1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Кто нарисовал мишек Шишкину и другие секреты известных полотен

Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд.

«Монахиня» Ильи Репина


Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Читать еще:  Какие российские писатели «шли против системы»? Писатели. Биографии русских писателей

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной. Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века — у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию — в прямом смысле — рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Читать еще:  Результаты гослото 6 из 45 столото. Что такое закрытие продаж

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Авторская песня (6)
  • Академия Мастерства (4)
  • В мире мудрых мыслей (4)
  • Клипарты (3)
  • Красивое в природе (3)
  • GIMP — графический редактор (1)
  • ProShowProducer (1)
  • Скрап-наборы (1)
  • (0)
  • Анимация, Flash материал (43)
  • Будем здоровы! (5)
  • Времена года в моем фотообъективе (6)
  • ЖЗЛ, истории жизни (39)
  • живопись (85)
  • Вернисаж (61)
  • История одной картины (29)
  • Художественные образы в истории (19)
  • И у песен есть судьба. (18)
  • Идеи для сада и дачи (8)
  • интерьер (1)
  • Кино (4)
  • кулинария (57)
  • Готовим в мультиварке (19)
  • Карвинг (украшаем, фантазируем) (11)
  • Маринуем, консервируем (2)
  • Пироги, торты, блины. — выпечка фффсякая (12)
  • Литература (23)
  • О писателях и их книгах (5)
  • О поэтах, стихах и музах (19)
  • Музыка, музыкальные кумиры (20)
  • О времени и о нас. (20)
  • Песни для души (6)
  • Плейкасты (1)
  • Поделки-рукоделки (5)
  • Пожелательно-Доброжелательное (26)
  • Полезности разные (26)
  • Праздники, поздравления (19)
  • Прикольное. Всё из жизни. (8)
  • Путешествие по Горному Алтаю (2)
  • Страницы истории Российского престола (5)
  • Танцы старинные и вечные (2)
  • Ухаживаем за лицом и телом, сохраняем фигуру (10)
  • Цветы в моём садочке (3)
  • Церкви и храмы (4)

Музыка

Я — фотограф

Водоём на участке

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мишки раздора, или как поссорились Шишкин с Савицким

Мишки раздора, или как поссорились Шишкин с Савицким

Эту картину знают все, знают и ее автора, великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Название картины «Утро в сосновом лесу» помнят хуже, чаще говорят «Три медведя», хотя их на самом деле четыре (впрочем, картина первоначально называлась «Медвежье семейство в лесу»). То, что медведи на картине нарисованы другом Шишкина художником Константином Аполлоновичем Савицким, известно еще более узкому кругу любителей искусства, но тоже не является тайной за семью печатями. А вот как соавторы поделили гонорар, и почему подпись Савицкого на картине почти неразличима, об этом история стыдливо умалчивает.
Дело же обстояло приблизительно так.

. Рассказывают, что Савицкий впервые увидел Шишкина в Артели художников. Эта Артель была и мастерской, и столовой, и чем-то вроде клуба, где обсуждались проблемы творчества. И вот однажды молодой Савицкий ужинал в Артели, а рядом какой-то художник богатырского телосложения все шутил, а между шутками завершал рисунок. Савицкому такой подход к делу показался несерьезным. Когда же художник принялся затирать рисунок своими грубыми пальцами, у Савицкого уж и сомнений не было, что этот странный человек сейчас весь свой труд испортит.

Но рисунок получился очень хороший. Савицкий от волнения и про ужин забыл, а богатырь подошел к нему и пророкотал дружелюбным басом, что негоже, де, плохо кушать и что только тот, у кого отменный аппетит и веселый нрав, справится с любой работой.

Так они и подружились: молодой Савицкий и известный уже, уважаемый Артелью Шишкин. С тех пор они не раз встречались, ездили вместе на этюды. Оба были влюблены в русский лес и как-то раз заговорили о том, что хорошо бы написать масштабный холст с медведями. Савицкий будто бы сказал, что не раз рисовал медведей для сына и придумал уже, как изобразить их на большом полотне. А Шишкин будто улыбнулся лукаво:

— А что же ко мне не заходите? Штуковину я одну отмахал…

Штуковиной оказалось «Утро в сосновом лесу». Только без медведей. Савицкий был восхищен. А Шишкин сказал, что осталось теперь над медведями поработать: место, мол, для них на полотне есть. И тут Савицкий попросил: «Позвольте!», — и вскоре на местечке, указанном Шишкиным, разместилось медвежье семейство.

П.М. Третьяков приобрел эту картину у И.И. Шишкина за 4 тысячи рублей, когда подписи К.А. Савицкого на ней еще не было. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей. Шишкин предложил ему для начала зафиксировать свое соавторство, постав подпись на картине, что и было сделано. Однако Третьякову такой фокус не понравился. После совершения сделки он по праву считал картины своей собственностью и никому из авторов притрагиваться к ним не позволял.

Читать еще:  Как гуляем на 23 февраля. Как оплачивается работа в выходные и нерабочие праздничные дни

— Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару, — сказал Павел Михайлович и собственноручно стер подпись Савицкого. Деньги он также выплатил одному Шишкину.

Иван Иванович, будучи человеком порядочным, счел необходимым поделиться с другом и коллегой, предложив тому тысячу рублей. Однако вместо того, чтобы поблагодарить, Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето — как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине — медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.

Теперь уже обиделся Иван Иванович, обоснованно считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. Действительно, пейзаж очарователен. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам.

Чем закончилось дело и как художники поделили деньги, доподлинно неизвестно, но только с тех пор Шишкин с Савицким картин вместе не писали.

А «Утро в сосновом лесу» получило бешеную популярность в народе все-таки благодаря фигурам медведицы и трех веселых медвежат, столь живо написанным Савицким.

Кто нарисовал медведей на известной картине Шишкина?

«Утро в сосновом лесу» — не просто самая известная картина Ивана Шишкина, но и едва ли не вообще самая известная картина в России. Почему? Конечно, благодаря мастерству живописца и покровительству Третьякова в первую очередь, но далеко не последнюю роль в этой истории сыграла фабрика кондитерских изделий «Эйнем». В 1896 она начала выпускать конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией картины на обертке — с этого момента «Утро в сосновом лесу» получило широчайшую известность по всей стране.

Шишкин — это «наше все» от живописи, он с нами со школьной скамьи. Но не все знают, что самих медведей на знаменитом полотне нарисовал другой художник — Константин Савицкий. Как же это произошло?

Замысел картины, как и эскизы к ней, на которых уже резвились мишки, принадлежал полностью Шишкину. Более того, на выставке, где картину впервые увидел и купил Третьяков для своей коллекции, она была подписана только именем Ивана Шишкина. И лишь потом на картине появилось две подписи — Шишкин, как человек честный, позволил соавтору Савицкому поставить и свою подпись, а также отдал ему четверть гонорара — 1000 рублей (на эти деньги сегодня можно было бы купить почти новую машину эконом-класса).

Никакой тайны на счет соавторства Савицкого Шишкин не делал. Ее бы не возникло и впоследствии, если бы Третьяков, увидев на доставленной к нему картине еще один автограф, не рассвирепел и не стер бы скипидаром вторую подпись Савицкого. Он был вне себя: картину на выставке он покупал у Шишкина, известного художника, а затем у нее появилось соавторство . Поэтому с тех пор «Утро в сосновом лесу» экспонируется только с подписью Шишкина.

Вопрос в том, зачем знаменитому уже тогда Ивану Шишкину понадобилась помощь другого художника? Савицкий был хорошим другом Шишкина и мастером бытового жанра. Существует расхожая версия о том, что якобы у Шишкина виртуозно выходила природа, но людей и животных он рисовать не умел, поэтому и обратился за помощью к анималисту Савицкому. Однако достаточно посмотреть на работы Шишкина, где он рисовал животных, чтобы понять, что эта версия едва ли выдерживает критику. У Шишкина вполне хватило бы мастерства для отрисовку медведей, а Савицкий был не анималист, а мастер бытовой сцены и рисовал в основном людей.

Вероятнее всего Шишкин просто хотел финансово помочь своему другу, так как был намного успешнее Савицкого. Так или иначе, без мишек картина во многом бы потеряла свое лицо. Пейзажи Шишкина настолько проникновенны и реалистичны, что кажется, сейчас послышится скрип дерева, шум листьев или журчание ручья, но именно медведи, олицетворяющие потаенную жизнь шишкинского леса, сделали «Утро в сосновому лесу» столь знаменитым.

А у вас с чем связаны воспоминания с «Утром в сосновом лесу» Шишкина?

Понравился пост? Подписывайся на канал и делись своим мнением в комментариях!

Источники:

http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto-narisoval-mishek-shishkinu-i-drugie-sekrety-izvestnykh-poloten/
http://www.liveinternet.ru/users/2584898/post152182950
http://zen.yandex.ru/media/id/5d264e5923371c00ada8e7cf/5d3c8ba835c8d800b90aceea

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector