35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оперные термины. Основополагающие термины в музыке

Музыкальные термины

Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.

Музыкальные термины и их значение

Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.

Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.

Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.

Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.

Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.

Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.

Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.

Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.

А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.

Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.

Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:

  1. l — это прима
  2. ll — секунда
  3. lll — терция
  4. lV — кварта
  5. V — квинта
  6. Vl — секста
  7. Vll — септима
  8. Vlll — октава
  9. lX — нона
  10. X — децима

Интервалы в музыке

Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.

В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.

Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?

Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.

Так вот, этому интервалу до-до есть название прима. Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундой .

Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция. Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.

Из какого языка заимствовали все музыкальные термины

Наверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.

В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.

Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.

Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное создание музыки.

Самый известный музыкальный термин

Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.

Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.

Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.

Музыкальные обозначения

Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.

  • до (C) — пишется на добавочной линейке
  • ре (D) — под первой линейкой
  • ми (E) — на первой линейке
  • фа (F) — между первой и второй линейкой
  • соль (G) — на второй линейке
  • ля (A) — между второй и третьей линейкой
  • си (H или B) — на третьей линейке
  • до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд

Итальянские музыкальные термины

Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.

  • Adagio – адажио – медленно, спокойно
  • Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
  • Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно
  • Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
  • Allegro – аллегро – весело, быстро
  • Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
  • Animato — анимато – воодушевленно, оживленно
  • Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
  • Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
  • Appassionato – аппасьонатто — страстно
  • Assai – ассаи — достаточно, довольно
  • A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум
  • A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
  • Accelerando – аччелерандо – ускоряя
  • Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
  • Cantabile – кантабиле — певуче
  • Cantando – кантандо – певуче
  • Cappricciozo — капприччьозо – капризно
  • Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
  • Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
  • Con brio – кон брио – с жаром
  • Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
  • Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
  • Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
  • Con forza – кон форца – с силой
  • Con moto – кон мото – подвижно
  • Con passion – кон пассьёне – со страстью
  • Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
  • Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
  • Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
  • Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
  • Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
  • Dolce – дольче – мягко, нежно
  • Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
  • Energico – энерджико – энергично
  • Espressivo – эспрессиво – выразительно
  • Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
  • Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
  • Grazioso – грацьёзо – грациозно
  • Grave – граве – важно, тяжеловесно
  • Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
  • Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
  • Lento – ленто – медленно
  • Leggiero – леджьеро – легко
  • Lugubre – люгубре – мрачно
  • Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
  • Marcato – маркато – подчеркивая
  • Marciale – марчиале – маршеобразно
  • Mezza voze – мецца воче – вполголоса
  • Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
  • Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
  • Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
  • Moderato – модерато – умеренно
  • Molto –мольто – весьма, очень много
  • Non – нон – не
  • Non troppo – нон тропо – не слишком
  • Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
  • Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
  • Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
  • Presto – престо – быстро
  • Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
  • Rizoluto – ризолюто – решительно
  • Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
  • Semplice – семпличе – просто
  • Sempre – семпре – всегда, постоянно
  • Simile – симиле – подобно (предыдущему)
  • Shcerzando – скерцандо – шутливо
  • Scherzoso – скерцозо – шутливо
  • Smorzando – сморцандо – замирая
  • Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
  • Sotto voce – сотто воче – вполголоса
  • Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
  • Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
  • Tranquillo – транквилло – спокойно
  • Tranquillamente –транквилляменте — спокойно
  • Vivace – виваче – скоро, живо
  • Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

    Читать еще:  Как девушке вести себя на первом свидании. Как вести себя на первом свидании с мужчиной

    Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.

    Основные вокальные термины

    A capella — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.

    Divisi — временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов.

    Dies irae (от лат. «Dies irae» — «День гнева») —средневековое католическое песнопение. Мелодия отличается суровой, сдержанной выразительностью. Напев Dies irae как символ смерти использовался в творчестве многих композиторов, в том числе В. А. Моцарта, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Дж. Верди, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Также является одним из разделов реквиема.

    Lamento (от итал. — жалоба) — обозначение музыки скорбного, печального характера. Пример: плач Ариадны из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Также встречается в мадригалах и кантатах.

    Альт — низкий женский или детский голос. Диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы (выше — очень редко).

    Антифон (от греч. antiphonos — противозвучание) — поочередное пение двух хоров, или хора и солиста. Происхождение антифона восходит к Древней Греции, к пению дифирамбов. Позднее антифонный принцип пения перешел в трагедию, где хор обычно делился на два полухория. Антифонное пение использовалось в культовой музыке Палестины, Византии. В Западной Европе введение антифона в христианское богослужение связывают с именем миланского епископа Амвросия. Из Милана антифон распространился по всей Италии, а затем и в другие европейские страны. Принцип антифонного пения перешёл и в светскую музыку, он встречается в народных песнях, а также в хоровых произведениях композиторов прошлого и современности. Например: хор «Эхо» О. Лассо, хор «Звезды» С. И. Танеева и др.

    Антем (от англ. anthem, лат. antiphona, от греч. antiphonos — звучащий в ответ) — духовное песнопение в Англии, созданное на текст из Библии на английском языке. Существует две основные разновидности антема: ранний, так называемый полный антем (исполняемый хором a capella), он близок к мотету; и стиховой, или строфический, антем, основанный на чередовании хоровых и сольных разделов с инструментальным сопровождением, он родственен кантате. Высочайшего расцвета этот жанр достиг в творчестве Г. Перселла. Также к сочинению антемов обращались в XIX в. — С. Уэсли, в XX в. — Б. Бриттен, С. Барбер.

    Анализ хоровой партитуры — исследование вокально-хоровой партитуры, состоящее из устного или письменного (аннотация) разбора. В анализ входят: общие сведения об авторах музыки и текста, анализ литературного текста, характеристика хоровых партий (диапазоны, тесситура), анализ музыкально-выразительных средств (фактура, форма, тематизм, мелодика, гармония, ритм, агогика и т. д.), а также намечается исполнительский план.

    Ариозо (от итал. arioso — наподобие арии) — небольшое вокальное произведение, более свободной формы чем ария. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо — его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, обобщение содержания предшествующего речитатива, какое-то одно эмоциональное переживание. Например: ариозо Ленского «В вашем доме» или ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

    Читать еще:  Проявления микроинсульта. Геморрагический инсульт: симптомы. Как проявляется микроинсульт у мужчин

    НЕКОТОРЫЕ ОПЕРНО-ВОКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

    Ave, Maria —лат. «радуйся, Мария». Молитвенное обращение к Богородице. Молитва использовалась в католическом богослужении в качестве антифона праздника Благовещения. В православном богослужении А.М. соответствует молитва «Богородице Дево, радуйся». Старинный напев А.М. послужил основой для множества полифонических обработок мастеров Возрождения Жоскена Депре, Виктории, Палестрины.; позднее на текст молитвы были написаны популярные вокальные пьесы, в т.ч. «Размышление» для гол. и ф-но Гуно на основе 1-ой прелюдии из 1-го тома ХТК Баха. Песня Шуберта Ave Maria D839 — 3-я из «Трёх песен Эллен» написана на слова В.Скотта из романа «Дева озера» в немецком переводе Шторка.

    Аллилуйя —от древнееврейского hallelujah – «хвалите Господа». Мелодическая аккламация («возглашение»), заимствованная христианским богослужением из древнеиудейского, где выступала в качестве припева к наиболее радостным псалмам.

    Ариетта —итал. arietta, уменьш. от aria. Короткая несложная ария. Во Франции XVIII в. термин «комедия с ариеттами» использовался как синоним комической оперы.

    Ариозо —итал. arioso – «наподобие арии». Пение, противопоставленное речитативно-декламационному стилю исполнения. У Генделя используется для обозначения короткой арии. Применяется и к инструментальной музыке.

    Ария —итал.aria, франц.air («воздух»). Законченный музыкальный отрывок для голоса с инструментальным сопровождением в опере, оратории, кантате, оперетте; реже самостоятельное произведение.

    Бельканто —итал. bel canto – «красивое пение». Итальянский вокальный стиль XVII – XIX в.в.. Характеризуется изящной фразировкой, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, виртуозной техникой. Своего высшего развития достиг в операх-сериа XVIII в. и, особенно, в серьёзных операх Россини, Доницетти и Беллини.

    Веризм —от итал.vero – «правдивый», «истинный». Течение в литературе и искусстве Италии конца XIX в. Принцип веризма – показывать повседневную жизнь простых людей в её подлинном виде. Классические образцы оперного веризма – «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. К веризму примыкают и некоторые оперы Пуччини – «Богема», «Девушка с запада», «Плащ». Их героями являются представители низших слоёв общества, на сцене демонстрируются тёмные, жёсткие страсти. Сюжеты опер мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии ариозного и песенного склада.

    Вокализ —франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный. Вокальное упражнение без словесного текста или вокальная концертная пьеса, исполняемая на один или несколько гласных звуков. Среди образцов сольной вокальной музыки без слов – сонатина для голоса и ф-но Шпора, пьесы Форе, Равеля («Вокализ в форме хабанеры»), Рахманинова («Вокализ»), Метнера («Соната-вокализ», «Сюита-вокализ»), Стравинского («Пастораль»), Джордано, Респиги, Концерт для голоса (колоратурное сопрано) Глиэра, Таривердиева, Арутюняна.

    Диапазон —греч «через всё». Совокупность звуков, заключённая в интервале между нижним и верхним звуками голоса, инструмента, вокальной или инструментальной партии.

    Имброльо— итал. imbroglio – «путаница», «замешательство». В итальянских операх-буффа и весёлых драмах – большая ансамблевая сцена всеобщкго возбуждения и замешательства, обычно завершающая 1-й (из двух) или 2-й (из трёх или четырёх) акт.

    Инженю —франц. ingénue – «наивная, «невинная». Актёрское амплуа юной девушки-невесты. В операх обычно поручаются высокому лирическому сопрано (Памина, Эльза, Нанетта, Софи).

    Кабалетта —итал. cabaletta. В операх XIX в. – заключительный раздел большой арии или дуэта, исполняемый в быстром темпе (синоним – стретта). Кабалетта Манрико из оп. Верди «Трубадур».

    Каватина —итал. cavatina. В операх XVIII в. – короткая ария без da capo (Ария Графини из 2-го акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта). С конца XVIII в. этим термином часто обозначались выходные арии персонажей, а в XIX в. развёрнутые арии, в т.ч. с кабалеттой.

    Кантата —итал. cantata, от cantare — «петь». Со 2-ой половины XVIII в. термин кантата применяется к самым разнообразным произведениям, как духовным, так и светским, преимущественно многочастным, обычно для хора, солистов и оркестра. Как правило, отличается от оратории меньшими размерами, однородностью содержания, менее развитым сюжетом.

    Кантилена —лат cantilena – «пение». В современном значении – напевная вокальная или инструментальная мелодия. В другом значении – способность певческого голоса к певучему исполнению мелодии.

    Колоратура —итал. coloratura – «украшение». Виртуозные, технически трудные фигурации в вокальной музыке. Синоним – фиоритура (ит. fioritura – «цветение»). Классические случаи колоратурного письма для высокого (колоратурного) сопрано – партии Констанцы, Фьордилиджи, Царицы ночи, Лючии, Цербинетты, ария Виолетты из 1-го акта, романс Алябьева «Соловей», для колоратурного меццо-сопрано – партии Розины, Золушки, для колоратурного тенора – ария Идоменея из 2-го акта, партия Альмавивы. Колоратурными ариями, в т.ч. для баса изобилуют кантаты и оратории Баха и др. мастеров позднего барокко.

    Магнификат —лат Magnificat – «величит». Церковное песнопение (библейская песнь) на текст «Величит душа моя Господа». Звучит с антифоном в конце вечерни. Среди авторов XV – XVI в. – Дюфаи, Виктория, Палестрина, Лассо. Достигает вершины у Баха и Моцарта. Обычно радостного, ликующего характера. В тексте из Евангелия от Луки выражена радость девы Марии, ожидающей рождение Христа.

    Мадригал —итал. madrigale, от madre – «мать»: песня на родном [материнском] языке. В исходном значении – поэтическая и музыкальная форма, распространённая в Италии в XIV в. В более позднем понимании – вокальная пьеса на светский поэтический текст.

    Месса —лат missa, от mitto – «отпускаю». Богослужение католической церкви. Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) на латинский текст каталической Литургии. Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria (Слава в вышних Богу»), Credo («Верую в единого Бога»), SanctusBenedictus («Свят Господь Бог Саваоф и благословен»), Agnus Dei («Агнец божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир»).

    Бах, Палестрина, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брукнер, Яначек, Стравинский, Пуленк.

    Оратория —итал. oratorio – «часовня». Крупное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на сюжет из священной истории. От кантаты отличается большими масштабами, развёрнутым сюжетом, в отличие от оперы предназначена не для сценического, а для концертного исполнения. Истоки оратории – в духовных упражнениях, которые практиковались на собраниях конгрегации св. Филиппо Нери, (середина XVI в. Рим). Собрания происходили в часовне (отсюда наименование жанра). Авторы ораторий: Кариссими, Кальдара, А.Скарлатти, Метастазио, Гендель, Телеман, Бах, Гайдн, Бетховен, Берлиоз, Шуман, Онеггер, Стравинский, Пендерецкий, Денисов, Шостакович, Свиридов.

    Читать еще:  Аниме злой или живой смотреть онлайн.

    Опера —итал. opera, букв. труд, дело, произведение. Музыкально-драматическое произведение, в котором партии актёров полностью поются. В опере соединены музыка, слово и сценическое действие. Возникла в Италии на рубеже XVI, XVII веков. Первоначально называлась «драма на музыке». Название «опера» появилось в середине XVII в. В придворное зрелище, каким были первые оперы, подлинный драматизм вдохнул К.Монтеверди. Тип классической оперы-сериа («серьёзной оперы» ) представлен в творчестве А.Скарлатти, Во Франции в XVII в. складывается лирическая трагедия», которую представляли Ж.Б.Люлли и Ж.Ф.Рамо. Кратковременный расцвет оперы в Англии связан с именем Г.Пёрселла, в Германии начала XVIII в. – Р.Кайзера.

    В Испании развивается родственный опере жанр сарсуэлы. Одновременно формируется новый жанр комической оперы. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера в Англии, опера-буффа в Италии, опера-комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии. Вершиной развития оперы в XVIII в. стало творчество Моцарта, который обобщил достижения разных национальных школ.

    Существенному обновлению подвергается опера в эпоху романтизма. Обогащаются средства музыкальной выразительности, в первую очередь, за счёт усиления самостоятельной роли оркестра. Это отразилось в некоторых операх-спасения, получивших развитие в годы Великой французской революции. Для её сюжетов характерно нарастание опасности для положительных героев, но всегда благополучная развязка («Фиделио» Бетховена, оперы Л.Керубини). Итальянский оперный романтизм, связанный с освободительным движением, берёт начало в творчестве Россини. Завершив традицию жанров опер-сериа и опер-буффа высшим образцом — «Севильским цирюльником», он создаёт оперы, проникнутые героикой и пафосом борьбы. Расцвет оперного романтизма в Италии связан с Беллини, Доницетти, Верди. Во Франции появляется жанр большой оперы, в которой судьбы главных героев показаны на фоне исторических конфликтов (Обер, Мейербер, Галеви). Для немецкой романтической оперы 20-30 г.г. XIX в. (К.М.Вебер) характерны народность образов. Р.Вагнер глубоко реформировал структуру оперы, добившись непрерывности действия при господствующей роли оркестра.

    Явлением мирового значения стало появление в XIX в. русской оперы, первым классиком которой стал М.И.Глинка. Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков искали пути обновления оперного жанра – народно-хоровые сцены становятся важным элементом драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вокального и инструментального начала. Вслед за русской школой выдвигаются другие национальные оперные школы: польская (С.Монюшко), и чешская (Б.Сметана и А.Дворжак).

    Во 2-й половине XIX в. в оперном творчестве усиливаются реалистические тенденции, заметно проступающие во французской лирической опере (Ш.Гуно, Ж.Массне). Одной из вершин оперного реализма становится «Кармен» Ж.Бизе. Драматизмом страстей отличаются последние оперы Верди.

    На рубеже XIX и XX в.в. в ит. опере господствующее положение приобретает веризм. Масканьи, Леонкавалло, отчасти Пуччини отдают предпочтение жизни и переживаниям простых людей.

    Развитие оперы на протяжении XX в. шло сложными путями. Значительно изменяются её образный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений – импрессионизма (К.Дебюсси), экспрессионизма (Р.Штраус), неоклассицизма (Стравинский, Хиндемит). Возникают новые виды опер – джазовая (Гершвин), рок-опера.

    Значительны оперные достижения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хренникова.

    Portamento —итал.portare la voce – «переносить голос». Способ певучего исполнения мелодии при помощи лёгкого, замедленного скольжения от одного звука к другому, отделённому узким интервалом. Используется в пении и игре на смычковых инструментах как приём выразительного интонирования мелодии.

    Реквием —лат. requies – «покой». Католическая заупокойная месса от первого слова латинского текста («Покой вечный даруй им, Господи»).

    Лассо, Палестрина, Моцарт, Керубини, Берлиоз, Лист, Брамс, Шуман, Верди, Гуно, Дворжак, Форе, Пуччини, Стравинский, Бриттен, Кабалевский.

    В православной церкви Реквиему соответствует заупокойная литургия, на которой исполняется кондак «Со святыми упокой» (его тему Чайковский использовал в 6-ой симфонии) и др. заупокойные песнопения.

    Речитатив —итал. recitare – «произносить наизусть», «декламировать». Тип вокального письма (обычно для одного голоса), воспроизводящий общий ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Речитатив в сопровождении basso continuo именовался recitative semplice («простой речитатив») или recitative secco («сухой речитатив»), а речитатив, поддержанный также и другими инструментами, — recitative accompagnato.

    Stabat mater —лат. Stabat mater dolorosa – «стояла Матерь скорбящая». В XVIII в. создавалось для солирующих голосов и оркестра (с участием хора и без него) – Перголези, Гайдн. Из позднейших наиболее известны произведения Шуберта, Россини, Дворжака, Верди, Шимановского, Пуленка, Пендерецкого.

    Страсти —пассион, от лат. passio – «страдание». Музыкальное произведение на евангельский сюжет о Страданиях Христовых.

    «Страсти по Иоанну» — произведение И.С.Баха BWV 245 для солистов, хора и оркестра .

    «Страсти по Луке» — оратория Пендерецкого для чтеца, солистов, хоров и оркестра.

    «Страсти по Марку» — И.С.Бах (большая часть музыки утеряна).

    «Страсти по Матфею» — И.С.Бах для солистов, хоров, оркестров.

    Субретка —франц.soubrette – актёрское амплуа во франц. театре XVIII в.: умная молодая служанка, иронически комментирующая поведение своих хозяев и часто принимающая участие в их интригах (Блонда, Деспина), но и Сюзанна. Лёгкое м-сопрано или сопрано.

    Стретта —итал. stringere – «сжимать», «уплотнять» — ускорение темпа в кульминационном эпизоде, например, в оперном финале.

    Тесситура —итал. tessitura – «ткань», «фактура». Диапазон, в котором преимущественно разворачивается та или иная исполнительская партия. В соответствии с природными возможностями певческих голосов различаются высокая, средняя и низкая.

    Травести —франц. travesti, от франц. travestir – «переодевать», «наряжаться». Оперная партия мальчика или юноши, предназначенная для женского голоса. Среди самых известных примеров – Керубино, Ваня, Ратмир, Оскар, Зибель, Лель, Октавиан, Граф Орловский. В барочных оп. практиковалась обратная форма «травестирования»: партии пожилых женщин нередко исполнялись мужчинами. В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» партия Кухарки обозначена автором, как «хриплый бас».

    Фальцет —итал falsetto, от falso – «ложный». Самый верхний (головной) регистр мужского голоса. При пении фальцетом вибрируют только края связок (при пении в грудном регистре связки вибрируют по всей длине). В результате образуетя характерный мягкий, несильный звук, сравнительно бедный обертонами. Певец берёт ноты, выходящие за пределы его диапазона. В операх тембр фальцета используется для создания особых эффектов, часто юмористических.

    Источники:

    http://muzrock.com/muzyikalnyie-terminyi
    http://ru.any-notes.com/information/terms/basic-vocal-terms/
    http://mylektsii.ru/9-37198.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector