Образовательная программа подготовительного отделения «сольфеджио для малышей. Нотное обозначение длительности звуков
Содержание
- 1 Образовательная программа подготовительного отделения «сольфеджио для малышей. Нотное обозначение длительности звуков
- 1.1 Образовательная программа подготовительного отделения «сольфеджио для малышей. Нотное обозначение длительности звуков
- 1.2 Как объяснить ребенку длительности нот?
- 1.3 До начала занятий
- 1.4 Музыкальные часы
- 1.5 Популярный метод «Яблоко»
- 1.6 Разноцветные веревочки или фантики
- 1.7 Нотки – это воздушные шарики!
- 1.8 В сказочном королевстве!
- 1.9 Распознаем доли и длительности
- 1.10 Шаги и длительности нот
- 1.11 Игровые формы и приёмы обучения на уроках сольфеджио в подготовительной группе
Образовательная программа подготовительного отделения «сольфеджио для малышей. Нотное обозначение длительности звуков
Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:
1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка
В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.
Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.
Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.
Длительности нот
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».
Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами
Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .
В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).
Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота
Основных длительностей не так уж и много. Это:
Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.
Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так:
.
Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.
Триоли
До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.
Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):
Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.
Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.
В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.
Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.
Паузы
Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:
Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):
Тот же пример, но уже без пауз:
Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.
Размер такта
Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.
Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.
Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)
Как объяснить ребенку длительности нот?
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.
Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:
Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
До начала занятий
Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.
Музыкальные часы
Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.
В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.
В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.
Популярный метод «Яблоко»
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:
Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).
Дополнительные рекомендации
Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.
Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).
Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?
Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.
Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.
При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.
ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ
Разноцветные веревочки или фантики
Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.
Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).
Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:
Нотки – это воздушные шарики!
Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.
После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.
Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ
В сказочном королевстве!
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например, действующие лица могут быть такие:
- Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
- Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
- Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
- Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.
Распознаем доли и длительности
Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.
Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.
Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.
Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:
Шаги и длительности нот
Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.
Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».
Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:
Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).
При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).
Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?
Игровые формы и приёмы обучения на уроках сольфеджио в подготовительной группе
Открытый урок сольфеджио
Образовательная программа ДПП «Музыкальное подготовительное отделение» по предмету «Сольфеджио и слушание музыки».
Подготовительная группа детей 6-ти лет второго и третьего года обучения.
Тема урока: «Веселое путешествие на бал в Музыкальное королевство».
Игра — одна из наиболее эффективных форм работы с детьми младшего возраста и особенно с дошкольниками. Поэтому основной метод, который я использовала — это игра и игровые поручения.
В то же время были использованы и другие методы:
а) наглядные (картинки на экране, соответствующие тематике занятия и содержанию, дидактическое пособие «Лесенки»)
б) словесные — вопросы разного характера, поощрения от ведущего.
При планировании урока я исходила из:
а) особенностей детей 6-летнего возраста
б) опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление детей.
Структура занятия — с усложнениями от простого к более сложному, учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет. Длительность занятия 40 минут.
На уроке были использованы следующие формы организации:
а) игра с включением различных заданий по теме урока (этапы игры с переходом от одного объекта к другому);
б) как дополнительная форма — элемент самостоятельной деятельности (использование «Лесенок», запись ритмических фигур в нотные тетради).
Для создания атмосферы путешествия я использовала песню М. Лазарева «Рельсы, рельсы». Ребята исполняли ее с ритмическим аккомпанементом восьмыми, что создавало ощущение стука колес: одинаковые и равномерные удары кончиками всех пальцев по столу, при этом на сильную долю — удар левой рукой, остальные восьмые — правой.
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений.
Методика проведения занятия
Игра-соревнование «Веселое путешествие».
Метод дидактической игры, работа с наглядными пособиями.
Цель урока:
- закрепление имеющихся знаний в области сольфеджио посредством игровой ситуации
- активизация слуховых навыков.
Задачи урока:
- осваивать ощущение пульсации и элементарные ритмические фигуры
- осваивать начальные навыки транспонирование мелодий расширять общий кругозор
- формировать навыки самооценки и рефлексии.
- воспитывать творческое отношение к работе на уроке
- воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио» и любовь к музыкальному искусству.
- воспитывать эстетический вкус,
- воспитывать усидчивость, собранность.
- воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
- развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
- развивать чувство ритма и темпа.
- работать над формированием певческих интонаций у детей.
- развивать память и внимание.
- развивать восприятие информации различной сложности.
- развивать коммуникативные навыки,
- развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и эстетический вкус.
- способствовать развитию навыков работы в коллективе
- способствовать развитию познавательного интереса и развитию мыслительных способностей
- формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении
- чередование различных видов учебной деятельности
Формы работы учащихся:
- смешанные ( групповая , парная, индивидуальная)
Ожидаемый результат
- Преодоление трудностей при транспонировании мелодий.
- Преодоление трудностей в освоении ритма и темпа.
Методы и приемы проведения урока
Основной метод — игра и игровые поручения.
Реализуемые педагогические технологии
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств,
- дифференцированные способы обучения,
- всестороннее развитие личности и ее способностей
- адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям детского восприятия.
Дидактическое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор
- презентация
- фортепиано
- наглядное пособие «Лесенка»
- деревянные ложки
План урока:
1. Организационный момент. Объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты).
2. Вводная часть. Вступительное слово. (2 минуты).
3. Основная часть.
- Поездка на бал (25 минут).
- «Концерт в музыкальном королевстве». (5 минут)
5. Заключительная часть. Рефлексия деятельности. (5 минут)
5. Подведение итогов занятия. (1 минута).
Ход урока:
1. Организационный момент:
Проверка готовности детей к уроку, настройка внимания. Сообщается тема урока.
2. Вводная часть:
Учитель проверяет готовность к уроку.
Посмотрите, ребята, на доску. Как вы думаете, зачем нам сегодня карта с маршрутом?
(Чтобы отправиться в путешествие и не заблудиться по дороге.).
Правильно, сегодня мы отправимся в необычное сказочное путешествие. Мы поедем с вами в Музыкальное Королевство на Бал. Конечно, если нас пригласили в гости, то мы не можем приехать без подарков. По пути мы будем останавливаться на станциях, где вам нужно будет выполнить разные задания, чтобы получить подарки, которые вы отвезете в Музыкальное Королевство. Поедем мы в двух вагонах. В первом вагоне будет ехать одна команда, а во втором — другая. Посмотрим, какая команда привезет больше подарков на Бал. Вы любите путешествовать? Тогда поехали!
3. Основная часть. «Путешествие».
1) Исполнение песни Ю. Литовко «Паровозик» (слайд №3).
2) Остановка «Загадочная» — каждая команда разгадывает музыкальные загадки и ребусы. Пение песни «Звукоряд» (слайды №№4 — 8).
3) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №9).
4) Станция «Песенная». Здесь командам нужно определить:
- в первом примере по ритмическому рисунку и подписанным ступеням «зашифрованную» песенку. Первой команде предлагается спеть эту песню от любого звука, предложенного другой командой.
- во втором примере надо узнать мелодию по нотному тексту, послушать и прохлопать сильные доли. (слайды №№10–13).
5) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №14)
6) Станция «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до». Каждая команда загадывает три любые ноты, от которых другая команда исполняет «Пастушью песенку», показывая движение мелодии по дидактическому пособию «Лесенки» (слайды №№15–22)
7) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №23).
8) Станция «Ритмическая». Здесь каждая команда должна записать два ритмических диктанта (слайды №№24 и 28: слайды 25 и 27 ставятся во время звучания диктанта, слайды 26 и 28 — правильный ответ.)
9) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №29)
9) Станция «Почтовая». Каждая команда играет в игру «сломанный телефон». Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель придумывает ритм и пальцами простукивает его по спине последнего в ряду ребенка. Тот передает «сообщение» другому и т.д. Ученик, получивший ритмическую загадку последним, пишет ее на доске (слайды №№30 -32)
10) Исполнение песни М. Лазарева «Рельсы, рельсы» (слайд №33)
12) Станция «Праздничная». На «концерте» в Музыкальном Королевстве дети исполняют ритмическую партитуру на ложках к пьесе П. Чайковского «Немецкая песенка», исполняют русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени» с разным ритмическим сопровождением (слайды №№34–38)
4. Заключительная часть. Рефлексия деятельности.
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие и нам пора возвращаться назад. Давайте посчитаем, какая команда привезла на бал больше подарков .
Дети подсчитывают, какая команда привезла больше «подарков». Складывают все подарки в волшебный сундучок (слайд №39).
1. Понравилось ли вам наше путешествие?
2. Что вам больше всего запомнилось?
3. Какое задание для вас было самым легким?
4. А какое задание показалось вам сложным?
5. Как вы считаете, вы со всеми заданиями успешно справились?
Дети вспоминают, что они делали на уроке. Отвечают на вопросы.
5.Заключение.
Я надеюсь, что вам понравилось сегодняшнее путешествие, и мы еще не раз с вами будем путешествовать. Вы узнаете много нового и интересного!
Источники:
http://viaandrock.ru/1-1-1-dlitelnosti-pauzy-razmery/
http://muz-teoretik.ru/kak-obyasnit-rebenku-dlitelnosti-not/
http://www.musnotes.com/articles/Krylova/