Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ
Содержание
- 1 Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ
- 1.1 «Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя» методическая разработка на тему
- 1.2 Скачать:
- 1.3 Предварительный просмотр:
- 1.4 Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
- 1.5 Консультация для воспитателей «Метод моделирования в формировании креативных способностей у дошкольников»
«Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя»
методическая разработка на тему
Игры с педагогами на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 96
Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами.
Игровое моделирование «Учим детей, играя»
Соловьева Галина Николаевна
МАДОУ г. Мурманска № 96
Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а так же стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО. Перед старшим воспитателем неизбежно встают следующие вопросы:
Как организовать методическую работу, чтобы она способствовала повышению профессионального мастерства педагогов, активизации и развитию творческой деятельности?
Как сделать так, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы на педагогическом совете, консультациях, семинарах?
Для активации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события, старшему воспитателю необходимо знать основные методы и формы активации педагогов:
- имитация конкретной ситуации (в иллюстрациях, упражнениях, оценках, ситуациях – проблемах);
- диалог;
- дискуссия;
- педагогические диктанты и карточки – задания;
- обучение практическим умениям;
- имитация рабочего дня воспитателя;
- разгадывание педагогических кроссвордов;
- работа с инструктивными документами;
- анализ высказываний детей, их поведения, творчества;
- анкетирование и заполнение карты самооценки деятельности педагогов и другие.
Подобные задания помогают воспитателям актуализировать свои знания, заставляют их анализировать собственный опыт, приведя его в определенную систему. Анализ письменных работ дает богатый материал для дальнейшей методической работы, выявляет потребность в проведении специальных групповых или индивидуальных консультаций и изучении интересного опыта. Все методы активации педагогов могут быть использованы изолированно, в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активации в разных вариантах. Метод игрового моделирования можно использовать как элемент деловой игры.(К.Ю.Белая). Он позволяет сочетать методы и приемы активации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива- с другой.
В нашем ДОУ игровое моделирование «Что мы знаем о правах ребенка» было проведено на семинаре – практикуме по изучению Конвенции по правам детей. Игра «Что вы знаете о русской народной культуре?» прошла по итогам консультации для молодых педагогов, «Знакомим с русским народным творчеством». Частью педагогического совета на тему «Игра, как средство социализации, воспитания и обучения детей – дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» стало игровое моделирование «Учим детей, играя!»(приложение № 1). Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок, а отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.
«Учим детей, играя»
- систематизация знаний воспитателями аспектов готовности детей к школьному обучению и организации обучения через дидактическую игру;
- выявление практических способностей к решению педагогического кроссворда, изготовлению дидактических пособий и проведению дидактических игр с детьми.
Правила: воспитатели отвечают индивидуально, получают фишки за полный и правильный ответ. Всего 4 задания. В конце подводят итоги путем подсчета количества фишек. Победитель награждается
Задание 1. Игра «Продолжи выражение»
Участникам по очереди предлагается продолжить фразы:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что…»
- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что…»
Задание 2. «Методика организации дидактических игр с детьми»
- Подготовка к проведению.
- Привлечение интереса детей к игре.
- Название и определение количества участников.
- Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом.
- Объяснение хода игры.
- Показ игровых действий.
- Обращение внимания детей на четкое выполнение правил.
- Определение роли воспитателя.
- Проведение игры, наблюдение за выполнением правил.
- Подведение итогов игры.
- Получение обратной связи.
- Анализ проведения игры (для воспитателя).
Задание 3. «Домашнее задание»
Проверка домашнего задания «Презентация дидактического пособия»
Краткий план презентации дидактического пособия.
- Название дидактического пособия;
- Определение задач обучения: дидактические, развивающие и воспитательные.
- Содержание игровых правил и игровых действий;
- Сочетание дидактики с элементами занимательности;
- Вариативность использования пособия.
При просмотре коллективно оценивается каждое пособие и заполняется «Карта оценки многофункционального дидактического пособия»
Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
МДОУ детский сад №47 «Ветерок»
Консультация для воспитателей
«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
«Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ»
1.Моделирование и его суть.
2.Требования, предъявляемые к моделям.
4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс.
5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. ( Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).
Требования, предъявляемые к модели
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).
В дидактике выделены три вида моделей:
1.Предметная модель
— имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.
2.Предметно-схематическая модель.
— Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.
3.Графические модели.
— Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.
Методические рекомендации по введению моделей
в образовательный процесс
Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:
1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.
2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.
3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.
Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности
1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.
2. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
а) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.
Консультация для воспитателей «Метод моделирования в формировании креативных способностей у дошкольников»
Людмила Рузанова
Консультация для воспитателей «Метод моделирования в формировании креативных способностей у дошкольников»
(из опыта работы)
Консультация «Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников«. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. Сегодня, как отмечают многие ученые всего мира, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь». Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения. В наше время профессия педагога не терпит отставаний от времени. Поэтому в образовательной деятельности нашего детского сада сочетаются технологии, проверенные временем и новые разработки. Я на протяжении 5 лет работала по теме самообразования по инновационному направлению: «Метод моделирования в формировании креативных способностей дошкольников». Моделирование является одним из относительно «молодых» методов познавательного развития дошкольников. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель — глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.
С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха — придают им уверенность в своих силах.
В подготовительном периоде мы используем следующие игры: «На что похоже?», «Кто спрятался?»
На начальном этапе работы, в младшем дошкольном возрасте используются модели, имеющие сходство с реальными предметами, персонажами, затем можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Начиная со средней группы применяем модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, пересказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста.
Универсальность опорных схем позволяет использовать их в различных видах детской деятельности. Моделирование используется в организованной образовательной деятельности (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») и в самостоятельной деятельности детей для обобщения у них преставлений об окружающем.
Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно и творчески. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Опыт нашего детского сада показывает, что наиболее эффективными формами являются мастер-классы, педагогические брейн-ринги, семинары-практикумы, открытые просмотры непосредственно-организованной деятельности и интегрированных мероприятий.
Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.
Консультация «Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.
Развитие креативных способностей у дошкольников посредством LEGO-конструктора Различные творческие таланты человека, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые.
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования Психическое развитие ребёнка — дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик.
Консультация для воспитателей ДОО «Формирование исследовательского поведения у детей через проектный метод» Я, Волошина МА – старший воспитатель ОУ детский сад №19 «Золотая рыбка», считаю, что цель работы воспитателя детского сада: воспитание гармонично.
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности» Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «Обязательное.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/12/ispolzovanie-metoda-igrovogo-modelirovaniya-v-rabote-s-pedagogami
http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-metod-modelirovaniya-v-obrazovatelnom-processe-dou-896565.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-metod-modelirovanija-v-formirovani-kreativnyh-sposobnostei-u-doshkolnikov-iz-opyta-raboty.html