Знаменитая картина черный квадрат. Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство? Процесс создания рукотворного чуда
Содержание
- 1 Знаменитая картина черный квадрат. Картина «Чёрный квадрат» — шедевр или шарлатанство? Процесс создания рукотворного чуда
- 1.1 В чем смысл картины Казимира Малевича Черный квадрат: шарлатанство или зашифрованное послание?
- 1.2 История создания картины
- 1.3 Почему Черный квадрат считается шедевром
- 1.4 Сильная теория сильной личности — супрематизм
- 1.5 Недоумение или восхищение
- 1.6 ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
- 1.7 Почему «Квадрат» Малевича – шедевр? (3 фото)
В чем смысл картины Казимира Малевича Черный квадрат: шарлатанство или зашифрованное послание?
Найти смысл Черного квадрата Казимира Малевича пытались многие любители живописи и искусствоведы. Сам автор картины назвал ее моделью Вселенной. Оригинал полотна сегодня хранится в Третьяковской галерее.
Профессиональные искусствоведы и рядовые любители живописи по-разному относятся к такому произведению, как Черный квадрат Казимира Малевича. У кого-то это полотно сразу вызывает отторжение и неприятие. А некоторые, напротив, утверждают, что большая черная дыра на холсте — величайший шедевр, она означает «модель Вселенной». Однако бесспорным является то, что эта знаменитая картина, созданная в начале ХХ века, до сих пор привлекает внимание исследователей.
История создания картины
Данная форма как символ противопоставляется солнцу и символизирует победу человека и техногенной цивилизации над силами природы. Впервые этот образ появился в футуристическом спектакле «Победа над солнцем». Также этот образ символизировал:
- Окончательный уход от предметности в пользу абстракции.
- Отрицание религии: квадрат противопоставлялся иконе.
- Желание художника изобразить всю многогранность вселенной в одной картине.
- Создание нового живописного языка — «языка будущего».
Впервые произведение предстало перед зрителями на выставке авангардного искусства «0,10». Всемирно известный художник стал основателем нового направления в изобразительном искусстве — стиля супрематизм, от латинского слова «высший», «превосходный». Малевич позиционировал картину как основной модуль супрематизма, как самую совершенную геометрическую форму.
Картину с тайным смыслом выставляли вместе с работами других супрематистов. Произведение висело в «красном уголке» — там, где обычно ставят иконы. Холст сразу привлек к себе внимание, но заслужил весьма неоднозначные отзывы. Посмотреть на «новую икону» пришли многие любители искусства.
Почему Черный квадрат считается шедевром
Главное полотно Казимира Малевича, несмотря на простоту формы и монохромность, заслуженно считается шедевром, потому что:
- Художник предвосхитил творческие искания других гениев живописи ХХ века, намного опередив свое время.
- В своем произведении Малевич ярко и полно отразил свою философскую концепцию.
- Этот холст стал моделью вселенской гармонии.
- Живописец полностью отказался от характерных особенностей перспективы и светотеневой моделировки, на которых была построена вся русская и европейская живопись прошлого.
Картина отличается лаконичностью и кажущейся простотой. Казимир Малевич считал ее своей лучшей живописной работой. Один из учеников живописца отмечал, что созерцание произведения способно вызывать в душе человека мистические ощущения. Великий основатель супрематизма утверждал, что это художественное направление ставит живопись рядом со смертью и называл свой главный шедевр символом вечности.
Оригинал полотна хранится в Московской Третьяковской галерее, его копии — в Эрмитаже и Русском музее. Также квадратная форма лежит в основе нескольких живописных композиций Малевича, которые он нарисовал из различных геометрических форм.
Это интересно! В поисках идеальной формы Малевич не сразу пришел к своему замыслу. В частных коллекциях и в музейных фондах сохранились его многочисленные работы на тему «Черный круг» и «Красный Квадрат», предшествовавшие созданию шедевра.
Сильная теория сильной личности — супрематизм
Разгадывать секрет квадрата можно долго. Теория, смысл и история супрематизма основаны на торжестве человека над природой. Для этого художник расчленяет природу на модули, состоящие из разных геометрических форм, например:
Малевич написал именно эти формы, потому что они имеют главное значение и лучше всего воспринимаются визуально. Художник утверждал, что его картины играют большую роль в осмыслении человеком таких тайн, как гармония и хаос, жизнь и смерть, вечность и бесконечность. Если рассматривать теорию супрематизма с точки зрения математики, черный квадрат можно рассматривать как прообраз абсолютного нуля.
В своих философских статьях Казимир Малевич утверждал, что идеал ХХ века — сильная личность, не имеющая страха перед смертью. Автор утверждал, что традиционный обряд похорон необходимо модернизировать в соответствии с супрематической концепцией. В его дневниках осталась запись о том, что «супрематизм всегда идет рядом со смертью, но неизменно одерживает победу над ней». Также философ и живописец писал о том, что куб (который на плоскости выглядит как квадрат) — это идеальная форма, символизирующая гармонию между небом и землей.
Недоумение или восхищение
Современные исследователи искусства ХХ века в основном придерживаются классических взглядов на супрематизм как на новое, авангардное направление отечественной живописи. Российская Православная Церковь не одобряет творчество Малевича: церковные деятели справедливо полагают, что живописец противопоставил квадрат иконе, а супрематизм — христианству. У большинства людей, далеких от живописи, картина вызывает лишь смех или недоумение, так как воспринимать ее без специальной подготовки довольно сложно. Эксперты не рекомендуют демонстрировать фото произведения детям до 12 лет.
Это интересно! Тема знаменитой картины обыгрывается в одном старом анекдоте, где Петька скопировал шедевр Малевича и объяснил Василию Ивановичу, что это произведение бытового жанра на тему «Негры ночью воруют уголь».
Некоторые эксперты считают, что вся отечественная и западноевропейская живопись ХХ века вышла именно из Черного квадрата Малевича. С этим можно не согласиться, но все-таки «квадрат» обладает определенной магией, как и другие шедевры живописи. Взглянув на это произведение, каждый человек о чем-то задумывается. Остаться равнодушным к этому «гимну супрематизма» невозможно.
Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
- Частное образование
- Доп. развитие
В разделе «Загадки истории» Вы можете познакомиться с одной из самых странных и необычных картин двадцатого века, споры вокруг которой не затихают вот уже сто лет. То превознося на пьедестал успеха, то бросая в пропасть забвения, человеческое общество никак не найдет точку опоры в окончательном решении этого вопроса — что же это такое — шарлатанство или шедевр? Картина Казимира Малевича «Черный квадрат» еще долго будет будоражить воображение знатоков живописи, критиков, знаменитых художников и простых обывателей.
Продолжение. Стр. 2
Вот некоторые этапы его стремительной карьеры:
— Май 1917-го — Малевич избирается в Московский совет Союза художников-живописцев
— август 1917-го — председатель Художественной секции Московского совета солдатских депутатов.
— октябрь 1917-го — председатель общества «Бубновый валет».
— ноябрь 1917-го — комиссар по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Активно существуя в общественной жизни он в этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература», где решительно поддерживает все новые формы изобразительного искусства.
— 1919 год – переезжает в Витебск, где возглавляет мастерскую «нового революционного образца» в Народном художественном училище, возглавляемого в то время Марком Шагалом.
В Москве открывается первая его ретроспективная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
— 1922 год Малевич закончивает работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
Дальнейший карьерный рост К.Малевича в рамках этой статьи мы рассматривать не будем, т.к. наша задача совсем другая – понять внутренний мир художника на момент написания «черного квадрата» и вернемся непосредственно к картине.
В многочисленных интервью он утверждал, что самая главная работа в его жизни это «черный квадрат». В нее он вкладывал необыкновенные, почти мистические сочетания символов и пропорций (черный квадрат – «знак экономии»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни» и т.д.). Со временем необыкновенные свойства произведения, по его словам, только усиливались.
Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной.
Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.
Малевич пишет Матюшину провидческие письма: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды»; «Занавес представляет собой черный квадрат, зародыш всех возможностей — в своем развитии он приобретает устрашающую силу»
На самого мастера «черный квадрат» действовал как откровение. С его слов, он мог часами смотреть на него, и тогда перед ним отрывался «смысл бытия» — целая вселенная, недоступная обычному человеку. Картина помогала ему «постичь себя и свое творчество».
«Черный квадрат» был не единственной картиной подобного рода, а был лишь одной из супрематических картин. Среди них были, также, полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях. 1915
Абсолютному большинству посетителей выставок авангардистов 1910-х годов произведения Малевича и других представителей этого направления казались непонятными и непривычными. Не все были готовы понять язык нового направления искусства – революционный и отрицающий старые каноны — суперматизм.
Картины его казались нелогичными, чересчур вызывающими, насыщенными парадоксами и потому тупиковым ответвлением от настоящего искусства. В них виделась угроза настоящему классическому искусству.
Профессиональная среда, так же, была разделена. Известные и работающие в стиле старой школы художники не могли принять такого «искусства», а один известный художественный критик того времени говорил, что «автором «Черного квадрата» мог бы стать любой: хоть дитя несмысшленое, хоть просто марающий бумагу бездельник».
Было «сломано много копий», но время, похоже, расставило все по своим местам. Произведения Малевича занимают достойное место в мировом искусстве, пусть даже это место и не в первых рядах, а именитые музеи мирового уровня стремятся заполучить его картины.
Успех своего суперматизма и, как венца своего творения «Черного квадрата» К.Малевич не увидел.
Как часто это бывает популярность к художнику приходит только после его смерти, но вплоть до конца жизни он верил, что его лучшее полотно еще оценят потомки.
На рубеже 20-30-х годов Малевич вновь обращается к фигуративной живописи. Он снова начинает изображать на своих работах людей. А одной из наиболее известной его работой данного типа является автопортрет, написанный им в 1933 году.
Автопортрет. 1933
В правом нижнем углу автопортрета Малевич оставляет еле заметный значок черного квадрата — крохотную иконку — в напоминание о цели всего своего творчества, к которой он теперь физически приблизился вплотную.
Его жизнь закончилась 15 мая 1935 года. Малевич умер у себя дома, в Ленинграде.
К похоронам, согласно завещанию художника, подготовили супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками.
В нем его перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. Во время передвижения на автомобиле, на котором перевозили тело, к нему был прикреплен символический «Черный квадрат».
21 мая прах художника был похоронен под его любимым дубом у деревни Немчиновка.
Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, а на дубе прикрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)».
В войну 1941—1945 годов могила Малевича исчезла…
Творчество Малевича и его самой знаменитой картины как символический и исторический объект, очень точно описал В. Хлебников: » Перед нами — «взорванная художественная заповедь», напоминание о том, что любой мир и даже мир искусства проходит через рождение и смерть. Напоминание, раз и навсегда ставшее благодаря Малевичу бессмертным.»
Почему «Квадрат» Малевича – шедевр? (3 фото)
О парадоксе полотна «Черный квадрат» Казимира Малевича задумывался практически каждый, кто его видел. Раскрыть смысл шедевра, хранящегося в Третьяковке, пытались как рядовые обыватели, так и видные художники и искусствоведы.
Существует масса версий и предположений по этому поводу, наиболее интересными из которых являются:
1. Предвосхищение творческих поисков других мастеров кисти прошлого века, что позволило автору значительно опередить свое время.
2. Емкое и лаконичное отражение собственной философии и видения мира.
3. Изображение модели вселенской гармонии.
4. Невиданная до этого смелость, выраженная отказом от классического подхода к перспективе и светотеневому моделированию, на которых зиждились отечественная и европейская живопись.
Несмотря на нарочитую простоту, сам Малевич считал «Квадрат» лучшей работой всей своей жизни. Один из его учеников утверждал, что это произведение может всколыхнуть в душе человека мистические ощущения. А сам живописец сказал, что полотно уравнивает живопись и смерть и выступает в качестве главного символа вечности.
Строго говоря, «Черный квадрат» не такой уж и черный, поскольку конечный цвет был получен путем смешивания множества цветов. И черного среди них не было. И технически он не является этой геометрической фигурой, поскольку его противоположные стороны не параллельны одна другой. Считается, что это была принципиальная позиция живописца, стремящегося к передаче динамичной «живой» формы.
Есть прозаичная версия, что квадрат Малевича – шедевр и по совместительству неудавшаяся картина, которой живописец по причине поджимающего времени придал «тайный» смысл. А по еще одной версии картина представляет собой проявление бунтарского духа.
Суть теории супрематизма базируется на торжестве человека над природой. И автор разделял ее на отдельные модули, которые представляли собой геометрические фигуры. Предтечами «Квадрата» стали многочисленные работы на тему «Красный квадрат» и «Черный круг», хранящиеся в частных коллекциях и фондах музеев.
В соответствии с другими предположениями, картина рассматривается как грамотный политический ход, вызов христианству, выражение кризиса идей в искусстве и банальное шарлатанство, по причине которого не видящие в картине смысла люди сталкиваются с необходимостью его выдумывания, чтобы выразить восхищение.
Написанное в 1915 году полотно продолжает оставаться одной из самых загадочных и обсуждаемых картин русской живописи. А что ощущаете вы, рассматривая это «оду супрематизму»?
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/5ce7da6f5162ed00b22e0b60
http://obrmos.ru/do/do_hud/Art/do_hud_art_mal2_2.html
http://fishki.net/3041674-pochemu-kvadrat-malevicha—shedevr.html