Организация взаимодействия с семьей в доу. «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников: достижения и проблемы. Перспективный план по взаимодействию с родителями
План работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Кронина Татьяна Сергеевна
План работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
• Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
• Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников.
• Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
• Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
• Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми
• Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
• Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
• Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
Формы взаимодействия с родителями.
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
• просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).
• организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду и др.).
• участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; театральные представления с участием родителей; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья и др.)
Сентябрь
Родительское собрание «Особенности развития детей 5-6 лет, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.
Беседа с родителями «Одежда детей в межсезонье», «Что должно быть в шкафчике у ребенка»
Папка-передвижка «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Памятка для родителей «О правилах поведения детей на улице»
Фотовыставка «Лучшие моменты лета!»
Консультация: «Режим дня в детском саду. Его значение в развитии и воспитании детей»; «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму», «Какие игрушки нужны детям?» «Игра, как средство воспитания дошкольников»,
Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования в спортивный уголок».
Анкетирование родителей «Чего вы ждете от детского сада в этом году?»
Октябрь
Творческая выставка совместных рисунков, поделок и композиций из природного материала на тему «Осень золотая»;
Консультация: «Профилактика гриппа» «Графические навыки ребенка 5-6 лет», «Витаминный календарь осени» «Что должен знать и уметь ребенок в 5- 6 лет лет»
Мастер-класс для родителей «Готовим руку к письму».
Папка-передвижка «Советы доктора Неболейкина»
Беседа «Как организовать игровой уголок ребёнка в семье»
Памятка по ПДД «Всем ребятам надо знать,как по улице шагать»
Папка-передвижка для родителей «Дорожная азбука для детей».
Осенний праздник для детей и родителей «Золотая осень».
Ноябрь
Круглый стол «Поощрять или наказывать» обмен мнениями и опытом.
Фотовыставка «Моя любимая мамочка»- (на День матери)
Наглядно-информационный материал «Правила пожарной безопасности»
Оформление альбома «Моя семья», «Генеалогическое древо моей семьи»
Развлечение к дню матери, чаепитие.
Консультация: «Значение сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте», «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
День добрых дел – «Наши меньшие друзья» (изготовление кормушек для птиц).
Мастер класс – «Играем вместе с детьми»
Консультация «Дома играем – математику изучаем»
Декабрь
Творческая выставка совместных рисунков, поделок и композиций из природного материала на тему «Скоро, скоро Новый год», «Рождество»;
Родительское собрание «Три, четыре, пять – учимся считать» (развитие математических способностей у детей старшего возраста)
Наглядная информация «Математика-это легко!»;
Консультация: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»,
«Чтоб красиво говорить – нужно с пальцами дружить».
Буклет для родителей «Пальцы учат говорить», «Пальчиковые игры для детей 5-6 лет»
«Новогодняя сказка» -утренник.
Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дорогах зимой»
Консультация в уголок здоровья «Красивая осанка – залог здоровья» Консультация «Как воспитать у детей любовь к труду»
Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого», «Как одевать ребенка в холодное время года»
Папка – передвижка «Правила безопасности при встрече Нового года»
Создание родителями методической копилки «Математические сказки», «Математические загадки, ребусы», «Математические стихи для детей»
Январь
Выставка детских рисунков «У леса на опушке, жила Зима в избушке…»
Беседа «Ребёнок и компьютер»
Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
Анкетирование родителей «Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива старшей группы ДОУ.
Праздник «Старый Новый год» Привлечь родителе на сбор информации «Традиции и праздники», создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу «Прощание с Ёлочкой»
Февраль
Родительское собрание. Семинар-практикум «Знакомим детей с профессиями взрослых через сюжетно-ролевые игры»
Консультация «Как провести выходной день с ребёнком»
Индивидуальная беседа с родителями «Спортивная обувь и одежда ребёнка для занятий физкультурой в физ. зале и на улице»
Выставка детских рисунков «Защитники Отечества»
Памятка для родителей
Спортивный праздник с родителями «Мама, папа, — я спортивная семья»
Памятка «Светоотражающие элементы»
Март
Наглядно-информационный материал «Природа весной»
Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню.
Акция «Азбука дорожного движения»
Консультация «Развитие словесно-логической памяти детей 5-6 лет»
Консультация «Секреты любви и уважения», «Леворукий ребенок- это нормально?
Апрель
Консультация «Математическое развитие детей в семье»
Книжная выставка. «Творчество и произведения В. Бианки»
Советы психолога «Развиваем мелкую моторику рук»
Благоустройство территории ДОУ к ЛОП.
Май
Выставка детского рисунка «Дорожная азбука»
Акция «Бессмертный полк»
День открытых дверей.
Итоговое родительское собрание «чему научились дети за год»
Цель: подведение итогов воспитательно-образовательной деятельности группы, повышение информированности родителей о жизни детей в ДОУ за год.
Конспект игры по станциям с семьями воспитанников «Звезда здоровья» (методическое мероприятие по взаимодействию с семьей) Игра по станциям «Звезда здоровья» для семей воспитанников ДОУ Игра направлена на формирование культуры здорового образа жизни у родителей.
Лист-планер по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Лист планер взаимодействия с семьями воспитанников на год в старшей группе 2018-2019 учебный год МДОУ Детского сада №2 «Колокольчик» составлен.
Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели и задачи: 1. Взаимодействия.
Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей,.
План работы с родителями «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Цель: создание условий для сплочения родителей и педагогов.
План работы с родителями «Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников» Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников на 2015-16 учебный год. Оглавление: 1. Пояснительная записка 2.
План работы с семьями воспитанников группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет План работы с семьями воспитанников группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Сказка» Время прове- дения Родительские собрания.
План взаимодействия с семьями воспитанников (вторая младшая группа) План взаимодействия с родителями во II младшей группе. Сентябрь. 1. Совместная подготовка к учебному году. Цель – нацелить родителей к.
Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников «Люди, воспитанные без родительской.
Сборник сценарно-методического материала по взаимодействию с семьями воспитанников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронск воспитатель Никипорец.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе
Активные формы работы
Индивидуальная работа с семьей
«Здравствуй, детский сад!»
Выставка творческих работ «Мое летнее приключение»
Перспективное план по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе
Режим дня», «Организованная образовательная деятельность», «Правила посещения детского сада», «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет жизни»,
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Сентябрь»
«Игры на прогулке»
Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания на год.
Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану.
Привлечение родителей к совместному созданию с детьми творческих работ
Выборы родительского комитета.
Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей
Рекомендации по оформлению творческих работ
Напомнить родителям о наличии спортивной форме и одежде для группы и прогулках.
Акция «Подари малышу книгу»
Экскурсия в библиотеку гимназии № 11
Информационный лист «ФГОС ДО в детском саду»
Попросить родителей вместе с ребенком выбрать любую детскую книгу и принести ее в детский сад.
Вовлечь родителей в оформление группы по теме недели
Памятка для родителей « Как правильно держать карандаш»
Информация на стенд «Профилактика плоскостопия»
Предложить родителям собрать и принести гербарии и природный материал для творческих поделок (крылатки и семечки яблок)
Попросить распечатать раскраски «Осень»
Вовлечь родителей в создание альбома гербария листьев, плодов растений нашего края
Информация на стенд «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»
Рекомендации по созданию альбома. Принести засушенные листья деревьев, цветов
« Осенние заботы (труд взрослых)»
Выставка поделок из природного материала «У Осени в корзинке»
«Учимся наблюдать за изменениями в природе. Октябрь»
«Игры на прогулке»
Информационная папка «День пожилого человека»
Вовлекать родителей во внутрисадовские конкурсы.
Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.
Показать родителям игры и упражнения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мышления и воображения.
Оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания и развития детей 5 – 6 лет.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Вовлечение родителей в процесс подготовке детей к утреннику
Выучить с детьми слова песен и стихотворений к общесадовскому празднику, посвященному декаде Пожилого человека
Попросить родителей прибрести призы для за участие в конкурсе про домашних питомцев
Общее родительское собрание
Вовлечь родителей к участию в конкурсе «Мой питомец лучше всех» и «Моё любимое домашнее животное»
Фотогазета «Бабушка моя»
Буклеты «Азбука витаминов»
Папка-передвижка «Это чудесное слово «Оригами»
Дать родителям рекомендации по оформлении работ о своем питомце или домашнем животном; подготовить информацию на листах (рисунок, фотографию и придумать рассказ о своем питомце или домашнем животном)
Принести фотографии детей со своими бабушками.
Побеседовать с родителями по успехам и трудностям детей по итогам диагностики
Групповое родительское собрание
Мультимедиа презентация «Мы уже выросли»
Вовлечь родителей в изготовление альбома « Красная Книга Новосибирской области»
Консультация (заочная) «Оригами для развития творческих способностей детей»
Информация на стенд «Схемы складывания оригами дома с ребенком»(базовая форма треугольник»
Дать родителям рекомендации по оформлении работ о диком животном, занесённом в Красную книгу; подготовить информацию на листах формата А4 (рисунок, фотографию и небольшой описательный рассказ)
Совместное изготовление кормушек
Осенний утренник с участие родителей
Информация «Способы изготовления кормушек»
Попросить родителей принести корм для птичьей столовой
Информация на стенд «ОРВИ. Профилактика»
Папка-передвижка «День единства России»
Папка-передвижка «Здоровый образ жизни семьи»
Вовлечь родителей к участию в проекте «Мой Октябрьский район»
*создание макетов любимых уголков нашего района
*создание выставки творческих работ «Мой любимый район»
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Ноябрь»
«Игры на прогулке»
Привлечение родителей к совместному участию в создании творческих работ, макетов, альбомов и мультимедийных презентаций.
Предложить родителям принести фотографии различных уголков нашего района.
Рекомендации по оформлению творческих работ формат А4, А3 фотография улицы и достопримечательных мест нашего района и краткое описание, что находится на этой улице, чем она знаменита, как называлась раньше и т.д.
*проведение экскурсии в музей Октябрьского района(выходной день)
* творческие работы на тему «Улица, на которой я живу»; «Достопримечательности нашего района»
Информация «Достопримечательности нашего района»(для выбора родителями и детьми для подготовки информации о них)
« Мы живём в России»
Выставка рисунков ко Дню Матери
Совместное развлечение «КВН(команда детей «Дружные ребята и команда мам «Всезнайки»
Участие в мероприятиях,в рамках недели Психологии
Сборник стихотворений о маме.
Информационная папка «День матери в России»
Вовлекать родителей во внутрисадовские конкурсы.
Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.
Дать рекомендации по тематике рисунков к выставке.
Выставка рисунков «Зимняя сказка»
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Декабрь»
«Игры на прогулке»
Информация «Откуда берутся болезни»
Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.
Вовлекать родителей во внутрисадовские и групповые конкурсы и проекты.
Привлечь родителей к совместной продуктивной и экспериментальной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Изготовление атрибутов и костюмов к Новогоднему утреннику
Выпуск газеты с приглашением к Новогоднему утреннику
Информация « Что такое Новый год», «Осторожно, гололед!»
Развивать у детей и родителей интерес и желание совместно украсить группу к празднику.
Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.
Вовлечь пап и дедушек в строительство снежных построек на участке
и подготовке костюмов к новогоднему утреннику.
Фотоконкурс «Каникулы зимние — веселые, спортивные»
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Январь»
«Игры на прогулке»
Информация «Чем опасно обморожение»
Организация совместной деятельности по расчистке участка от снега.
Советы по тематике фотографий о совместных спортивных развлечениях всей семьей. Формат 10*15
Альбом «Одежда и обувь разных времен»
Информационная папка «Ветреная оспа»
Информация на стенд «Схемы складывания оригами дома с ребенком»(базовая форма воздушный змей»
Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.
Рекомендации по оформлению творческих работ на формате А4, образец одежды или обуви, в какое время ее носили.
Мини — выставка «Военная техника на страже Отчизны»
Фотовыставка «Когда мой папа служил в армии»
Совместная экскурсия в музей ПВО.
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Февраль»
«Игры на прогулке»
Вовлекать родителей к участию в групповых мероприятиях
Попросить родителей распечатать раскраски по теме недели
Попросить принести фотографии пап, когда они служили в армии.
Обсуждение с родительским комитетом подарков для мальчиков и девочек к праздникам
Спортивно-развлекательное развлечение ко Дню Защитника отечества
Информационная папка «23 Февраля»
Консультация «Будущий мужчина. Как правильно воспитывать мальчиков»
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
« Мужские и женские профессии»
Информация по запросу родителей
Консультация «Будущая женщина. Как правильно воспитывать девочек»
Вовлекать родителей к участию в групповых мероприятиях
Попросить родителей скинуть на эл.почту фото детей с мамами для создания презентация на утреннике
Утренник , посвященный 8 Марта!
Выставка творческих работ «Открытка для мамы»
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Март»
«Игры на прогулке»
Информация папка «Детям об истории праздника 8 Марта»
Стихи о маме и весне.
Информация на стенд «Схемы складывания оригами дома с ребенком»(базовая форма дверь»
Развивать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции.
Продолжать развивать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.
Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей
Попросить помочь в подготовке костюмов к утреннику.
« Дом и всё, что в нём! (мебель, посуда, электроприборы»
Выставка деревянной посуды.
Мастер-класс для родителей « Игрушки способом оригами»
Информация на стенд «Сколиоз. Причины и профилактика»
Вовлекать родителей к участию в групповых мероприятиях
Попросить родителей принести любую посуду, сделанную из дерева, бересты.
«Народная культура и традиции»
Информация «Широкая масленица. Традиции, обычаи и история праздника»
Обращать внимание родителей на возможности развития ребёнка в семье и детском саду.
Совместное создание в группе огорода.
« Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Апрель»
«Игры на прогулке»
Информация «1 апреля День смеха», « 2 апреля – Международный день книги», «День здоровья – 7 апреля»
Приобщить родителей к созданию в группе огорода.
Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
Выставка поделок и рисунков «Полет в космос»
Информационная папка «12 апреля День Космонавтики»
Консультация «Особенности формирования опорно-двигательного аппарата ребенка»
Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей
Дать рекомендации по изготовлению ракет из бросового материала
Совместный поход в театр «Заводной апельсин»
Выставка « Артисты-куклы своими руками»
Информация «Художественные тексты для детей старшего дошкольного возраста»
Папка-передвижка «Виды театров»
Информация на стенд «Схемы складывания оригами дома с ребенком»(базовая форма двойной треугольник»
Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду.
Воспитывать интерес и сплочённость, развивать творческую активность, как детей, так и взрослых.
Побуждать к чтению дома художественной литературы.
Дать рекомендации по изготовлению кукол разных видов театра своими руками
Выставка рисунков ко Дню Победы
Выставка «Наши ветераны», создание Книги Памяти
«Учимся наблюдать за изменениями в п рироде. Май»
«Игры на прогулке»
Информационная папка « День Победы»
Продолжать развивать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.
Дать рекомендации по оформлению работ про своих ветеранов( фото и рассказ о нем)
Опросить родителей, кто желает принять участие в веселых стартах, посвященные Дню семьи.
«Мир во всем мире»
Веселые старты, дети и родители, ко Дню семьи
Информационная папка «15 Мая –международный день семьи»
Продолжать развивать у детей и родителей интерес к совместному участию в спортивных мероприятиях.
Попросить сделать эмблемы для команды.
Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.
Родительское собрание «Наши успехи и достижения за учебный год»
Консультация «Как закалять ребенка летом»
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы.
Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.
Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, их готовности к школе.
Дать рекомендации по работе с детьми летом.
Подбор цветов, растений для участка, высадка рассады бархатцев, покраска участка и т. д.
Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев
Выставка рисунков «Лето, ах лето!»
Информация «Солнечный удар»
Дать домашнее задание на лето: подготовка материалов о том, как проводит лето ребенок и сбор природных материалов.
Папка-передвижка «Как организовать летний отдых детей»
Программа по работе с семьей
Автор: Арефина Елена Петровна, Кусмарцева Татьяна Васильевна, Аржанухина Станислава Казимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 г. Красноармейска Саратовской области»
Саратовская область г. Красноармейск, ул 1 Мая. д. 8 «а»
Телефон 2 — 46 — 48
Программа по работе с семьей
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.
Кусмарцева Т.В. – заведующий МБДОУ
Арефина Е.П. – заместитель заведующего по ВМР
Аржанухина С.К. – воспитатель
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи, принцип организации
3. Принцип взаимодействия с семьей.
4. Формы и виды работы с семьей
5. Основные направления работы с семьей в ДОУ
6. Перспективный план работы ДОУ с родителями
7. Совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей в детском саду и дома
8. Семейные традиции
9. Традиции семей воспитанников детского сада.
1. Семейный клуб «Гармония»
2. Положение о семейном клубе.
3. Перспективный план работы семейного клуба «Гармония»
4. Заседание семейного клуба «Гармония»
5. Детско-родительский проект «Я и моя семья»
6. Паспорт проекта
7. Системная паутинка
9. Символика семьи
10. Анкета для родителей «Знаете ли вы свою родословную?»
11. Интервью с детьми
12. Принципы построения взаимоотношений между взрослым и ребенком.
13. Анкета «Эко-мир моей семьи».
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей» однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями. Сегодня родители нередко стремятся дать детям элитное воспитание и отдают в специальные учреждения на полную неделю. Но, как известно, это не может заменить ребенку семейный уют, родительскую любовь, тепло домашнего очага. Нетрудно предсказать результаты такого воспитания: эгоизм, душевная черствость, искаженная система ценностей. При таком воспитании утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Дети и родители в этой ситуации становятся фактически чужими людьми, которых больше объединяют общие стены, чем родственные чувства.
Сотрудники нашего ДОУ, педагоги ищут различные пути для налаживания взаимоотношений с семьями воспитанников, стремятся к расширению контактов со всеми социальными институтами. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка. Речь идет об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность.
Педагогический коллектив провел целенаправленный поиск путей решения проблемы, исключающих дидактизм, так как ДОУ выполняет многообразные функции и активизирует «работу» по осуществлению обратной связи с родителями. При анкетировании родителей на вопрос «Что бы вы хотели изменить в жизни детского сада, какие формы и методы вы предлагаете в работе с родителями?» были предложены следующие варианты ответов:
— групповые родительские собрания с приглашением специалистов — 74 %
— родительские собрания с включением открытых мероприятий — 76 %
— совместные мероприятия ( в игровых и соревновательных формах) — 53 %
— семейный клуб — 27 %
— индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами.
Исходя из полученных результатов, выбранные родителями формы взаимодействия мы решили объединить в программу «Детский сад и семья».
Где всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Целью нашей программы «Детский сад и семья» является:
— реализация дидактического принципа единства требований к осуществлению воспитания в ДОУ и семье;
— расширение и разнообразие взаимодействия ДОУ и родителей по воспитанию детей.
— Осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;
— активизировать «работу» по осуществлению обратной связи с родителями;
— формировать у родителей способность адекватно оценивать возможности ребенка и в соответствии с этим ставить реальные задачи его дальнейшего развития.
Принцип организации и проведения
Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении для реализации цели и задач разрабатывается план – программа. Вопросы реализации этой программы рассматриваются на административных совещаниях, педагогических советах, заседаниях родительского комитета, попечительского совета. Намечаются новые направления деятельности и новые формы работы с родителями.
Для понимания сущности, содержания и основных направлений работы с семьей мы провели анализ педагогического развития родителей воспитанников. Пространство развития родителей анализируется по следующим показателям:
1. Единство требований к ДОУ и семье. Цель: осуществлять единые требования со стороны ДОУ и семьи. Задачи: — создать условия для решения проблемы ( общие программы для ДОУ и семьи, литература для родителей, приобщение родителей к ДОУ); — осуществлять деятельность по поводу детей.
2. Преемственность и непрерывность в воспитании детей Цель: осуществлять преемственность и непрерывность в воспитании детей. Задачи: — вовлекать родителей в жизнь ДОУ; — проводить обмен опытом между педагогами и родителями.
3. Детско-родительские отношения. Цель: осуществлять профилактику конфликтов; Задачи: — выявить причины конфликтов; — разработать специальные программы.
4. Супружеские отношения в семье. Цель: способствовать созданию оптимального климата. Задачи: — обеспечить влияние на родителей через ребенка; — реализовать индивидуальный подход.
5. Родительское сообщество. Цель: способствовать созданию оптимального климата. Задачи: — обеспечить влияние на родителей через ребенка; — реализовать индивидуальный подход.
Вся работа с семьей строится на приоритете родительского участия в жизни детского сада.
· Участие родителей в организации в ДОУ встреч детей с представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда.
· Воскресные экскурсии ребенка с родителями.
· Выполнение домашних заданий и решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах.
· Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
· Беседы с детьми.
· Просмотр фрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей.
· Домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье; чем любит заниматься самостоятельно; как ведет себя ребенок при выполнении заданий воспитателей.
· Семейные (домашние) педагогические советы, которые проводятся дома.
· Календарь родителей на различные темы (советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей).
· Шпаргалка для родителей на различные темы (советы, вопросы, обмен мнениями среди родителей, интересные факты).
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание ребенка. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» — это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий . Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила.
4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании дошкольников здорового.
6. Принцип жизненного опыта . Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-po-vzaimodeistviyu-s-semjami-vospitanikov-grupa-3-nevaljashki.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/perspektivnij_plan_po_vzaimodejstviyu_s_semyami_vos_154552.html
http://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/programma-po-rabote-s-semey/