0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Медный всадник площадь. Подготовка к транспортировке по воде

Самый тяжелый в Петербурге: топ-10 удивительных фактов о Гром-камне – постаменте Медного всадника

Темы дня

Рассказываем историю Гром-камня: кто его нашел, почему он так называется, как валун весом 1500 тонн сумели доставить в город (для сравнения – один каменный блок Пирамиды Хеопса весит около 2,5 тонн), и как на него отреагировали петербуржцы.

Та Русь – неотесанный камень

Поставить памятник Петру I захотела сама Екатерина II – причем памятник не обычный, а самый грандиозный. Название «Медный всадник» он получил спустя несколько десятилетий, благодаря Александру Пушкину с его поэмой.

Идейный вдохновитель, художник и скульптор памятника – Этьен Морис Фальконе. По его замыслу, пьедесталом будущего памятника должен был стать «дикий камень» исполинского размера.

Неотесанный валун символизировал бы допетровскую Русь, которую изменил царь-реформатор Петр Великий. Возник первый вопрос: где бы такой «булыжник» найти?

Рисунок модели монумента Петру Великому, сделанный художником Антоном Лосенко в мастерской Фальконе. 1770 год. Музей города Нанси во Франции. Фото: Wikiway

Может собрать постамент по кускам?

Постамент, согласно проекту скульптора, должен был быть пяти сажен в длину – около 10,6 метра, двух сажен и половины аршина в ширину – 4,6 метра и двух сажен и одного аршина в вышину – 4,96 метра.

Сажень – старинная русская мера длины, применявшаяся на Руси и в Российской империи. 1 сажень равен примерно 2,13 метра, аршин – 0,71 метра.

Соотношение единиц длины с пропорциями тела человека. Фото: wikipedia.org

Задача найти столь огромный гранитный камень казалась невыполнимой. А как его перевозить по суши, через моря или реки? Многие чиновники и специалисты считали затею безнадежной, поэтому постамент решили собрать из нескольких частей.

«Монолитный камень был далек от моих желаний… Я полагал, что этот пьедестал будет сооружен из хорошо подогнанных частей», – рассуждал Фальконе. Он даже «почти изготовил рисунки, каким бы образом камни, коих требовалось сначала двенадцать, после же только шесть, высекать и железными или медными крючьями совокуплять должно было».

Нет, по кускам – плохо

В концу лета 1768 года нашлись около 40-50 подходящих валунов. Самый крупный из них находился в Кронштадте, «у самого моря». Он хоть и подходил по длине, но имел «уродливую кругловатую фигуру».

Некоторые камни оказались «весьма дресвяные, самой крупной сыпи и по слабости негодные», другие – разного оттенка, рисунка породы – плохо бы смотрелись вместе.

Нужный камень нашел крестьянин

Для поиска валунов даже давали объявления в газеты. Экземпляр подходящих габаритов в итоге предложил казенный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков – поставщик строительного камня в Петербург. Причем наткнулся он на камень до объявления поисков.

У Вишнякова был план: расколоть гранитную глыбу и продать ее по кускам. Однако воплотить замысел в жизнь он не мог технически – не было подходящего оборудования и инструментов.

Крестьянин сообщил о валуне руководителю поисковых работ проекта, а за наводку получил довольно приличную по тем временам сумму – 100 рублей.

Фальконе говорил: «Мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным». В одном из писем герцогу д’Эгийон архитектор писал: «Это глыба прекрасного и чрезвычайно твердого гранита, с весьма любопытными прожилками кристаллизации.

Они заслуживают места в вашем кабинете. Постараюсь добыть осколок покрасивее и, если дозволите, милостивый государь, присоединю его к вашему собранию естественной истории. Этот камень много придаст характера памятнику и, может быть, в этом отношении его можно будет назвать единственным».

«Гром» и молния

Камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. Приставку «Гром» он получил из-за местной легенды: считалось, что своеобразную форму он приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу.

В лес, на указанное крестьянином место, отправили специальную комиссию. Специалисты обнаружили до половины ушедший в землю, покрытый мхом, с деревцем на макушке, Гром-камень с мягкими, немного аморфными формами.

В своем первоначальном виде камень весил около 2000 тонн и имел примерные размеры: длина – 13 метров, высота – 8 метров, ширина – 6 метров.

Возник новый вопрос: как перевести чудо-валун в Петербург?

«Гром-камень в Лахтинском лесу». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Фото: Wikipedia

Готовились более 5 месяцев

Операция по подготовке к транспортировке камня началась в сентябре 1768 года. Для начала создали миниатюрную – в 10 раз уменьшенную – модель «машины» для перевозки валуна. С ее помощью движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть (вес более 1 тонны).

Тому, кто придумает механизм для перемещения сей гигантской глыбы, было обещано 7000 рублей (в 70 раз больше, чем дали Вишняков за наводку). Есть легенда, что идея «шаровой машины» принадлежит некому специалисту по обработке металлов по фамилии Фюгнер.

Еще возвели казармы для 400 «работных людей», а также разметили будущую дорогу до берега Финского залива, в обход болот и холмов. Просека была шириной 40 метров и длиной почти 8 километров.

Почему части Гром-камня отличаются по цвету

Во время подготовки камень, ушедший в землю на 5 метров, со всех сторон раскопали. Затем от ванула отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, – это облегчило груз на примерно 600 тонн.

Затем Гром-камень был обтесан. Отсеченные куски прикрепили к основному монолиту, чтобы впоследствии использовать так, как задумал Фальконе, – для «удлинения» пьедестала.

Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом спереди и сзади, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн. И хоть камень изначально был единым, пристыкованные куски и сейчас имеют разный цветовой оттенок под Медным всадником.

«Обтесывание камня Гром у Лахты». Гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена. Искусствовед Авраам Каганович в своей книге «Медный всадник» указывает, что «на этой гравюре камень еще не обработан до того состояния, в каком его будут впоследствии перевозить: его формы округлы, еще отсутствует большая выемка, в которой во время перевозки расположится кузница, еще не отесаны его бока». Фото: к-я.рф

Петровский пруд

Котлован, который был выкопан вокруг камня, позже постепенно заполнился водой. Образовавшийся водоем сохранился до настоящего времени. Его называют Петровским прудом.

Петровский пруд, возникший после изъятия Гром-камня. Фото: Pilothub / @serezhaschmidt

Сначала – перевернуть

Перед перевозкой Фальконе решил перевернуть валун: архитектор считал, что в таком положении он более соответствовал глиняной модели постамента. Каменотесы выровнили одни из боков валуна, инженеры соорудили сложную установку из деревьев, рычагов, веревок, мха и сена (чтобы при падении он не расколоться), а в марте 1769 года камень уже перевернули нужной стороной к земле.

После пируэта он пролежал нетронутым все лето – земля была мягкой, работы отложили до зимы.

Как вспоминает библиотекарь Академии наук, непосредственный участник событий Иван Бакмейстер, «взирание на оный (Гром-камень) возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас».

Что сказала императрица

Кстати, работы по обтесыванию проводились до тех пор, пока Лахту не посетила Екатерина II. Она запретила дальнейшую обработку валуна, желая, чтобы тот прибыл в Петербург в своем «диком» виде без утраты объема.

Читать еще:  Джек лондон морской волк читать онлайн. Книга морской волк читать онлайн

Окончательный вид Гром-камень приобрел уже на Сенатской площади, значительно утратив свои первоначальные размеры. Доводка проходила под руководством Фельтена.

«Движение камня к заливу в присутствии императрицы». Гравюра Якоба Шлея по чертежам Юрия Фельтена. Фото: Wikipedia

Как перевозили Гром-камень в Петербург

В итоге «машина» по перевозке Гром-камня выглядела примерно так: сначала валун подняли с помощью рычагов и домкратов, затем – поместили под него прочную деревянную раму из двух параллельных желобов с 30 пятидюймовыми шарами (примерно размером с ладонь); затем платформу, как санки, тащили на канатах мужики и солдаты с помощью специальных крутящихся установок, воротов и блоков.

Шар и желоба сделали из необычного материала – сплава меди с оловом и галмеем. Также были приняты меры по страховке камня от падения при аварии. Почва под «санями» должна была быть ровной, поэтому действие происходило зимой.

Несмотря на сложность и продуманность процесса перевозки, во время пути возникали серьезные аварийные ситуацию: около пяти раз валун срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Рабочие успешно справлялись с проблемами.

Транспортировка длилась более 5 месяцев

Транспортировка камня продолжалась с ноября 1769 года по апрель 1770 года. За сутки, по прямой, проходили порядка 20-З0 шагов. На поворотах – еще меньше.

Камень был доставлен на берег к востоку от нынешнего заказника Северное побережье Невской губы, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.

Расколотый валун – предполагаемые осколки Гром-камня у пристани. Фото: wikipedia.org

По Финскому заливу Гром-камень переплывал в сопровождении нескольких кораблей. Главное судно (беляну), на котором лежал валун, спроектировал известный галерный мастер Григорий Корчебников.

Беляна при этом транспортировалась другими двумя парусными плоскодонными суднами (краерами). На картинке видно, как они поддерживают главную баржу по бокам, чтобы она не перевернулось.

Транспортировка Гром-камня по воде. Фото: Wikipedia

Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила 13 километров. И вот, в октябре 1770 года, спустя два года после начала всей операции, Гром-камень прибыл в Петербург на Сенатскую площадь.

Читайте также:

Кстати, для выгрузки валуна у берега Невы использовали тот же прием, что и при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.

Дорога, по которой перевозили Гром-камень, на «Карте Санкт-Петербургской губернии» 1792 года. Фото: к-я.рф

Петербуржцы удивились

В Северной столице гигантскую скалу приняли с большим удивлением и восхищением. Тогда писали: «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».

В честь перевозки камня была даже выбита памятная медаль «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня – 18 августа 1782 года – к столетию вступления на престол Петра I. Праздник был грандиозный.

Как создавался «Медный всадник»

История создания памятника-символа Санкт-Петербурга – «Медный всадник»

История первая – РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ПЬЕДЕСТАЛА

Идея дикого камня в качестве пьедестала памятнику появилась у Фальконе задолго до отъезда из Парижа.

Размеры подножия, согласно его проекту, должены быть около “пяти сажен в длину (10,6 м), двух сажен и половины аршина в ширину (4,6 м) и двух сажен и одного аршина в вышину (4,96 м)”.

Екатерине и ее окружению идея дикой скалы пришлась по душе. Встал вопрос поиска камня для пьедестала.

Первоначально постамент предполагалось собрать из нескольких фрагментов. Думалось, что найти монолит гигантских размеров невозможно.

В конце лета 1768 года было обнаружено несколько камней нужных размеров в окрестностях Петербурга: на нарвской дороге, на побережье залива, у Гатчины и Ораниенбаума. Но они были разного цвета и структуры, негодные для составления целого пьедестала.

В этом же 1768 году крестьянин Семён Вишняков сообщил о находке в шести верстах от деревни Лахта камня огромной величины. Фальконе был поражен его формой и размерами. Идея составного памятника ушла в прошлое.

История вторая – ЗНАКОМСТВО С КАМЕННОЙ ГЛЫБОЙ

Ниже приведена гравюра Якоба Шлея по рисунку Юрия Фельтена «Обтёсывание камня Гром у Лахты». Так выглядел будущий пьедестал Медного всадника до обработки.


После обнаружения камень был обкопан со всех сторон и измерен. Он поражал своими размерами.

Длина его была 44 футов (13,2 м), ширина 22 футов (6,6 м), вышина 27 футов (8,1 м). Камень залегал в земле на 15 футов (4,5 м) в глубину. Кроме того, он со всех сторон зарос мхом толщиной на два дюйма. Вес его равнялся ста тысячам пудов или 1600 тонн.

Интересно, почему размеры глыбы по данным Шлея, Бецкого, Фальконе, Карбури, Фельтена и других отличаются?
Возможно, его измеряли на разных этапах его подготовки.

История третья – ПОДГОТОВКА ТРАНСПОРТИРОВКИ КАМНЯ ДЛЯ ПЬЕДЕСТАЛА

В месте находки Гром-камня были построены жилища для 400 работных людей. Фальконе после обмеров принял решение о перевороте камня на бок. Для этого одна его сторона была обточена до плоской поверхности.

Была изготовлена решетка из бревен, на которую решено было перевернуть камень. Сверху бревенчатая решетка была устлана мхом и сеном, чтобы от силы удара при перевороте она не треснула.

На этой гравюре из книги Карбури «Памятник во славу Петра Великого…» нарисованы рычаги и лебёдки, с помощью которых Гром-камень переворачивали на бок.

К 12 марта 1769 года камень с помощью системы рычагов и лебедок был уложен нужной стороной на решетку. Рычагов, состоящих из трех древ, было 12. Для усиления действия напротив их были установлены 4 лебедки, с помощью которых натянули веревки.
Всё лето камень пролежал на решётке, так как в это время года мягкость грунта не давала возможности осуществить его перевозку.

Для работы только одной лебёдки задействовано 36 человек!

История четвертая – ГРОМ-КАМЕНЬ ИЛИ СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ У ПЬЕДЕСТАЛА ПАМЯТНИКА

Хорошо известно, что в скале камня была трещина, скалывающая угол. В этой трещине находилась земля, где росло пять берез. По преданию она образовалась во время грозы. Отсюда и название Гром-камень.

После очистки и нового обмера камня поняли, что его длины немного не хватает для полного соответствия модели.
Отколотый громом кусок был разделен на две части. Эти обломки использовали на наращивания центрального блока камня. На постаменте эти части хорошо заметны, так как они другого оттенка. Их обтёсывали по специальному объёмному лекалу.
Для перевозки отколотые части закрепили на главной глыбе для сохранения равновесия при перемещении. Этот момент представлен на картине художника Луи Бларамберга, которого пригласила Екатерина II для изображения перевозки камня.

Интересный момент: Фальконе хотел обработать камень по модели на месте. Но ему сообщили, что чем больше будет камень, тем больше шуму создаст его перевозка в Европе.

Предполагают, что первоначально камень должен был весить около 1600-2000 тонн. Около 800 тонн было сколото на месте. К погрузке камень весил 800-1200 тонн.

История пятая – ПУТЕШЕСТВИЕ ГРОМ-КАМНЯ К ФИНСКОМУ ЗАЛИВУ

Пока ждали зимы и замерзания грунта, шла работа по подготовке будущей дороги для перевозки.
Болота зимой плохо промерзают, поэтому вбивали сваи по предполагаемому ходу движения. Выбирали мох и ил, так как они препятствуют полному замерзанию. Вместо них помещали хворост и щебень.

Камень приподняли специальными винтами-домкратами, которые были сконструированы слесарным мастером Фюгнером. Убрали из под него решетку и подложили специальные сани.

Движение этих саней планировалось по особым рельсам, созданным по принципу работы шарикоподшипника.

Два толстых бревна были уложены друг на друга. В каждом из них предварительно выдолбили желоб и обили его медными листами. Между брёвнами по канавкам катились медные шары.

Читать еще:  Почему ребенок игнорирует любые ваши слова? Что делать, если ваш ребенок вас игнорирует

Верхние брёвна под камнем оставались неподвижными, только нижние отнимали сзади и перекладывали вперёд, во время движения скалы.
Дорогу проложили по ломанной линии, которая огибала болота, речки, пригорки и прочее препятствия. Когда Камень оказывался на возвышенности , его приподнимали домкратами, рельсы заменяли на кругообразную машину, состоящую из двух плоских дубовых колес, лежащих друг на друге с желобами и шарами. С помощью этой конструкции скалу поворачивали в нужном направлении и опять ставили на рельсы, переложенные уже в нужном направлении.

Метод графа Карбури, который мы с Вами разобрали, использовался для перевозки в 1880 году 200-тонного гранитного обелиска «Игла Клеопатры», установленного в Нью-Йорке.

15 ноября были начаты работы и продвинули камень на 23 сажени.
20 января присутствовала на работах сама императрица Екатерина II. При ней камень подвинули на 12 сажень.
27 марта Камень оказался на берегу Финского залива.

Если вглядеться в гравюру, то можно увидеть людей, которые крутят лебедку, переносят и переставляют рельсы. А также много зрителей, которые ежедневно приезжали из города на это зрелище.

Обратите внимание , что работа по отделке камня продолжалась и во время его перемещения. 48 камнетёсов ежедневно работали и приводили скалу в надлежащий вид. На одном из краев Камня можно увидеть даже кузницу, которая путешествовала вместе с ним, и подготавливала инструмент к работе.

История шестая – ПОГРУЗКА И ВОДНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГРОМ-КАМНЯ

На берегу Финского залива была организована плотина из множества свай, вбитых в дно залива. Между собой сваи были опутаны ветвями и соединены скобами. На них сверху поперек были укреплены бревна. На эту плотину был уложен Камень. После чего Карбурий передал руководство перевозкой по воде в ведение адмиралтейства. Главный надзор осуществлял адмирал Семён Мордвинов. По проекту Григория Корчебникова было построено специальное судно. В его строительстве участвовал Семён Вишняков, тот самый крестьянин, который обнаружил Камень.

Далее у судна был разобран борт и оно было затоплено у берега. На судах, расположенных рядом, были установлены лебедки. С их помощью Камень затащили на судно. Заделали борт и стали откачивать воду. Но судно показывалось из воды частями.
Позвали на помощь Карбурия. Камень вернули на плотину. На судне установили специальные подпоры, которые распределяли вес Камня равномерно. Судно заново затопили. Камень двинули, подняли домкратами и установили на подпоры. После откачки воды судно поднялось над водной поверхностью.

Далее Камень укрепили канатами с двух сторон к кораблям, которые его поддерживали и защищали.

Доставляли его вверх по Малой Неве, а далее вниз по Большой Неве до места установки памятника. Проплыл он 12 верст. Прибыл в день коронования императрицы 22 сентября. Вечером в честь этого события город осветила иллюминация.

История седьмая – ФОРМА И РАЗМЕРЫ ПЬЕДЕСТАЛА

Прежде чем приступить к установке всадника привезенная скала была значительно обработана. Высота Камня уменьшена с 6,7 м до 5,2 м, ширина с 6,4 м до 3,4 м. Длина оказалась недостаточной, поэтому её пришлось нарастить с помощью осколков от Гром-камня.

Интересно, что многие современники отрицательно отнеслись к обтёсыванию скалы, желая видеть под фигурой Петра I камень бОльших размеров и формы, созданной природой.

Фальконе обстоятельно ответил на критику размера памятника, написав книгу, её ключевой идеей стали слова: «не делают статую для постамента, а делают постамент для статуи».

Только после отъезда Фальконе из Петербурга в августе 1778 года и после открытия памятника, прекратилось недовольство, зависть и клевета в отношении к скульптору. Появилась похвала ему и его творению. Статуя получила всемирную известность.

История восьмая – КАК ВЫБРАЛИ ФАЛЬКОНЕ АВТОРОМ ПАМЯТНИКА ПЕТРУ I

Екатерине II пошли предложения установить себе прижизненный памятник, сразу после вступления на престол. Она же решила ставить памятник Петру I, чтобы подчеркнуть свою призрачную преемственность на российском престоле.

Екатерина II поручила князю Дмитрию Голицыну, который был российским посланником в Париже, найти талантливого скульптора. Дидро рекомендовал Голицыну и Екатерине, с которой он состоял в дружеской переписке, выбрать Фальконе. Фальконе, по мнению Дидро, не только хороший ваятель, но читающий и размышляющий человек.

Контракт с Фальконе на изготовление конной статуи был подписан 27 августа 1766 года (253 года назад). В сентябре Фальконе вместе с ученицей Мари-Анн Колло выехал из Парижа. Примерно через месяц их встречал Петербург. Вещи скульптора были отправлены морем. Из 25 его ящиков только один содержал вещи художника, в остальных были книги, гравюры, мрамор, а также слепки и снимки для Академии художеств.

Секретарь Русского исторического общества Александр Половцев заметил, что Фальконе “был не один из тех бежавших в Россию иностранцев, которым не посчастливилось дома, и которые думали сыскать лёгкий хлеб в варварской, на их взгляд, стране, нет, Фальконету было ровно пятьдесят лет, и в эти пятьдесят лет он успел уже заслужить почётное место среди своих сограждан”.

Напутствуя друга, Дидро воскликнул: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое!»

История девятая – РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОМ, КАК ИЗОБРАЗИТЬ ПЕТРА I

«Екатеринское» окружение поначалу хотело скопировать композицию одного из европейских конных памятников. В первую очередь, подражать собирались статуи римского императора Марка Аврелия в Риме (160–180-е годы). Всадник на коне на постаменте с барельефами, прославляющими его дела. По углам постамента предполагались статуи пороков, которые Пётр победил, или статуи добродетелей.

Отвечать за всё, что касается возведения монумента, Екатерина поставила Ивана Бецкого, президента Академии искусств, руководителя Комиссии по каменному строению. Бецкой настаивал на том, чтобы Фальконе ориентировался на статую Марка Аврелия. Фальконе был категорически не согласен и написал целый трактат «Наблюдения над статуей Марка Аврелия». Статуя была глубоко проанализирована.
Фальконе подводит итог, что в такой позе лошадь не сможет сделать ни одного шага, движения всех ног не соответствуют друг другу.

Екатерина была на стороне Фальконе.

Скульптору потребовалась смелость отступить от традиций изображения правителей в воинских доспехах, сидящих на спокойном коне в окружении аллегорических фигур.

5 мая 1768 года Бецкой сообщил Сенату, что Екатерина повелела монумент поставить на Сенатской площади.

Медный всадник в Санкт-Петербурге – памятник Петру I

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Читать еще:  Как сделать деда мороза из бросового материала. Дед-мороз из бумажных полосок. Прикольный Дед Мороз своими руками из пластиковой бутылки и ложек - мастер-классы для садика

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник — название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Источники:

http://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/371847/
http://open-spb.ru/poleznye-stati/kak-sozdavalsja-mednyj-vsadnik/
http://www.spb-guide.ru/page_12817.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector