10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской

Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится Дом-музей А. М. Горького. А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский — русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902—2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности». Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет!«, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.


Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Читать еще:  Что должно быть в косметичке у женщины? Интервью с визажистом Оксаной Боровой. Косметичка девушки. Что должно быть в косметичке? Советы для девушек, женщин, подростков

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже).

Самая большая комната (на фото ниже) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

Как найти: ул. Малая Никитская, д. 6/2. Вход 300/150 руб. Плата за экскурсию — отдельно. Часы работы — 11.00-17.30, пн, вт — выходные дни. Карты не принимаются. Телефон 84956900535

Фотографии и текст — Павел Семёнов.

Роскошь и тайны особняка Рябушинского в Москве

Без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы — особняк известного промышленника, мецената, коллекционера Степана Павловича Рябушинского (1874-1942), построенный по проекту знаменитого русского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859-1926) в 1900-1903 годах. Он считается одним из лучших образцов русского модерна.

Особняк Рябушинского, фотография начала XX века

С 1931 по 1936 годы в этом доме жил Максим Горький (1868-1936), а после его смерти — невестка Надежда Алексеевна Пешкова с внучками писателя. В 1965 году здесь был открыт мемориальный музей-квартира Горького.

Особняк Рябушинского в Москве, ныне — музей Максима Горького, фасад со стороны Малой Никитской улицы

Дом необычайно красив. Здесь можно найти элементы английской готики и мавританского стиля, японские мотивы. Мягкие узоры ограждений балконов и ограды напоминают о море, подчеркивают текучесть жизни — излюбленный шехтелевский прием. Стены облицованы светлым глазурованным кирпичом. Широкий мозаичный фриз с изображением ирисов придает зданию особую нарядность. Цветочный мотив повторяется и в рисунке оконных рам.

Вход в особняк Рябушинского со стороны Малой Никитской улицы

Особняк Рябушинского, деталь

Разные объемы создают игру света и тени. Глядя на здание, трудно сказать, сколько в нем этажей. Этим в свое время воспользовался старообрядец Рябушинский, по распоряжению которого был сделан «невидимый» третий этаж, на котором находилась старообрядческая молельня — до 1905 года старая вера преследовалась.

Особняк Рябушинского в Москве, фасад со стороны Спиридоновки

Интересно сравнить особняк Рябушинского с другим творением Шехтеля — домом Смирнова на Тверском бульваре, построенном чуть раньше. На мой взгляд, Смирновский особняк тяжеловесен и несколько мрачен, а дом Рябушинского — легкий и воздушный, хотя временами некоторая мрачность в интерьерах проскальзывает.

Рядом с особняком расположен двухэтажный флигель, в котором с 1941 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой. В 1987 году в его стенах открыт мемориальный музей.

Читать еще:  Анализ мочи белок 25. “Что означает наличие белка в моче? Норма и опасности повышенного белка”

Главный вход в дом Рябушинских со стороны Малой Никитской улицы закрыт, вход в музей находится со стороны двора с улицы Спиридоновка.

Когда попадаешь внутрь, первое, что поражает — это холл с необычной лестницей из эстонского вазалемского мрамора. Своей колористикой помещение уподобляется морской пучине, а лестница — волне, которая стремится ввысь. Приковывает внимание люстра, выполненная в форме медузы, которую сверху закрывает плафон, изображающий панцирь черепахи. Ручки дверей отлиты в форме морских коньков.

Холл с лестницей

Особняк Рябушинского украшают 9 витражей, созданных русским живописцем Сергеем Арсеньевичем Виноградовым по эскизам Шехтеля. Они создают иллюзию пространства. К интерьерам приложил свою руку Михаил Александрович Врубель. Чувствуется влияние и Антонио Гауди,с которым Шехтель состоял в переписке.

Витраж на первом этаже под лестницей

Прежде чем подняться по лестнице, давайте осмотрим комнаты первого этажа. Они интересны тем, что отразили два культурных пласта — затейливый дом начала XX века богатого промышленника и мецената Степана Павловича Рябушинского и массивную, несколько мрачную стилистику 1930-х годов.

После революции особняк Рябушинского национализировали. В 1920-е годы им по-очереди владели Наркомат по иностранным делам, Государственное издательство РСФСР, Государственный Психоаналитический институт, детский сад «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей». В результате были утрачены некоторые детали интерьера и предметы мебели.

В октябре 1932 года Максим Горький окончательно вернулся в Москву. Особняк Рябушинского был передан ему в качестве квартиры. С ним проживали члены семьи — сын Максим Алексеевич Пешков с супругой Надеждой Алексеевной (по прозвищу Тимоша) и дочками Дарьей и Марфой. В целом, особняк Рябушинского не очень нравился Горькому — он казался ему слишком вычурным и сложным.

После смерти Горького (Максим Пешков скончался двумя годами ранее) Надежда Алексеевна осталась жить в этом доме, её стараниями в 1965 году был открыт мемориальный музей Максима Горького. Обстановка здесь сохранилась такой, как при жизни писателя.

Первая комната — Секретарская. Мебель здесь тяжелая, по моде 1930-х годов.

Корреспонденция Максима Горького

Спальня — самая тихая комната. Большое окно выходит в сад. Спальный гарнитур был приобретен для меблировки дома Горького довольно случайно. На угловой полке стояли книги для ежедневного вечернего чтения. На прикроватной тумбочке — фотография старшей внучки писателя Марфы, одна из последних фоторабот Максима Пешкова. Об Италии напоминает картина с изображением морского берега близ виллы «Иль Сорито» в Сорренто, где жил Горький.

Витрина с безделушками в спальне

Кабинет наиболее полно отражает вкусы писателя, напоминая другие кабинеты Горького в Сорренто (Италия), Тессели (Крым) и на подмосковной даче в Горках. Здесь Горький работал с корреспонденцией, писал свои произведения. Резной стол, два табурета и кресло перед письменным столом — китайские, купленные у антиквара семьей писателя и Алексеем Толстым.

Особняк Рябушинского

«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее», — так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.

В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.

Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу — архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.

Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.

Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.

Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.

В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.

В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.

Фото Ивана Егорова.

Интересное рядом

Гимназия Брюхоненко

Самые известные выпускницы этой гимназии – Вера Холодная, Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац и Елена Дьяконова, которую весь мир знает как Галу Дали

Дом Заборовой -Трубецких — Уваровых

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

Читать еще:  Корочки на голове у новорождённых — что это. Как убрать корочки на голове у новорождённых, нужно ли их счищать? Корочка на голове малыша: причины появления и как ее вычесать

Усадьба Засекиной

Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?

Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин

История этого небольшого владения в Малом Знаменском переулке прослеживается с XVIII в. Но только в 1840 г. купец Нефед Никитич Монахов построил тут двухэтажный каменный дом по красной линии улицы и хозяйственный флигель во дворе.

Дом причта церкви Спаса на Песках

По адресу переулок Каменная Слобода, дом 2 расположены сразу три строения. Все они выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую застройкой XVII – начала XX веков, и принадлежали когда-то причту церкви Спаса на Песках. Левое из трех строений (№1) – доходный дом церкви Спаса Преображения 1911 года. Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр. 2). Его первый этаж в конце XIX века занимала приходская школа. Но наиболее интересен центральный из трех домов, это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, принадлежавшая причту.

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Государственный Литературный музей образован в 1934 году. На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило наполнить одиннадцать мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» (в составе ГЛМ с 1940), «Дом-музей А. П. Чехова» (1954), «Музей-квартира А. В. Луначарского» (1964), «Дом-музей А. И. Герцена» (1976), «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» (1981), «Музей-квартира А. Н. Толстого» (1987), «Дом-музей М. М. Пришвина» в Дунине (1980), «Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине (1990), «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине (1995), «Музей Серебряного века» (1999), «Информационно-культурный центр «Музей А. И. Солженицына» в г. Кисловодске» (2014). Все отделы Государственного литературного музея живут многогранной творческой жизнью. Почти каждый день в их стенах проходят разнообразные встречи – литературные и музыкальные вечера, театральные представления, научные заседания и конференции, детские праздники и олимпиады, интерактивные занятия и лекции. Научные сотрудники Государственного литературного музея активно общаются с коллегами из других учреждений культуры, они охотно делятся своими знаниями и опытом, помогают исследователям истории русской литературы и культуры, школьным педагогам, библиотечным работникам, журналистам, представителям творческих профессий.

Дом князя Гагарина

Разные хозяева были у владения, но почти все они хотели устроить здесь детскую больницу – что до сих пор не поменялось.

Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова — Л.М. Савелова

Дом № 15 в Трубниковском переулке — образец хорошо сохранившейся исторической застройки первой трети XIX в., имеющий мемориальную ценность. Дом связан с именами видных общественных деятелей того времени: П.С. и Д.П. Руничей, П.А. и Е.П. Новиковыми, Л.М. Савеловым.

Особняк С.А.Тарасова – А.И.Бакакина

В интерьерах здания сохранились лепной потолочный декор, роскошные золоченые зеркала и изысканная старинная мебель с ножками-луковицами и шелковой обивкой.

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание. После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями. В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.

Источники:

http://cozymoscow.me/mesta/dom-muzej-m-gorkogo-na-maloj-nikitskoj-62.html
http://anashina.com/osobnyak-ryabushinskogo-v-moskve/
http://um.mos.ru/houses/4005/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector