59 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему карамзина считают родоначальником сентиментализма. Н

Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?

Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором «Московского журнала», уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796—1801). В 1792 году он создаёт два произведения, которые стали известнейшими и любимейшими произведениями русской литературы того времени: повести «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». Эти повести написаны в стиле сентиментализма.

Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, «преобразовал русский язык».

Слова и выражения, введённые в русский язык Н. М. Карамзиным: чувствительность, деликатность, влюбленность, тонкий вкус, утончённость, будущность, представитель, общественность, человечный, усовершенствовать, переворот, развитие.

Это была настоящая революция в языке. Но важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного произведения. Его герои — не цари и вожди, а молодые девушки, простые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать.

С 1804 года Карамзин берётся за огромный труд, над которым будет работать более двадцати лет — до конца своей жизни: написание «Истории государства Российского». Работу над ней можно назвать подвигом жизни Карамзина. «История. » вдохновит многих русских писателей на создание произведений на исторические темы (вспомним, например, пушкинского «Бориса Годунова»),

Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».

Русский сентиментализм и «История государства Российского» — вот великое наследие Николая Михайловича Карамзина.

Почему карамзина считают родоначальником сентиментализма. Н

В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу &#151 в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. «Слезы, проливаемые читателями, &#151 писал Карамзин, &#151 текут всегда от любви к добру и питают его».

На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное &#151 внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. близким дружеским обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, «чувствительными» героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут заканчиваться гибелью или несчастьем героя.

Читать еще:  Что значит сюжет является творческим вымыслом. Значение вымысел художественный в словаре литературоведческих терминов

В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала «Бедная Лиза», а путешествия &#151 его «Письма русского путешественника».

Популярность «Бедной Лизы» не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Она и сейчас читается с живым интересом. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность («великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце; когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»), и пасторальность («Внизу расстилаются тучные, густозеленые, цветущие луга»), и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека.

Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу «и крестьянки любить умеют!», которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ &#151 не всегда удел бедняков.

Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству.

Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. «Незнакомец выпил &#151 и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее». Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви».

Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, &#151 они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза &#151 дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд.

Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный «малый», принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. «Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд.

Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом.

Читать еще:  Рентген картины мона лиза. Техника Леонардо да Винчи раскрыта

«Бедная Лиза» вызвала целую волну подражаний: «Бедная Маша» Измайлова, «Александр и Юлия» Львова, «Обольщенная Генриетта» Свечинского и множество других. Разнообразные по своему характеру, произведения эти группируются по способу выражения «чувствительности». Одни авторы предпочитают раскрывать свое сердце, отвлекаясь от какого-либо сюжета. Другие, напротив, используют сюжет с множеством конфликтов и коллизий. Появились также произведения «умозрительные», в которых обосновывалась польза сентиментального воспитания. Примером таких сочинений служила повесть Георгиевского «Евгения, или Письма к другу». Герой пишет письма к другу, в которых сообщает, как он женился, как он и жена рассуждают о воспитании сына. Письма передают не столько внешнюю канву событий, сколько напряженную внутреннюю жизнь героя.

В 1810-е годы обнаруживаются признаки кризиса сентиментализма.

Появилось много подражателей и эпигонов, упростивших философский смысл представлений Карамзина и его сторонников. Ложная чувствительность, выспренный и напыщенный язык усиливали недовольство читателей сентиментальной повестью.

Однако надо сказать, что стилистические штампы и витиеватый слог свойственны всем писателям данного направления. Проза в те годы только еще искала свой стиль. Выражение психологических состояний человека представляло огромную трудность из-за необработанности русского литературного языка.

В этих условиях образцом для выражения эмоционального состояния служил язык поэзии. Поэтому особенности языка поэзии прямо переносились в прозу, и писатели старались писать прозу так, как пишут стихи. Но это порождало «сладость» стиля, над которыми сами же писатели иронизировали. Так, автором «массового» сентиментализма был П.Шаликов. Поэт Туманский писал о нем:

Дитя пастушеской натуры
Писатель Нуликов так сладостно поет,
Что уж пора б ему назваться без хлопот
Кондитером литературы.

Но жизнь жанра не завершилась. Что касается путешествия, вобравшего в себя повесть, историю, мемуары, политический очерк, бытовую сценку, то оно приобрело другие литературные формы: роман приключений, роман путешествий, путевой очерк. Глубина содержания путешествия определялась теперь всем духовным миром автора. Лучшие произведения русских пиcателей в жанре путешествия &#151 «Письма русского офицера» Ф. Глинки, путевая публицистика В. Кюхельбекера, «Путешествие в Арзрум» А. Пушкина, «Фрегат Паллада» И. Гончарова &#151 отвечают новым читательским ожиданиям, так как в них представлена личность путешественника-собеседника.

Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества &#151 со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

Н. М. Карамзин – основоположник сентиментализма. « Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н. М. Карамзин – основоположник сентиментализма. « Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность

«Везде и во всём Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом» В.Г. Белинский

Цель урока: Обозначить жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина Дать представление о сентиментализме, сравнить сентиментализм и классицизм в русской литературе 18 века. Начать знакомство с повестью Карамзина «Бедная Лиза»

Классицизм. Классици́зм — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Читать еще:  Симптомы и лечение лактостаза у кормящей матери: как сохранить грудное вскармливание. Что делать, если произошел застой молока в груди

Сентиментализм. Сентиментали́зм — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Биография Н.М. Карамзина. Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена . Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

Н.М. Карамзин-историк, Н.М. Карамзин-публицист. Колоссальнейший талант и трудолюбие Н.М. Карамзина оставили замечательнейший след в разных направлениях человеческой деятельности. Н.М. Карамзин-историк, Н.М. Карамзин-публицист навсегда вошел в историю, мировую и отечественную. Выступая в качестве публициста и историка, Н.М. Карамзин всегда был последователен, тверд, принципиален. Он стремился глубоко аргументировать свое мнение. Н.М. Карамзин проявил себя великим патриотом, которого глубоко волновало будущее России в мировой цивилизации.

« Может быть, никто из живущих в Москве не знает хорошо окрестности города сего, как я (. ) « Внизу расстилаются тучные, густо-населенные цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок…»

«Но всего чаще всего привлекает меня к стенам Симонова монастыря- воспоминания о плачевной судьбе Лизы, Бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Основная идея. Основная идея писателей-сентименталистов – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы . « Резко противопоставляется деревня ( средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу ( символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои « поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу.

Задача сентименталистов: Заставить читателя сопереживать героям, сострадать им, показать « нежнейшие чувства» и вызвать их же у читателя. Н.М. Карамзин в своей статье « Что нужно автору ?» писал : « Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей»

Черты классицизма Черты сентиментализма Идеал- образы и форма античного искусства Идеал — нравственная чистота,душевность, естественность Культразума, долга Культчувства Прославлениеблагородных деяний людей Частная жизнь,сфера чувств, любовь Герой воплощает в себе всеобщее.Внешняя сторона жизни. Акцент на поступки героев. Герой приобретаетиндивидуальные черты. Зарождается психологизм. Авторская позиция– объективность. Авторская позиция– субъективность. Принцип« подражание природе». Пейзаж : вспомогательная роль, условность. Пейзаж как отражение чувств героев, средство психологической характеристики . Нормированность : преобладание высокой книжной лексики.Строгие правила. Внедрение разговорного языка . Жанры:« высокие» (трагедия, ода) и «низкие» ( комедия, басня) Жанры: элегия, послание, сентиментальнаяповесть, дневник.

Общие вопросы: Как вы думаете, почему именно Карамзин стал основателем « Сентиментализма» в русской литературе 18 века ? Каковы ваши впечатления о прочитанной повести ? А как вы считаете, что первично: « твердый разум» или « нежнейшие чувства» ?

Домашние задание: Подготовить характеристики главных героев( Лиза, Эраст) – 1, 2 ряд. Какова роль пейзажа в повести – 3 ряд .

Источники:

http://gitun.com/q/8642
http://www.kostyor.ru/student/?n=209
http://infourok.ru/n-m-karamzin-osnovopolozhnik-sentimentalizma-bednaya-liza-novaya-esteticheskaya-realnost-2148128.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector