Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются). Диагностика пожилых людей Интересные тесты для пожилых людей
Содержание
- 1 Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются). Диагностика пожилых людей Интересные тесты для пожилых людей
- 1.1 Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов.
- 1.2 Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
- 1.3 Особенные дети и обычные люди — тест на инвалидность души. Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются) Тестирование инвалидов
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов.
Петрозаводск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
2. ДЛЯ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ….13
2.1 Тест на проверку памяти…………………………………………………………….13
2.2 Тест на речевую активность…………………………………………………………14
3. ДЛЯ ОЦЕНКИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ …………. 15
4. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ…………………….18
4.1 Методика «Склонность к одиночеству»……………………………………………18
4.2 Тест «Эгоцентрические реакции»…………………………………………………. 18
5. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ СФЕР ЖИЗНИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………………………21
5.2 Опросник «Активность повседневной жизни»…………………………………. 21
5.3 Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»…………………………………….23
6. ДЛЯ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ И САМООЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА……………………………………..25
6.1 Тест «Ваш психологический возраст»……………………………………………. 25
6.2 Тест «Перспектива продолжительности жизни»………………………………..…26
7. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОССОБЕННОСТЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………28
7.1 Методика «Мотивация аффилиации»……………………………………………. 28
7.2 Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»……………………….….30
ВВЕДЕНИЕ
В работе с пожилыми людьми психодиагностика позволяет оценивать возрастные изменения, характеристики личности, сохранность памяти, интеллекта, когнитивных и других. Это набор методик для диагностического тестирования, обследования, анализа и оценки личности, который может применяться в рамках социальной, коррекционной, профилактической работы. Психолог или психотерапевт может выявить начальные нарушения психических процессов, уточнив у пожилого человека, беспокоит ли его забывчивость и рассеянность внимания. До начала диагностической сессии пациенту задаются ряд общих вопросов о самочувствии, эмоциональном состоянии. Важно ознакомиться с историей болезни, уточнить, принимает ли человек какие-либо медикаменты, как они влияют на его состояние. Сбор анамнеза нужен, чтобы правильно интерпретировать результаты психодиагностики, учесть возможные особенности здоровья, личности человека.
Выбор методов психодиагностики и ее организация.
В работе с пожилыми людьми задачи психодиагностики усложняются из-за ослабления памяти и внимания, восприятия, возможной настороженности и тревожности, методы обследования выбираются с учетом этого:
· Человек не должен воспринимать беседу с психологом или психотерапевтом как формальность или как визит к врачу. Желательно создать доверительную атмосферу, установить тесный контакт терапевта с пациентом;
· Важно, чтобы пожилой человек полностью понимал, осознавал происходящее. Для этого до начала обследования желательно провести вводную беседу. В организации опросов, тестов, выбирают такие их вариации, которые точно будут понятны пациенту;
· Психодиагностика может использовать некоторые виды анализов и инструментального обследования (регистрацию изменения частоты дыхания, сердечного пульса). Эти методы используют только при условии, что для их применения нет противопоказаний;
· В ходе обследования важен постоянный контроль. Психолог должен отслеживать возникающие трудности, помогать человеку справляться с ними, разъяснять отдельные вопросы, необходимость и порядок выполнения тех или иных тестов;
· Отсутствие внешних раздражителей. В пожилом возрасте могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания. Чтобы исключить их, психодиагностику организуют в отдельном помещении, индивидуально для пациента, так, чтобы он не отвлекался на посторонние шумы, других людей и т.п.
Методы:
Беседа. Воспринимается пожилыми людьми лучше всего — это привычная форма контакта. В начале беседы психолог задает общие вопросы, на развитие диалога могут влиять интересы и предпочтения самого пациента, и это также является источником информации для оценки личности. Выбор темы беседы важно оставлять за пожилым человеком, проявляя к нему тем самым уважение. Кроме того, известно, что самостоятельный выбор поднимает уровень самоуважения и общей удовлетворенности жизнью.
Опрос. Предполагает последовательные ответы на поставленные психологом вопросы. Заранее сформированный список вопросов не должен быть окончательным: специалист отслеживает реакцию пациента и может корректировать ход опроса, основываясь на ней. При условии, что человек хорошо идет на контакт, опрос помогает быстро собрать базовую информацию для дальнейшей работы. Часто ситуация опроса воспринимается пожилыми людьми как формальный экзамен или как визит к врачу, поэтому важно создавать ситуацию, приближенную к их реальной жизни. Желательно получать необходимую информацию, проводить встречи с пожилыми людьми с целью диагностики в их собственных домах, квартирах, местах, где они живут постоянно. Это позволит пожилым людям гармонично вписаться в ситуацию опроса, которую они будут воспринимать как беседу о своей жизни, не испытывая внутреннего напряжения.
Анкетирование. Подходит для пациентов, которые имеют проблемы в общении с другими людьми, но способны заполнять бумажные опросы. Желательно, чтобы при анкетировании присутствовал психолог, отслеживающий реакции на тот или иной пункт, помогающий справиться с трудностями в заполнении опросного листа, если они возникают. Пожилые люди должны понимать, о чем идет речь в анкете. Поэтому важной проблемой остается неграмотность и низкое образование, что часто встречается среди пожилых людей. Низкое образование затрудняет понимание пожилыми людьми вопросов тестов и анкет, что влечет систематические ошибки при оценке когнитивной недостаточности у малообразованных людей и ложно негативных результатов — у высокообразованных.
Игровые формы психодиагностики. Подходят не всем пациентам, так как с возрастом фантазия, воображение, способность к вариативному мышлению снижается. Если они сохранены в достаточном объеме, психолог может организовать диагностическую сессию в игровой форме. Она может содержать элементы арт-терапии, сказкотерапии, предполагать придумывание сюжета или персонажа.
Опросы, тесты или беседы не должны быть слишком длинными — в пожилом возрасте сложнее концентрироваться на одной задаче, и долгая работа может утомлять.
Пожилым людям требуется больше времени для адаптации к ситуации опроса или тестирования. Такая адаптация необходима для того, чтобы опрашиваемый человек почувствовал себя спокойным и непринужденным. Ситуация опроса требует атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, поэтому пожилым людям нужно помогать, одобряя и подбадривая их во время тестирования. Важно, чтобы пожилые люди были уверены в том, что их выслушают серьезно и конструктивно используют сказанное ими.
Перед началом любой диагностической работы с пожилыми людьми нужно объяснить цели опроса и почему нужно откровенно отвечать на вопросы.
Важно учитывать время опроса. Многие исследователи считают, что для пожилых людей лучше несколько коротких опросов, чем одно длительное тестирование. Заканчивать любую встречу с пожилым человеком нужно на ноте его успешной помощи и будущего сотрудничества.
Кроме того, нужно всегда помнить о вопросах этики при работе с людьми позднего возраста. Например, существуют ограничения в исследовании процессов принятия решений в важных обстоятельствах жизни: выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации, многочисленные в позднем возрасте, — потеря близких, переживания разного рода; конфликты семейные и жестокое отношение и т.д. Нужно помнить о том, что эти люди имеют право на защиту от вовлечения в деятельность, которую они не понимают.
К этическим проблемам можно отнести и обратную связь, т.е. пожилой человек должен не только знать, почему его опрашивают, но и какие он имеет результаты. Важно принимать во внимание конфиденциальность и сохранность данных, полученных в опросе (какие записи будут сохраняться; кто будет их вести; кто будет иметь к ним доступ и проч.).
В заключение стоит отметить, что принципы диагностики не изменяются в зависимости от возраста пожилого человека. К ним, например, относятся выбор манеры разговора, которая комфортна для специалиста и пожилого человека, что позволяет обмениваться ясной и понятной информацией; использование открытых вопросов, чтобы наметить область обсуждения, и закрытых вопросов, чтобы установить детали; изучение картины в динамике и т.д.
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов.
ТЕСТЫ НА ДЕМЕНЦИЮ
Ранняя диагностика деменции крайне важна, ведь своевременное выявление патологии позволит предотвратить ее дальнейшее развитие и эффективно провести лечение. Однако обнаружить симптомы слабоумия на начальных стадиях болезни очень сложно. Тесты на выявление деменции являются одним из наиболее достоверных и простых способов обнаружения патологии. По результатам выполнения человеком тех или иных заданий теста можно судить о наличии у него определенных расстройств, характерных для слабоумия, и необходимости проведения более серьезных методов обследования.
Тест на деменцию SAGE
Тест SAGE (Self Administrated Gerocognitive Exam) направлен на выявление умеренных нарушений памяти и мышления, а также ранних симптомов деменции. При проверке тест продемонстрировал высокую чувствительность и низкую вероятность ошибочного диагноза. Важным преимуществом данного теста является возможность проводить его самим пациентом, без участия врача, что значительно упрощает выявление начальных проявлений деменции.
Порядок проведения теста SAGE. Пациент должен самостоятельно выполнять ручкой предложенные задания. Психологу необходимо только пояснить, что во время тестирования нельзя пользоваться календарем или часами. Если пациент затрудняется выполнять задания, просит помощи, следует ответить: «Постарайтесь выполнить максимальное количество упражнений». На выполнение отводится 10-15 минут.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 444 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).
1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:
· тест «Перспектива продолжительности жизни»;
· тест «Ваш психологический возраст».
2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:
· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);
· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).
3. Для социальных служб рекомендуются оперативные методики:
· тест «Эгоцентрические ассоциации»;
· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004).
4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожилого и старческого возраста предлагаются следующие методы:
· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера — ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);
· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.
5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:
· опросник «Активность повседневной жизни» — «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);
· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Никифоров Г. С, 2007).
ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ
Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»
Автор Ч. Спилбергер.
Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность — тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность — тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.
Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.
Оценка реактивной тревожности
Оценка личностной тревожности
Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности — 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности — 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.
Шкала СП
1. Ялегко схожусь с людьми.
2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.
3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.
4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.
5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.
6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от компании.
7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.
8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на оживленном курорте.
9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.
12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.
13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
17. У меня очень много близких друзей.
18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.
20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.
22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.
23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.
24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Шкала СО
1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.
8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
12. Мне трудно отказывать людям.
13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.
14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.
18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
22. Временами я уверен, что никому не нужен.
23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзывается в мой адрес.
24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
Шкала СП.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 3, 4, 6, 8 — 11, 13, 16 — 19, 23 — 25, 27 —29 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Шкала СО.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 — 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.
Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.
Ориентировка во времени
Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.
Ориентировка в месте
Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка — 5 баллов.
Восприятие
Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценивается в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка — 3 балла.
Концентрация внимания
Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» — ставится 4 балла; если «ялмзе» — 3 балла и т.д. Максимальная оценка — 5 баллов.
Память
Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые заучивались им раньше — это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.
6. Речевые функции
Инструкция.
A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично —
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценивается в 1 балл.
B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.
Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Оценивается в 1 балл.
Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также — иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.
Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.
Форма протокола
Здоровая спина. Ортопедические изделия
Особенные дети и обычные люди — тест на инвалидность души. Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются) Тестирование инвалидов
Сердечно-сосудистая система у инвалидов менее подвижна, чем у здорового человека, поэтому тесты должны быть простыми и одинаковыми для всех инвалидов, занимающихся конкретным видом спорта. Врачебный контроль должен быть более тщательным, постоянным и комплексным.
Тесты для волейболистов-ампутантов
1. И.п. — лежа на спине. В течение 1 мин максимальное
количество раз лечь-сесть. Пульс подсчитывается до и после
пробы. Определяется время восстановления.
2. И.п. — сидя на полу. На кистях рук сделать угол и как
можно дольше его удерживать.
3. И.п. — спиной к гимнастической стенке. Подтянувшись
на руках, сделать угол и как можно дольше его удерживать.
4. Бег на тредмилле (в протезе) 3 мин. До и после бега —
оценка работы сердечно-сосудистой системы.
6. Проплыть в бассейне 3 отрезка по 50 м с интервалом в
3 мин. Фиксируется время заплыва и восстановления ЧСС.
7. Имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. По 20-
секундным отрезкам фиксируют количество гребков и ЧСС.
Тесты для футболистов
1. Упражнения с мячом на координацию. Положить на пол в
одну линию 3 мяча и выполнять прыжки на двух ногах через
мячи с поворотом (на время).
2. Ведение мяча 5-10 м с последующим ударом по нему с
попаданием в цель (ворота или щит).
3. Проба Ромберга на время.
1.Бег 3 мин на тредмилле. До и после нагрузки определяют
ся ЧСС и время ее восстановления.
2.Велоэргометрическая нагрузка в течение 5 мин. До и пос
ле — подсчет ЧСС и определение времени восстановления.
3.Для пловцов — тестирование на тренажере Мартенса-Хют
теля в течение 1 мин. Каждые 20 с фиксируется число гребков.
До и после подсчитывают пульс и определяют время его восста
новления.
При ампутациях конечностей у инвалида наступает период длительных перестроек, связанных с приспособлением организма к новым условиям существования. Приспособительные реакции индивидуальны, они зависят от характера произведенной операции, возраста, пола индивида, его физической подготовленности, качества протеза (его конструкции), психологического статуса человека и т.д.
Следует заметить, что степень компенсации во многом предопределяется состоянием культи. Более полное восстановление трудоспособности достигается в том случае, когда протез используется на безболезненной, сильной культе, не имеющей ограничения движений в суставах.
Нормальная подвижность в суставах — необходимое условие для успешного развития компенсаторных приспособлений послеампутации конечностей. Ограничение движений в каком-либо суставе всегда нарушает функцию конечности, а при ампутации еще более усугубляет состояние инвалида.
Одной из причин образования послеоперационных контрактур являются боль, привычное положение конечности, образование рубцов (рубца) на культе, а также нарушение равновесия во время ходьбы.
После ампутации верхней конечности наблюдается изменение осанки: смещения надплечья вверх-вперед и так называемые крыловидные лопатки. Смещение надплечья выражено на стороне более высокого усечения конечности или на стороне менее функционирующей культи. Кроме того, отмечается атрофия мышц культи, надплечья и у многих — ограничение движений в плечевом суставе.
В основе изменений осанки лежат анатомо-физиологические, динамические факторы и рефлекторные сокращения мышц. Поэтому главными в реабилитации инвалидов являются средства физической культуры, гидрокинезотерапия, массаж, криомассаж, тренировки на тренажерах, плавание в бассейне в специальных лопаточках (при ампутации верхней конечности) и со специальными резиновыми кругами (при ампутации нижней конечности).
Необходимы корригирующие упражнения, направленные на профилактику расстройств осанки, — плавание способом брасс, выполнение упражнений в бассейне с резиновыми амортизаторами, тренировки в зале на тренажерах (включая только симметричные упражнения для конечностей).
Если нарушения осанки прогрессируют, то появляется искривление позвоночника. После ампутации одной конечности происходит значительное нарушение условий статики тела, которое утрачивает опору на одну из сторон. Центр тяжести тела перемещается в сторону сохранившейся конечности, что вызывает изменения в напряжении нервно-мышечного аппарата, необходимые для сохранения равновесия. Вследствие утраты опоры и нарушения мышечного равновесия происходит наклон таза в сторону, где опоры нет.
После применения протеза наклон таза все же сохраняется, так как протез принято делать короче здоровой конечности для облегчения пользования им. В этой связи происходит наклон позвоночника в пояснично-крестцовом отделе. При этом обычно наблюдается асимметрия плечевого пояса на уровне расположения надплечий и лопаток.
В этом случае мышцы туловища находятся в разных условиях, так как на одной стороне они растянуты, а на другой — сокращены, укорочены.
Для нормализации функционального состояния мышц спины показаны сегментарно-рефлекторный, вибрационный массаж, гидрокинезотерапия, тренировки на тренажерах, корригирующая гимнастика.
Если имеется сгибательная контрактура тазобедренного сустава, особенно часто наблюдаемая после ампутации в пределах средней (особенно верхней) трети бедра, происходит еще большее расстройство осанки, вызывающее болевые ощущения в поясничной области, что затрудняет и ограничивает пользование протезами.
При ампутации нижней конечности необходимо тренировать опорную функцию культи, включая упражнения для развития равновесия.
Разумеется, что развитие компенсаторной приспособляемости при плохом сохранении (стоянии) тела в равновесии весьма затруднено и ограничено. Без соответствующей тренировки передвижение на протезах
При обучении ходьбе на протезах всегда необходимы упражнения в равновесии.
Большое значение имеют упражнения на развитие гибкости (подвижности) позвоночника, суставов, развитие мышечно-суставного чувства. Двигательный навык представляет собой координированный акт, в котором проприоцептивные импульсы имеют исключительно важное значение. Поскольку инвалид пользуется протезом, то тренировка мышечно-суставной чувствительности, силы, выносливости и координации движений имеет большое практическое значение.
Применяя средства физкультуры, следует помнить, что разные группы мышц значительно различаются по выносливости. У инвалидов, занимающихся спортом, имеет место хроническая перегрузка здоровой конечности, в частности, мышц стопы и голени. Появление плоскостопия у ампутантов рассматривается как функциональная недостаточность стопы. Следует включать тейпирование стопы и курсовое лечение плоскостопия (электростимуляцию мышц стопы, ЛФК, массаж конечности и т.д.).
Профилактика контрактур особенно важна для инвалидов, занимающихся спортом. Послеоперационные контрактуры можно устранить, если в разминку постоянно включать специальные упражнения для суставов, культи и мышц тазового дна, спины, живота и др., а также криомассаж.
После тренировки необходим релаксационный массаж спины, ягодиц, бедер и живота в течение 5-10 мин, упражнения на растягивание соединительнотканных образований и криомассаж наиболее спазмированных мышц.
У инвалидов-ампутантов резко выражена атрофия мышц ампутированной конечности, которая ведет к тому, что культя в протезе «болтается». Это приводит к возникновению потертости культи, ушибам суставов, наминам.
Наблюдения показывают, что тренировки не увеличивают в объеме мышцы ампутированной конечности, увеличивается лишь амплитуда подвижности в суставе (суставах) и сила мышц. Можно увеличить тонус мышц и спустя определенное время произвести замену протеза, иначе будут возникать потертости, намины культи, воспаления, лимфангиты и другие осложнения.
Футболисты, ампутанты на костылях и волейболисты-ампутанты. У футболистов-ампутантов от пользования костылями происходит сдавление подмышечных сосудов, нервов и нередко возникают невриты.
Реабилитация. После тренировки — массаж спины, рук и ноги, гидромассаж, гидрокинезотерапия и др. Места потертостей смазать 10% -м водным раствором мумиё. Необходима также электростимуляция ягодичных мышц для профилактики контрактур и атрофии мышц.
ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ
Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»
Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность — тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность — тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.
Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.
Источники:
http://studopedia.net/15_40144_perechen-testov-i-metodik-kotorie-mozhno-ispolzovat-dlya-diagnostiki-psihosotsialnogo-statusa-pozhilih-lyudey-i-invalidov.html
http://cyberpedia.su/16x3a29.html
http://postur.ru/lumbar/osobennye-deti-i-obychnye-lyudi—test-na-invalidnost-dushi.html