Описание свидригайлова. Образ и характеристика свидригайлова в романе преступление и наказание достоевского сочинение
Образ и характеристика Свидригайлова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Один из главных героев романа – Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек. История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню. Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.
В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов – порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие. По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера. Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.
В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни. Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов – слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство. Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.
Свидригайлов – обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.
XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова. Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание». В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.
Вариант 2
В полифоническом романе Достоевского «Преступление и наказание» один из голосов принадлежит герою, в злодействе и низости которого, кажется, нельзя усомниться. Его второстепенная роль тем не менее определяет одну из ведущих линий романа, связанную с мотивом двойничества и воскрешением Раскольникова.
Романная история Свидригайлова полна разного рода отвратительными событиями: шулерство, долговая яма, доведение до самоубийства глухонемой девочки и Филиппа, мучения Марфы Петровны, преследование Дуни, и, наконец, Свидригайлов сам убивает себя.
Герой последовательно и цинично уничтожает свою душу, нисколько не смущаясь своего поведения. Но Достоевский не мог создать просто плоский образ героя-развратителя и только, объемность персонажа становится очевидна, когда он влюбляется в Дуню и становится свидетелем признания Раскольникова в преступлении перед Соней. В его метаниях и попытках измениться нет логики тогда, когда он заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды», и тогда, когда едва ли не угрожает Дуне, шантажируя ее и пытаясь добиться ее любви.
Но в этих метаниях и странных поступках попытка найти хоть какой-то выход из страшного положения, в котором оказался Свидригайлов, думая, что мук совести он испытывать не может, а оказалось, что это не так, ведь образ – привидение его покойной жены, так много сделавшей для него и безвременно, возможно, по его вине ушедшей, преследует его неотступно.
Описаний внешности Свидригайлова в романе достаточно много, но одна из портретных деталей – много говорящая: его лицо, обрамленное белокурыми слегка поседевшими волосами, алые губы, сверкающие глаза – все это напоминает маску. Именно маска Свидригайлова и есть составляющая его демонической натуры, даже тогда, когда он пытается ее снять, жертвуя деньги Соне и Дуне, например, это ему не удается – столь велико его заблуждение, чтобы избавиться от него единовременно. Но натура Свидригайлова слабая, и демоны внутри него одерживают победу, маска станет личиной, а Свидригайлов навсегда отправиться «в Америку», так он называет свое самоубийство.
Свидригайлова называют двойником Раскольникова, это не случайно. Как в зеркале суждено увидеть Раскольникову, что происходит с человеком, который возомнил себя право имеющим вершить судьбы других людей и распоряжаться их жизнями. В одном из разговоров с Раскольниковым Свидригайлов предполагает, что вечность – это баня с пауками, эти пауки и есть его демоны, его пороки, страсти, с которыми так он и останется, наложив на себя руки и не дав возможности своей душе очиститься от скверны.
Не спасает Свидригайлова любовь к Дуне, потому что через принуждение, а не через смирение и терпение идет он к этой любви, но старые методы не действуют, не обстоятельства нужно менять Свидригайлову, а себя в обстоятельствах. Встреча с пятилетней девочкой перед смертью для героя становится символом безысходности, так как он видит неискупленные страдания ребенка как знак полного несовершенства мира, в котором, по его разумению, ему больше нет места. Эта роковая ошибка героя становится его приговором.
Сочинение на тему Аркадий Свидригайлов
В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” акцентируется внимание на внутреннюю составляющую героев, а не на их действия. Одним из героев этого произведения является состоятельный дворянин Аркадий Свидригайлов. Он и Лужин являются моральными двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов реализует теорию Родиона. Он получает то, что ему захочется, всеми возможными способами. Это приводит его Аркадия к моральному опустошению и переживанию духовной деградации.
Хотя герой и выглядит не на свой возраст, ему около пятидесяти лет. Он невысокого роста, имеет широкие плечи и одевается довольно щегольски. Дополняли образ густые волосы и борода, а голубые глаза дарили холодный взгляд с долей пренебрежения. Для Раскольникова было что-то угрожающее в этом с виду привлекательном образе, ведь Свидригайлов привык осуществлять свои цели любыми способами.
Вокруг фигуры Свидригайлова ходило много разговоров и слухов. Говорили о нем, что он виноват в смерти своей жены, так как сам отравил ее. Приписывали Свидригайлову и то, что довел слугу своего до самоубийства. Даже Дуня, в которую влюблен Аркадий, чувствует опасность, исходящую от этого человека. Сам же Свидригайлов не отрицает того, что делает всё только по собственной воле и желанию. При этом не пытается оправдать своё поведение, как это делают Раскольников и Лужин.
Свидригайлов – это тот образ, каким мог бы стать Раскольников, если бы переступил моральные границы. Аркадий имеет холодную выдержку и не испытывает угрызений совести в отличие от Родиона. Свидригайлова не терзают ни прошлые грехи, ни совершенные недавно преступления.
Схожесть героев первым отмечает Свидригайлов, но есть одно отличие. Для Аркадия Ивановича, который избавился от моральных принципов, равенство добра и зла стало жизненной истиной. В то же время Раскольникова всё это вгоняет в состояние паники. Несмотря на свою жизненную позицию, Свидригайлов совершает большое количество хороших поступков.
Трагическое раздвоение личности героя приводит к тому, что он начинает чувствовать отвращение к жизни и пустоту. Свидригайлов становится предупреждением для Раскольникова, показывает его возможное будущее.
Образ и характеристика Свидригайлова в романе Преступление и наказание Достоевского
Несколько интересных сочинений
Данная повесть знакомит нас с героинями, которые ради победы были готовы оставить безопасную жизнь и отправиться на фронт. Девушки в отличие от парней не имели обязанности перед военкоматом.
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.
Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…
Одним из самых долгожданных праздников в году, несомненно является День Рождения человека. Ведь именно в этот день мы появились на кругленькой планете
Сказка Шарля Перро Золушка известна во всем мире. Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной
Образ Свидригайлова
Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» важен для понимания теории Родиона Раскольникова. Свидригайлов, являясь своеобразным двойником главного героя, демонстрирует теоретические положения мировоззрения Раскольникова на практике.
- Поступки
- Теория
- Двойник
Бонус 🎁
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Поступки
Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова неоднозначен в оценке. Несмотря на то, что жизнь героя можно назвать пошлой и «сладострастной», а отношение других персонажей к Свидригайлову негативное, многие исследователи творчества Федора Михайловича Достоевского отмечают, что данного персонажа нельзя назвать полностью отрицательным. Он не однобок, как может показаться на первый взгляд.
Да, Свидригайлов – своеобразный злодей, совершающий множество и моральных, и физических преступлений. Он обвинялся в деле душегубства девушки, причастен к самоубийству лакея, довел Марфу Петровну, которая его сильно любила, до смерти. Это и многое другое характеризует героя как персонажа отрицательного.
Однако Свидригайлов совершает добрых дел даже больше, чем другие персонажи романа «Преступление и наказание». Он помогает оплатить похороны Мармеладовой, а также устраивает ее детей в приют. Свидригайлов беспокоится о Дуне и предлагает Родиону 10 тысяч рублей, чтобы избавить героиню от замужества с Лужиным.
Теория, которой живет Свидригайлов, мешает ему жить по совести, которая все же воплощена в его снах и потусторонних образах. Еще не заснувшая совесть говорит о противоречии действий героя и его мировоззрения.
Теория
Теорию Свидригайлова называют теорией вседозволенности, которая гласит, что цель оправдывает любые средства. Герой уверен, что ему дозволено абсолютно все, поэтому не боится совершать гнусные и преступные поступки. Наоборот, он не видит в них ничего плохого.
Хотя Свидригайлов не имеет четкой теории, он высказывает свои доводы так: «какая разница был ли ты в этом мире праведником или же предавался всяческим удовольствиям».
Теория Свидригайлова показывает невозможность ее существования. История героя доказывает, что человек без убеждений просто не может по-настоящему жить. Герой разочаровывается в своей жизни и кончает ее самоубийством.
Двойник
Аркадий Иванович является двойником Родиона Раскольникова. Причем он замечает это сам и говорит главному герою, что они «одного поля ягоды».
Образ Свидригайлова помещен в повествование, чтобы наиболее четко и преувеличенно показать теорию Раскольникова, продемонстрировать ее недееспособность. Это подтверждает самоубийство Свидригайлова, который пытается перечеркнуть все те принципы, которые помогали ему существовать в мире. Он понял, что теория вседозволенности не оправдала его надежд. Он не стал схожим с Наполеоном, хотя «переступал» грань дозволенного не единожды.
Знакомство Раскольникова со Свидригайловым неслучайно. Оно необходимо для замысла, чтобы Родион самостоятельно понял несостоятельность своей теории. Раскольников понимает, что человек одного с ним «поля ягоды» – пустой злодей, а значит, такова и его теория.
Характеристика и образ Свидригайлова в романе Достоевского Преступление и наказание
Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.
Свидригайлов – человек, абсолютно лишенный всякой нравственности. За свою жизнь он совершил немало жестоких поступков, его руки испачканы человеческой кровью. Целью его злодеяний было получение возможности свободно выбирать, каким образом выстраивать собственную жизнь.
В свое время Свидригайлов был карточным шулером, а затем и вовсе стал убийцей, отсидел срок в тюрьме, а после оказался виновным в смерти своей жены.
Тем не менее, несмотря на все эти события, герой не считает себя злодеем. Свидригайлов способен совершать и добрые дела, а именно: он готов оказать финансовую помощь Авдотье Романовне, не требуя от нее брачного союза; он желает ее оградить от брака с Лужиным, потому как видит гнилую сущность этого человека.
Свидригайлов быстро раскрывает суть теории Раскольникова, разгадывает его мысли, видит мучения главного героя. Он понимает, что Родион задается нравственными вопросами, вопросами «гражданина и человека». Он призывает Раскольникова отказаться от этих мыслей, призывает его не браться «не за свое дело».
В отличие от Свидригайлова, Раскольников, совершив преступное деяние, все же не переступил черту, остался «на этой стороне». Преступившего черту Свидригайлова совесть совершенно не мучает. Однако подобная вседозволенность лишила его всяческого интереса к жизни. Герой осознает, что весь путь, который он прошел, был неправильным, и теперь он стал рабом собственной прихоти и желаний, с которыми не в силах бороться. По мнению Свидригайлова, он и Раскольников – «одного поля ягоды».
Весьма показательным является момент, когда Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Это происходит тогда, когда главный герой идет к следователю с намерением признаться в совершенном им злодеянии. Этим Достоевский показывает, что настоящую свободу могут обрести только те люди, у которых по-настоящему доброе сердце. Те же, кто избрал путь греха и порока, в конце концов, утрачивают свободу. Таким образом, бесчеловечная теория Раскольникова терпит окончательный крах – она лишена права на существование.
Преступления превращают человека в раба. Такие люди уже не способны совершать хорошие поступки, даже если сами этого хотят. Свидригайлов показательный тому пример. Слишком долго этот человек жил в грехе, и осознание своей ошибки пришло к нему с опозданием.
При помощи образа Свидригайлова автор показывает нам, к чему может привести бесчеловечная теория, придуманная Раскольниковым. По утверждению Достоевского, собственное счастье нельзя построить на чужом несчастье, тем более, если речь идет о преступном деянии.
Сочинение про Свидригайлова
Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича один из самых загадочных в романе. Впервые о нем упоминается в письме матери к Раскольникову. Со слов Пульхерии Александровны мы узнаем, что сестра Раскольникова Дуня служила в доме семейства Свидригайловых гувернанткой и несправедливо подверглась унижению из-за домогательств Аркадия Ивановича. Но со временем, убедившись в невиновности Дуни, его жена Марфа Петровна восстановила ее репутацию и даже устроила ее замужество со своим дальним родственником Лужиным.
Это человек с темным прошлым, о котором ходит множество смутных слухов. Его подозревали в причастности к гибели жены. Говорили, что покончил с собой лакей, не вынеся его издевательств, что удавилась девочка-подросток, на которой он надругался. Явных доказательств достоверности этих злодейств не было. Сам же Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым много говорит о себе дурного. Но смеется над нелепыми слухами. Он довольно откровенен и простодушно говорит о своих пороках, что он праздный, недобрый, развращенный и даже продажный. Была у него недолгая служба в кавалерии, потом он стал шляющимся, без определенных занятий господином. Не стыдится, что был шулером, из-за чего сидел в долговой тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна и женила на себе.
Но и самые лучшие поступки в романе совершает этот же человек. После похорон Катерины Ивановны пристраивает ее детей в пансион и обеспечивает им дальнейшее содержание, фактически спасая от голодной смерти. А старшую девочку Полечку уберег, возможно, от повторения Сониной участи. Самой же Соне дает денег, чтобы она могла последовать на каторгу за Раскольниковым. Пытается через Раскольникова предлагать Дуне денег, чтобы спасти ее от брака с мерзавцем Лужиным, понимая, что на эту жертву она идет ради брата. Но она этих денег не принимает.
Только почему-то мучают его призраки умерших. То являются привидения жены и лакея. То мучают во сне кошмары с девочкой-самоубийцей. За что, какие грехи? Он понимает, что у Раскольникова есть путь к спасению, может быть будущее. А своего будущего он не видит. Лишившись последней надежды на спасение в Дуниной любви, кончает жизнь самоубийством.
Вариант 3
В романе Достоевского « Преступление и наказание » раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.
По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.
Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.
Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела. Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки. Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него. Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.
Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.
Далее в романе становится понятным, что чувства Свидригайлова к Дуне были, наверное, настоящими и чистыми, насколько того позволяла его испорченная душа. Чтобы стать ближе к ней он пытается делать хоть что-то хорошее в своей жизни. Свидригайлов начинает совершать благородные поступки. Он дает денег Дуне, чтобы та не выходила замуж за Лужина, и тем самым не губила свою жизнь, оплачивает похороны Катерины Ивановны и помогает её бедным детям. Дает денег Соне, чтобы та смогла отправиться на каторгу за Раскольниковым, и поддержать его там.
В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, – понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.
Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Свидригайлова в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.
Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.
Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо
Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.
Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.
Источники:
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-svidrigajlova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo
http://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/obraz-svidrigaylova-v-romane.html
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/harakteristika-i-obraz-svidrigajlova-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie