33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литотерапия в доу. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. Литотерапия. Коррекция психоэмоционального состояния дошкольников при помощи цветотерапии

Содержание

мастер-класс «Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Запольских Оксана Леонидовна,

педагог-психолог МКДОУ детского сада № 19

«Сказка» г. Омутнинска

«Литотерапия, как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приёмами работы с камнями.

Материалы и оборудование: картонные рамочки для составления картин, разноцветные камешки, гравий, бусинки, большой камень, подносы.

Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов, в дошкольном возрасте изменяется сама социальная ситуация развития, которая характеризуется тем, что ребёнок начинает стремиться действовать как взрослый. Интенсивно в данный период развивается мотивационная сфера, идёт процесс структурирования мотивов, появляются элементы произвольности в поведении, логика чувств, происходят позитивные изменения в самосознании.

В то же время процессы личностного развития далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны, социально импульсивны, тревожны и т.п. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Основная функция психолога состоит в том, чтобы на основе диагностики выявить позитивные и негативные тенденции в развитии личности каждого дошкольника, создавать посредством специальных психологических средств условия для оптимизации процесса личностного развития, преодоления негативных тенденций и отдельных симптомов неблагополучия. Это ставит в качестве специальной задачу коррекции личностного развития, которую призваны решать как педагоги, так и родители при активной помощи детского психолога.

Термин «коррекция» первоначально использовался в дефектологии, специальной психологии. Под коррекцией понималась особая система форм и методов лечения больного. Однако постепенно значение данного понятия расширилось, что позволило говорить о коррекции и в рамках нормы как особой форме воспитания и педагогического воздействия.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В тоже время в индивидуальном отношении игра не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые любят рисовать, лепить, конструировать. С ними коррекцию лучше вести посредством именно данных видов деятельности. А ещё дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. (СЛАЙД: изображения сказок о камнях)

ВОПРОС: Что объединяет все эти сказки?

Игры с песком, глиной, камнями и другим природным материалом относятся к любимым играм детей, так как они имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка. Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека с природными материалами. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны и могут широко использоваться для работы с детьми

А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают? Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. Использование литотерапии в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах – это малоизученное направление.

Литотерапия — (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение минералами.

  • гемматерапия – лечение драгоценными камнями,
  • кристаллотерапия – лечение с помощью ношения кристаллов,
  • гастролитотерапия – лечение камнями, образующимися во внутренних полостях животных и др.

Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация.

Литотерапия и гемматерапия применяются в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы» Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога г. Читы, стала изучать данное направление более глубоко и применять литотерапию в собственной практике. Также упоминание литотерапии есть в «Справочнике логопеда» Поваляевой М. А. В книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» обращается внимание на значение песка в психотерапевтической деятельности, а также уделяется внимание играм с камнями.

На основе изученного составила тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он состоит из нескольких блоков-модулей.

  • 1 Блок: «Песок, вода и камни».
  • 2 Блок: «Цвет и камень».
  • 3 Блок: «Сказки о камнях».
  • 4 Блок: «Артмастерская».

Каждый блок состоит из 4 – 5 занятий.

Работа с камнями не является изолированной задачей, а входит дополнительной частью в общий комплекс коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей. Подбор в группу осуществляется на основе диагностики эмоционально-личностных нарушений у детей. Оптимальный состав группы: 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года, или на усмотрение педагога 2 раза в неделю в течение полугода.

1) Разминка. Основные процедуры – приветствие и упражнения на установление контакта, мотивирующий элемент (сказка, беседа),

2) Основная часть – игры, упражнения, элементы психогимнастики, проективный рисунок, эксперимент.

3) Подведение итогов занятия – рефлексия, ритуал прощания.

На первом этапе работы с камнями и другим природным материалом необходимо ознакомить детей с элементарными правилами обращения с ними: нельзя кидаться камнями, песком, тереть глаза грязными руками, после игр обязательно вымыть руки.

На примере одного из занятий первого блока мы познакомимся с некоторыми приёмами работы с камнем.

2 часть. Занятие «Обыкновенное в камне».

1) Психолог: путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок.

Психолог: а вы хотите отправиться со мной в путешествие по миру камней? (Да).

— Направо пойдёшь: большой камень найдёшь,

— Прямо пойдёшь: много камней найдёшь.

— Налево пойдёшь: с красотой встретишься.

— И куда мы отправимся сначала? (налево – цифра 1).

— Куда же она нас приведёт?

— Итак, что вы нашли? (большой камень).

2) Игра «Обыкновенное чудо».

Психолог: давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этим камнем. А этот камень непростой – волшебный. С помощью него можно сотворить чудо.

У меня в руке камень. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный, неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (называется имя).

Читать еще:  Профессии, связанные с искусством. Какие есть профессии, связанные с рисованием? Куда можно поступить если хорошо рисуешь

Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу. (Камень передаётся соседу слева).

Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? Правда тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руке холодный камень? (для сравнения во вторую руку камень, который не был в руках). Конечно тёплый? Почему? О чём я просила камень? Сейчас мы с тобой совершим чудо – согреем камень твоим теплом. Скажем вместе: Возьми камень тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои чувства другу (камень передаётся соседу слева), и так каждому ребёнку.

Комментарий: эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо. (Камень возвращается).

Психолог: я держу в своих руках камень. Он тяжёлый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в своих руках, потому что он тёплый, ведь он передаёт тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

3) ИГРА “Гора и камешки” (Звучит музыка из серии «Звуки природы»).

Психолог: про камни есть история, хотите я вам её расскажу? А вы мне поможете её изобразить.

Жила-была большая — большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходит по очереди от центра). Гора становилась все меньше и меньше. И, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору. Ребята, а как вам больше нравится: быть одинокими камешками или жить всем вместе в одной горе? (ответы детей). Снова собираются в кучку.

Итак: гора – это дружба. А что такое: «вода», «ветер», «мороз»? Я вам подскажу: это то, что мешает дружбе (ответы).Чтобы дружба была крепкой, нужно быть добрыми, прощать и помогать другу другу!

Психолог: а теперь дружно отправимся дальше искать чудеса! (стрелочка № 2)

(находят коробку с камнями)

4) ИГРА « Разноцветные камешки» (выношу коробочку с камешками).

Психолог: посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий). какая у него температура (теплый или холодный). посмотрите, какой у него размер (большой или маленький). блестящий или нет. прозрачный или нет.. (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук?

Комментарий: (таким образом, идёт работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).

5) ИГРА «Волшебное превращение».

Психолог: еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко. ) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер? (развитие воображения и творческих способностей). Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! Положите камешки в коробку, они нам будут ещё нужны.

Комментарий: данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей (внимание, восприятие, воображение, речь).

— Посмотрите: куда нас направляет третья стрелочка (направо).

6) «Картина из камней».

Психолог: как вы думаете, что можно сделать из этого материала (лежит рамка от картины, камешки и др. бросовый материал)? Да, конечно, используя этот материал, мы можем создать различные картины из камней. Для этого вам нужно разделиться на пары, выбрать место, где вам будет удобно и договориться о том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.

Комментарий: данное упражнение способствует развитию творчества, спонтанности. Групповая организация решает задачи сплочения детского коллектива, их раскрепощению, развитию коммуникативных навыков. Как и в любом артпедагогическом процессе после выполнения работы всегда идёт обсуждение: название картины, как вы чувствовали себя, выполняя работу вместе?

В обсуждение вовлекается каждый ребёнок. Каждый должен проговорить свои чувства и переживания.

Рефлексия «Камешек в ботинке».

Психолог: случалось ли у вас, чтобы вам в туфлю попадал камешек? (да)

— Что вы при этом испытывали? (боль, неудобство)

— А если вы попробуете сделать несколько шагов, не вынув камешек из туфли? (будет больно)

— Такие же чувства мы испытываем, когда сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то у нас скорей всего возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Комментарий: проблемно-игровой эксперимент решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения.

Психолог: а сейчас я попрошу вас подумать, не чувствуете ли вы какое-либо неудовольствие, чего-то, что мешает вам? Если чувствуете, скажите нам. Например: «У меня камешек в ботинке: мне не нравится, что Ваня меня толкает». Если же вам хорошо и ничего вам не мешает, можете сказать: «У меня нет камешка в ботинке».

Фраза 1: «У меня камешек в ботинке…» (отрицательные эмоции, переживания).

Фраза 2: «У меня нет камешка в ботинке…» (положительные эмоции, интерес).

Таким образом, используя приёмы литотерапии в детском саду, можно развить у детей коммуникативные навыки, способствовать их психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения и снизить остроту проявления эмоционально-личностных нарушений.

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 64 с.

2. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 448 с.

Литотерапия в ДОУ

Нина Нагаева
Литотерапия в ДОУ

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. Почему именно камни? Камушки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе. В реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.

Учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам — природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой — ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж, а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Камни — разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией. Литотерапию можно включить в упражнения дыхательной гимнастики.

Читать еще:  Разрисовки антистресс распечатать. Цветочная арт-терапия: раскраски антистресс цветы

Варианты игр с камнями

— камушки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

— камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

— с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);

— есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;

— камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!

— камни как материал для работы на занятиях по математике, для моторики (сенсорные мешочки, выкладывание дорожек на шаблонах).

-Разноцветные камешки (литотерапия — внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения).

Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

-Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий, какая у него температура (теплый или холодный, посмотрите, какой у него размер (большой или маленький, блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).

-Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко.) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?

-Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

-Упражнения дыхательной гимнастики.

Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая. Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек, т. е. производим «хватательные» движения.

Игра «Умные камешки»

Цель: развитие мелкой моторики, автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха.

Оборудование: натуральные камни разного размера с нарисованными картинками различных предметов.

Ход игры: предложите ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

Использование элементов литотерапии в занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными и качественным.

Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» Подготовил: инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 68 Ермакова С. Н. Инновационные технологии в образовании, что это такое? Инновация.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Консультация для воспитателей ДОУ «Структура прогулки в ДОУ» Памятка структура прогулки в ДОУ Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице. Режим дня детского.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников в современном ДОУ» Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка-это период его бурного роста и интенсивного развития, период.

Мастер-класс для педагогических работников ДОУ «Ознакомление детей в ДОУ с историей спортивных игр» Мастер класс для педагогических работников ДОУ Тема: Ознакомление детей в ДОУ с историей спортивных игр Цель: — повысить профессиональную.

Семинар для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии в ДОУ» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Семинар для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению театральных кукол из камней с последующим их использованием в театрализованной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование.

Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Рубрика: 4. Психология развития

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 3475 раз

Библиографическое описание:

Запольских О. Л. Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/ (дата обращения: 16.02.2020).

Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста (литотерапия), познакомить с приёмами работы с камнями.

1. Актуальность, активизация.

2. Приёмы работы

3. Заключительная часть, рефлексия, итог.

(СЛАЙД: название темы).

1. В настоящее время для нас, педагогов и психологов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад. (СЛАЙД: изображения сказок о камнях)

ВОПРОС: Что объединяет все эти сказки?

А Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками: (СЛАЙД: дети играют) перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в коррекционно-развивающие занятия. На данных занятиях проходит коррекция таких личностных проблем, как неумение общаться, договариваться, агрессивность, конфликтность. У детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Использование литотерапии (СЛАЙД: термин) в психологической практике, в том числе и применение методов литотерапии в детских садах — это малоизученное направление. Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы»

Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога, стала изучать данное направление более глубоко и применять литотерапию в собственной практике. Также упоминание литотерапии есть в «Справочнике логопеда» Поваляевой М. А. Литотерапия (лечение минералами) и гемматерапия (лечение драгоценными камнями) применяются в коррекционной и лечебной педагогике.

На основе изученного составила тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он состоит из нескольких блоков-модулей. В каждом блоке по 4–5 занятий.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: (СЛАЙД: блоки)

Каждое занятие проводится по следующей структуре, в ней приводятся примерные игры и упражнения. Сегодня на мастер-классе я представлю одно из занятий первого блока с использованием ИКТ. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют у детей поддерживать интерес. В каждом блоке по одному такому занятию, так как литотерапия подразумевает всё-таки контактное воздействие.

Читать еще:  Примеры проявления силы воли в литературе. Аргументы к сочинению по проблеме стойкости человека в жизни (жизнестойкости)

Путешествие в мир камня очень увлекательное и захватывающее занятие. (СЛАЙД: камни). Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и родной Земли. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Все эти камни старше нас, они хранят много тайн и загадок. Например, некоторые свойства камней отражены в известных всем фразах.

— Глаз — алмаз (щелчок, когда скажут слово)

— Грызть гранит науки.

— Время собирать камни.

— Не держи камень за пазухой.

— ВОДА — камень точит, а ЗЛО — ДУШУ.

— А вы хотите отправиться со мной в путешествие по миру камней? (Да) Тогда в путь (вызываю тех, кто продолжил фразы, проговорить правила).

— И куда мы отправимся сначала (налево — цифра 1).

— Куда же она нас приведёт?

— Этот белый камень можно растворить в воде, его используют в пищу (соль)

— Этот камень хорошо горит, выделяя много тепла (уголь).

— Это окаменевшая смола древних хвойных растений. В нём можно увидеть остатки насекомых и растений (янтарь).

— Молодцы первую дорогу прошли!

— Итак, куда же нас направит следующая стрелочка.

2) ИГРА «Что изменилось?».

Мы с вами уже знаем, что камни бывают разных цветов и форм. На какие фигуры бывают похожи камни?

— Внимательно посмотрите на ряд фигур, запомните как они расположены, в каком порядке. Закройте глаза (убираются 2 фигуры: жёлтый пятиугольник, оранжевый овал).

— Ещё раз посмотрите на фигуры, будьте внимательны, все фигуры перемешаются. Вспомните, где какая фигура стояла (красный ромб, жёлтый пятиугольник, зелёный круг, синий квадрат, оранжевый овал, коричневый треугольник, фиолетовая капля)

3) Игра «Собери такую же фигуру».

— Внимательно посмотрите на фигуры и выберите те, которыми нужно закрасить образец.

— Молодцы, и с эти заданием благополучно справились.

— Посмотрите: куда нас направляет третья стрелочка (направо) (СЛАЙД: Витязь)

4) ИГРА «Волшебные превращения» (воображение).

— Итак, мы с вами попали в мастерскую Данилы-мастера. Вспомните, что в сказке Данила-мастер выточил из камня?

— А ещё камни можно раскрашивать. Обратите внимание, какие красивые поделки делают дети и взрослые из камней. Посмотрите: на что или на кого походит этот камень? (СЛАЙД)

— Кто хочет порисовать? (щелчок)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА: пока идёт составление картины.

Что это: сила внушения или камни — действительно прекрасные целители?

Безусловно, могут, уверены литотерапевты — специалисты, занимающиеся подробным изучение лечебных свойств камней. О чудесных способностях минералов писали в своих трудах Аристотель, Теофаст, Гиппократ, Парацельс, Авиценна. Широко применяются минеральные вещества в гомеопатии..

(Пути воздействия камней СЛАЙД: 3 уровня воздействия)

1) Психологический уровень. Созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Огромное воздействие на человеческий организм оказывает цвет минерала (щелчок). Так, надевая янтарный браслет, мы, сами того не подозревая, заряжаемся оптимизмом и жизненной энергией, которую несет в себе желтый цвет (щелчок). Белые камни блокируют воспалительные процессы, запускают очищение организма; (щелчок) красные будоражат нервную систему, усиливают кровообращение; (щелчок) синие, наоборот, успокаивают, снимают мышечное напряжение, проясняют мышление, нормализуют работу сердца; (щелчок) зеленые возвращают уверенность в себе, снимают стресс, усталость. (щелчок)

Целебными свойствами обладают только необработанные камни, у которых сохранена целостность кристаллической решетки. Камень подобно губке сначала впитывает, а затем отдает информацию об окружающей его действительности. И хорошо, если минерал рос в относительно благополучном регионе, а если его привезли из Афганистана, где столетиями лилась кровь, Чечни, Ирака или любой другой «горячей точки» планеты? По убеждению литотерапевтов, такие камни не только неспособны излечить человека, но могут еще больше расстроить его здоровье.

Лечение камнями не имеет строгих противопоказаний. Минералы можно применять как для лечения взрослых, так и для детей, а также стариков.

Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо.

3. РЕФЛЕКСИЯ: «Камешек в ботинке».

— Случалось ли у вас, чтобы вам в туфлю попадал камешек?

— Что вы при этом испытывали?

— А если вы попробуете сделать несколько шагов, не вынув камешек из туфли?

— Такие же чувства мы испытываем, когда мы сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек. Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то у нас скорей всего возникнут проблемы. Поэтому всем людям — и взрослым, и детям — полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят (проблемно-игровой эксперимент решает задачи расширения представлений о базовых эмоциях, совершенствования коммуникативных навыков, развития навыков сотрудничества у детей в процессе коллективного обсуждения).

— А сейчас я попрошу вас выразить свои чувства, которые вы испытывали во время работы: оцените свои знания, эмоции и чувства. Будем говорить следующую фразу и передавать наш большой камень (на СЛАЙДЕ):

«У меня камешек в ботинке…» (отриц.эмоции от услышанного, информация не вызвала интереса и т. д.)

«У меня нет камешка в ботинке…» (положительные эмоции, интерес, применимость и т. д.)

Во время выполнения данной работы мне хотелось приобщить ребят к миру камней, заразить их своей любовью к ним. Развить любопытство, познавательный интерес, коммуникативные качества, способствовать психоэмоциональному раскрепощению, снятию мышечного напряжения — вот основные мои задачи. По горящим глазам детей, по их удивленным лицам я могу сказать, что они выполнены.

Похожие статьи

Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного.

Библиографическое описание: Пляскина Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста.

— Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного.

Цель: развивать интерес детей к камням, учить видеть отличительные признаки разных камней, развивать творческие способности.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей дошкольного возраста. Автор: Онос Мария Ивановна.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Горячий песок и асфальт, галька, острые камни, шлаки, шишки и хвойные иглы, косточки от вишни, сливы и

Анализ проделанной работы показал хорошие результаты: общий процент заболевания по садику за три

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ | Статья в журнале.

В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психо-коррекционной работы с детьми является вокалотерапия.

Особые методики исцеления вокалом положены в основе лечебной системы С. В. Шушарджана.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья.

Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения

Упражнения на релаксацию. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы.

Игра, пробежки и дрессировка с собаками способствовали снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей.

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

Особенности обучения дошкольников искусству оригами

Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения

Такой прием развивает зрительную и мышечную память. Этапы обучения оригами

Например, “Бабочки на лугу”, “Аквариум”. Выполнять работу воспитанники могут, пользуясь чертежами.

Диагностическая методика по определению аппликационных.

Плохое владение ножницами, своей рукой, незнание обобщенных способов изображения вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к ее утомлению

Рассмотрим методику определения аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/05/04/master-klass-litoterapiya-kak-sredstvo-korrektsii
http://www.maam.ru/detskijsad/litoterapija-v-dou.html
http://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector