашеских заведениях. К ним можно отнести фальсификации «отцов церкви», декретов церковнослужителей, подделки исторических документов и разоблачения подлинности с целью обогащения или розыгрыша в одурачивании коллекционеров, верующих и поклоняющихся. Распространялась псевдоэпиграфика, когда приписываемая кому-то, кто не является автором книга, с целью сокрытия настоящего автора, если он не авторитетный и малоизвестный, а так же стилизация, имитирующая особенности произведения, подражания, пародии с целью авантюрного получения выгоды, награды, признания, становилась общепризнанным шедевром.

Во многих случаях, ради прикола, розыгрыша или простого дурачества, фальсификаторы представляют свои или чужие произведения под иными именами, датированные древними эпохами и эрами; и в этом есть своя привлекательность, притягательность и игровой момент. Так писал об этом А.С. Пушкин: « Читатель,… смейся: земных утех из-за угла смеяться надо всеми». Многие классики любили пошутить и писали шуточные произведения с целью высмеивания или выпячивания каких-то огрехов в искусстве. В особенности этим грешили байки, басни и сказки с анекдотичным содержанием.

Если быть откровенным, то вся мировая литература-это сплошная мистификация, начиная с библейских писаний и кончая публикациями в интернете. Многие из этих мистификаций разоблачены, расшифрованы и разгаданы, Но есть и такие, искусно изготовленные, скопированные и организованы так, что их почти невозможно идентифицировать как подлинники, которые стали непреложной истиной и общепризнанным историческим фактом. И началом можно считать скрижали, которые Моисей приписал божескому авторству, а потом их разбил, доказав таким образом нелогичность своего поступка. Это и псевдоиздания, ренессанс «Декамерона» или «Антидекамерона» в стиле огромных реалистических возможностей, построенных на шутке-мистификации (бурле), предметом которой интересовались многие столетия, а одной из первых литературных мистификаций можно считать «Илиаду» и «Одиссею», приписываемых легендарному древнегреческому поэту и певцу Гомеру, под именем которого, по-видимому, выступал коллективный автор и многие документы, датированные в разные временные периоды, использующие летоисчисления разных календарей.

Существует немало произведений, приписываемых популярным писателям XVIII-XIX веков, в том числе Ж. — Б. Мольеру, А. Радклиф, В.Скотту, О. Бальзаку и другие, литературная маска Козьмы Пруткова, имеющая коллективный псевдоним, самым же крупным «передельщиком» из русских писателей был М.Е.Салтыков-Щедрин, перу которого принадлежит множество литературных мистификаций. Интересен факт издательских подделок, при которых специально изготовленные фальсификатором произведения печати или рукописи, выдавались им за новые, неизвестные ранее книги, или экземпляры уже известных книг. При этом искусно подделывались все элементы внешней формы книги, в том числе бумага, на которой они были напечатаны, шрифт, иллюстрации, переплет и т.п. Существовали протоколы мудрецов, писания апостолов библейских событий и места их свершения, сказания, веды, предсказания ясновидцев, так было и Расположением Иерусалима в Царь граде и города в котором родился Сын Господа. Пушкинский «Конёк-горбунок», приписанный авторству Ершова и двенадцать стульев с золотым телёнком, отданные Булгаковым Ильфу и Петрову для публикации, и мистификация вокруг романа Шолохова « Тихий Дон», и Краткий курс истории ВКП(б) (1938) Сталина и мемуары выдающихся военноначальников, руководителей партии и правительства на всём протяжения до и после распада СССР, не говоря уже о научно-популярной литературе и многое другое. Примечательно и то, что мистификация наблюдается не только в литературном жанре, но и в живописи, но об этом в другом материале.

В литературе, в основном присутствует мистика выдуманного сюжета, истории, сказки, мифы, фантазии. Писатели выдумывали правдоподобные истории и многие верили в их реальность, даже сами авторы. Сказки писались в основном для взрослых, но и иногда для детей, с целью предать убедительности мифотворчеству, которое послужило неоценимую службу в воспитании и для совершенства цивилизованности. В начале любой сказки видна сплошная мистика с присутствием конфликта при выборе, кроме этого присутствует тень чёрного юмора, трагикомедии и сарказма. Вот например, стоит на раздорожьи, стыривший Бога, богатырь и размышляет перед камнем с указателями, направо, налево и прямо, вот нет же ему, чтобы вернуться назад к привычной и сытой жизни, выбирает, решает и шагает навстречу приключениям. В итоге хорошо если счастливым кончается, но в реальности всё наоборот.

Итак мистицизм, мистика связана с какими-то мистериями, магическими церемониями, театральными постановками священнодействий на языке фарса и богослужения, а именно с переживаниями непознанного, необычного и порой трагично комедийного, которое притягивает разум, чувства и сознание. Когда нам бывает страшно от чего-то непонятного, но одновременно становится страшно интересно, а что же, в самом деле это такое, что там за углом нас ожидает, как там за горизонтом, что порой вызывает ужас или экстаз. Мистика зачастую сопряжена с интуитивно чувственными познанием кажущейся реальности или дурачества под покровом таинственности, демонизма, теософских догм и закономерностей в духовности. Мистики-это приверженцы мистицизма, которые в основном являются одновременно и мистификаторами, обдуряющими верующих наветами и напраслиной. Бердяев утверждал, что мистика порой подменяется мистификацией, насыщена иллюзорностью, идеализмом и магией духовного света и галлюцинациями на почве умственного помешательства в теургии волшебства. И тогда по словам философа: «Мистический иллюзионизм переходит в мистический реализм или разлагается и опошляется, угасает бытие, переходящее в небытие».

«Теория» божественного откровения, лежащая в основе как иудейской, так и христианской догматики, по своей сущности является выражением мистицизма — она исходит из того, что авторы библейских книг писали их в состоянии боговдохновенности, т. е. духовно-мистического единения с Богом. Недавно была опубликована удивительная книга российского футуролога и математика Петрова Ивана под названием «Квазиматлингвофилософическая Скрижаль» это своего рода литературно-кибернетический спуфинг или надувательство, путём подмены понятий, алгоритмов и авторства, а в итоге, в одной из передач спросили представителя экстрасенсорики: « Верите ли вы, что существует нечто чудесное и необъяснимое в этом мире?» В ответ: «Безусловно». Верите ли вы в энергетику людей? Да. В концепции виртуального канала мистика — это все, что удивляет, что не объяснить логикой. Мы не можем сказать зрителю: читайте, к примеру, Кастанеду, и вам многое в жизни станет понятнее. Но мы можем сказать: сходите к гадалке, возможно, она подскажет решение проблемы. Гадалки, ведуны и ведьмы — тонкие психологи, понимающие систему человеческих реакций и поэтому им легко загнать сознание человека в мистицизм, а затем манипулировать им. Это же происходило в пропаганде марксистко ленинского учения, когда религиозность разоблачалась как опиум и в результате чего многие разуверились.

Теория построения коммунизма, в которой есть и правый, и левый уклон, и демократический централизм, дала веру в существовании бесконечной вечности материи и бездуховности. И чтобы человек не выбрал бы, он верит, что его светлое будущее будет в конце тоннеля, но при этом неизбежен конфликт интересов среди противоположностей, а особенно, когда выясняют вопрос о том, кто мы, чего желаем, хотим и что выбираем. Поиск смысла, преодоление препятствий ставит вымысел в ранг мистического нарратива, иными словами, сюжет складывается из последовательности словосочетаний, формирующих образы и законы с целой системой нарративов и плеядой нарраторов. И тут возникает мистика материализованных мыслей о том, ради чего живёт человек и чтобы в конце концов не было ему мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

В мистификации нарратив автора в процессе чтения литературного произведения, заменяется нарративом читателя, воспринимающего смысл прочитанного в виде сказки, которую нужно сделать былью. А после пересказывания, читатель сам становится автором для новых слушателей и таким образом возникает цепь взаимосвязанных наррративов, формирующих мистификацию в характерном литературном жанре, будь-то религиозный трактат, эссе публицистики или юмористический памфлет. Мистификация типа обмана ради шутки, может вылиться в нешуточную мистерию с трагическим исходом бытия. Жертвы мистификации остаются в неведении и со временем, даже мистификаторы верят в реальность того, что было в начале обычным розыгрышем. Так происходило с летоисчислением, когда два академика и ряд учёных математиков обнаружили потерянное тысячелетие и подтвердили изыскания предшественников в новой хронологии, научная мистификация в теории большого взрыва, в теории относительности Эйнштейна, которая больше, чем теория. Она — основа современного наиболее популярного научного мировоззрения, одна из опор физики ХХ века. Следует заметить, что талантливая мистификация сближает порой абсолютно разных людей и многие фальсификации являются более ценными литературными шедеврами и постепенно перерастают в реальность.

Человек мыслит выбирая такие направления как логико-парадигматические вне сюжета или текстуализированные с целью осмысливания или осмысления жизненного опыта и переживания тех людей, которые близки по духу. Любое произведение, сказка или миф воспринимается с определённых позиций с учётом социально-культурного и исторического контекста, о котором ведётся прямая речь в преданиях. Это своеобразная медитация медиатора-рассказчика и психотерапевтическое структурирование слушателей на разрешение социального конфликта, приводящего к трагедии, но с ориентацией на хорошее будущее со счастливым концом. Нарративность такой мистификации сводится к тому, что люди начинают жить в моделях, описываемой реальности, созданной во взаимодействии с коллективным мнением. Различаются такие иносказательные повествования по степени согласованности и правдоподобия, а так же по возможностям, представляющим реализацию предпочитаемой истории, сказочной жизни в конкретном культурно-историческом объёме.

Такой подход отсылает слушателей не столько к процессу рассказывания истории, сколько к определённому модусу мышления. Религии, философии, искусства, формы социума древнего человека, открытия в науке и технике современного человека и даже сновидения составляют мистицизм, самой незатейливой сказки, которая обладает мистической силой вдохновлять на творчество мифов, страхов и фантомов. Мистика характерного мифа в том, чтобы поведать правду об опасностях тёмного внутреннего перехода от трагического к комическому и юмор заключается в происходящем, которое выглядит нереальным или паранормальным даже тогда, когда в сказке участвуют конкретные исторические лица.

Мистика мистификаций современности отвергает наследие древности, ритуальность мистерии, мораль, искусство сказочности, мифологичность повествования и религиозность в общепринятом смысле, считая всё это пережитками и заблуждениями. Но в свою очередь предлагает новые церемонии, ритуалы, новых героев, священность патриотизма, показной святости и принадлежности к этнической и национальной народности, виртуальному миру информационного наполнения на уровне высших сфер космогенеза, наукообразности оккультизма, эзотерики, теософии и прочих парадигм и доктрин. И в тот момент, когда верующие разуверятся окончательно и бесповоротно, настанет тысячелетнее царство лжи и его князь взойдёт на престол и станет править миром.

Как считают милленаристы, по окончании 1000-летнего Царства наступит время Страшного суда, Конца света и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле Иерусалима (Откр.21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной. И ни у кого нет сомнения о том, кто выйдет победителем.

Источники:

Читать еще:  Декретный отпуск и выплаты по беременности и родам: как, где, сколько? Декретный отпуск в России: когда уходим и на сколько, кто может использовать, как оплатят

http://www.russkije.lv/ru/journalism/read/gribkov-mistifikacii/
http://www.chitalnya.ru/work/2734157/
http://writercenter.ru/library/mistika/esse/mistika-mistifikaciy/419307.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector