Настоящий великий комбинатор: кем был реальный прототип Остапа Бендера. Кто был прототипом Остапа Бендера на самом деле
О прототипе великого комбинатора
Это был человек-авантюра: ради денег притворялся гроссмейстером, потом пошел служить в уголовный розыск, сидел в лагерях за финансовые махинации, а после рисовал иконы для патриарха. Рассказав свои плутовские истории Ильфу и Петрову, Осип Шор стал прототипом «великого комбинатора» Остапа Бендера.
Осип Беньяминович Шор родился в юго-восточной части Украины, в городе Никополь. Свидетельство о рождении мальчика выдано Никопольским общественным раввином 30 мая 1899 года. В нем говорится, что у Брацлавского 2-й гильдии купеческого сына Беньямина Хаимовича Шора и жены его Куни Герцевны Бергер родился сын Осип. В семье Шоров это был уже второй ребенок. Первый, названный Натаном, родился в 1897 году.
В 1901 году Беньямин Шор внезапно скончался, и его жена вместе с сыновьями переехала в Одессу. В этом городе прошла молодость Осипа, которого друзья и знакомые звали на украинский манер Остапом. Учился Шор в той же мужской гимназии Илиади, которую у Ильфа и Петрова посещал «великий комбинатор». После ее окончания он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, но вскоре бросил учебу. Куда больше его увлекали другие вещи: приключенческая литература, мечты о переезде в Бразилию – в связи с чем Осип любил одеваться во все белое, азартные игры и футбол. Кстати, о футболе. Сергей Уточкин, основавший в Одессе два любительских футбольных клуба, считал младшего Шора талантливым игроком и предрекал ему карьеру великого футболиста.
В 1916 году Осип перебрался в Петроград и поступил на механический факультет Технологического института. Вскоре вспыхнула февральская революция, затем все перевернула октябрьская. В городе начался голод, а Шор подхватил жуткий бронхит. Стало не до занятий. Горько пожалев, что оказался в сыром и промозглом городе на Неве, он поспешил на юг, в родную Одессу. Однако из-за царящего в стране хаоса путь домой растянулся почти на год.
За это время с Осипом случилось множество приключений. К примеру, в Козьмодемьянске Осип Шор решил подзаработать на местных любителях шахмат: представившись гроссмейстером в шахматном клубе, он собрал с игроков некоторую сумму и провел сеанс одновременной игры. Когда в «мастере» в середине сеанса раскусили плута, ему пришлось срочно ретироваться и спасаться от разъяренной толпы на лодке. Ильф и Петров в «Двенадцати стульях» превратили Козьмодемьянск в Васюки, но канву истории, рассказанную им впоследствии самим Шором, оставили практически без изменений.
К концу лета 1918 года Шор наконец добрался до Одессы. Город к тому времени пережил ужасную разруху. Власть менялась каждые три-четыре месяца. Балом правили налетчики, бандитские группировки, уголовники. «Грозой Одессы» слыл Мишка Япончик – прототип Бени Крика в произведениях Исаака Бабеля. С преступным элементом активно боролись. В одесском уголовном розыске работал старший брат Осипа – Натан. Правда, к тому времени он был больше известен под псевдонимом Анатолий Фиолетов – поэт-футурист, автор нашумевшего в 1914 году сборника стихов «Зеленые Агаты». Писатель Валентин Катаев в книге воспоминаний «Алмазный мой венец» указывает, что «брат футуриста» также начал работать в уголовном розыске и прослыл «блестящим оперативным работником».
Бандиты, которым Осип то и дело переходил дорогу, решили его убрать. Однако посланные на дело киллеры приняли за Шора его брата Натана – по крайней мере, так утверждает Катаев. 21-летний поэт был убит прямо перед собственной свадьбой – он собирался жениться на молодой поэтессе Зинаиде Шишовой. Осип, как красочно описывает Катаев, нашел убийц брата: «Всю ночь Остап провел в хавире в гостях у бандитов. Они пили чистый ректификат, читали стихи убитого поэта, плакали и со скрежетом зубов целовались взасос». Бандитов Шор наказывать не стал, но после случая с Натаном решил покончить с криминалистикой и ушел из уголовного розыска.
В 1922 году Осип, любивший представляться сыном турецкоподданного, переехал в Москву, где через своих старых друзей Юрия Олешу и Валентина Катаева познакомился с сотрудниками газеты «Гудок»: Ильей Ильфом и младшим братом Катаева Евгением Петровым. Он стал вхож в круг одесских литераторов, обживавших теперь столицу, и с удовольствием делился с ними историями своих похождений, полных курьезов и авантюр.Остап рассказывал, например, как во время своего затянувшегося путешествия из Петрограда в Одессу он ради заработков представлялся то пожарным инспектором, то художником.
Как пишет Катаев, «ироничный, громадный, широкоплечий», всегда готовый к острой шутке Шор передал великому комбинатору не только некоторые свои истории, но и черты. Даже внешность Осипа Ильф и Петров «сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер».
Идея написать роман о погоне за бриллиантами, спрятанными в 12 стульях, принадлежит Катаеву. Свой замысел он подарил Ильфу и Петрову. Правда, если у Катаева главным героем был Воробьянинов, то у соавторов на первое место вышел Бендер. Книга была написана в 1927 году, а в следующем году – опубликована. Поразительно, но именно об этом времени жизни Осипа Шора известно меньше всего. Он будто уступил место своему прототипу.
В 1931 году, в год выхода в печать «Золотого теленка», Шор переехал из Москвы в Челябинск, где устроился снабженцем на строящийся в то время Челябинский тракторный завод. Там он проработал чуть больше года. Его личное дело не сохранилось, однако известно, что оно насчитывало 29 страниц – гораздо больше, чем дело любого другого сотрудника. Скорее всего, эти страницы содержат загадочные обстоятельства увольнения Осипа. Известно лишь, что за некие финансовые махинации против Шора возбудили уголовное дело. В наказание бывший инспектор уголовного розыска получил пять лет лагерей.
Точных сведений о том, что происходило с Шором после освобождения из лагеря, нет. Вновь его фигура возникает в воспоминаниях и документах во время Великой Отечественной войны. Внучатая племянница Шора Наталья Камышникова-Первухина пишет, что в 1941 году он получил направление в Среднюю Азию – должен был сопровождать эвакуированный московский зоопарк. По ее же словам, сразу после окончания войны Остап освоил искусство шелкографии и в течение нескольких лет изготовлял этим методом иконы для Троице-Сергиевой лавры. Дело это хоть и грозило опасностью нового тюремного срока, но приносило хороший доход. Однако, когда патриарху Алексию I донесли, что иконописец – еврей с репутацией авантюриста, этот «рынок» для Остапа оказался закрыт.
Некоторые сюжеты из жизни Остапа Бендера, придуманные Ильфом и Петровым, воплотились в судьбе Осипа Шора. К примеру, в конце 1950-х годов постаревший авантюрист женился на женщине, до боли похожей на мадам Грицацуеву. «Томная. украшенная ювелирными изделиями и густой косметикой, чрезвычайно пухлая особа лет тридцати пяти с темными восточными подглазьями», – так описывала жену Шора Камышникова-Первухина. Правда, в отличие от товарища Бендера, Шор не убежал от супруги, а прожил с ней 10 лет. Потом супруги разъехались. Осип, характер которого в старости, по воспоминаниям домочадцев, стал просто невыносим, остался доживать свой век в неуютной комнате коммуналки в одном из новых микрорайонов столицы.
Возможно, причиной разъезда с женой стало то, что Шор постоянно приводил в дом бывших зеков – кормил их, давал ночлег. По словам друга и ученика Осипа Шора, художника и шелкографа Виктора Иоэльса, бывший лагерник годами помогал семьям заключенных, спасал от беды часто малознакомых людей. «Не много было домов в Москве, куда можно было прийти переночевать, вернувшись из лагеря. Приходили почти чужие люди, оставались, иногда подолгу жили, пока он не устраивал их на работу, не находил им какую-нибудь возможность остаться в городе», – рассказывал Иоэльс о своем учителе.
Остап Шор умер в 1978 году, тогда же вышел роман-загадка Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Благодаря этой книге история Остапа Шора как прототипа Бендера стала канонической. Катаев писал: «Остапа тянуло к поэтам, хотя он за всю свою жизнь не написал ни одной стихотворной строчки. Но в душе он, конечно, был поэт, самый своеобразный из всех нас. Вот таков был прототип Остапа Бендера».
Реальный прототип Остапа Бендера
Каждый человек, хоть в малой степени знакомый с советским кинематографом и литературой, помнит знаменитого персонажа Остапа Бендера. И хотя этот ловкий литературный пройдоха и аферист является образом во многом собирательным, у него имелся реальный прототип. Звали этого человека Осип Шор. Конечно же, не все авантюры, совершавшиеся литературным Остапом Бендером, проделывались в реальной жизни Осипом Шором, однако целый ряд приключений действительно существовал. Правда, если Остап Ибрагимович мошенничал практически весь описанный в романах период, у его реального прототипа подобного рода проделки происходили в течение относительно короткого времени, и, как правило, были связаны с обычным поиском источников для пропитания.
Но обо всем по порядку. Родился Осип Шор в городе Никополе, ныне относящегося к Днепропетровской (Днепровской) области Украины, 30 мая 1899 года. Его семья жила зажиточно, что вовсе не удивительно: отец, Беньямин Шор, был купцом 2-й гильдии, а мать, Екатерина Бергер, дочерью крупного одесского банкира. Мальчику исполнился всего годик, когда он потерял отца, умершего от сердечного приступа. Матери ничего не оставалось делать, как перебраться в родную Одессу, где она вскоре нашла для себя новую партию – купца Давида Раппопорта.
Так началась одесская биография Осипа. Он получил образование в мужской гимназии Илиади, принадлежавшей сводному дедушке Осипа И. Р. Раппопорту. Умный мальчик неплохо учился, отдавая предпочтение правоведению и спорту. В дальнейшей жизни эти знания Осипу здорово пригодились. После окончания школы, Шор поступил в Новороссийский университет, однако вскоре передумал там учиться и в 1916 году отправился в Санкт-Петербург, где со своим вторым мужем проживала его мать, чтобы подать документы в Технологический институт. Увы, после череды революций учебу в столице пришлось прекратить. Вместо сытой жизни в город пришли бандитизм, голод и разруха.
Дорога до Одессы заняла целых 10 месяцев. Чтобы найти хоть какие-то средства для жизни, Осип придумывал самые нетривиальные способы заработка. Имея минимальное представление о шахматах, представлялся гроссмейстером. Не имея даже малейшей склонности к рисованию, на одном из пароходов, курсировавшем с агитационными рейсами, пристроился художником. В качестве проверяющего из пожарной части делал обходы различных заведений. И классика жанра: женился на женщине, имевшей небольшой торговый бизнес. Ну как тут не вспомнить незабвенную мадам Грицацуеву!
А в некоторых местах он даже представлялся членом некой подпольной антисоветской организации (тут же приходит на ум «Союз меча и орала»). Даже стиль одежды Бендера был скопирован писателями с Шора. В довоенные времена Осип мечтал уехать в Латинскую Америку, куда-нибудь в Аргентину или Бразилию. Поэтому стиль одежды его был особый: светлый верх, капитанская фуражка и шарф.
Какое-то время даже в Одессе Шор проворачивал оригинальные махинации. За определенный процент от ограбления Шор подсказал некоему бандиту Ваське Косому как ограбить банк, прикинувшись трубочистами. Раввину Берштейну он предложил составить план рая и продавать в нем места своим прихожанам. Идея выбрать себе наиболее удобное местечко в раю настолько понравилась прихожанам, что раввин сумел отремонтировать не только синагогу, но и собственный дом.
Но, пожалуй, наиболее оригинальной авантюрой Шора стала организация фирмы «Идеальная курица». Не секрет, что ощипывание забитых кур требует определенного знания и времени. И практически все потребители, производители и переработчики мечтали получить таких домашних птиц, которых бы не требовалось ощипывать. И в Одессе таковые нашлись. На открытой в городе сельскохозяйственной выставке голая курица, показанная в павильоне, мгновенно стала знаменитостью. От крупных производителей курятины в Одессу прибыли представители. Их встречал седой профессор, принимающий заказы. Когда наступил срок их выполнения, требуемая фирма исчезла. На ее месте осталась только курица с прицепленной к шее запиской, в которой было написано, что одесские селекционеры вывели еще одну курицу, у которой нет ни головы, ни костей. Как нетрудно догадаться, «седым профессором» был ни кто иной, как сам Осип Шор. Вот откуда взялись знаменитые «Рога и копыта», а также всевозможные подставные компании небезызвестного гражданина Корейко.
С приходом в Одессу советской власти Шор прекратил заниматься аферами. Он стал работником уголовного розыска и активно боролся с преступностью в городе. После трагической гибели старшего брата Осип уволился из органов и вскоре уехал в Челябинск, где стал работать снабженцем на первом в стране тракторном заводе. По одной из версий, за какие-то махинации получил срок. В годы войны пытался попасть на фронт, чтобы помочь матери и младшей сестре, которые остались в Ленинграде. После войны вместе с сестрой поселился в коммунальной квартире в Москве, а сам устроился проводником в пассажирском поезде, курсировавшим по маршруту Москва-Ташкент.
О событиях своей бурной молодости Шор поведал своему сотруднику по уголовному розыску Евгению Петрову и его товарищу Илье Ильфу. А когда они впоследствии пересказали услышанное брату Евгения, писателю Валентину Катаеву, тот предложил им написать плутовской роман. Так и появились знаменитые похождения Великого комбинатора. А сам Осип Шор скончался, всего полгода не дотянув до своего 80-летия, в ноябре 1978 года.
«Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо,— позже рассказывал Е. Петров. — Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: „Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком, и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу» (Е. Петров. «Из воспоминаний об Ильфе»).
Здесь Е. Петров лукавил, говоря о знакомым биллиардисте. Им был не кто иной как Осип (Ося) Шор со своими историями. О прототипе Остапа писатели никогда не упоминали. Кстати, был реальный прототип и у Корейко, который в отличие от мелкого жулика Остапа Бендера был зловещей фигурой, укравшей в голодное время поезд, везущий продукты.
Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» стали классикой советской литературы, которая и в наши дни пользуются признательностью народа, переиздаются, сняты в замечательных кинофильмах и поставлены на театральных сценах. Эти романы стали культовыми, их читает даже молодёжь, а отдельные места часто цитируются. И неизвестно, родились бы романы не будь такого человека как Осип Шор, который в отличие от Остапа Бендера был не сыном турецко-поданного, а российским подданным и сыном дочери одесского банкира.
В статье использовались материалы из Интернета.
Настоящий великий комбинатор: кем был реальный прототип Остапа Бендера. Кто был прототипом Остапа Бендера на самом деле
Остап Бендер – кто он: собирательный образ, или прототип конкретного человека? Много лет считалось, что И. Ильф и Е. Петров собрали этого героя из нескольких человек, и тем самым кинули вызов образу жизни того времени.
После публикации романа, велись поиски прототипов героев «Двенадцати стульев» и для многих они были обнаружены, вот только протопит Остапа Бендера, найти не удавалось.
Б.Е. Галлонов предположил, что под этим образом предстал Митя Бендер, который являлся одесским приятелем Ильфа и Петрова. Другой писатель – Р.А.Александров в своей книге «Прогулки по литературной Одессе» предположил, что прототипом главного героя является Митя Агапов. Но эти версии оказались ошибочными.
На самом деле прототип был, и звали его – Осип Шор. Родился он 30 мая 1899 года в Никополе. После переезда родителей в Одессу, он стал жить на улице Полтавской победы в доме №78.
Поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, он не стал долго учиться, и в 1916 году едет в Санкт-Петербург не имея за душой не гроша, чтобы поступить в Технологический институт имени Николая I на механический факультет. Но, студентом он пробыл недолго. Осип был полон гениальных идей, которые в основном были связаны с мечтой найти курицу, которая бы несла ему золотые яйца.
И он ее нашел, в буквальном смысле слова. На сельскохозяйственной выставке была представлена курица без перьев. Много мясо заводчиков приезжали в Одессу, чтобы посетить научное общество, где один профессор читал лекцию о прогрессе в мясо производстве. Этим профессором был переодетый Остап Шор.
Новоиспеченная фирма «Идеальная курица» (чем не прототип «Рогам и копытам») оформила несколько контрактов с птицефабриками России на поставку птицы, но обещанный товар не был предоставлен. Хоть заводчики и пытались найти профессора, но нашли лишь курицу с запиской: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей».
Осип Шор смог провернуть еще несколько идей, благодаря которым имел почет не только среди уважаемых людей, но и в криминальном мире. Так, купцу Кутякину он помог избавиться от конкурента в винном бизнесе — купца Розенбаума. Бандиту Ваське Косому подбросил идею, как ограбить банк, переодевшись трубочистами.
Самую гениальную идею он выдал раввину Берштейну — продавать места в раю. Для большей убедительности была вывешена карта рая. Каждый желающий за деньги мог выбрать для себя идеальное место. Благодаря этому трюку раввин отремонтировал свой дом и синагогу.
Путешествуя девять месяцев из Москвы в Одессу Шор всячески выкручивался, чтобы выжить: представлялся гроссмейстером, не умея играть в шахматы, был художником, приходил в разные заведения и представлялся пожарным инспектором… И даже женился на полной женщине, которая в романе предстала, как мадам Грицацуева.
Вернувшись в Одессу, он становиться оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. За допросы с пристрастием получил клику «Борзый опер».
Мишка Япончик, который в то время бесчинствовал в Одессе, хотел пристрелить Осипа, но вместо этого недосчитался 4 своих сообщников. Бандиты нашли другой способ отомстить «борзому оперу» и убили его брата – поэта Анатолия Фиолетова. После этого он поклялся не брать в руки оружие, уволился и переехал в Петроград. В 1922 году попадает в тюрьму через драку. За его боевое прошлое Шора быстро отпускают. В 1934 году он переезжает в Челябинск, к другу — Василию Ильичеву. В 1937 году их арестовывают, но ему удается сбежать из НКВД! Он долго прячется в Ленинграде, а потом уезжает в Москву, к другу, автору «Трех толстяков» Юрию Олешину.
После войны Шор переезжает в Москву и до последнего трудится проводником поезда Москва – Ташкент. Семьи и детей у него не было. Дожил до 80 лет и умер в 1978 году.
Благодаря таланту И.Ильфа и Е.Петрова образ Осипа Шора, а также его человеческие качества были дополнены, а роман получил международную славу.
Источники:
http://pikabu.ru/story/o_prototipe_velikogo_kombinatora_6707636
http://www.proza.ru/2019/11/27/871
http://russian7.ru/post/kto-na-samom-dele-byl-prototipom-ostap/