2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века). Русская историческая повесть первой половины xix века

Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)

Во взглядах декабристов на историю сильные стороны сочетались со слабыми. Декабристы были убеждены, что монархизм — деспотическая форма правления, что она сдерживала могучие силы нации и тормозила прогресс страны. Словом, самодержавие — душитель свободной самодеятельности нации и каждого отдельного человека.

Вместе с тем, идеи современности дворянские революционеры распространяли на весь исторический российский опыт, не усматривая качественного своеобразия той или иной эпохи и не замечая, что на определенном этапе истории самодержавие играло положительную объединяющую роль. Поскольку, считали декабристы, между историческим прошлым и настоящим нет принципиальных различий, то борьба тираноборцев и тиранов одинаково характерна для всех периодов русской истории. Следовательно, свободолюбивые идеи древности тождественны свободолюбивым идеям современности. Поэтому все древние и новые герои-свободолюбцы мыслят одинаково друг с другом и с автором. А это означало, что эти самоотверженные люди вовсе не порождались той или иной эпохой, ее общественными условиями. Если бы героизм исторических лиц, выведенных декабристами, был зависим от обстоятельств исторической жизни, то исчезли бы гарантии появления доблестей в современную эпоху. Тем самым характер свободолюбца объяснялся декабристами не создавшим его временем, а общностью патриотических и гражданских идей прошлого с патриотическими и гражданскими идеями современности. Декабристы стремились раскрыть единство национального характера во все времена, оставляя за скобками своих размышлений историческое развитие русских людей. В этом, в сущности, и заключался тот антиисторизм и тот рационалистический подход к истории, которые с особой силой проявились во многих произведениях декабристов, в том числе и в исторической повести.

Если Карамзин писал, что “мы не найдем в истории никаких повторений”, то декабристы настаивали как раз на самоочевидности повторений, ибо патриотизм и свободолюбие повторяются в течение всех эпох. “Всякий век,— утверждал Карамзин,— имеет свой особливый нравственный характер, погружается в недра вечности и никогда уже не является на земле в другой раз”. Для Карамзина каждый век имеет относительно самостоятельный характер. Историческое развитие совершается путем смены таких эпох, уже не воскресающих в дальнейшем. По мнению декабристов, содержание и отличительные особенности нравственного бытия людей никуда не пропадают и, уж конечно, не исчезают бесследно. История своими примерами убеждает в жизненности патриотических и гражданских добродетелей. Отсюда проистекает характерная для декабристской исторической литературы аллюзионность, состоящая в том, что в истории отыскиваются примеры гражданских доблестей, непосредственно налагаемые на современность и опрокидываемые в нее. Исторические фигуры или события иллюстрируют декабристское понимание основного конфликта. Метод аллюзий и “применений” был призван оправдать декабристские идеи исторически, придать им общенациональный смысл.

Поскольку исторические герои были единомышленниками друг друга и автора-декабриста, то они мыслили, чувствовали, говорили одинаково. Кроме того, декабристы героизировали таких исторических лиц, которые оказывались по тем или иным причинам в конфликте с тиранами, но при этом подлинные причины столкновений не принимались в расчет и потому выступали искаженными. Так, например, для Рылеева достаточно уже того, что Артемий Волынский был противником Бирона. Это побудило поэта нарисовать образ страстного и непреклонного свободолюбца, гибнущего за свои убеждения, но не изменяющего им. Между тем Волынский, конечно, не был ни революционером, ни вольнолюбцем. Он принадлежал к той дворянской олигархии, которая хотела свергнуть Бирона, утвердить свое влияние на Анну Иоанновну и захватить власть. Иначе говоря, его поступками двигали отнюдь не революционные и демократические соображения. У Рылеева же Волынский превратился в пламенного вольнодумца, декабриста по мыслям и чувствам. Поэт Катенин удивлялся освещению Мазепы в поэме “Войнаровский”, который предстал у Рылеева “каким-то Катоном”, то есть вместо изменника и врага России — ненавистником тирании и республиканцем.

Читать еще:  Что можно делать при игре на барабанах. Как учиться играть без барабанной установки

Декабристы в своем историческом сознании на начальном этапе были далеки от признания того непреложного факта, что самодержавие — форма правления, закономерно возникшая в ходе истории, что монархизм — объективный результат исторического процесса, не зависимый от наших субъективных желаний и вкусов. Декабристы подходили к истории романтически и потому исключали идею развития, но еще не поднялись до того, чтобы признать исторический период необходимым звеном в судьбе народа. Вместе с тем декабристы не хотели сознательно искажать историю. Напротив, они стремились опереться на документы, заимствуя их из разных источников, большей частью из “Истории. ” Карамзина. Тем самым они проявляли интерес к историческому правдолюбию и исторической документации. Например, каждой “Думе ” Рылеева предшествовала историческая справка, где рассказывалось о событии, изображенном в стихотворении. Рылеев, следовательно, убеждал читателей в точности нарисованной им исторической картины. С течением времени декабристы все более внимательно относились к исторически достоверной передаче событий, связав понятие историзма с понятием народности. Попытки уловить своеобразие эпохи, проникнуть в “душу” народа привели декабристов к воспроизведению нравов народа в ту или иную историческую эпоху.

Воспроизводя традиционные мотивы и оперевшись на бытовавшие структурные элементы, декабристы внесли в историческую повесть оригинальное идейное содержание и выразили историю через призму современности. Благодаря новому содержанию ранняя историческая повесть декабристов, включавшая идеи романтического историзма, вытеснила сентиментальную повесть на исторический сюжет и предварила дальнейшее углубление жанра.

Ошибались ли декабристы? (Русская историческая повесть XIX века)

Во взглядах декабристов на историю сильные стороны сочетались со слабыми. Декабристы были убеждены, что монархизм — деспотическая форма правления, что она сдерживала могучие силы нации и тормозила прогресс страны. Словом, самодержавие — душитель свободной самодеятельности нации и каждого отдельного человека.
Вместе с тем, идеи современности дворянские революционеры распространяли на весь исторический российский опыт, не усматривая качественного своеобразия той или иной эпохи и не замечая, что на определенном этапе истории самодержавие

Похожие сочинения:

Русская историческая повесть первой половины XIX века (Н. М. Карамзин «История государства Российского»)Интерес к истории в начале XIX века всколыхнулся в России с необыкновенной силой после мощного национального подъема, вызванного наполеоновскими войнами.

Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы«Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В.

Историческая повесть «Тарас Бульба»Идеал писателя нашел выражение в «Тарасе Бульбе», в повести, опоэтизировавшей духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы.

Историческая повесть «Капитанская дочка»Как «Медный всадник» связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в.

Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко)Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов.

Чацкий и декабристыКомедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение поистине гениальное, иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась.

Русская сатира XIX — начала XX века: от Н. Гоголя до Ильфа и Петрова«Сатира есть нечто иное, как зеркало, представляющее дурные или смешные стороны общества или части общества в данную минуту. Сатира есть.

Русская литература конца 19 — начала 20 векаПоэзия конца 19 века получила название «поэтического ренессанса» или «серебряного века». Постепенно термин «серебряный век» стали относить к той части.

Значение в литературе и анализ произведений «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы которых, отражая общественную жизнь своего времени, используют художественный вымысел.

Читать еще:  Как избавиться от растяжек после родов. Как избавиться от растяжек в домашних условиях

Историческая тема в творчестве А. С. ПушкинаЗнаменитые слова Белинского об «энциклопедии русской жизни» можно отнести ко всему творчеству А. С. Пушкина. Белинскому вторит и А. Григорьев.

Историческая тема в поэзии М. ЛермонтоваИсторическая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без.

Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе «Война и мир»Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят.

Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)И вижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизн в прижимаясь щекой… И. Бродский Иван Антонович Ефремов начал писать.

Историческая память в современной литературеВся история человека и человечества с древнейших времен и до наших дней — это борьба добра и зла. Что такое.

Повесть временных лет (Повесть временных лет Древнерусская литература)Повести или Повесть временных лет — так называется в исторической науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших до.

Русская земля в «Слове о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — одно из талантливейших произведений русской литературы. Оно было написано на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков.

Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны.

Историческая основа «Слова о полку Игореве»«Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили.

Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» А. С. Пушкин В 1812 году это событие в буре войны и.

Историческая память в русской литературе (по роману «Петр Первый»)Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия «На дыбе» и.

О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В.

Историческая тема в драматургии А. С. ПушкинаВскоре после окончания «Бориса Годунова» Пушкин задумал создать ряд новых драматических произведений на сюжеты из самых разных исторических эпох и.

Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И.

«Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести «Очарованный странник». О прожитой.

Художник Васнецов — русская сказка (эссе)Дрался он со Змием еще три часа И убил Змею ту проклятую. (Из былины) Я очень люблю русские народные сказки.

«Не пробуждай воспоминанья…» (классическая русская песня)Подбирая материал для сочинения, пришлось перебрать большое количество нот и специальных песенных изданий разных лет. И надо сказать, что многие.

А. С. Пушкин и русская литература… Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен.

Печорин — герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов xix века (Я хочу рассказать вам о книге)Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» я прочла до того, как мы стали работать над ним в классе, под.

Читать еще:  Окрашивание бровей, ресниц в салоне красоты - «стоит ли окрашивать ресницы в салоне? или лучше накрасить их дома тушью? смотрим результат.». Краска для ресниц и бровей

Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора.

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»Константин Федорович Юон — замечательный русский художник, картины которого поражают нас своим великолепием, красотой, очарованием и серебристо-жемчужным колоритом цветов. Ему.

Историческая повесть декабристов

Историческая повесть декабристов

Конкретное изображение исторической эпохи становится отличительной чертой декабристов-романтиков. Вместе с тем, в подходе декабристов к изображению прошлого присутствует свойственная предромантическому историзму условность взгляда на историю. В прошлом им виделось прямое созвучие с современным состоянием общества. Отсюда проистекает характерная для декабристской исторической литературы вообще аллюзионность, когда в истории отыскиваются события, поступки, качества, непосредственно налагаемые на современность и опрокидываемые в нее[16]. Но такое положение вещей не уравнивалось с простым иллюстрированием историей современности. Смысл метода аллюзий был глубже. Он сфокусировал и проявил своеобразие декабристского историзма.

В отличие от Карамзина, убежденного в непрекращающемся обновлении исторических эпох, декабристы, апеллируя к таким качествам национального характера, как патриотизм и свободолюбие, повторяющимся во все времена, проводили мысль об исторической устойчивости нравственного бытия русского человека, не зависящего от смены жизненных обстоятельств. Мысль о духе вечной вольности, перетекающей из одной эпохи в другую, явилась для них основанием идеи тождественности свободолюбивых идей и настроений древней поры и современности. Эту позицию декабристов подтверждал выводимый ими основной конфликт истории: неутихающая борьба республиканцев с тиранией и ее поборниками[17]. Отсюда для декабристской литературы являлось вполне логичным то обстоятельство, что древние и новые защитники свободы отягчены общими проблемами, мыслят и говорят одинаково.

Однако декабристы сознавали всю степень условности такого поведения героев, поэтому старались всячески подчеркнуть историческую достоверность самих описываемых событий. С этой целью они предпосылали тексту произведения историческую «справку», где рассказывалось, со ссылкой на источник (зачастую это была «История…» Карамзина), об изображаемом событии. Постепенно ориентированность писателей-декабристов на исторически достоверную основу все более возрастает и упрочивается, хотя функция самого исторического материала по-прежнему обусловливалась теми задачами, которые ставила перед собой декабристская литература, являясь средством выражения мироощущения декабристов и пропаганды их идей. Этим задачам была подчинена также декабристская историческая проза, и в частности повесть.

Жанровая история романтической исторической повести начинается с декабристской исторической повести, поскольку зачинщиками этого жанра стали писатели-декабристы (А. Бестужев, Н. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Корнилович). В их ранних произведениях сразу же определился интерес к двум темам: новгородской вольнице и ливонскому рыцарству, связанным с основными идеями декабристской литературы – гражданственностью и свободолюбием.

Не делая различий между общественным и личным, герои декабристских повестей положили за личное благо служение Отечеству. «Меня зовет Отечество» – этой фразой героя Кюхельбекера Адо может быть определен смысл жизни героев декабристов, их нравственный выбор («Но что скажет обо мне потомство, когда собственные выгоды предпочту выгодам Отечества, когда для моего счастия миллионы будут несчастливы… Нет, лучше соглашусь остаться в презрении, в оковах». – А. Раевский. «Василько в тюрьме».) Поэтому ничто не доставляет им столько страданий, сколько беды родной страны, главной из которых является несвобода. Не случайно Осмунд Ф. Глинки («Богдан Хмельницкий»), «никогда не плакавший о собственных горестях, проливал слезы о пленении отечества». Отсюда свобода отечества, неудержимое желание видеть его благоденствующим становятся главными побудительными мотивами поступков героев в декабристских повестях. Чтобы представить их свободолюбивые характеры, писатели-декабристы обратились к темам Новгорода и Ливонии.

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sochineniya-raznoe/19-vek/6699-oshibalis-li-dekabristy-russkaya-istoricheskaya-povest-xix-veka
http://russkie-sochineniya.ru/oshibalis-li-dekabristy-russkaya-istoricheskaya-povest-xix-veka/
http://lit.wikireading.ru/11900

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: